Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области
Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей младшего возраста
Тема: «Рисуем без кисточек»
Сроки реализации: октябрь 2020 г. – май 2021 г.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий.
Подготовила:
Ван Ольга Николаевна
Участники проекта: дети группы, их родители.
с. Одоевское, 2020г.
Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству прививается благодаря различным техникам рисования, в том числе и нетрадиционным. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям получать незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы рисования достаточно просты и в какой то мере напоминают игру. Думаю, каждому ребенку будет интересно и весело рисовать пальчиками, измазать ладошку краской и делать ей рисунок, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования развивают у каждого ребенка воображение, творчество, проявляют самостоятельность, инициативу, выражение индивидуальности.
Ван Ольга Николаевна, воспитатель
Младший возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идѐт очень быстрыми темпами. Поэтому важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Первые три года жизни ребенка являются самыми важными в его развитии. Лучшим средством для стимуляции физического, социального и эмоционального развития является творчество. В этот период жизни практичнее и эффективнее всего являются самые простые вещи, которые можно потрогать, пощупать, рассмотреть со всех сторон. Рисование при помощи красок и воды, лепка из пластилина или глины, аппликация из бумаги и клея. Все это просто и доступно для развития ребенка.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. Малыши могут рисовать не только карандашами, фломастерами, кистью, но и пальцами, кусочками губки, щѐточками, «печатками» и многим другим.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия развития мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук, развивается и речь ребенка.
Использование нетрадиционного рисования позволяет проявить способности ребенка в художественном творчестве, пробуждает интерес изучению изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет малышам радость, интерес, удивление от полученного результата.
Для того чтобы дети занимались творчеством, необходимо руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно, чтобы родители знали о творческих способностях своего ребѐнка, поэтому необходимо давать им соответствующие рекомендации, которые помогают им также развивать эти способности .
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Способствовать овладению малышами простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования
(монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми и педагогами.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме.
• Разработка содержания проекта.
• Планирование предстоящей деятельности, подбор материла для творчества.
• Разработка перспективного плана работы с родителями, детьми.
• Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
Реализация проекта в процессе:
Непосредственно - образовательной деятельности. Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет). Практические (проговаривание последовательности работы), игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент).
Совместной деятельности воспитателя и детей (Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей, изобразительной деятельности, создание выставок).
Работы воспитателей с родителями: консультации, мастер-классы, демонстрация фотоотчета НОД с детьми, совместная семейная творческая деятельность (выставки).
Создания предметно - развивающей среды: наличие оборудования и материала, Основной этап:
• Формирование навыков художественной деятельности детей младшего возраста. Проведение НОД по нетрадиционному рисованию Разработка игр-занятий для воспитанников.
• Работа с родителями:
ü Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству.
ü Пополнение центров по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
ü Оформление уголка для родителей по данной теме.
Заключительный этап:
• Оформление выставки рисунков
• Выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования
• Презентация совместной деятельности родителей и детей, по взаимодействию с семьей «Мир красок и фантазии» проводимая с использованием ЭОР на сайте Одоевской средней школы, персональном сайте.
• Мастер-класс для родителей совместно с детьми. Рисуем солью
• Мастер-класс для родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц |
мероприятия |
Цель |
Октябрь |
Изучение методической литературы и интернет ресурсов. |
Повысить компетентность педагогов |
Вовлечение родителей в проектную деятельность. Пополнение развивающей среды по теме проекта. |
|
|
Разработка проекта |
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
|
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Определить объем и содержание работы по проекту.
|
|
Ноябрь |
Знакомство детей с разными техниками рисования и материалами
|
Дать возможность детям увидеть и потрогать материалы, которыми можно рисовать. Рассказать малышам о процессе их использования. |
Мастер-класс для родителей «Колючка ѐж» |
Расширить знания родителей (законных представителей) через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития воображения и творчества детей дошкольного возраста. |
|
Консультация «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
|
Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами |
Совместная деятельность родителей и детей по образовательной области художественное творчество «Колючка ѐж» |
Рисование ладошками, пальчиками, кулачками. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
|
Декабрь |
Мастер-класс для родителей «Рисуем солью» |
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования манкой |
НОД: «Первые снежинки» |
Рисование ватными палочками. Учить рисовать ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки. |
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество: «Веселый снеговик»
|
Учить рисовать детей предмет, состоящий из нескольких кругов. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок кистью |
|
Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике» |
Расширить представление родителей о развитие детского изобразительного творчества |
|
Январь |
НОД: «Новогодний салют» |
Рисование пальчиками: Продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев, знакомить с цветом, закреплять знания цветов. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» |
Рисование ладошками. Учить детей в рисунке передавать образ елка, располагать изображение по всему листу бумаги |
|
Консультация "Как научить ребѐнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"
|
Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами |
Февраль |
Оформление стенгазеты «23 февраля» совместная работа воспитателя с родителями. |
Изготовление стенгазеты к празднику по технике рисования «Тычкование» |
НОД: «Звезда для папы» |
Познакомить детей с необычной техникой рисования цветной манкой. |
|
Март
Апрель
|
Совместная деятельность родителей и детей ,по взаимодействию с семьей «Мир красок и фантазии» проводимая с использованием ЭОР |
Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детми. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Подарок маме на 8 марта» |
Продолжать знакомить детей с рисованием цветной манкой. |
|
НОД: «И тает снег» |
Научить детей новой технике рисования мятой бумагой |
|
НОД: «Ракета в космосе» |
Рисование губкой. Продолжать учить детей использовать разные материалы для рисования Закрепить умение рисовать по трафарету |
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Веточка вербы» |
Рисование пальчиками. Закрепить умение детей рисовать пальчиками. Подбирать цвет краски. |
|
Май |
НОД: «Одуванчик» |
Рисование ватной палочкой. Создать условия для обучения детей рисовать одуванчик нетрадиционным способом. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Воздушные шары» |
рисование мыльными пузырями. Продолжать учить детей новым техникам нетрадиционного рисования. |
|
Годовая выставка творческих работ «Чему мы научились» |
Создать выставку итоговых работ. |
|
Презентация полученного опыта использования нетрадиционных техник рисования в группе младшего возраста. |
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего |
|
|
|
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. |
Ожидаемые результаты проекта:
• Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техниках рисования.
• Владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Умение воспитанников применять нетрадиционные техники рисования.
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих работах.
• Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Список литературы:
1. Е.О. Смирнова Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :МозаикаСинтез, 2005.
4. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
5. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
6. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
7. http://maam.ru/ https://nsportal.ru/olgavan
http://www.eduportal44.ru/sharya_r/15/DocLib29/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2Fsharya_r%2F15
%2FDocLib29%2FВан%20О%2EН&FolderCTID=0x012000566DE2EBC4751745A5F89D9F3477F201
&View=%7B0CB9941C-EABB-4A4A-82E8-2538B9F04A8B%7D
Приложение1.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя
общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области Автор-составитель: Ван Ольга Николаевна
«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшей группы»
«Колючка ѐж»
Воспитатель: Ван О.Н.
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
2.Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
3.Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка. Оборудование:
-рабочее место для каждого ребенка с родителем;
-ежик игрушечный;
-лист ватмана, затонированный под весенний лес, закрепленный на
магнитной доске;
-1/2 альбомного листа с нарисованным шаблоном ежа без иголок на каждого ребенка;
-вырезанный из ватмана шаблон яблока на каждого ребенка;
-вырезанный из ватмана шаблон солнышка на каждого ребенка;
- гуашь серая в блюдце на каждый стол;
-гуашь желтая в одном блюдце на каждый стол;
-пластилин желтый, зеленый, красный на каждый стол;
- влажные и бумажные салфетки на каждого ребенка;
- кисточки для краски;
- баночки для кисточек;
-корзинка;
Ход мастер – класса.
■ Вступительное слово воспитателя.
Зачем и почему рисуют наши дети? В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи,
3
мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Художественная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возникают большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, оранжевые верблюды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.
Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки и все это может нам пригодиться для работы.
Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые,
положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2.Формирует у детей умение детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом.
3.Развивает уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
4.Способствует формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
5.Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.
На пенечках посидим, (приседают)
А потом все дружно спляшем, (притопывают ногами)
Вот так ручками помашем. (фонарики)
Помахали, покружились (кружатся) И домой заторопились. (расходятся по местам)
Ведущий
Ой, смотрите, а на нашу полянку выглянуло солнышко.
Давайте ребята, мамы и папы нарисуем для наших ежиков маленькие солнышки!
Ведущий: Используем технику « штампование» – рисование штампами из разных материалов: пенопласт, поролон, мятая бумага, ткань.
(Рисование солнышек)
Солнышки остаются на столе, проводится пальчиковая игра
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Ведущий: Давайте мы с вами поприветствуем наше солнышко!
Стихотворение А.Барто:
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши) Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)
Ведущий: Молодцы, ребята, мамы и папы. А теперь давайте подарим наши солнышки ежам!
(прикрепляют на плакат)
Еж: Спасибо ребята, мамы и папы за солнышко, нам будет очень тепло.
Ведущий: Ребята, мамы и папы, а давайте угостим наших ежиков!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.