Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области дополнительного образования – Дом детского творчества «Мастер»
Проект
Игра в шахматы – дорога к успеху
Выполнил: обучающийся шахматного клуба «Гардэ»
Дулин Дмитрий
руководитель: Дулина Наталья Александровна
п. Краснообск
2015 г.
Содержание
1. Актуальность. Гипотеза. Цель………………………………………………..2
2. Индия – родина шахмат………………………………………………….........3
3. Шахматы в Европе………………………………………………………….…4
4. Шахматы в России……………………………………………………….……4
5. Чемпионы мира по шахматам………………………………………………...6
6. Исследование влияния шахмат на интеллектуальное развитие детей……..8
7. Результаты исследования. Выводы………………………………………….11
8. Список литературы…………………………………………………………...12
9. Приложения…………………………………………………………………...13
Актуальность: В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, дает возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала общеобразовательной школы.
Цель:
1. Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.
Задачи:
1. Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у одноклассников.
2. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
3. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
4. Воспитывать потребность в здоровом и интересном образе жизни.
Объект исследования: учащиеся 5 Б класса, умеющие и не умеющие играть в шахматы и воспитанники шахматного клуба «Гардэ».
Методы исследования: анкетирование, тестирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.
Индия – родина шахмат
Существует немало легенд и различных предположений о происхождении шахматной игры. Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64-й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.
Чатуранга – прообраз шахмат
Игра называлась тогда чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. В чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени. Шахматы из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.
Шатрандж – следующая ветвь развития шахмат
В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они называли шатрандж (от персидского шатранг). В ту далёкую эпоху правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы развили и несколько усовершенствовали древнюю шахматную игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом) отдельных позиций.
Шахматы в Европе
В Европу шахматы
завезли купцы в XI веке в Испанию и Италию. Шахматы считались одним
из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу
рыцарского воспитания наряду с фехтованием, плаванием, соколиной охотой,
сложением стихов в честь дамы сердца, владением копьем и верховой ездой. Об их
быстром распространении и росте популярности свидетельствует тот факт, что
многие старинные роды начали украшать свои гербы изображением шахматных фигур
или шахматного поля.
Попав в Европу, шахматы подверглись некоторым изменениям -
доска стала двухцветной (на Востоке была одноцветной). В Европе появилось
огромное количество шахматной литературы и дидактических материалов.
Шахматы в России
На Руси при раскопках XII-XIV веков шахматы были найдены в 20% русских городов, следовательно, они были завезены в Россию примерно в IXвеке. Они упоминались в русском фольклоре - сказках и былинах. Шахматам уделяли внимание русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. Шахматы в Росси были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Они были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева.
Русское духовенство в своем неприятии шахмат подражало византийскому. Но запрещения церкви не могли убить интерес к игре, успевшей завоевать стольких приверженцев и ставшей частью русской культуры. Постепенно и русская церковь перестала упоминать о шахматах, как о запрещенной игре. В книге “Быт русского народа” А.В.Терещенко отмечает: “При воспитании великокняжеских детей учили, между прочим, шахматной игре, без сомнения, по той причине, что она изощряла умственные способности”.
Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров.
Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А.С.Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили “шахматную доску”, слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались в соответствии с ходами шахматной партии.
Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А.С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А.Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - “Шахматная игра, приведенная в систематический порядок…” с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала “Паламед”, начавшего выходить в Париже в 1836 г.
В XIX и XX веках продолжает развиваться шахматная теория.
Шахматы давно уже стали одним из видов спорта.
Первым русским шахматистом, приобретшим европейскую известность в середине 19 века, был А.Д. Петров. Помимо этого он являлся и крупным популяризатором шахмат в России. Не отставали от него и его современники - К.А. Яниш, И.С. Шумов, братья С.С. и Д.С. Урусовы, В.М. Михайлов, - много сделавшие для развития шахмат в России. Наиболее известным русским шахматистов 19 – начала 20 века был М.И. Чигорин. Без его участия не проходило ни одного международного состязания.
Несмотря на обилие хороших игроков, внутри самой России шахматные чемпионаты были редки. Только на рубеже 19 века, в 1899 году, прошел первый всероссийский турнир. Но это не помешало нашей стране трижды принять международные соревнования - в 1895, 1909 и 1914 годах.
В советское время шахматы стали поистине русским видом спорта. Впервые среди русских шахматистов удостоен звания «чемпион мира по шахматам» был русский эмигрант А. Алехин. Он в трудной борьбе отвоевал титул чемпиона у всемирно известного кубинского шахматиста Х Р Капабланки. С 1927 и по 1946 годы он был бессменным чемпионом.
Далее настало время советских и российских спортсменов.
В 1948 году, через два года после внезапной смерти Александра Алехина, которая оставила мир без шахматного короля, ФИДЕ организовала матч-турнир пяти сильнейших гроссмейстеров того времени, в котором и определился новый чемпион.
С тех пор и вплоть до 1993 года ФИДЕ полностью контролировала процесс розыгрыша звания чемпиона мира.
Чемпионы мира
|
Элиста – центр шахматного искусства
В конце 90-х годов в России началось строительство Города Шахмат. Идея создания такого города в Элисте принадлежит президенту Калмыкии и Всемирной Шахматной Федерации FIDE Кирсану Илюмжинову. Построен Город Шахмат в 1998 году в рамках предстоящей 33 Всемирной шахматной олимпиады.. Кирсан Илюмжинов считает, что дети, которые занимаются шахматами, легче усваивают школьную программу.
Василий
Алексеевич Сухомлинский, известный
советский педагог, говорил: «
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей
и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из
элементов умственной культуры»
Исследование влияния шахмат на интеллектуальное развитие детей
Проведя исследование, я выявил, чем занимаются мои одноклассники во внеурочное время.
Успеваемость учеников 5 Б класса
по предметам общеобразовательной школы
за Ш четверть 2014-2015 учебного года
Успеваемость воспитанников шахматного клуба «Гардэ»
по предметам общеобразовательной школы
за Ш четверть 2014-2015 учебного года
Проведя анкетирование, я сделал сравнительный анализ успеваемости учеников моего класса и обучающихся шахматного клуба «Гардэ».
Сравнительный анализ успеваемости учеников-участников исследования
Успеваемость |
Юные шахматисты 11 человек – 100% |
Ученики 5 Б класса 17 человек – 100% |
Отлично |
7 чел. – 64 % |
2 чел. – 12 % |
Хорошо |
4 чел.- 36 % |
9 чел. – 53 % |
Удовлетворительно |
0% |
6 чел. – 35 % |
Любимый предмет
предмет |
Юные шахматисты
|
Ученики 5 Б класса
|
математика |
8 чел. |
9 чел. |
гуманитарные |
3 чел. |
8 чел. |
Проведя тест на знание общей информации о шахматах, я выявил уровень знаний участников исследования.
Ответы на вопросы теста |
Юные шахматисты 11 человек – 100% |
Ученики 5 Б класса 17 человек – 100% |
Все правильные ответы |
5 чел. – 46 % |
5 чел. – 29 % |
1 неправильный ответ |
3 чел. – 27 % |
7 чел. – 41 % |
2 неправильных ответа |
3 чел. – 27 % |
3 чел. – 18 % |
Больше 2-ух неправильных ответов |
- |
2 чел. – 12 % |
Ответы на вопросы теста |
Юные шахматисты 11 человек – 100% |
Ученики 5 Б класса 17 человек – 100% |
Все правильные ответы |
5 чел. – 46 % |
5 чел. – 29 % |
есть неправильный ответ |
6 чел. – 54 % |
12 чел. – 71 % |
Результаты исследования:
Проверяя выдвинутую мной гипотезу, я провел анкетирование среди учащихся
5 Б класса и воспитанников шахматного клуба «Гардэ». Я составил вопросы теста и варианты ответов, провел его и сопоставила результаты с анализом отметок ребят и своими наблюдениями и пришел к следующим результатам и выводам.
Проведя опрос среди воспитанников шахматного клуба, я выяснил, как они успевают по общеобразовательным предметам в школе.
Проведя опрос 17 одноклассников, я получил данные, что в классе играют в шахматы 13 человек, из них двое занимаются в шахматном клубе «Гардэ», двое хотели бы научиться играть в шахматы, один ученик не знает, хочет ли он научиться играть, один - не хочет совсем.
Выводы:
1. Большинство учеников 5 Б класса, играющих в шахматы, успевают на «отлично» и «хорошо», усидчивы, любознательны. Любимые предметы – математика, история, литература, английский язык.
2. Ученики, занимающиеся в шахматном клубе, учатся хорошо. Любимый предмет – математика.
3. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, они занимаются в творческих объединениях, любимые предметы – литература, история, изобразительное искусство.
4. Ученики, которые ответили « не знаю» или «не хочу» – учатся и хорошо, и удовлетворительно, но им не хватает целеустремленности, решительности. Они хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.
5. Вопросы о шахматах (истории шахмат, о фигурах, о российских гроссмейстерах), вызвали сложности у большинства учеников . 71% ответили неверно на один – три вопроса из пяти.
6. Проведенный опрос среди ребят, посещающих шахматный клуб, показал, что они преуспевают в математике, усидчивы, целеустремленны, умеют концентрировать свое внимание. На вопрос: «Что тебе нравится больше, математика или литература?» частый ответ – математика. Любопытны и результаты среди самих игроков-шахматистов: они успешны и не имеют отметки «3» за III четверть.
Гипотеза подтверждена!
Приложение №1
Тест
1. В какой стране возникли шахматы?
А) Индия
Б) Китай
В) Бразилия
2. Какая фигура самая главная в шахматах?
А) Король
Б) Пешка
В) Ферзь
3. Цель игры
А) Шах
Б) Мат
В) Рокировка
4. Великий российский шахматист
А) Дмитрий Иванов
Б) Гарри Каспаров
В) Евгений Плющенко
5. Шахматный город России
А) Москва
Б) Сочи
В) Элиста
В) Евгений Плющенко
Спасибо за ответы!
Приложение №2
Я занимаюсь в шахматном клубе «Гардэ»
- 1 год
- 2 года
- 3 года и более
1) Занятия шахматами воспитывают
- усидчивость
- целеустремленность
- концентрацию внимание
- любознательность
- свой вариант____________________________________
2) Какой учебный предмет тебе больше нравится
- математика
- литература
- история
3) Я закончил (а) 3 четверть:
- Я отличник (ца)
- Я хорошист (ка)
- Имею одну - две тройку (указать предмет)______________________
- Имею более двух троек
Спасибо за ответы!
Приложение №3
Анкета
Фамилия, имя ______________________________________________
Нужный вариант ответа подчеркнуть или написать свой
4) Умеешь ли ты играть в шахматы?
Да Нет
- Я занимаюсь (занимался) в шахматном клубе? - Я хочу научиться играть в
- Меня научили играть в шахматы родители, шахматы
друзья - Я не знаю, хочу ли я научиться
играть в шахматы
- Я играю нечасто - с друзьями, родителями - Я занимаюсь в другой секции,
кружке и не хочу учиться
играть в шахматы.
Укажи, какие секции, кружки
ты посещаешь
_______________________________
2) Какой учебный предмет тебе больше нравится
-математика - русский язык
-литература - природоведение
-история - укажите свой предмет _______________________
3) Я закончил (а) 3 четверть:
- Я отличник (ца)
- Я хорошист (ка)
- Имею одну - две тройку (указать предмет)______________________
- Имею более двух троек
4) Какие качества ты можешь в себе отметить?
(2-3 основных качества подчеркните)
- Я творческий человек (занимаюсь рисованием, музыкой, танцами, декоративным творчеством)
- Я настойчивый; всегда добиваюсь, чего хочу
- Я долго могу заниматься одним делом
- Мне трудно долго заниматься одним делом
- Я активный
- Я любознательный
Спасибо за ответы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.