Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Липовская основная школа №15»
Проект
Тема: «Права подростка в современном обществе»
Выполнил:
ученик 9 класса
ФИО
Руководитель:
учитель обществознания
Березина Н.В.
Малая Липовка
2023 год
Оглавление
Введение..……………………………………………………………….стр.
3
1. Право и правовой статус подростка.……………….…………………….стр. 5
2. Документы, отражающие права подростка.…………………………….стр. 6
3. Права ребенка в сфере образования.………………..........................стр. 10
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 5 -9 классов…стр11
Заключение…………………………………………………………….стр.11
Список информационных ресурсов …………………………………стр. 13
Введение
Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе.
Задачи проекта:
1. познакомиться c понятием «правовой статус подростка»;
2. изучить документы, отражающие права подростка;
3. провести анкетирование по проблеме "Формирование правового сознания и поведения современных школьников";
4. подготовить рекомендации и выработать кодекс класс.
Проблемный вопрос: какие права имеет подросток в нашей стране?
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях
Практическая значимость полученных результатов: материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.
Актуальность исследования. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.
Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным
членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.
В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.
Предмет исследования: права подростков в современном обществе
Методы исследования: анализ литературы и нормативно - правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме.
1. Право и правовой статус подростка.
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.
Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.
2. Документы, отражающие права подростка.
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
· Всеобщая декларация прав человека;
· Декларация прав ребёнка;
· Конвенция ООН о правах ребёнка;
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
· Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
· Конституция РФ;
· Гражданский кодекс;
· Семейный кодекс РФ
· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
· Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979 г. по 1989 г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
· Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
· Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
· Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
· Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
· Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
· Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
· Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
· Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
· Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
· Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
· Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
· Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
· Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
· Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
· Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
· Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
3. Права ребенка в сфере образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
Цель опроса - выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов, отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 5 -9 классов.
С целью определения потребностей детей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности», в котором приняли участие обучающиеся 5-9 классов (см. приложение).
Из 17 опрошенных большинство, 11 чел., знают ХОРОШО свои основные права и обязанности, ОТЛИЧНО знают права всего 4 чел., знают свои права и обязанности недостаточно хорошо или не знают совсем 2 чел. 11 чел. считают, что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. Есть те, кто считает, что ВАЖНЕЕ соблюдение своих прав - 3 чел. Но есть и те, кто считает ВАЖНЕЕ соблюдение своих обязанностей - 3 чел. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» - все респонденты ответили «да». 13 ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома, в семье. Только 1 чел. смог назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе со стороны взрослых (учителей, персонала) 15 ребят ответили положительно, а вот со стороны других школьников, одноклассников 2 чел. ответили, что ЧАСТО их ПРАВА НАРУШАЮТ.
По результатам анкетирования мы выяснили, что правовые знания нужны детям.
Заключение
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагали в классах выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
· Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
· Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
· В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками.
· В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
· Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
· Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
· Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
· Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
· Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
· Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
· Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
· Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
Список используемых источников
1. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность, «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
2. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
3. Всеобщая декларация прав человека
4. Декларация прав ребенка
5. Конвенция о правах ребенка
6. Конституция РФ
7. Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
8. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
9. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
10. Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
11. Федеральный закон «Об образовании»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.