Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей» г.Балашова Саратовской области
Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»
Спешите делать добро!
Секция - гуманитарная
|
Авторы: Ефанова Вероника Клоков Александр Турманова Василиса Возраст участников:10-11 лет Класс: 4«Б» Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей" г. Балашова Саратовской области Научный руководитель: Каретникова Ульяна Геннадьевна Должность: учитель начальных классов г.Балашов 2022 |
Название проекта: «Спешите делать добро».
Вид проекта: краткосрочный групповой, общественно-полезный.
Формы реализации проекта: беседы, игровая, трудовая деятельность детей.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: обучающиеся 4 «Б» класса
Актуальность проекта: развитие волонтерского движения в лицее. Это развитие жизненных качеств: ответственности; милосердия; самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами людей.
Цель проекта: создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Спешите делать добро».
Задачи проекта:
- формировать самооценку своих поступков, учиться доброжелательно оценивать поступки других людей;
- воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие.
- закрепить правила вежливого общения;
- развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат: формирование заботливого отношения к членам своей семьи; оказание посильной помощи.
Проблемный вопрос: Можно ли воспитать в человеке такие качества как доброта, уважение, милосердие?
Практическая значимость проекта:
Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности в дальнейшем.
Продукт проектной деятельности: фотоколлажи «Я-помощник!»
«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя» . Так пела
Старуха Шапокляк, но мы уверены, что всё с точностью да наоборот.
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Наш выбор несомненен – да, волонтёры мы!
Подготовительный этап
· подбор иллюстративного материала по теме проекта;
· знакомство с литературными произведениями: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», В.Катаев « Цветик-семицветик», « Два жадных медвежонка» венгр. сказка, Э.Мошковская « Кто самый добрый», А.Барто « Вовка добрая душа».
· разучивание стихов и пословиц о доброте;
· прослушивание аудиозаписей песен о дружбе, слушание П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе , « Дорогою добра» муз. Ю. Энтина; подборка песен о маме.
План реализации проекта:
Виды деятельности: |
1. Классный час «Вежливые слова» |
2.Беседы «Моя дружная семья», «Добрые люди. Кто это?», «Что такое доброта?», «Кто такие волонтёры?» |
3.Поделка на уроке технологии « Сердечко для любимой мамочки» |
4.Выставка детских работ «Добрые дела» |
5.Рассказ ребёнка о добром поступке. |
6.Выставка книг. |
7. Аллея добрых книг ( посещение лицейской библиотеки, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок о доброте). |
Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры…
С этими словами мы встретились совсем недавно в нашем лицее. Как известно, в наши дни всё больше и больше и взрослых, и подростков начинают вести здоровый образ жизни. Тысячи людей отказываются от употребления алкоголя, курения табака. Занимаются спортом, увлекаются живописью и музыкой. Люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, нравственном статусе, гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, но и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных, они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее.
Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром. Для волонтёра важны такие качества личности как трудолюбие, доброе и бережное отношение к окружающим людям, природе, забота, отзывчивость, потребность к здоровому образу жизни.
Работая над проектом мы:
1.Узнали, кто такие волонтёры.
2.Придумали кричалки:
1.Свою бабушку люблю,
Ей всегда я помогу!
2.Тебя на помощь не зовут?
Но ты иди, тебя там ждут!
3.Люблю родной я Балашов
Ему помочь всегда готов!
4.Я, ты, он, она-
Вместе целая страна!
Помогать другим мы будем
Нас Россия не забудет!
5.Мудрых взрослых уважаю
Малышей не обижаю!
6. Если с другом вышел в путь
Веселей дорога!
Ты помог, и я помог.
Нас уже так много!
3.Побывали в библиотеке на выставке «Аллея добрых книг».
4. На классном часе вспомнили много вежливых слов: здравствуйте, добрый день, спасибо, пожалуйста, доброе утро….
5. Приняли участие в Региональном интернет-конкурсе творческих работ «Одна страна – одна Россия».
6. Нарисовали рисунки на тему «Добрые дела».
7. Сделали поделку ко Дню мамы на уроке технологии «Сердечко для любимой мамочки».
8. Приняли участие в акции «Поделись теплом».
9. Сделали газету «Поздравляем, мамочки!»
10. Выступили на концерте в День матери!
11. Сделали продукт проектной деятельности.
12. И, конечно же, мы помогаем своим родителям во всех делах!
В основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому!
Заключение
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов прошлого века, хотя оно существовало всегда, например, в виде службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Рассматривать волонтерское движение как явление можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом: помогать людям. Важность добровольной и безвозмездной помощи, заключается в том, что характерной чертой современного мира стало желание молодых людей внести свою лепту в сотворение добра и уважения между людьми разных интеллектуальных способностей, физических возможностей, национальностей, вероисповеданий; стремление к дружескому диалогу и взаимопониманию, что и является основными принципами волонтёрского движения.
« Людям мы несём добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
Приложение 1
Стихи о доброте
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят, не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого -то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
Доброта
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
***
К
Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
Весёлые сказки живут по соседству,
Там даже тоска никогда не тоскует,
Года бесконечно кукушка кукует,
Никто не болеет, никто не страдает,
А если вдруг горе туда забредает,
То добрые феи тот час налетят
И в шарик воздушный его превратят.
Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.
К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.
***
Дарите
людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)
***
Дорога
добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
М. Минкова
Пословицы и поговорки.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Уроки вежливости (подборка стихотворений)
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
За
что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Отменить,
что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Простите,
я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.
–
Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам
желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
–
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Приложение 2
Чтение художественной литературы « Аллея добрых книг»
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,
«Два жадных медвежонка»(венгр.сказка)
Е.Благинина « Посидим в тишине»
В.А.Сухомлинский « Петушок-братик, добрый день», « Красивые слова и красивые дела», « Для чего говорят спасибо», « Красивые слова , красивые дела», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –одна семья».
Г.К.Паустовский . « Теплый хлеб»,
Э. Мошковская « Кто самый добрый»,
Е. Пермяк « Самое страшное»
В.Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо»..
Г.Остер « Советы непослушным детям»
А.Барто «Имя и фамилия»
С.Я.Маршак « Рассказ о неизвестном герое»
П.Поляков « О послушании»
В.Осеева « Своими руками», « Сыновья»
Л.Н.Толстой « Лев и собачка»
В.Катаев « Цветик-семицветик»
Приложение 3
Правила добрых дел
–Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
-Не твори добра на показ.
-Старайся искоренять плохие привычки.
-Не позволяй себе обманывать других.
-Не нарушай обещания.
-Не бери, не присваивай чужие ,найденные вещи, деньги, игрушки. Постарайся найти, отдать потерявшему.
-Без разрешения ничего не бери.
-Никогда не произноси плохих злых слов.
-Не будь жадным , негостеприимным.
-Не уходи от ответственности за свои поступки.
Правила вежливости
-Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
-Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди , чтобы тебя попросили уступить место.
-Упавшему помоги встать.
-Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.
-Не заставляй волноваться о себе.
Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Список использованной литературы:
1 .Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада- Воронеж: ТЦ « Учитель»,2004-207с.
2. Загик Л.В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с.
4.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г.
5. Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.
6.ФесюковаЛ.Б. Беседы по картинкам ( Чувства. Эмоции. ) демонстрационный материал, Из-во ТЦ « Сфера», 2006г.
7. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.