Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе
Оценка 4.6

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Оценка 4.6
docx
03.01.2022
Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе
работа.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

П. ЛОНГЪЮГАН НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности

 «Хлеб - всему голова»

в старшей группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Рублева Юлия Владимировна,

        воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

поселок Лонгъюган

 

Направленностьпрактико-ориентированный с использованием ИКТ -технологий.

 Вид проекта: среднесрочный, 3 месяца

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Цель проекта:    создание условий для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.

Задачи:

-       Дать представление о том, что хлеб –основной продукт питания человека; знакомить детей со злаковыми растениями;

-       Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; с процессом выращивания хлеба в современное время, с трудом хлеборобов и другими профессиями людей труда;

-       Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.

-        Активизировать словарь детей.

-       Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов;

-       Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность:

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

Мы считаем, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище.

Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков.

Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.    

 Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников. 

Реализация проекта «Хлеб - всему голова» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей.

 Познавательная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка творческой активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

 Приемы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

-       беседы с детьми о процессах выращивания и изготовления хлеба,

-       чтение художественной литературы,

-       рассматривание иллюстраций,

-       творческая мастерская,

-       заучивание стихотворений,

-       отгадывание загадок,

-       постановка и решение вопросов проблемного характера,

-       наблюдения,

-       опыты,

-       дидактические игры, подвижные игры

-       игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,

-       ООД

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

-       ООД «Хлеб -всему голова»

Продукты проекта:

-       Лэпбук «Хлеб»

-       пополнение РППС группы (Центр познания)

Ожидаемые результаты:

          Для детей:

-       У детей сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях людей труда они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.           

-        Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

-       Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

-       Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием.

Для педагогов:

-       Сформированные   навыки   коллективной   работы педагогов, родителей     через вовлечение их в совместную проектную деятельность.

-       Повышение педагогического мастерства

-       Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.

Для родителей:

-       Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

-       Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Продукты проектной деятельности:

-       картотека загадок о хлебе;

-       картотека пословиц и поговорок о хлебе;

-       картотека игр по теме «Хлеб»;

-       Лэпбук «Хлеб – всему голова».

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

-       анализ условий для реализации проектной деятельности

-       подбор материала для детей и родителей по теме проекта.

II этап - основной

-       выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап. Заключительный.

-       анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

-       систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.

-       презентация на педсовете ДОУ.

План этапов реализации проекта            

Этапы проекта

Содержание деятельности

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи: Откуда хлеб пришел?

 Работа с родителями:

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Размещение справочной информации по теме проекта.

Распределение между родителями тем рисунков при оформлении выставки «Профессии людей труда: хлеборобы, комбайнеры, пекари»

Буклет на тему: «Хлеб - всему голова».

 Подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

Основной

(практический)

Чтение и обсуждение: М. Глинская «Хлеб». Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:

-       Почему Гриша бросил хлеб на землю?

-       Как бы ты поступил на месте Гриши?

-       Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

-       Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? (Не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным).

Чтение, пересказ, драматизация украинской народной сказки «Колосок» (пересказ, драматизация), р. н. с. «Колобок».

Рассматривание репродукций картин: «На пашне» с картины М. К. Клодт, «Сеятель» с картины Г. Г. Мясоедова, «Рожь» с картины И. И. Шишкина, «Жатва» с картины ГГ. Мясоедова, картинки по теме «Хлеб».

Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел. Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике.

Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб»; «Когда и где родился хлеб» (дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и

лепешки); «Виды хлеба у разных народов» (национальные сорта хлебобулочных изделий); «Хлеб - всему голова» (формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования).

Использование ИКТ: Презентации по теме «История хлеба» «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!», «Хлеба к обеду в меру бери».

Составление рассказов по теме «Как к нам хлеб на стол попал».

Творческая мастерская: лепка «Хлебобулочные изделия» (тестопластика); рисование «Мой хлебушка»; аппликация «Хлеб – всему голова».

ЧХЛ: Лексическая тема: Хлеб

1.     Николай Семенович Тихонов «Берегите Хлеб родной»

2.     Яков Лазаревич Аким «Хлеб»

3.     Янина Дягутите «Колос»

4.     Яна Коваль «Хлеб»

5.     Ю. Круторогов «Дождь из семян».

6.     Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

7.     Укр.н.с. «Колосок».

8.     Я. Тайц «Все здесь».

9.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

10. М. Глинская «Хлеб»

11. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».)

12. Самуил Яковлевич Маршак «Пришла весна

13. Самуил Яковлевич Маршак «Сентябрь»

14. «Положили в землю зернышко»

15. Самуил Яковлевич Маршак «Птицы в пироге»

 Заучивание наизусть: Я. Тайц «Все здесь»; «День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла».

Чтение, инсценировка сказки «Как волк вздумал хлеб печь» -  литовская сказка

Вариант игры — инсценировки: специалисты предлагают разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд.

Просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».

Пословицы и поговорки о хлебе «Хлеб всему голова». Объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение. Дать детям задание «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна» через игру в «Мост». На листе бумаги нарисован мост через речку (дорожки из 5 прямоугольников, каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора). Задание: чтобы перебраться на другой берег реки, нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?» Например, «Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как только ребенок подобрал аргумент –кладётся на мост кирпичик, и т. д. и т. п.

Приметы о хлебе:

-       Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

-       Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

-       Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

-       Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

-       Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Проговаривание скороговорок о хлебе.

-   Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

-   Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

-   Хорош пирожок - внутри творожок

-   Саша любит сушки, Соня - ватрушки

-   Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Экспериментально-исследовательская деятельность.

1. Опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, опилках). Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты. Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес). Рассмотреть колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.)

2. Опыт «Проращивание зёрен пшеницы» в пакетах на окне

Цель: расширять представления детей о развитии растений без использования почвы и дополнительного полива.

3. Опыт «Такая разная мука» (рисовая, ржаная, кукурузная)

Цель: формирование представлений детей о разных видах муки, их свойствах.

Дидактические игры:

-       Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он

     «лишний», «Что сделано из муки?»

-       Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.

-       Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности.

-       Игра «Колобки» (цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар- дрожжи), «Из каких продуктов товар?».

-       Игра «Кто назовёт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.

-       Игра-эстафета: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор».

-       Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе». Дети поочередно вспоминают знакомые пословицы и поговорки.

-       Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

-       Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб)

Марафон «Я пеку, пеку, пеку…»

Заключительный

(презентация продуктов проекта и рефлексия)

-       Презентация лэпбука «Хлеб»

-          ООД «Хлеб-всему голова»

-         Презентация проектной деятельности на педсовете ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Направленность : практико-ориентированный с использованием

Направленность : практико-ориентированный с использованием

Актуальность : Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется

Актуальность : Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется

Познавательная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка творческой активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело…

Познавательная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка творческой активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело…

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника

III этап. Заключительный. - анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами

III этап. Заключительный. - анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами

Что сказал мальчику дядя Матвей?

Что сказал мальчику дядя Матвей?

Составление рассказов по теме «Как к нам хлеб на стол попал»

Составление рассказов по теме «Как к нам хлеб на стол попал»

Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб ( перечисляет последовательность работы )

Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб ( перечисляет последовательность работы )

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь

Цель: формирование представлений детей о разных видах муки, их свойствах

Цель: формирование представлений детей о разных видах муки, их свойствах

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия)

Заключительный (презентация продуктов проекта и рефлексия)

Приложение

Приложение

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе

Проект с применением ИКТ-технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности «Хлеб - всему голова» в старшей группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2022