Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕКОРАТИВНЫЙ
ВИТРАЖНЫЙ СТОЛИК
«ОКЕАН»
Выполнила: Дей Алина
учащаяся 11 класса
МОУ СОШ №1 им. П.И. Николаенко.
Руководитель: Маматова
Евгения Петровна
учитель технологии
с. Степное 2021
Оглавление
1) Оглавление,
2) Обоснование выбора проекта,
3) Цель и задачи,
4) Выявление основных параметров и ограничений
5) Историческая справка
6) Обоснование выбора материалов и инструментов, первоначальные идеи,
7) Полезные советы и основные способы росписи по стеклу.
8) Технологическая часть
9) Расчёт материалов и денежных затрат
10) Представление выполненных изделий
11) Реклама
12) Правила техники безопасности при работе
13) Экологическая часть
14) Используемая литература
Обоснование выбора моего проекта
Я по натуре творческий человек, люблю что-то новое, но никогда не забываю старое… За свои 11 лет школьной жизни я изучила и познала много наук, но по душе мне ближе всего творчество, а именно искусство. Именно с искусством я хочу связать свою дальнейшую жизнь. Победа в этом проекте для меня важна, так как я хочу получить профессию, связанную с искусством, и тем самым добиться своей жизненной цели, к которой я стремилась на протяжении долгих лет.
Ранее вы видели много моих работ, в разных техниках выполнения, например, бисероплетение, вышивка, моделирование юбок, вязание и т. д. В этот раз, я решила вам показать то, что действительно мне по душе, что я продолжаю делать изо дня в день, не покладая рук, это творческий проект на тему: «Витраж».
Цели и задачи
Цель: разработать витраж для интерьера.
Рассмотрев свои возможности, я поставила перед собой
Задачи:
ü изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
ü рассмотреть современные направления и виды искусства в технике витраж;
ü ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере;
ü изготовить витражный столик для интерьера.
ü Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература.
Выявление основных параметров и ограничений
Моё изделие должно быть:
Историческая справка
Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик – тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.
Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.
Постепенно появились новые технологии, и прозрачное стекло стали раскрашивать и обжигать. В тоже время появилась пескоструйная обработка стекла.
С наступлением эпохи Возрождения духовные сцены в изображении витражей сменились светскими эпизодами.
В шестнадцатом веке голландцы были лучшими мастерами витражного искусства, их приглашали в Англию, Испанию, Италию для разработки интерьеров.
в середине девятнадцатого века витраж пережил еще один переворот в общественной архитектуре. Он стал частью современного искусства, главное требование, применяемое к витражу – гармония между ним и видом из окна.
Западная Европа была богата витражами, а наиболее интересной страной в отношении собрания произведений искусства витража можно выделить Чешское государство. Один из глав Ватикана, съездив в Чехию, позже писал, что ни одна страна в отношении количества и красоты витражей не сравнится с Чехией. Так что если есть желание изучить лучшие образцы витражного искусства – немедленно ехать и смотреть чешские костелы! «Любительницами» витражного искусства являются Германия и кокетливая модная Франция. Собственно, именно под их влиянием в мире распространились витражи.
А вот что в отношении витражей делалось в России? И были ли вообще славянские народы мастерами в этом отношении? Были.
Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение. Хотя искусство витража не было настолько распространенным и популярным как в европейских державах.
Многое для развития стекло техники и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634г.
Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь».
Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-нА-крови, Академия Художеств… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.
На сегодняшний день существуют различные технологии исполнения витражей:
Фьюзинг
стекла
Гравировка стекол
Пленочный витраж
Технология Тиффани
Классический витраж
Пескоструйная обработка стекла
Смешанные технологии изготовления витражей
Классический витраж. Паянный витраж.
Классический наборной витраж представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. В классических витражах применяется силикатное разноцветное стекло. С древних времен для скрепления стекол в витраже использовался свинцовый профиль. Создается полноценное ощущение «старинного» мозаичного витража. Техникой классический витраж изготовлены витражи многих памятников архитектуры: старинные замки, в древних храмах, соборах, костелах. Сейчас классические наборные витражи изготавливаются для мебельных фасадов, межкомнатных дверей.
Фьюзинг. Фьюзинг стекла. Технология Фьюзинга. Витражи Фьюзинг
Технология Фьюзинга (от английского fuse), также известна как Техника спекания. Изделия и детали декора, изготовленные в технике фьюзинг, являются оригинальным дополнением интерьера дома. Технику фьюзинга можно использовать как для исполнения отдельных элементов интерьера (вставки в дверь, перегородки, потолочные светильники и т.д.), так она может работать и для вставок в витраж.
Гравировка стекол. Гравировка стекла. Лазерная гравировка стекла. Гравировка на стекле.
В производстве витражей всегда используется стекло ведущих европейских и американских фирм-производителей, поэтому выбор стекла неограничен как по цветовой гамме, так и по фактуре. Здесь главное пожелания Заказчика и особенности интерьера. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Также не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре, и по фактуре стекла. Наш Заказчик всегда может рассчитывать на индивидуальность исполнения его заказа. Многообразие цвета и фактуры стекла безграничны. Художественное воплощение идей Заказчика - наша главная цель.
Тиффани. Витражи Тиффани. Техника Тиффани.
Техника
Тиффани, наиболее распространенная в наши дни техника изготовления витражей,
носит имя ее создателя - американца Луи Тиффани. В конце 19 века в США Луи
Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением
витражей. Тиффани произвёл ряд экспериментов, касающихся совершенствования
сборки и под его руководством было изобретено несколько новых видов стёкол.
Тиффани используют палитру из более чем 150 цветов и фактур художественных
стекол лучших зарубежных производителей. Техника Тиффани одна из самых
дорогостоящих. Техникой Тиффани пользуются и сейчас изготовители витражей во
всём мире.
Пескоструйная
обработка стекла. Пескоструйка стекла. Пескоструйные витражи. Пескоструйная
обработка стекла является отдельным направлением витражного искусства. При
обработке стекла сжатым воздухом с абразивным песком, частицы кварцевого песка
в сильной струе сжатого воздуха делают поверхность стекла матовой, получается
рисунок на контрасте с прозрачным или матовым. Изолируя участки обрабатываемой
поверхности, можно создавать самые причудливые композиции.
Пескоструйка стекла позволяет достигать степени обработки стекла горельефной
глубины. Многоуровневое рельефное углубления дает глубокое объемное
изображение. Для достижения большего художественного эффекта, отдельные области
могут дополнительно гравироваться, шлифоваться или заливаться стекло эмалью.
Можно добиться интересного эффекта, если подсветить пескоструйный витраж с
торца, тогда рисунок начинает, как бы светиться изнутри.
Смешанные технологии изготовления витражей.
Комбинированная технология объединяет в себе элементы всех предыдущих технологий изготовления витража. Сначала изготавливаются маленькие фьюзинговые элементы. Затем они крепятся на стекло по заданному шаблону с помощью ультрафиолетового клея, а затем по рисунку выполняется классический витраж. Получается очень красочные и недорогие витражи.
Витраж пленка.
Пленочный витраж.
Фальшвитраж.
Имитация витража.
Техника пленочный витраж возникла в 70х гг. прошлого века, и со временем получила широкое распространение в силу относительно невысокой стоимости. При качественном производстве фальшвитража, не искушенные ценители могут и не заметить разницы между классическим витражом и фальшвитражом. Помимо всего, псевдовитражи имеют такие преимущества, как возможность сборки в стеклопакеты, без нарушения свойств оных и всевозможную гибкость и пластику линий в дизайне. Благодаря своей не большой массе фальшвитраж хорошо подходит для установки в подвесные потолки
Выбор материалов, инструментов и приспособлений
− витражные краски, кисти, 0, 1, 2;
− контур по стеклу;
− калька;
− маркер, канцелярский нож;
− ватные диски, палочки, салфетка;
− любая спиртосодержащая жидкость или жидкость для снятия лака.
Материалы и инструменты
При работе в витражной технике нам не обойтись без следующих материалов и инструментов:
Виды красок
Для рисования по стеклу существует несколько видов краски, условно их можно разделить на несколько категорий:
· витражные краски
· пленочные краски
· краски под обжиг
Каждая из этих категорий имеет свою специфику:
1.Витражными красками можно красиво оформить дверное стекло, но они не пригодны для использования росписи посуды,
2.
Пленочные хороши для частой смены дизайна предмета, ими можно оформить какие-то
предметы к празднику (нарисовать перламутровые снежинки к Новому году или
нарисовать пасхального зайчика к Пасхе), потом эти краски без труда снимаются.
3. Краски под обжиг можно использовать на посуде для приема пищи
Выбор нужного стекла
Вывод: я почти всегда выбираю толстое стекло и толстостенную посуду. Изделие из толстого стекла намного удобней и безопасней в применение.
Полезные советы
1.Красками, имеющими резкий запах, следует работать в хорошо проветриваемом помещении.
2.В
процессе работы краска-аут лайнер нагревается от рук и может обильно вытекать
из тюбика. В этом случае необходимо сделать, перерыв в работе на несколько
минут, выпустив тюбик из рук.
3. Для достижения хороших результатов работу необходимо вести на ровном столе,
установленном строго горизонтально.
4. Кисти после работы красками на водной основе промываются при помощи воды и мыла;
после работы красками на основе растворителя - специальными растворителями той
же марки и серии или Уайт-спиритом.
5. Важно помнить, что декоративные краски для росписи стекла не предназначены
для контакта с пищевыми продуктами. Поэтому следует быть внимательными при
росписи и последующем использовании стаканов, тарелок и т.п.
Правила безопасности при
работе со стеклом
1.Быть внимательным и аккуратным при работе со стеклом.
Перед началом работы края стеклянного полотна обработать медицинским лейкопластырем, чтобы не порезаться.
Правила техники безопасности при работе с красками, лаками и клеем:
1. Работать с красками, лаками и клеем следует только в хорошо проветриваемом помещении. Проветривать помещение до и после работы.
2. Не работать вблизи открытого огня.
3. Работать на столе, покрытом целлофановой клеенкой.
4. После работы убрать краску, убедившись в том, что их упаковка герметично закрыта.
5. При попадании краски на кожу очистить руки при помощи ватного тампона, пропитанного растительным маслом, а затем тщательно вымыть водой с мылом.
Санитарно-гигиенические требования:
До начала работы необходимо вымыть руки;
Рекомендуется делать перерыв в работе не реже через 1,5 часа, так как при данном занятии утомляются глаза и спина;
Технология выполнения работы
Выполнение эскиза на бумаге
Выбор вариантов
Технологическая карта изготовления изделия
№ |
Последовательность росписи
|
Инструменты, оборудование, материалы
|
1 |
Инструменты, оборудование, материалы
|
Ватман, карандаш, ластик
|
2 |
Подкладываем рисунок под стекло
|
Ватман, стекло
|
3 |
Переносим рисунок на стекло, с помощью контура
|
Ватман, стекло, контур
|
4 |
Заливаем краской рисунок на стекле
|
Краски, стекло, рисунок
|
5 |
Ждем полного высыхания работы. Оформляем работу в рамку и украшаем.
|
|
№ |
Последовательность изготовления работ
|
|
1 |
Инструменты, оборудование, материалы Железный профиль |
|
2 |
Переносим рисунок на стекло, с помощью контура
|
|
3 |
Заливаем краской рисунок на стекле
|
|
4 |
Ждем полного высыхания работы. Оформляем работу в раму и украшаем.
|
|
5 |
Оформляем работу в раму и украшаем.
|
|
6 |
Наносим золотистую эмаль на каркас |
Рисунок готового изделия
Себестоимость изделия
Материал |
Количество (шт.) |
Цена (руб.) |
Общая стоимость (руб.) |
Толстостенное стекло |
2 штуки |
1000 |
3275
|
Краски |
6 штук в пачке 3 пачки |
690 |
|
контур |
3 штуки |
300 |
|
Ватные палочки |
1 пачка |
15 |
|
Ватные диски |
1 упаковка |
20 |
|
Золотистая эмаль аэрозоль |
1штука |
200 |
|
Металлический каркас столика |
1 штука |
700 |
|
Ракушки |
1 упаковка |
300 |
|
Цветной бисер |
5 упаковок |
50 |
Реклама
Вы всё ещё рисуете на бумаге?
Ваш интерьер недостаточно яркий?
ТОГДА Я ИДУ К ВАМ!
Звоните круглосуточно: 2-55-35
Рекламный проспект
На мой взгляд, владение техникой витраж-это неплохая перспектива для того, чтобы можно было открыть свой бизнес. Витраж становится популярным из года в год, обучаться этому мастерству хотели бы многие люди, но все освоить самостоятельно удается далеко не каждому. Во многих городах, есть специальные мастерские, где делают настоящий витраж. У нас к сожалению, нет таких мастерских, а это было бы очень актуально и выгодно, ведь будущее стоит за развитием современных корпораций. Ну а для людей, кому не лень трудиться и украшать свой интерьер, можно было бы организовывать выставки и выставлять работы на продажу. С точки зрения экономики, на таком бизнесе можно всегда поддерживать свой бюджет в достатке.
Используемая литература
1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d'aujourd'hui.
2 Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986
3. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007
4. Клисов Игорь, статьи из журнала "Художественный совет" 3(49)2006 и 4(50)2006.
5. Козлова СИ. Е.Л. Козловой «Роспись стекла» Перевод с английского. © Издательство КАРТ-РОдНИК, издание на русском языке, 2004
6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дону «Феникс» 2002
7. Кьяццари Сюзи «Цвет в интерьере вашего дома», издательство «Кристина-Новый век». 2007
8. Мария ди Спирито «Витражное искусство» издательство Альбом. 2008
9. Мария ди Спирито «Стеклянные светильники», издательство Ниола-Пресс, 2007
10. Павловский В.В. «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» Москва 1975
11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. - М.: Просвещение, 1990
12. Спирито Мария Ди «РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ» издательство Мой Мир.2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.