Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иванковская средняя школа
Методическая разработка
открытого занятия
по теме: «Проект-визитка в среде программирования Scratch»
объединение «Медиастудия Фотолайн»
возраст обучающихся: 10-13 лет
Подготовила: учитель ИЗО
Цыганова К.Н.
2022
Введение
Занятие имеет техническую направленность, предназначено для детей 10-13 лет.
Цель: создать свой первый проект, в среде программирования Scratch и рассказать с его помощью о своих увлечениях.
Предмет: Информатика
Тема урока: «Проект-визитка в среде программирования Scratch»
Тип урока: урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты
личностные:
· учить проверять себя;
· учить давать оценку своим действиям.
метапредметные:
· учить анализировать и выделять общее;
· учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
· вспомнить скрипты, которые начинаются с разных событий;
· учить создавать свой проект в среде программирования Scratch;
· учить разбивать проект на задачи.
Дидактические средства: план-конспект занятия; презентация к занятию (приложение 1), карточка к заданию №1 (приложение 1), карточка к заданию №2 (приложение 2), канцелярские принадлежности, листы (А4).
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; экран; операционная система WINDOWS; Microsoft Office; приложение Scratch для ПК.
Ход занятия
I. Организационный. Приветствие. Знакомство с правилами проект-визитки.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые юные программисты! Я уверена, что в будущем Вы станете высококлассными специалистами в своем деле, а некоторые из Вас станут учеными и будут заниматься наукой.
Наше занятие пройдет в форме проект-визитки. Мы с Вами уже знакомы друг с другом, но совсем ничего не знаем о Ваших увлечениях.
Педагог: Итак, прежде чем мы начнем выполнять наше задание давайте вспомним с чем мы познакомились на предыдущих занятиях.
II. Проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущих занятий. Повторение интерфейса приложения «Scratch».
1. Задание №1. «Расстановка».
Педагог: итак, юные программисты. Давайте вспомним, что находится в приложении «Scratch» (приложение 1). Расставьте цифры соответственно блокам.
2. Проверка задания.
Педагог: Давайте проверим задание.
3. Задание №2. «Как создать скрипты, которые начинаются с разных событий».
Педагог: Сейчас я называю скрипт, Вы говорите, как он запускается (приложение 1).
III. Подготовительный. Сообщение темы, цель учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
Педагог: Мы с Вами продолжаем знакомство с основами работы в приложении Scratch. Сегодня мы узнаем, как создать свой проект, в котором вы расскажете о своих увлечениях.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Педагог: Сегодня у нас с вами будет особенное задание: создать свою электронную визитку, в которой вы сможете рассказать о своих увлечениях. Мы научимся разбивать наш проект на задачи.
Давайте посмотрим на пример проекта о мальчике Максе и его увлечениях, и определим, на какие задачи можно разбить этот проект (приложение 2).
В этом проекте есть 3 спрайта: мальчик, гитара, собака и сцена.
По времени проект делится на три части: то, что происходит при старте, и то, что происходит, когда мы можем нажимать на спрайт гитару и на пробел.
При старте мальчик рассказывает о том, что есть в его комнате. При этом гитара издаёт звук, а собака гавкает тогда, когда мальчик о них говорит.
Потом мы можем нажать на гитару, и она снова сделает какое-то действие. После на пробел и собака тоже будет выполнять действие.
Как определить, сколько секунд нужно ждать спрайтам гитара и собака, чтобы они вовремя совершили действия? Составим табличку.
Макс |
Гитара |
Собака |
|
Фраза: «Привет! Меня зовут Макс!» – 2 сек |
Ждать 2 сек |
Ждать 4,5 сек |
|
Фраза: «Я люблю играть на гитаре!» – 2 сек |
Включить звук |
||
Сменить костюм |
|||
Фраза: «А еще у меня есть собака! Её зовут Рич!» – 2 сек |
Ждать 5 сек |
Включить звук: «Гав!» |
|
|
|
||
Фраза: «Нажми на меня!» – 2 сек |
|
||
Гитара выполняет действия |
|
||
Передать сообщение: «Теперь ты!» |
Получить сообщение: «Теперь ты!» |
|
|
|
|
Фраза: «А теперь на пробел!» |
|
Собака выполняет действия |
|
V. Проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
1) Задание №3. «План своей проект-визитки».
Педагог: Давайте выполним этап планирования проекта. Вам необходимо на листочке записать необходимые для Вашего проекта спрайты и команды. Главная задача в планировании проекта — это понять последовательность действий, которые будут совершать спрайты (приложение 1).
VI. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение.
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.
Задание №4. Закрепление: создание своей программы.
Педагог: следующее задание - создать свою проект-визитку за 10 минут и защитить её.
Проверка задания.
Педагог: Итак, юные программисты теперь Вы по очереди выходите и защищаете свои работы.
VII. Рефлексивный. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.
Педагог: Теперь давайте проверим Ваше настроение после нашего занятия. Если Вам все понравилось, и Вы все поняли прикрепите зеленую полоску на круг загрузки, если нет – красную (приложение 3).
Обсуждение результатов самооценки обучающихся.
VIII. Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Педагог: Вот и подошло к завершению наше занятие. Желаю Всем хорошего настроения и творческих успехов, а также интересных идей для Ваших будущих программ!
План открытого занятия (45 мин)
Этапы |
Ход занятия: |
Время, мин |
|
I. Организационный. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
3 |
1. Организационный момент. Знакомство с правилами выполнения проект-визитки |
||
|
II. Проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Повторение интерфейса приложения «Scratch» |
7 |
1. Задание №1. «Расстановка» |
||
2. Проверка задания |
||
3. Задание №2. «Как создать скрипты, которые начинаются с разных событий» |
||
|
III. Подготовительный. Сообщение темы, цель учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей |
1 |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения |
5 |
Знакомство с проект-визиткой |
||
|
V. Проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция |
5 |
1. Задание №3. «План своей проект-визитки». |
||
|
VI. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми |
20 |
1. Задание №4. Закрепление: создание своей программы |
||
2. Проверка задания |
||
|
VII. Рефлексивный. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы |
2 |
1. Обсуждение результатов самооценки обучающихся |
||
|
VIII. Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
2 |
|
Итого: |
45 |
Электронные ресурсы
1. Базовые элементы проектов в среде программирования Scratch: https://www.sites.google.com/site/azbukascratch/vvedenie-v-scratch.
2. Руководства с сайта Scratch: https://scratch.mit.edu/projects/editor/?tutorial=getStarted.
3. Scratch_Lesson_01 Знакомство со средой программирования Scratch: https://www.youtube.com/watch?v=vd20J2r5wUQ
Приложение 1
Слайды презентации к открытому занятию
Приложение 2
Пример проект-визитки
1. Открыть Scratch.
2. Запустить проект «Проект-визитка Макса».
3. Запустить программу, нажав на зеленый флажок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.