Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 городского округа г. Нефтекамск РБ
ПРОЕКТ
«РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ –
МОЙ ВЫБОР!»
Старший воспитатель Сулейманова Г.Е.
Нефтекамск, 2020г.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (январь- март).
Проблема: у детей недостаточно сформированы знания о мусоре. Не все дети знают, что происходит с мусором, что нужно делать, чтобы он не загрязнял окружающую среду.
Актуальность выбранной темы обусловлена социальной значимостью воспитания в дошкольниках бережного отношения к природе в соответствии с концепцией устойчивого развития. Тема мусора в нашей стране актуальна, т.к. на территории России скопилось более 31 миллиардов тонн неутилизированных отходов. И их количество ежегодно увеличивается более чем на 60 миллионов тонн.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Большинство населения попросту не привыкли к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. А всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Обучать граждан раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д. Населению пока гораздо удобнее и привычнее выбрасывать все отходы в мусоропровод, чем сортировать и выносить часть мусора на улицу.
И одним из эффективных ее решений является организация раздельного сбора с их дальнейшим вторичным использованием. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что огромные горы залежалого мусора - это не просто гибель родной страны, но и весьма реальная угроза здоровью и даже жизни его обитателей. Твердые бытовые отходы (ТБО) распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний; серьезную опасность представляет сжигание ТБО (особенно синтетических материалов и веществ) в урнах и мусорных баках, так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества, которые быстро попадают в органы дыхания окружающих людей; разбросанный повсюду (на улице, на детских площадках) мусор - характеристика уровня нашей бытовой культуры, среда, в которой все мы живем.
Но проблемы сбора и утилизации мусора не следует сводить к простому вывозу отходов с последующим бесконтрольным сваливанием в одну огромную свалку. Правильная организация сортировки промышленного, строительного или бытового мусора и его последующая переработка, пожалуй, еще более сложный и трудоемкий процесс, чем его вывоз из жилых зон. Ведь на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса.
Цель: Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей и внедрение практики современного сбора отходов.
Задачи:
Образовательные
1.Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
2.Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов;
3.Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1.Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;
2.Продолжать развивать трудовые навыки и умения;
3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
2.Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.
3.Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
· Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
· Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
· Участие воспитанников в пропагандистко-просветительской деятельности;
· Привлечение внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов.
Продукт проекта:
Выставка совместных работ детей и родителей «Подарим вещам вторую жизнь».
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности - т.к. дети очень любознательные, они должны сами все рассмотреть, попробовать, увидеть;
- принцип непрерывности - т.к. дети могут отвлечься, переключиться на другой вид деятельности);
- принцип деятельности (исследовать, познавать, творить, играть, общаться);
- интеграция различных видов детской деятельности;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
-взаимодействие с семьями детей (заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность, объединить общей задачей).
Этапы проекта
I этап. Подготовительный:
- Определение целей и задач проекта;
- Составление плана работы по реализации проекта;
- Анкетирование родителей;
- Формирование семейных групп для участия в проекте;
- Подбор методической литературы;
- Подбор наглядно – иллюстративного материала;
- Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д);
-Разработка конспектов, мероприятий непосредственно образовательной деятельности;
- Создание развивающей среды по теме;
- Прогнозирование результата.
II этап. Основной:
- Рассматривание иллюстрации на тему: «Мусор вокруг нас», «Раздельный сбор мусора», «Спасите планету от мусора»;
- Тематическое занятие «Раздельный сбор опасных отходов в Республике Башкортостан»;
- Беседа «Что такое отходы и откуда они появляются?», «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше», «Земля - наш общий дом, и мы его спасём»;
- Тематическое занятие «Раздельный сбор мусора»;
- Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор правильно»;
- Создание информационного уголка бережливости в группах;
- Физкультурный досуг;
- Аппликация «Фантик, я тебя не брошу, ты – материал хороший!»;
- Мастер-класс «Вторая жизнь бумаги»;
- Театральная постановка;
- Конкурс рисунков «Чистая планета»;
- Опытно – экспериментальная деятельность с детьми «Какой мусор гниет быстрее»;
- Встреча с интересными людьми;
- Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
- Родительское собрание;
- Изготовление буклетов для родителей по пропаганде раздельного сбора мусора;
- Участие в сборе макулатуры «Сдай макулатуру - спаси дерево!»;
- Конкурс стенгазет во всех возрастных группах «Мы – за раздельный сбор отходов!»;
- Оформление стенда «Эти правила выполняй и природу охраняй!»;
- Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай, что это?», «Кто, что делает?»;
- Словесные игры «Что делать если…»;
- Игры-тренинги «Разделим мусор на группы», «На прогулке», «Экологический светофор»;
-Тематическая экскурсия по территории детского сада;
- видеофильм: «Комплекс переработки ТБО»;
- Акция «Садик за раздельный сбор отходов».
III этап. Заключительный:
- Выставка рисунков и работ детей по теме проекта;
- Выпуск экологической газеты;
- Презентация «Как спасти город от мусора?»;
- Выставка совместных работ детей и родителей «Подарим вещам вторую жизнь»;
- Итоговое мероприятие КВН «Сбережем город от мусора»;
- Награждение активных участников проекта детей и родителей.
Список литературы:
1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп.издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
5. Кольовска А., Феткулина А. «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. – Москва: Центр экономии ресурсов, 2019. – 60 с.
6. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.