Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»
Проект в подготовительной к школе группе на тему:
« Удивительный мир часов»
Подготовила воспитатель
МБДОО №2 «Ромашка»
Боярчук А.А.
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе
детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных
математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии
времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны
часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная
вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в
кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на
вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы -
круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы
величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как
много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как
будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во
всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том,
какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому
что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль.
Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной –
ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в
детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно
представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с
пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И
уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который
час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и
рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из –
за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет
назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В
процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о
разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему
воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной
деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Вид проекта - исследовательско - творческий,
групповой.
Продолжительность – средне-продолжительный
(с 1.10 по 30.10)
Участники - дети 6- 7 лет
Описание: Данный материал будет
полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям
хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на
работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое
любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории
возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их
разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в
жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес,
любознательность, творческое воображение.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы
проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и
своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения
часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение
часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы- цветы,
часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не
могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми
и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут
влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях
улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной
деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их
разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные
направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея
«Часы».
- Изучение научной литературы по данному
вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической
литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой
информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по
проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой
деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания
коллекции часов).
2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта
по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное
время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома»,
«Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой
стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»;
«Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»;
«Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»;
«Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые
известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев
«Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах.
(С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о
времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы
стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой
«Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров
«Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи
(про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных
видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных,
песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой»,
«Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички»
(пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала
«Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну
часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли
вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои
первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие
часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что
будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что
пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов
(могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные
часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами
экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД . Развитие речи на тему : «Удивительный
мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД . Математическое развитие «Волшебные
часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое
часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных,
водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая
мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с
детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир
часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей
(создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают
часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у
детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи
несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов
(наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие
разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое
часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их
подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю
духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об
особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному
предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность,
умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления,
эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и
осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края
через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми
посещением музеев;
Используемая
литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство
«Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.:
Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство
«Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 –
2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как
научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная
литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных
исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая
деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения
в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.-
Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.