Проект "Птичья столовая"

  • docx
  • 15.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект птичья столовая Никитина, Князева.docx

 

 

 

                              

Проект «Птичья столовая»

 

 

Тип проекта: педагогический, исследовательско - творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи.

Воспитатель Князева И.В.

Воспитатель Никитина Е.В.

 

Волгоград, 2022 г.

Структура педагогического проекта

Название проекта: «Птичья столовая»

Авторы проекта: Князева Ирина Владиславовна, воспитатель; Никитина Елена Валентиновна, воспитатель.

Участники проекта: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа для детей с тяжёлым нарушением речи), воспитатели.

Место реализации проекта: МОУ детский сад № 32 Дзержинского района г. Волгограда, подготовительная к школе группа для детей с тяжёлым нарушением речи.

Тип проекта: педагогический, исследовательско - творческий, групповой, краткосрочный (06.12.21 - 16.12.21 г.).

Проблема, значимая для педагогов, на решение которой направлен проект:

Какую роль в экосистеме играют птицы и почему так важна зимняя подкормка птиц.

Цель проекта: сформирование у детей понимания роли птиц как компонента экосистем, изучение разнообразия зимующих птиц нашей местности, их образа жизни и поведения, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.

Задачи проекта:                                                                                                              

·        создать в группе условия для знакомства детей с птицами, которые зимуют в нашей местности;

·        изучить и подобрать кормовую базу зимующим птицам;

·        изготовить кормушки с помощью родителей и повесить их на участке группы;

·        обобщить и проанализировать полученные знания, путем установления причинно-следственных связей;

·        воспитать чувство ответственности и бережного отношения к природе.       

 

 

 

Актуальность:

     Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают не только взрослых, но и детей. В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. А главной причиной является экологическая безответственность. В связи с этим необходимо с раннего возраста уделять как можно больше внимания экологическому воспитанию.

Волгоградская область является крупнейшим промышленным регионом юга России.

На территории Волгоградской области насчитывается 236 видов птиц, из них 38 видов – краснокнижные. Зима – трудный период в жизни птиц.  Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.

    Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Наш проект «Птичья столовая», как способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. В процессе реализации проекта дети учатся любить природу, сопереживать, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, птиц и животных.

Необходимые материалы: наглядные пособия, дидактический материал, подборка информационной и справочной литературы, ноутбук, видео и фото-презентации, реквизит для сюжетных игр.

Продукт проекта: Система занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

Форма проведения итогового мероприятия: участие воспитанников и их родителей  в экологической акции «Покормите птиц зимой».

Ожидаемые результаты проекта:

1.     Обогащение развивающей предметно-пространственной среды накопленным методическим материалом;

2.     Расширение и систематизация у детей знаний об экологии Волгоградской области, о значении птиц в экосистеме;

3.     Осознание детьми экологических зависимостей, бережного и гуманного отношения к природе, животным, птицам;

4.     Участие воспитанников и их родителей  в экологической акции «Покормите птиц зимой».

Технология проекта и этапы реализации плана:

      Национально-региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В рамках реализации национально-регионального компонента  в ДОУ, на занятии «Ознакомление с окружающим миром» мы проводили беседу «Как живут наши пернатые друзья зимой», в ходе которой дети узнали что Волгоградская область является одним из уникальнейших мест на земле. После проведенной беседы дети захотели еще больше узнать о роли птиц в экосистеме, об уникальных птицах нашей области и почему их нужно беречь зимой, а затем поделиться полученными знаниями со своими сверстниками и взрослыми. Так у нас родилась идея создать проект «Птичья столовая».

I этап – подготовительный

Цель: создание мотивации и необходимых условий для работы над проектом.

План реализации подготовительного этапа проекта

Сроки

Мероприятия

участники

06.12.2021-

08.12.2021 г

 

1.   Выбор и обоснование темы проекта, определение сроков, целей и задач работы.

Педагоги

2. Подбор литературы по теме проекта, разработка системы занятий, подбор наглядного и дидактического материала, фото и видео – сюжетов.

Педагоги, родители

3. Консультация для родителей «Природа, семья, ребенок». Обсуждение с родителями темы проекта и обращение к ним с просьбой изготовления наглядного материала (Приложение № 1).

Родители, педагоги

 

II этап – основной (практический)

Цель: создание условий для реализации проекта, реализация включённых в проект мероприятий. В данный этап включена работа по двум направлениям: 

- работа с детьми,

- работа с родителями.

Совместная деятельность с детьми:    

Дата

Основные направления деятельности

Участники

09.12.21

1. ОД Окружающий мир «Как живут наши пернатые друзья зимой»

2. ОД Рисование «Птички синички»

Воспитанники, педагоги

10.12.21

1. ОД Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах»

2. Презентация «Зимний стол для птиц»

Педагоги, воспитанники

13.12.21

1. ОД Аппликация «Воробьи зимой»

2. Дидактическая игра «Что за птица?»

Педагоги, воспитанники

14.12.21

1. ОД Лепка «Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей»

2. Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»

Педагоги, воспитанники

15.12.21

1. Чтение произведения Тимофей Евдошенко

«Берегите птиц»

2. Изготовление корма для птиц (венок из колосков пшеницы).

Педагоги, воспитанники

16.12.21

Размещение кормушек для птиц на территории участка группы, подкормка птиц.

Педагоги, воспитанники

 

Работа с родителями:

·        Тематическая консультация: «Природа, семья, ребенок».

·        Привлечение к участию в выставках тематических работ: рисунков, аппликаций, подделок.

·        Привлечение к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек для птиц вместе с детьми.

 

III этап – заключительный.

Цель: систематизировать у воспитанников полученные знания о значении птиц в экосистеме. Оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.

 Подведение итогов и презентация проекта в рамках ДОУ.

·        Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»;

·        Презентация проекта для родителей воспитанников и педагогов ДОУ;

·        Рефлексия деятельности участников проекта.

Результативность:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, увлекательной, содержательной экологической деятельности детей с учетом развития личностных и возрастных особенностей.

В ходе реализации проекта, в совместной деятельности педагогов, родителей детей и воспитанников группы, мы смогли достичь следующих результатов:

ü Посредством реализации системы занятий были сформированы элементарные экологические знания и представления о жизни птиц в зимний период;

ü Дети стали понимать какое место в жизни человека занимает природа, заметно бережнее стали относиться ко всему живому;

ü Повысился интерес к явлениям и объектам природы;

ü Закреплены умения экспериментировать, анализировать и делать выводы;

ü Повысилась экологическая культура родителей. Благодаря их активной помощи мы смогли реализовать образовательную  деятельность и принять участие в областной экологической акции «Покормите птиц зимой».

 

 

 

Итоги работы:

Реализация нашего проекта вовлекла всех участников, а именно: педагогов, родителей детей и воспитанников группы, в одно общее увлекательное дело. Детям и взрослым была дана возможность активно участвовать в продуктивной деятельности и видеть результат своего труда. Родители с удовольствием включились в воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада. Никто из участников не остался равнодушным к природе и ее обитателям.

С помощью нашего проекта у детей и взрослых пополнились знания о птицах, зимующих в Волгоградской области и их роли в жизни каждого человека. В процессе работы над проектом укрепились межличностные отношения внутри группового коллектива и коллектива родителей воспитанников. Совместная деятельность помогает формировать у всех участников проекта такие важные качества как: дисциплинированность, ответственность, наблюдательность. 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что проводимая работа достаточно эффективна, результативна и имеет место быть в экологическом воспитании детей.

Список литературы:

1.     Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. 

2.     Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Логос, 2010.

3.     Веракса, Н.Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012

4.     Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: ИНФРА-М, 2012.

5.     Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. Дошкольное воспитание. - 2011.- № 9.

                                         Интернет-ресурсы:

1.     Экологические проблемы Волгоградской области (Волгограда) (ecology-of.ru)

      ПРИЛОЖЕНИЯ

         

               

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также