Проект внеурочной деятельности«Хабылык, хаамыска»
Руководитель:
Свидерская Оксана Геннадьевна,
учитель физики
2023 г.
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ «Муниципальный орган управления образования» МР «Сунтарский улус (район)»
МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа»
Актуальность
Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Игра в «хабылык» и «хаамыска» – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных детей.
Цели и задачи
Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр «хабылык» и «хаамыска».
Задачи:
содействие правильному физическому и психическому развитию;
воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
обучение основной технике настольных игр «хабылык», «хаамыска».
Содержание программы
Материал программы включает:
- основы знаний;
- общую и специальную физическую подготовку;
- техническую подготовку.
«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.
«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
«Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приемам игры. В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
рассказ;
беседа;
объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Методы и формы обучения
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движения. Игровой метод дает наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т.е. тому, чему научились. Участие в организации и проведении КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:
- специально отведенное место с соответствующей мебелью (столы, скамейки и стулья) по виду деятельности и возрастным особенностям учащихся;
Для занятий необходим следующий игровой материал:
хабылык по 30 штук - 4-5 комплектов (по количеству детей в группе)
хаамыска по 5 штук - 4-5 комплектов (по количеству детей в группе)
тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
часы – 1 шт
мячи резиновые (маленькие) – 4-5 шт (по количеству детей в группе)
Общая и специальная физическая подготовка
Виды подготовки | Содержание подготовки | 1-4 классы | 5-8 классы |
Упражнения мышц кистей рук и пальцев | Легкий массаж пальцев. Сгибание и разгибание пальцев. | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной |
Общая и специальная физическая подготовка
Виды подготовки | Содержание подготовки | 1-4 классы | 5-8 классы |
Упражнения для мышц | Упражнения с предметами: | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной |
Общая и специальная физическая подготовка
Виды подготовки | Содержание подготовки | 1-4 классы | 5-8 классы |
Упражнения для мышц | Индивидуальные упражнения без предметов и с предметами: | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной |
Общая и специальная физическая подготовка
Виды подготовки | Содержание подготовки | 1-4 классы | 5-8 классы |
Упражнения для мышц | - приседания в различных исходных положениях; | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной | Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной |
Подвижные игры и | - различные игры народа саха и других народов; |
План проведения мероприятий1 полугодие
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Проведение мастер-класса ко Дню государственности Республики Саха (Якутия) |
Октябрь | Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» ко Дню пожилых (ученик + бабушка или дедушка) |
Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» ко Дню учителя (ученик + педагог) | |
Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» ко Дню матери (ученик + мать) | |
4 ноября | Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» ко Дню народного единства (педагог + ученик + родитель) |
11 ноября | Соревнование по хабылык в с. Туойдах ко дню «Хабылык кунэ» в Республике Саха (Якутия) |
План проведения мероприятий2 полугодие
Месяц | Мероприятие |
Февраль | Соревнование по хабылык, хаамыска среди начальных и 5-9 классов на неделе якутского языка |
Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» ко Дню защитника Отечества (мальчик + отец или брат) | |
Март | Соревнование «Хомуур хабылык, хаамыска» к 8 марта (девочка + мать или сестра) |
Апрель | Фотоконкурс «Якутские настольные игры» ко Дню Республики Саха (Якутия) |
1 июня | Соревнование по хабылык, хаамыска ко Дню защиты детей |
Ожидаемые результаты
Овладение техникой и способами игр предков;
Знание правил игры, умение выполнять технические приемы;
Формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям;
Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности;
Открытость в общении;
Укрепление взаимоотношений «Педагог + ученик + родитель»;
Воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, воспитание ответственности в принятии решения;
Привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.