Проект «Волонтер-лидер»
Оценка 4.9

Проект «Волонтер-лидер»

Оценка 4.9
docx
07.12.2022
Проект «Волонтер-лидер»
Проект Волонтер-лидер.docx

Парачук А.В.

Проект «Волонтер-лидер»

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время волонтерская деятельность один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. Именно добровольческие организации способны активизировать творческую активность молодежи, т.к. волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности.

         Проблема. Сегодня в учреждении образования нередко бывает сложно найти организатора, взрослого педагога, который сможет показать личный пример своей гражданской активности, правильно организовать ребят и повести за собой. Мы видим, что в одних учреждениях ученический коллектив сформирован в Совет старшеклассников и успешно функционирует, в других ученическое самоуправление работает формально.

В связи с этим актив районного Совета старшеклассников выдвинул инициативу об организации деятельности волонтеров-лидеров, которые после обучения в рамках районного волонтерского отряда «Парус надежды» будут осуществлять свою деятельность в учреждениях образования Советского района.

Основная идея проекта – создание событийной общности для социализация личности (совместная деятельность по овладению правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, формирование активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности).

Спецификой проекта является организация разноплановой культурно-досуговой деятельности разновозрастных групп детей на базе школ.

Руководитель проекта: Борисюк Дарина, председатель районного Совета старшеклассников.

Консультант: Чикунова Дарья Михайловна, заведующий отделом организационно-массовой работы, руководитель клуба «Лидер» ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»

Сроки реализации проекта. 2016-2018 года.

         Целевая группа проекта - лидеры школ, активисты пионерских дружин, первичных организаций БРСМ, члены Совета старшеклассников, представители ученического самоуправления.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Общие положения и термины

Волонтёрская деятельность это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды (Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56).

Волонтёрство фундамент гражданского общества. Оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости, а также способствует сохранению и укреплению человеческих ценностей.

         Волонтер – это человек, обладающий определенными личностными характеристиками, такими, как готовность помочь, неравнодушное отношение к окружающей жизни и людям, жертвенность, высокая самоорганизованность, ответственность за себя и других.

Правила волонтера:

1.     Если ты волонтер, забудь про лень и равнодушие к проблемам окружающих

2.     Будь генератором идей!

3.     Уважай мнение других!

4.     Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!

5.     Обещаешь – сделай!

6.     Не умеешь – научись!

7.     Будь настойчив в достижении целей!

8.     Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!

         Волонтеры-инструкторы – добровольцы из числа учащихся (14-18 лет),

прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня. Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.

Тим-лидер – это координатор группы волонтеров, от работы которого зависит 90% успеха работы всей волонтерской группы.

Несколько золотых правил тим-лидера:

1.     Тим-лидер – не начальник, а друг.

2.     Тим-лидер – лицо волонтерского центра.

3.     Тим-лидер – человек, на которого равняются волонтеры.

4.     Тим-лидер – человек, обладающий коммуникабельными навыками и организаторскими способностями.

5.     Тим-лидер предельно вежлив и корректен в общении, как с волонтерами, так и с представителями организационного комитета мероприятия.

         2. Цель и задачи проекта

Цель: подготовка волонтеров-лидеров для организации работы с детьми и подростками в межрайонном летнем лагере.

Задачи:

       поиск мотивированных учащихся для организации волонтерской деятельности в районе;

       обучение участников волонтерского движения (проведение обучающих занятий и семинаров по работе с детскими и подростковыми коллективами);

       закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков;

       организация работы волонтеров-лидеров в межрайонном лагере дневного пребывания «Liderland»;

       организация и проведение социально-значимых мероприятий (молодёжных акций различной направленности, благотворительные акции, организация работы игровых оздоровительных площадок в летний период, а также во время проведения районных и городских мероприятий т.п.;

       взаимодействие с государственными органами и общественными организациями «БРСМ» и «БРПО», заинтересованными в осуществлении деятельности волонтёрского движения.

3. Основные этапы проекта

1 этап – начальный.

Включает в себя формирование добровольческого объединения, диагностику личности каждого участника, выявление мотивации и склонности к работе с людьми, определение правил работы волонтеров, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой соуправления в учреждении образования.

         Формирование волонтерского отряда «Парус надежды».

2 этап – основной.

Стадия обучения.

Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации проекта.

Проведение обучающих занятий и семинаров по овладению навыками эффективного общения, формирование коммуникативных навыков и организаторских способностей, навыков креативного мышления, ответственности.

Выявление инициативной молодежи.

         Организация социальной и психологической помощи всем нуждающимся.

         Стадия отработки приобретенных знаний, умений, навыков (практическая деятельность на уровне объединения/школы).

Организация и проведение социально значимых мероприятий, организация игровых программ и работы на оздоровительных игровых площадках.

         Проведение профилактической работы с детьми и молодежью из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции).

         Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам  ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков.

         Распространение полученного опыта в работе с детьми и подростками в органах ученического самоуправления при учреждениях образования по принципу «равный обучает равного».

         3 этап – заключительный (практическая деятельность на уровне района).

Работа волонтеров-лидеров в летней смене межрайонного лагеря дневного пребывания «Liderland», организованного при ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» и направленного на формирование у детей и подростков (участников смены) лидерских качеств и навыков общения, обеспечение развития их самостоятельности в процессе принятия и реализации решений для достижения общественно значимых целей, на владение основами управления и самоуправления.

Волонтеры-лидеры включаются в структуру работы лагеря как отдельный координирующий орган и формируют Комитет, задача которого с одной стороны помочь социализироваться и объединиться в один коллектив ребятам, которые пришли в лагерь из разных учреждений образования. С другой стороны, волонтерам необходимо стать помощниками воспитателям отряда и культорганизаторам. Межрайонный лагерь ученического самоуправления «Liderland» - это страна лидеров, состоящий из отрядов – «городов». Каждый «город» по-своему уникален, ведь объединяет в себе ребят – представителей разных учреждений города Гомеля. В лагерь обычно приходят дети, которые возможно никогда ранее не занимались творчеством и не проявляли себя как активные. Очень часто в лагерь приходят дети, требующие повышенного внимания.

Эффективность работы волонтеров-лидеров заключается в помощи выполнения заданий и поручений участниками лагерной смены, а также демонстрация личного примера, что помогает повысить личностную мотивацию ребят и укрепить командный дух.

Закрытие смены межрайонного лагеря.

Подведение итогов индивидуальной проделанной работы за учебный год, а также по результатам практики.

Присвоение звания «ТИМ-лидер» (наивысшая ступень).

Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения как структурной составляющей системы соуправления.

Ресурсное обеспечение деятельности на каждом этапе проекта

         Руководящим органом управления волонтерского отряда является Совет старшеклассников, который действует совместно с администрацией ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» на основании Положения и Устава районного Совета старшеклассников. В состав Совета старшеклассников входят все участники волонтерского отряда.

         Заседания Совета старшеклассников проходят 1 раз в 2 месяца. По желанию большинства участников волонтерского клуба либо по требованию администрации могут проходить внеочередные заседания Совета старшеклассников.

         Совет старшеклассников: определяет основные направления работы на последующий месяц; утверждает новых участников волонтёрского клуба.

         4. Формы реализации проекта

         Формы организации волонтеров:

1.     «Команда» группа (3-30 человек) активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работы. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».

2.     «Агентство» независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.

3.     «Система» объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

С целью оптимизации деятельности участники проекта могут объединяться в волонтёрские звенья (не менее 3 человек).

         Формы обучения волонтеров-инструкторов:

       организационные – лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинги, коллективно-творческое дело;

       активные – семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-заслушивание и обсуждение и т.д.), дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;

       игровые – деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;

       самостоятельные занятия – самостоятельные исследовательские, практические и теоретические работы и др.

Формы организации мероприятий: акции; благотворительные ярмарки; анкетирование (тесты, опросы и т.д.); встречи со специалистами социологической направленности; конкурсы различного уровня; диспуты; дискуссии; деловые и интерактивные игры; конференции; круглые столы; форумы; тренинги; экскурсии; семинары; презентации и защиты проектов.

Психологическое обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты:

       создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях, мероприятиях;

       побуждение творческого воображения участников к практической и творческой деятельности;

       применение индивидуальных, групповых и массовых форм взаимодействия.

Ступени роста по мере реализации проекта

п/п

Название ступени

Краткое описание

1.

Активист

Учащийся, мотивированный на волонтерскую деятельность

2.

Волонтер

Учащийся, включенный в состав волонтерского отряда и проходящий обучение / практику в объединениях по интересам

3.

Волонтер-лидер

Учащийся на этапе проведения КТД, в ученическом самоуправлении и работа в межрайонном лагере

4.

ТИМ-лидер

Наивысшая ступень – назначается только самым успешным волонтерам по итогам деятельности за год

Целенаправленная работа в подготовке волонтеров-лидеров осуществляется параллельно с другими направлениями деятельности волонтерского отряда. Обучение проходит с периодичностью 2 раза в месяц на базе ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля».

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

       Создать волонтерский отряд «Парус»;

       Подготовить волонтеров-лидеров для организации досуговой и профилактической деятельности в межрайонном лагере.

       Организовать проведение социально-значимых мероприятий.

       Проводить профилактическую работу с детьми и молодёжью из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции).

       Сотрудничать с благотворительными фондами, советом ветеранов и волонтёрами других организаций.

       Привлекать новых единомышленников к участию в волонтерской деятельности.

         Формы представления результатов проекта

         Оценка эффективности проекта осуществляется инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (практическая деятельность на уровне объединения/школы, на районном и межрайонном уровне) в форме проведения анкет, социологических опоросов, практической деятельности (анализ участия в мероприятиях, личностный вклад, проявление инициативы и самостоятельность привлечение к деятельности новых субъектов).

Формы отчетного мероприятия: конференции, круглые столы, форумы, презентации и защиты проектов.

Успех реализации проекта зависит от позитивного отношения и поддержки детского волонтерского движения со стороны педагогов и родителей, государственных и общественных организаций различного уровня.

 

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

п/п

Дата проведения

Форма работы

Тема семинаров (упражнения)

1.

Август-сентябрь

Презентация работы волонтерского отряда «Парус надежды» для активов ученического самоуправления учреждений образования района.

Набор мотивированных учащихся в состав волонтерского отряда

 

2.

Октябрь

Знакомство с волонтерским активом.

Разработка и введение правил волонтерского отряда

«Давайте познакомимся»

Упражнения на знакомство.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения в группе. Упражнения и игры на развитие уверенности в себе.

3.

Ноябрь

Формирование команды волонтеров

«Команда волонтеров»

Упражнения на командообразование.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

4.      

Декабрь

Участие в благотворительных мероприятиях, работа волонтеров в организации детских игровых программ, организация работы игровых площадок

«В мире игры»

«От чистого сердца»

 

5.

Январь

Работа с программой лидерской эффективности

«На шаг впереди»

«Разбуди в себе лидера»

6.

Февраль-март

Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков. Проведение анализа участия в мероприятиях, личностный вклад, проявление инициативы и самостоятельность. Приобретение навыков сотрудничества при проведении игр и упражнений

Помощь в организации семейных гостиных в «Шестой день», проведение игровых программ.

 

8.

Апрель-май

Проведение коллективных творческих дел в активах на заседании активов ученического самоуправления.

Проведение анализа разнотематических занятий и выполнения поручений.

Практика на уровне школьном/гимназическом уровне

 

Презентация деятельности «Обмен опытом и работа над ошибками»

10.

Июнь

Работа волонтеров-лидеров в межрайонном лагере дневного пребывания «Liderland».

Подведение итогов индивидуальной проделанной работы за учебный год, а также по результатам практической деятельности.

Присвоение звания «ТИМ-лидер» (наивысшая ступень)

Практическая деятельность на межрайонном уровне

«Оздоровительные игры»

«Сплочение коллектива»

«Подготовка к заключительному мероприятию

«Город-ФЭСТ»

11.

Июль-август

Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения как структурной составляющей системы соуправления.

«Волонтер-лидер»

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.              Число постоянных волонтеров в организации.

2.              Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров).

3.              Разработка и внедрение проектов.

4.              Участие в областных и республиканских акциях.

5.              Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий.

6.              Процент волонтеров, покинувших проект через 6 и 12 месяцев.

7.              Узнаваемость организации и волонтеров.

8.              Удовлетворение волонтеров от проекта.

9.              Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров.

10.         Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (количество благодарностей).

11.         Количество публикаций в СМИ.


 

Скачано с www.znanio.ru

Парачук А.В. Проект «Волонтер-лидер»

Парачук А.В. Проект «Волонтер-лидер»

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в

ГУО «Центр творчества детей и молодежи

ГУО «Центр творчества детей и молодежи

Распространение полученного опыта в работе с детьми и подростками в органах ученического самоуправления при учреждениях образования по принципу «равный обучает равного»

Распространение полученного опыта в работе с детьми и подростками в органах ученического самоуправления при учреждениях образования по принципу «равный обучает равного»

Совет старшеклассников: определяет основные направления работы на последующий месяц; утверждает новых участников волонтёрского клуба

Совет старшеклассников: определяет основные направления работы на последующий месяц; утверждает новых участников волонтёрского клуба

Активист Учащийся, мотивированный на волонтерскую деятельность 2

Активист Учащийся, мотивированный на волонтерскую деятельность 2

Август-сентябрьПрезентация работы волонтерского отряда «Парус надежды» для активов ученического самоуправления учреждений образования района

Август-сентябрьПрезентация работы волонтерского отряда «Парус надежды» для активов ученического самоуправления учреждений образования района

Февраль-март Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам

Февраль-март Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022