Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области
Проект «Весѐлые ладошки»
Выполнила:
Ван Ольга Николаевна
Воспитатель 1 категории
с. Одоевское, 2019
Проектная деятельность «Весѐлые ладошки».
Я рисую - руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрите на меня. В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки, Получаются мордашки и детишки-замарашки!
Автор проекта: Ван Ольга Николаевна
Сроки реализации проекта: октябрь 2019 г. – май 2020 г.
Участники проекта: дети младшей группы,родители, воспитатель.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий, социально-личностный.
Актуальность проекта: Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству прививается благодаря различным техникам рисования, в том числе и нетрадиционным. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям получать незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы рисования достаточно просты и в какой то мере напоминают игру. Думаю, каждому ребенку будет интересно и весело рисовать пальчиками, измазать ладошку краской и делать ей рисунок, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования развивают у каждого ребенка воображение, творчество, проявляют самостоятельность, инициативу, выражение индивидуальности.
Младший возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идѐт очень быстрыми темпами. Поэтому важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Первые три года жизни ребенка являются самыми важными в его развитии. Лучшим средством для стимуляции физического, социального и эмоционального развития является творчество. В этот период жизни практичнее и эффективнее всего являются самые простые вещи, которые можно потрогать, пощупать, рассмотреть со всех сторон. Рисование при помощи красок и воды, лепка из пластилина или глины, аппликация из бумаги и клея. Все это просто и доступно для развития ребенка.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. Малыши могут рисовать не только карандашами, фломастерами, кистью, но и пальцами, кусочками губки, щѐточками, «печатками» и многим другим.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия развития мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук, развивается и речь ребенка.
Использование нетрадиционного рисования позволяет проявить способности ребенка в художественном творчестве, пробуждает интерес изучению изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет малышам радость, интерес, удивление от полученного результата.
Для того чтобы дети занимались творчеством, необходимо руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно, чтобы родители знали о творческих способностях своего ребѐнка, поэтому необходимо давать им соответствующие рекомендации, которые помогают им также развивать эти способности .
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Способствовать овладению малышами простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми и педагогами.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме.
• Разработка содержания проекта.
• Планирование предстоящей деятельности, подбор материла для творчества.
• Разработка перспективного плана работы с родителями, детьми.
• Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
Реализация проекта в процессе:
Непосредственно - образовательной деятельности. Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет).
Практические (проговаривание последовательности работы), игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент).
Совместной деятельности воспитателя и детей (Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей, изобразительной деятельности, создание выставок). Работы воспитателей с родителями: консультации, мастер-классы, демонстрация фотоотчета НОД с детьми, совместная семейная творческая деятельность (выставки).
Создания предметно - развивающей среды: наличие оборудования и материала, Основной этап:
• Формирование навыков художественной деятельности детей младшего возраста.
Проведение НОД по нетрадиционному рисованию Разработка игр-занятий для воспитанников.
• Работа с родителями:
ü Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству.
ü Пополнение центров по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
ü Оформление уголка для родителей по данной теме.
Заключительный этап:
• Оформление выставки рисунков
• Выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования
• Презентация совместной деятельности родителей и детей, по взаимодействию с семьей «Мир красок и фантазии» проводимая с использованием ЭОР на сайте Одоевской средней школы, персональном сайте.
• Мастер-класс для родителей совместно с детьми. Рисуем манкой
• Мастер-класс для родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц |
мероприятия |
Цель |
Октябрь |
Изучение методической литературы и интернет ресурсов. |
Повысить компетентность педагогов |
Вовлечение родителей в проектную деятельность. Пополнение развивающей среды по теме проекта. |
|
|
Разработка проекта |
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
|
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Определить объем и содержание работы по проекту.
|
|
Ноябрь |
Знакомство детей с разными техниками рисования и материалами
|
Дать возможность детям увидеть и потрогать материалы, которыми можно рисовать. Рассказать малышам о процессе их использования. |
Мастер-класс для родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством нетрадиционных техник рисования» |
Расширить знания родителей (законных представителей) через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития воображения и творчества детей дошкольного возраста. |
|
Консультация «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
|
Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами |
|
Совместная деятельность педагога и детей по |
Рисование ладошками. Развивать творческое |
|
образовательной области художественное творчество «Мир в наших руках» |
воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
Декабрь |
Мастер-класс для родителей «Рисуем манкой» |
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования манкой |
НОД: «Первые снежинки» |
Рисование ватными палочками. Учить рисовать ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки. |
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество: «Веселый снеговик»
|
Учить рисовать детей предмет, состоящий из нескольких кругов. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок кистью |
|
Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике» |
Расширить представление родителей о развитие детского изобразительного творчества |
|
Январь |
НОД: «Новогодний салют» |
Рисование пальчиками: Продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев, знакомить с цветом, закреплять знания цветов. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» |
Рисование ладошками. Учить детей в рисунке передавать образ елка, располагать изображение по всему листу бумаги |
|
Консультация "Как научить ребѐнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"
|
Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами |
|
Февраль |
Оформление стенгазеты «23 февраля» совместная работа воспитателя с родителями. |
Изготовление стенгазеты к празднику по технике рисования «Тычкование» |
НОД: «Звезда для папы» |
Познакомить детей с необычной техникой рисования цветной манкой. |
|
Март |
Совместная деятельность родителей и детей ,по взаимодействию с семьей «Мир |
Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования |
Апрель
|
красок и фантазии» проводимая с использованием ЭОР |
родителями в совместной деятельности с детми. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Подарок маме на 8 марта» |
Продолжать знакомить детей с рисованием цветной манкой. |
|
НОД: «И тает снег» |
Научить детей новой технике рисования мятой бумагой |
|
НОД: «Ракета в космосе» |
Рисование губкой. Продолжать учить детей использовать разные материалы для рисования Закрепить умение рисовать по трафарету |
|
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Веточка вербы» |
Рисование пальчиками. Закрепить умение детей рисовать пальчиками. Подбирать цвет краски. |
|
Май |
НОД: «Одуванчик» |
Рисование ватной палочкой. Создать условия для обучения детей рисовать одуванчик нетрадиционным способом. |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Воздушные шары» |
рисование мыльными пузырями. Продолжать учить детей новым техникам нетрадиционного рисования. |
|
Годовая выставка творческих работ «Чему мы научились» |
Создать выставку итоговых работ. |
|
Презентация полученного опыта использования нетрадиционных техник рисования в группе младшего возраста. |
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. |
Ожидаемые результаты проекта:
• Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техниках рисования.
• Владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Умение воспитанников применять нетрадиционные техники рисования.
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих работах.
• Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
ВЫВОД: Реализация проекта помогла детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и используют для самовыражения любые доступные средства. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу.
Список литературы:
1. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.
:Мозаика-Синтез, 2005.
2. Е.А.Янушко «Рисование с детьми младшего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
3. Р.Г.Казакова « Рисованию с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В.
Никитина. – Каро, 2007.
5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
6. http://maam.ru/ https://nsportal.ru/olgavan
http://www.eduportal44.ru/sharya_r/15/DocLib29/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2Fsharya_r
%2F15%2FDocLib29%2FВан%20О%2EН&FolderCTID=0x012000566DE2EBC4751745A5F89 D9F3477F201&View=%7B0CB9941C-EABB-4A4A-82E8-2538B9F04A8B%7D Приложение1.
Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством нетрадиционных техник рисования».
Воспитатель: Ван О.Н.
Цель: расширить знания педагогов и родителей (законных представителей) через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития воображения и творчества детей дошкольного возраста. Задачи:
- познакомить педагогов и родителей (законных представителей) с нетрадиционными техниками рисования
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов в рисовании. Методы и приѐмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: Столы, стулья для родителей (законных представителей); материал для практической деятельности – манная крупа; нетрадиционные средства рисования: гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей, соль, клей ПВА,, карандаши, салфетки.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования. План проведения.
1. Рассмотреть выставку детских работ.
2. Знакомство с нетрадиционным рисованием.
3. Показать на экране презентацию
4. Совместная деятельность детей и родителей "Рисование манной крупой» 5. Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой"
6. Рассмотреть выставку детских работ.
Ход заседания:
Добрый день ( вечер) уважаемые педагоги и родители!
Слайд 2 «Искусство заключается в том , чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном».
Дени Дидро
Слайд 3"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Все дети любят рисовать. Творчество для них- это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание ―остановить прекрасное мгновенье‖, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Слайд 4 Проведение Непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия чувство фактурности и объѐмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд 5 Я предлагаю вам ,родителям , организовать в домашних условиях среду для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования, где вы можете использовать предложенные необычные материалы для творчества
Слайд 6
Слайд 7 Сколько дома ненужных вещей:
Слайд 8 Существует много техник нетрадиционного рисования, вот некоторые из них: кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой, рисунки из ладошек, пальчиков, отпечатки листьев, пробок, оттиск печатками из овощей, рисование ватной палочкой, смятой бумагой, печать по трафарету, тычок жесткой кистью, свеча и акварель, оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; гратаж, монотопия (обычная, пейзажная, набрызг, акварельные мелки, рисование солью, пластилином, тиснение. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребѐнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать техники: рисование пальчиком, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошкой, оттиск пробкой.
Слайд 9 Создайте для ребенка условия для творческой активности, понимания красоты многоцветного мира. Участвуйте в этом увлекательном процессе, проявляйте интерес к результатам отражения мира на листе бумаги вашего малыша.
А сейчас я предлагаю вам на практике применить некоторые из предложенных вам техник нетрадиционного рисования.
Рисование «Ватными палочками»
Цель: учить рисовать с помощью трафарета, методом «тычка» цветы.
1. Берем трафарет
2. С помощью трафарета (губки) ватной палочкой выполняем стебель и листья.
3. Ватной палочкой, применяем метод « тычка» рисуем белый шарик
4. Желтый цветок одуванчика, тоже рисуем ватной палочкой, но уже имитируя движение кисти
5. Наши красивые одуванчики готовы.
Рисуем «Тычок жесткой полусухой кистью»
Возьмем черный картон обведем фигуру медведя простым карандашом, тонкой аккуратной линией, обмакнем сухую кисть в белую гуашь, обстукаем лишнюю краску на чистом листе до того момента, пока след краски станет пушистым. Делаем тычки по контуру, а затем в середине, заполняя пространство. Кисточку необходимо держать вертикально. Получается имитация фактурности пушистой и колючей поверхности.
И в заключении нашего заседания, можно сказать: "Совершенно не важно, в какой технике традиционной или нет созданы ваши работы. Важно то, что Вы делали их совместно с детьми. Спасибо за внимание!
Приложение 2
Совместная деятельность детей и родителей, по взаимодействию с семьей "Мир красок и фантазий" проводимая с использованием ЭОР
Одоевская средняя школа (дошкольное отделение) Шарьинского муниципального района Воспитатель Ван О.Н.
Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей.
2. Способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми.
3. Познакомить родителей с особенностями детских рисунков.
4. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
5. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования.
Метод и прием: Беседа, показ, игровой прием.
Материал и оборудование: Гуашь, стаканы, альбомные листы, кисточки, манная крупа, клей, картон цветной. Предварительная работа:
Разучивание танца "Осенние листочки"
Оформить выставки с образцами нетрадиционного рисования. Подготовить буклеты, анкеты.
План проведения.
7. Рассмотреть выставку детских работ.
8. Знакомство с нетрадиционным рисованием.
9. Показать на экране презентацию
10. Совместная деятельность детей и родителей "Рисование манной крупой» 11. Раздача буклетов: "Порисуем вмести с мамой и папой"
12. Рассмотреть выставку детских работ.
Ход : Знакомство с нетрадиционным рисованием.
- Сегодня мы с вами побываем в стране "Красок и фантазии".
Все рисовали в детстве, а кто продолжает рисовать и сейчас!
- Рисование это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали кто-то в альбомах, кто-то мелками на асфальте, кто-то на обоях или на деревянных полах.
Все дети любят рисовать, карандашами, красками, фломастерами.
Изобразительная деятельность ребенка-это изображения действительности, которое отражает внутренней мир ребенка, его душевное переживание взаимодействие с окружающим миром.
- Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник , очень интересны для ребенка. Он радуется результату своей работы, он может подарить свой рисунок маме, папе, бабушке и. т д. Работая с детьми я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумления, удивления. И я выбрала направление в своей работе использование в рисование нетрадиционную технику.
Показ слайд "Много способов по разному рисовать!" - Что значит нетрадиционная техника рисования .
- Это означает;
Интересное
На новый лад, что то новое
Весело эмоциональное Красиво , креативно Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.
- Это: Пальчиками.
Ладошками.
Палочками ватными.
Листьями.
Зубными щетками.
Восковыми мелками, свечкой.
Мятой бумагой.
Веревкой, донышком пластиковой бутылки.
- Сегодня я хочу вас познакомить с одной из техник, она называется "Тычок жесткой полусухой кистью".
Отпускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге , держа вертикально. При работе кисть в воду не отпускаем. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Эта техника помогает, научится развивать фантазию и творчество. Замечательный способ провести свободное время как с пользой, так и с хорошим настроением.
Показ слайд "Рисуют наши дети!"
Совместная деятельность детей и родителей.
- Сегодня мы проведем небольшую практику по рисованию "Рисование манной крупой". На картоне темного тона рисуем рисунок, смазываем его клеем и аккуратно сыпем на клей крупу.
-Мы с вами рисовали и немного мы устали.
-Наши работы немножко подсохнут, а мы станцуем танец с осенними листочками.
- Молодцы! Хорошо отдохнули.
И детям и родителям очень понравилось совместное творчество. Все получили огромный заряд бодрости и хорошего настроения. Родители предложили проводить подобные мероприятия как можно чаще.
-И в заключении , можно сказать: "Совершенно не важно, в какой технике традиционной или нет созданы ваши работы. Важно то, что Вы делали их совместно с детьми. Спасибо за участие в совместном творчестве!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.