Проект «Птичья столовая»

Тип проекта: педагогический, исследовательско - творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи.
Воспитатель Князева И.В.
Воспитатель Никитина Е.В.
Волгоград, 2022 г.
Структура педагогического проекта
Название проекта: «Птичья столовая»
Авторы проекта: Князева Ирина Владиславовна, воспитатель; Никитина Елена Валентиновна, воспитатель.
Участники проекта: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа для детей с тяжёлым нарушением речи), воспитатели.
Место реализации проекта: МОУ детский сад № 32 Дзержинского района г. Волгограда, подготовительная к школе группа для детей с тяжёлым нарушением речи.
Тип проекта: педагогический, исследовательско - творческий, групповой, краткосрочный (06.12.21 - 16.12.21 г.).
Проблема, значимая для педагогов, на решение которой направлен проект:
Какую роль в экосистеме играют птицы и почему так важна зимняя подкормка птиц.
Цель проекта: сформирование у детей понимания роли птиц как компонента экосистем, изучение разнообразия зимующих птиц нашей местности, их образа жизни и поведения, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.
Задачи проекта:
· создать в группе условия для знакомства детей с птицами, которые зимуют в нашей местности;
· изучить и подобрать кормовую базу зимующим птицам;
· изготовить кормушки с помощью родителей и повесить их на участке группы;
· обобщить и проанализировать полученные знания, путем установления причинно-следственных связей;
· воспитать чувство ответственности и бережного отношения к природе.
Актуальность:
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают не только взрослых, но и детей. В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. А главной причиной является экологическая безответственность. В связи с этим необходимо с раннего возраста уделять как можно больше внимания экологическому воспитанию.
Волгоградская область является крупнейшим промышленным регионом юга России.
На территории Волгоградской области насчитывается 236 видов птиц, из них 38 видов – краснокнижные. Зима – трудный период в жизни птиц. Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Наш проект «Птичья столовая», как способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. В процессе реализации проекта дети учатся любить природу, сопереживать, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, птиц и животных.
Необходимые материалы: наглядные пособия, дидактический материал, подборка информационной и справочной литературы, ноутбук, видео и фото-презентации, реквизит для сюжетных игр.
Продукт проекта: Система занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Форма проведения итогового мероприятия: участие воспитанников и их родителей в экологической акции «Покормите птиц зимой».
Ожидаемые результаты проекта:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды накопленным методическим материалом;
2. Расширение и систематизация у детей знаний об экологии Волгоградской области, о значении птиц в экосистеме;
3. Осознание детьми экологических зависимостей, бережного и гуманного отношения к природе, животным, птицам;
4. Участие воспитанников и их родителей в экологической акции «Покормите птиц зимой».
Технология проекта и этапы реализации плана:
Национально-региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В рамках реализации национально-регионального компонента в ДОУ, на занятии «Ознакомление с окружающим миром» мы проводили беседу «Как живут наши пернатые друзья зимой», в ходе которой дети узнали что Волгоградская область является одним из уникальнейших мест на земле. После проведенной беседы дети захотели еще больше узнать о роли птиц в экосистеме, об уникальных птицах нашей области и почему их нужно беречь зимой, а затем поделиться полученными знаниями со своими сверстниками и взрослыми. Так у нас родилась идея создать проект «Птичья столовая».
I этап – подготовительный
Цель: создание мотивации и необходимых условий для работы над проектом.
План реализации подготовительного этапа проекта
|
Сроки |
Мероприятия |
участники |
|
06.12.2021- 08.12.2021 г
|
1. Выбор и обоснование темы проекта, определение сроков, целей и задач работы. |
Педагоги |
|
2. Подбор литературы по теме проекта, разработка системы занятий, подбор наглядного и дидактического материала, фото и видео – сюжетов. |
Педагоги, родители |
|
|
3. Консультация для родителей «Природа, семья, ребенок». Обсуждение с родителями темы проекта и обращение к ним с просьбой изготовления наглядного материала (Приложение № 1). |
Родители, педагоги |
II этап – основной (практический)
Цель: создание условий для реализации проекта, реализация включённых в проект мероприятий. В данный этап включена работа по двум направлениям:
- работа с детьми,
- работа с родителями.
Совместная деятельность с детьми:
|
Дата |
Основные направления деятельности |
Участники |
|
09.12.21 |
1. ОД Окружающий мир «Как живут наши пернатые друзья зимой» 2. ОД Рисование «Птички синички» |
Воспитанники, педагоги |
|
10.12.21 |
1. ОД Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах» 2. Презентация «Зимний стол для птиц» |
Педагоги, воспитанники |
|
13.12.21 |
1. ОД Аппликация «Воробьи зимой» 2. Дидактическая игра «Что за птица?» |
Педагоги, воспитанники |
|
14.12.21 |
1. ОД Лепка «Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей» 2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса» |
Педагоги, воспитанники |
|
15.12.21 |
1. Чтение произведения Тимофей Евдошенко «Берегите птиц» 2. Изготовление корма для птиц (венок из колосков пшеницы). |
Педагоги, воспитанники |
|
16.12.21 |
Размещение кормушек для птиц на территории участка группы, подкормка птиц. |
Педагоги, воспитанники |
Работа с родителями:
· Тематическая консультация: «Природа, семья, ребенок».
· Привлечение к участию в выставках тематических работ: рисунков, аппликаций, подделок.
· Привлечение к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек для птиц вместе с детьми.
III этап – заключительный.
Цель: систематизировать у воспитанников полученные знания о значении птиц в экосистеме. Оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.
Подведение итогов и презентация проекта в рамках ДОУ.
· Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»;
· Презентация проекта для родителей воспитанников и педагогов ДОУ;
· Рефлексия деятельности участников проекта.
Результативность:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, увлекательной, содержательной экологической деятельности детей с учетом развития личностных и возрастных особенностей.
В ходе реализации проекта, в совместной деятельности педагогов, родителей детей и воспитанников группы, мы смогли достичь следующих результатов:
ü Посредством реализации системы занятий были сформированы элементарные экологические знания и представления о жизни птиц в зимний период;
ü Дети стали понимать какое место в жизни человека занимает природа, заметно бережнее стали относиться ко всему живому;
ü Повысился интерес к явлениям и объектам природы;
ü Закреплены умения экспериментировать, анализировать и делать выводы;
ü Повысилась экологическая культура родителей. Благодаря их активной помощи мы смогли реализовать образовательную деятельность и принять участие в областной экологической акции «Покормите птиц зимой».
Итоги работы:
Реализация нашего проекта вовлекла всех участников, а именно: педагогов, родителей детей и воспитанников группы, в одно общее увлекательное дело. Детям и взрослым была дана возможность активно участвовать в продуктивной деятельности и видеть результат своего труда. Родители с удовольствием включились в воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада. Никто из участников не остался равнодушным к природе и ее обитателям.
С помощью нашего проекта у детей и взрослых пополнились знания о птицах, зимующих в Волгоградской области и их роли в жизни каждого человека. В процессе работы над проектом укрепились межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. Совместная деятельность помогает формировать у всех участников проекта такие важные качества как: дисциплинированность, ответственность, наблюдательность.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что проводимая работа достаточно эффективна, результативна и имеет место быть в экологическом воспитании детей.
Список литературы:
1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. Дошкольное воспитание. – 2014.-№4.
2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Логос, 2010.
3. Веракса, Н.Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012
4. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. Дошкольное воспитание. - 2011.- № 9.
Интернет-ресурсы:
1. Экологические проблемы Волгоградской области (Волгограда) (ecology-of.ru)
ПРИЛОЖЕНИЯ








Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.