Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников
В индивидуальном исследовательском проекте на тему «Роль физической культуры на укрепление здоровья школьников» учеником была изучена история развития физических упражнений в разных странах и роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
Подробнее о работе:
В процессе ученической исследовательской работы по биологии «Роль
физической культуры на укрепление здоровья школьников» было
рассмотрено влияние физических нагрузок на различные системы органов и
негативное влияние больших физических нагрузок, а также сущность физических
упражнений и спорта.
Учебный проект по биологии на тему «Роль физической культуры на укрепление здоровья школьников» содержит в себе информацию о значении и правилах выполнения зарядки, и современном понимании пользы физических нагрузок и развития всех систем органов.
Материалы исследовательского проекта могут быть использованы в качестве дополнительного при подготовке к урокам и экзаменационным работам по биологии, а также для самостоятельного изучения по теме в целях самообразования и расширения кругозора в области физкультуры и биологии.
Оглавление
Введение
1. Значение физических нагрузок.
1.1 Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
1.2 Значение и правила выполнения зарядки.
1.3 Современное понимание пользы физических нагрузок и развития всех систем
органов.
1.4 Влияние физических нагрузок на различные системы органов.
1.5 Негативное влияние больших физических нагрузок.
1.6 Сущность физических упражнений и спорта.
2. Физкультура в разных странах.
2.1 История развития физических упражнений в Индии.
2.2 История развития физических упражнений в Китае.
2.3 История развития физических упражнений в Греции.
2.4 История развития физических упражнений в Риме.
3. Исследование влияния физкультуры на здоровье человека.
3.1 Организация исследования.
3.2 Методы исследования.
3.3 Анкетирование.
3.4 Результаты практической работы и её обсуждение.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду.
Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) при этом
развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля,
целеустремленность, решительность, самообладание).
Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика – зарядка), в школе ( уроки физической культуры), спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.
Жизненный комфорт современного человека вызвало резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений ( гиподинамии ) происходит в сердечно – сосудистой и дыхательной системах.
Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы. Гиподинамия отрицательно влияет ка и на взрослых, так и на детей и подростков.
Тип проекта: информационно – поисковый исследовательский.
Цель проекта: изучить физическое состояние учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов. Провести анкетирование. Выявить влияние физической культуры на здоровье школьников.
Задачи проекта: раскрыть влияние физических упражнений на формирование на систему опоры и движения; изучить методы самоконтроля и коррекции осанки; определить уровень потребления кислорода, как биохимический критерий гиподинамии.
Гипотеза: в современном мире гиподинамия является распространенной проблемой. Поскольку ученики сильно увлекаются компьютерными играми, то эта проблема возникает у детей 13-15 лет. В связи с этим, я выдвигаю гипотезу, что большинство учащихся 8-х классов страдают от гиподинамии, мышечной слабостью, которая впоследствии может привести к проблемам со здоровьем.
Роль физического воспитания в улучшении внешности человека
Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее воздействие. Позволяет устранить дефекты осанки – искривление позвоночника, сутулость. С помощью физических упражнений можно исправить недостатки фигуры – впалую грудь, узкие плечи, слабо развитую мускулатуру.
Существуют специальные комплексы упражнений для мужчин и женщин, которые учитывают особенности организма и эстетические требования мужской и женской фигуре.
Физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид, настроение человека, повышают общий жизненный тонус.
Значение и правила выполнения зарядки
Зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения
физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки.
Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности –
обмен веществ, кровообращение, дыхание.
При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья.
Подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности. Зарядка в идеале должна проводиться на свежем воздухе и сочетаться с легкой пробежкой. При наличии определенных проблем со здоровьем можно и даже нужно вводить в свой комплекс утренних и некоторые упражнения лечебной физкультуры.
После гимнастики рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, душ. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием и самочувствием, интенсивные упражнения сочетать со спокойным, нормализующим дыханием.
Современное понимание пользы физических нагрузок и развития всех систем органов
В современном мире, где физические нагрузки «благодаря» научно-техническому прогрессу уменьшились в десятки раз, человек оказался в условиях гипокинезии (недостатка движения). Такое резкое сокращение двигательной активности не могло не сказаться на состоянии нашего здоровья.
Кроме того, с возрастом в организме накапливаются различные изменения. Изнашиваются сердечнососудистая, нервная и эндокринная системы, а также опорно-двигательный аппарат. Связки и сухожилия теряют эластичность, кости становятся более хрупкими.
Человек при этом становится менее гибким, уменьшается объём движений в суставах. Недостаточная двигательная активность, в свою очередь, приводит к ухудшению работы внутренних органов и всего организма.
Влияние физических нагрузок на различные системы органов
Одна из главных черт нашего времени - ограничение двигательной активности
современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет
мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов.
Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает
расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.
Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.
Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.
Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Негативное влияние больших физических нагрузок
Ответная реакция организма на большие физические нагрузки различна и связана с подготовленностью спортсмена на данном этапе, возрастом, полом и др. Не следует забывать, что очень интенсивные спортивные тренировки оказывают глубокое воздействие на все физиологические процессы, в результате чего нередко возникает состояние еретренированности, которое часто сопровождается подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься и т.д. Состояние перетренированности в известном смысле сходно с состоянием физического и нервного истощения, и такой спортсмен является потенциальным пациентом врача.
В подобных случаях нужно изменить содержание
тренировок, уменьшить их продолжительность, переключиться на другой вид спорта
или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж,
прием поливитаминных комплексов и др. Следует также отметить, что
перетренированность (переутомление) затрагивает не только физическое состояние
спортсмена, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз). Все это
способствует возникновению травм, особенно опорно-двигательного аппарата.
Происходит также снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям и простудным заболеваниям (грипп, ОРВИ и др.). Таковы наиболее распространенные последствия больших тренировочных нагрузок, которые превышают физические и психические возможности спортсмена или физкультурника. Для предупреждения переутомления необходимы врачебное наблюдение и самоконтроль, о котором более подробно будет рассказано в специальном разделе учебника.
Следует иметь в виду, что речь идет не вообще о применении больших нагрузок, а об их нерациональном использовании, когда они становятся чрезмерными. Поэтому понятие о физическом перенапряжении следует связывать не столько с большими, сколько с чрезмерными нагрузками (100-километровые и суточные пробеги, многокилометровые заплывы и т. п.).
К тому же одинаковая нагрузка для одного спортсмена (или физкультурника) может быть нормальной, а для другого чрезмерной — все зависит от подготовленности организма к ее выполнению. Если, например, человек работает на производстве и выполняет тяжелую работу, да еще бегает, поднимает штангу, то может проявиться кумуляционный эффект. Он приводит к нервным срывам, перегрузкам, а нередко и к различным заболеваниям.
Выполнение же больших физических нагрузок
здоровым спортсменом, подготовленным к их выполнению, не может быть причиной
возникновения болезни (или травмы). Но если он недостаточно к ним подготовлен,
если имеются очаги хронической инфекции (холецистит, кариес зубов), то в таких
случаях большие физические нагрузки могут стать причиной возникновения различных
заболеваний спортсмена и надолго вывести его из строя.
Развитие приспособительных механизмов к физическим нагрузкам достигается в результате постоянных тренировок, что является примером функциональной адаптации. Неполноценное или неадекватное проявление приспособительных реакций способствует развитию заболеваний или возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Конечно, у здорового спортсмена приспособительные механизмы более совершенны, чем у спортсменов, имеющих хронические заболевания.
У последних наблюдается ослабление приспособительных реакций, а потому зачастую при чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузках наступает срыв адаптационных механизмов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать у них то или иное патологическое состояние.
Сущность физических упражнений и спорта
“Ничто так не истощает здоровье, как физическое бездействие” – сказал Аристотель. Тело человека – удивительный механизм! В нем происходит бесконечное множество отлично координированных явлений.
Они обеспечивают непрерывное осуществление сложных функций, таких, как зрение, дыхание, слух, обработка информации, без вашего сознательного усилия. Если вы встанете, выйдете на улицу и начнете бегать трусцой вокруг жилого массива, в действие придут почти все системы вашего организма, позволяя легко перейти от состояния покоя к состоянию физической нагрузки.
Если вы будете ежедневно заниматься, таким образом, и постепенно увеличивать продолжительность и интенсивность бега трусцой, ваш организм адаптируется и ваша работа станет более эффективной. В течение столетий ученые изучали, как работает организм человека, как меняются функции или физиология организма во время занятий физической деятельностью и спортом. В основе физиологии упражнений и спорта лежат анатомия и физиология.
Анатомия изучает структуру и форму,
или морфологию, организма. Она дает представление о строении различных частей
тела и их взаимодействии. Физиология изучает функции организма: как работают
системы органов, тканей, клеток, а также как интегрируются их функции с тем,
чтобы регулировать среду организма. Поскольку физиология характеризует функции
структур, нецелесообразно начинать ее изучение, не имея представления об
анатомии. Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма
под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок.
Спортивная физиология применяет концепции физиологии упражнений в процессе подготовки спортсменов, а также для улучшения их спортивной деятельности таким образом, спортивная физиология является производной физиологии упражнений. Физиология упражнений развилась на базе материнской дисциплины – физиологии. Она изучает физиологическую адаптацию организма к стрессу срочной нагрузки при выполнении упражнения или занятий физической деятельностью и хроническому стрессу долговременной нагрузки при физической тренировке. Спортивная физиология выделилась из физиологии упражнений.
Она использует данные физиологии упражнений для решения проблем спорта. Физиология упражнений относительный новичок в мире науки. До конца XIX столетия главная цель физиологов заключалась в получении информации, имеющей клиническое значение. Проблема реакции организма на физические нагрузки практически не изучалась. Несмотря на общепризнанную значимость регулярной мышечной деятельности уже в середине XIX столетия, до конца столетия на физиологию мышечной деятельности внимание почти не обращали.
Многие достижения в области физиологии физических нагрузок обусловлены совершенствованием методик. Так, в 60-х годах создание электронных анализаторов для измерения дыхательной смеси значительно облегчило и сделало более эффективным изучение энергетического метаболизма. Эта методика, а также радио телеметрия (основанная на использовании радиопередающих сигналов), применяемая для контроля частоты сердечных сокращений и температуры тела во время физической нагрузки, были разработаны в результате программы космических исследований США.
До конца 60-х годов большинство исследований в области физиологии физических на грузок было направлено на изучение их влияния на весь организм Большинство спортсменов согласятся с тем , что регулярные физические нагрузки повышают способность мышц производить больше энергии и меньше уставать. Точно так же тренировочные занятия, направленные на развитие выносливости, улучшают способность спортсмена выполнять больший объем работы в течение более длительного периода времени.
Однако если вы прекратите тренироваться, уровень вашей подготовленности заметно снизится. Все, чего вы достигли вследствие тренировки, потеряется. Этот принцип прекращения тренировочных нагрузок породил популярное изречение "используйте или потеряете". Тренировочная программа должна включать план сохранения достигнутого. Два важных понятия – перегрузка и прогрессивная тренировка - являются основой всех видов тренировки. В соответствии с принципом прогрессивной перегрузки, все тренировочные программы должны включать эти два компонента.
Например, чтобы увеличить мышечную силу, мышцы следует перегружать. Это означает, что нагрузка должна превышать обычную. Прогрессивная силовая тренировка подразумевает, что с увеличением силы мышц пропорционально большая величина сопротивления необходима для дальнейшего стимулирования увеличения их силы. Главным аспектом изучения физиологов в области физиологии мышечной деятельности является адаптация организма к постоянным (длительным) тренировочным нагрузкам.
В соответствии с принципом индивидуальности, каждый человек является единственным в своем роде, поэтому при планировании программ тренировок следует принимать во внимание индивидуальные особенности. Разные люди по-разному реагируют на данную программу тренировок. - В соответствии с принципом специфичности, для повышения эффективности тренировки они должны максимально соответствовать специфике мышечной деятельности, которой занимается испытуемый.
В соответствии с принципом прекращения тренировочных занятий, достигнутое в результате этих занятий теряется, если они прекращаются или резко снижается их объем. Во избежание этого все тренировочные программы должны содержать программу сохранения достигнутого. - В соответствии с принципом прогрессивной перегрузки, тренировочные занятия должны включать нагрузки на организм (мышцы, сердечнососудистую систему), превышающие обычные; по мере адаптации организма тренировочные нагрузки увеличиваются.
История развития физических упражнений в Индии
Упоминания о физической культуре в Древней Индии относятся ко второму тысячелетию до н.э. В некоторых древнеиндийских трактатах говорится о том, что коренное население обладало знаниями о ритуальной оздоровительной гимнастике, танцам, самообороне без оружия, искусству массажа, при котором снимали болевые ощущения в различных участках тела человека. В единоборствах использовались удары по болевым точкам, а также удушающие приемы.
В танцах путем регулирования дыхания добивались
психофизиологических изменений в организме. Эти особенности танцоров легли в
дальнейшем в создании системы йогов.
Саму же дату зарождения йоги до сих пор выяснить не удалось. Имеется каменная пластина, найденная в штате Пенджаб (Индия), изготовленная в третьем тысячелетии до н.э., с изображением человека сидящего в позе «лотос». Сведения о йоге встречаются и в комплекте священных текстов и мифов «Веды». Оформление учения в единую систему мировоззрения произошло во втором веке до н.э., и связывают его с именем Патанджали.
Слово «йога» в переводе с санскрита обозначает буквально «соединение», но в более широком понимании трактуется как «то, что соответствует» и «то, что последовательно и неуклонно применяется».
Прежде всего, йога – это религиозно – философская система, а ее суть заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или богом. Йоги верят, что специфически физические упражнения наделяют человека сверхъестественной энергией, наряду с дисциплиной духа и ума, приводят к совершенству.
В 1200 – 600 гг. до н.э. коренные жители Индии подвергались колонизации северными кочевыми племенами индо – арийцев, которые образовали кастовые разграничения в обществе. Кастовые различия представляли, какая из каст должна, чем заниматься.
В крупных поселениях по случаю военных успехов, вступления нового правителя на трон, религиозных празднеств устраивались атлетические соревнования, состязания по самообороне с оружием и без оружия, соревнования на колесницах.
Среди сельских земледельцев, практически не изменившись со времен первобытного общества, применялись упражнения, связанные с самообороной без оружия. Бег, прыжки в высоту, танцы, ритуальное купание были подчинены религиозным устремлениям и верованиям. Индийский мир культов, за небольшим исключением, главенствовал над физической культурой народа.
История развития физических упражнений в Китае
Зачатки физической культуры в Древнем Китае
появились в начале III тысячелетия до н.э. Приблизительно в 2698 г. до н.э.
была написана книга «Кунфу», в
которой описывались лечебная гимнастика, массаж, боевые танцы, а также
ритуальные танцы, вылечивающие от различных болезней, в том числе бесплодия.
В этот период, по свидетельству древнекитайских хроник, мальчики воспитывались в специальных заведениях. В народном эпосе тогдашнего периода часто встречаются герои-полубоги, которые одерживают верх над врагами путем бескровных побед над их вождями в поединках по борьбе, кулачному бою и в боевых танцах.
С середины II тысячелетия вплоть до IV в. до н.э. развитие физической культуры в Китае определялось патриархальным, деспотическим мировоззрением ее правителей. Однако имели место и небольшие индивидуальные специфические особенности. К примеру, чтобы попасть в ранг мандаринов (чиновников), которые составляли значительную часть армии и просвещения, необходимо было сдать экзамены, где проверялись умственные и физические способности претендентов.
Вместе с тем превосходство в физических способностях в китайском обществе не давало каких-либо преимуществ в общественном положении человека. Это позволило избежать в древнекитайском обществе разделения на устойчивые касты.
Большое влияние на физическую культуру оказали тогдашние естественно-философские взгляды и медицинские знания китайских мыслителей. С помощью упражнений лечебной гимнастики оказывалось благоприятное воздействие на различные функции организма человека. Состояние лечебной гимнастики в Китае было наилучшим по сравнению с другими развитыми центрами древнего мира.
В военной подготовке широко использовались состязания на колесницах, охота, метание копья, стрельба из лука, рукопашные бои без оружия.
Расцвета древнекитайская физическая культура достигла в XI-III вв. до н.э., чему способствовало появление крупных населенных центров. Подтверждением этому служит факт, что в школах из шести предметов два были связаны с физическим воспитанием: стрельба из лука и гонки на колесницах.
В среде простого народа были распространены игры
с мячом, борьба, кулачный бой, поднятие тяжестей, перетягивание каната, танцы,
водные поединки. Наиболее популярной игрой была «чжукэ».
Она представляла собой противоборство двух команд на игровой площадке, в центре которой на высоте около 4 метров натягивалась сетка с отверстием диаметром 60 см в верхней части. Удары по мячу наносились ногами, руками, головой, спиной, грудью с целью попадания в отверстие. Лучших игроков награждали вином, фруктами, цветами.
Следует отметить, что в этот период в Древнем Китае физическое воспитание касалось только мальчиков и мужчин. Женщины же начиная с подросткового возраста готовились к семейной жизни, и их физическому воспитанию не придавалось никакого значения.
В III в. до н.э. - III в. н.э. в Китае начался переход к феодальному устройству государства. Была проведена военная реформа: основой армии становилась конница, в которой должны были служить дворяне - новое сословие китайского общества.
В военных школах перестали практиковать езду на колесницах, были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение поясов для борьбы и арканов для пленения противника. Благодаря этой реформе в начале I в. до н.э. китайская армия смогла изгнать со своей территории конницу гуннов.
Распространявшееся в этот период религиозное течение «конфуцианство» проповедовало идеологию централизма, что соответствовало устремлениям имперского государства и не поощряло физические достоинства человека. Лечебная гимнастика распалась на несколько направлений, значительно отличающихся друг от друга.
Одним из основных направлений была разработанная даосистским врачом Хуа-дэ, жившим в III в. до н.э., система «би цзиньчжи», основу которой составляли расслабляющие и растягивающие упражнения, с помощью которых пытались излечивать искривления позвоночника, заболевания органов пищеварения, кровообращения и дыхания.
История развития физических упражнений в Греции
Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.
Наиболее полно точку зрения древних греков на
физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг.
до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию
состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть
человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным
и умственным калекой».
Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».
Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания.
Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.
Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.
История развития физических упражнений в Риме
В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получила такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были приверженцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, занимались с гантелями.
Овладение умением плавать считалось этической нормой. В первом веке до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были построены гимназии, в которых проводили время знатные граждане Рима.
Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игровых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.
Римские легионеры практиковали игру в мяч ногами, надевая для этого специальную обувь – «кольцеус», откуда, как утверждают историки, пошло название игры «кальчо», что по – итальянский «футбол».
Организация исследования
Весь экспериментальный материал, включенный в работу был получен на базе МОАУ СОШ №6. В исследования приняли участие учащиеся 8 «А» класса. Эксперимент проводился с 2018 до 2019 года. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.
Было проведено анонимное анкетирование с целью
выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему
здоровью. Состав вопросов анкеты приведен в приложении.
Также была проведена практическая работа №1
В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» ( или прогнозирования) максимального потребления кислорода по мощности выполняемой работы и данным частоты сердечных сокращений, зарегистрированных при ее выполнении. Эти два показателя ( частота сердечных сокращений и мощность работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.
Ход работы
В спортивном зале вдоль стены ставились гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно всех испытуемых я обучала подсчитывать по команде собственный пульс. Затем группа из 14-и человек выстроилась вдоль скамеек, и школьники начинали подъем и спуск на четыре счета (один цикл).
На последней ( 4-й) минуте я подсчитывала количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся, приложив руку к области сердечного толчка, приступал(-а) к подсчету собственной частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжали измерять пульс до тех пор, пока не прозвучала команда «закончили».
Испытуемые в течение 4 мин выполняли работу, совершая 25 подъемов и спусков. На 4-й минуте точно подсчитывали количество циклов и сразу после последнего спуска измеряли пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину на 6, рассчитывали ЧСС – частоту сердечных сокращений в 1 мин.
Записав данные каждого ученика, я приступила к
расчетам.
Методы исследования
Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими и физиологических методов исследования.
Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.
Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 бальной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.
42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелось и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.
41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.
30 – ниже – низкий уровень, на котором заметны проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.
Результаты практической работы и её обсуждение Результаты практической работы
При обследовании учащихся 9 «А» класса я получила следующие показатели МПК.
· отлично – 90 % учащихся
· хорошо – 2 % учащихся
· удовлетворительно – 8 % учащихся
Причем отличные и хорошие результаты были отмечены у тех учащихся, кто регулярно занимается в спортивных секциях.
Результаты анкетирования
При анализе анкеты я установила, что у 48 % испытуемых был установлен средний уровень оценки ЗОЖ. Он указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.
Среднестатистические результаты оценки ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы.
Уровни оценки ЗОЖ:
· Высокий - 9 %
· Средний - 48 %
· Низкий - 43%
При этом низкий уровень оценки ЗОЖ наблюдался у 43 % испытуемых, и только 9 % школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития.
Заключение
Оздоровительный эффект занятий массовой
физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей
организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС.
Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.
Я изучила физическое состояние учащихся 9 "А" класса, а также провела анкетирование и выявила следующее:
Одно из ведущих мест в формировании здорового образа жизни школьников играют потребеностномотивационная сфера, позволяющая ему включиться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.
Мои исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благотворно влияют на сохранение и укрепление здоровья.
Низкие показатели МПК/кг свидетельствуют о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.
Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
Список использованной литературы
· Казачек, Т.В. Биология. 8 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Супина /Т.В. Казачек.- Волгоград: Учитель, 2007
· Амосов Н.М., Муравов И.В., «Сердце и физические упражнения», М.: 1985г.
· Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 528 с.
· Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.
· Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Вер
· Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
Приложение. Оценка физической работоспособности школьников по показателю МПК
Показатель МПК/кг |
Оценка работоспособности |
|
мальчики |
девочки |
|
55-60 |
45-50 |
отлично |
50-54 |
40-44 |
хорошо |
45-49 |
35-39 |
удовлетворительно |
44 и ниже |
34 и ниже |
неудовлетворительно |
Возрастной коэффициент для формулы Добельна
Возраст |
Коэффициент (К) |
Возраст |
Коэффициент (К) |
8 |
0,931 |
13 |
0,891 |
9 |
0,922 |
14 |
0,883 |
10 |
0,914 |
15 |
0,878 |
11 |
0,907 |
16 |
0,868 |
12 |
0,900 |
Результаты расчетов МПК/кг 8 «А» класса
Базык Анастасия |
56 |
Барский Александр |
60 |
Горнеева Анастасия |
57 |
Губарев Данил |
56 |
Геворгян Аркадий |
59 |
Крутая Марина |
59 |
Калистратов Роман |
49 |
Лесницкая Александра |
46 |
Момедова Амалия |
43 |
Пархоменко Никита |
49 |
Прокопенко Валерия |
49 |
Пищанский Захар |
52 |
Новиков Семен |
49 |
Сафронова Елизавета |
36 |
Анкета
1) Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?
a) Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;
b) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
c) Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.
2) Регулярно ли вы делаете зарядку?
a) Да, это для меня необходимость;
b) Иногда делаю;
c) Нет, не делаю вовсе.
3) Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?
a) Регулярно (как минимум два раза в месяц);
b) Иногда (2 – 3 раза в полгода);
c) Никогда или очень редко.
4) Хорошо ли вы спите?
a) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;
b) Не всегда, бывает, я часто просыпаюсь;
c) Просыпаюсь почти каждую ночь.
5) Часто ли вы болеете?
a) Очень редко (не чаще 1 раза в год);
b) Болею 3 – 4 раза в год;
c) Болею очень часто (чаще 5 раз в год).
6) Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?
a) Нет;
b) Затрудняюсь ответить;
c) Да.
7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?
a) Да, стараюсь всегда его соблюдать;
b) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;
c) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.
8) Часто ли вы устаете после уроков?
a) Почти никогда не устаю;
b) Иногда устаю очень сильно;
c) Да, почти всегда сильно устаю.
9) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?
a) Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;
b) Он вас, в общем-то, устраивает;
c) Вы ходите на него без особой охоты.
10) Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?
a) Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;
b) Периодически посещаю спортивные секции;
c) Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.
11) Курите ли вы?
a) Нет, я никогда не пробовал;
b) Да, но лишь изредка;
c) Да, курю постоянно.
12) Употребляете ли вы спиртное?
a) Нет, даже пиво;
b) Иногда бывает;
c) Выпиваю довольно часто.
13) Пьете ли вы кофе?
a) Очень редко, в основном предпочитаю чай;
b) Пью не больше одной чашки в день;
c) Пью его очень много.
Анонимность диагностики гарантирована
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.