Парачук А.В.
Проект «Волонтер-лидер»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время волонтерская деятельность – один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. Именно добровольческие организации способны активизировать творческую активность молодежи, т.к. волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности.
Проблема. Сегодня в учреждении образования нередко бывает сложно найти организатора, взрослого педагога, который сможет показать личный пример своей гражданской активности, правильно организовать ребят и повести за собой. Мы видим, что в одних учреждениях ученический коллектив сформирован в Совет старшеклассников и успешно функционирует, в других ученическое самоуправление работает формально.
В связи с этим актив районного Совета старшеклассников выдвинул инициативу об организации деятельности волонтеров-лидеров, которые после обучения в рамках районного волонтерского отряда «Парус надежды» будут осуществлять свою деятельность в учреждениях образования Советского района.
Основная идея проекта – создание событийной общности для социализация личности (совместная деятельность по овладению правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, формирование активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности).
Спецификой проекта является организация разноплановой культурно-досуговой деятельности разновозрастных групп детей на базе школ.
Руководитель проекта: Борисюк Дарина, председатель районного Совета старшеклассников.
Консультант: Чикунова Дарья Михайловна, заведующий отделом организационно-массовой работы, руководитель клуба «Лидер» ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»
Сроки реализации проекта. 2016-2018 года.
Целевая группа проекта - лидеры школ, активисты пионерских дружин, первичных организаций БРСМ, члены Совета старшеклассников, представители ученического самоуправления.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Общие положения и термины
Волонтёрская деятельность – это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды (Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56).
Волонтёрство – фундамент гражданского общества. Оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости, а также способствует сохранению и укреплению человеческих ценностей.
Волонтер – это человек, обладающий определенными личностными характеристиками, такими, как готовность помочь, неравнодушное отношение к окружающей жизни и людям, жертвенность, высокая самоорганизованность, ответственность за себя и других.
Правила волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь про лень и равнодушие к проблемам окружающих
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!
Волонтеры-инструкторы – добровольцы из числа учащихся (14-18 лет),
прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня. Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.
Тим-лидер – это координатор группы волонтеров, от работы которого зависит 90% успеха работы всей волонтерской группы.
Несколько золотых правил тим-лидера:
1. Тим-лидер – не начальник, а друг.
2. Тим-лидер – лицо волонтерского центра.
3. Тим-лидер – человек, на которого равняются волонтеры.
4. Тим-лидер – человек, обладающий коммуникабельными навыками и организаторскими способностями.
5. Тим-лидер предельно вежлив и корректен в общении, как с волонтерами, так и с представителями организационного комитета мероприятия.
2. Цель и задачи проекта
Цель: подготовка волонтеров-лидеров для организации работы с детьми и подростками в межрайонном летнем лагере.
Задачи:
− поиск мотивированных учащихся для организации волонтерской деятельности в районе;
− обучение участников волонтерского движения (проведение обучающих занятий и семинаров по работе с детскими и подростковыми коллективами);
− закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков;
− организация работы волонтеров-лидеров в межрайонном лагере дневного пребывания «Liderland»;
− организация и проведение социально-значимых мероприятий (молодёжных акций различной направленности, благотворительные акции, организация работы игровых оздоровительных площадок в летний период, а также во время проведения районных и городских мероприятий т.п.;
− взаимодействие с государственными органами и общественными организациями «БРСМ» и «БРПО», заинтересованными в осуществлении деятельности волонтёрского движения.
3. Основные этапы проекта
1 этап – начальный.
Включает в себя формирование добровольческого объединения, диагностику личности каждого участника, выявление мотивации и склонности к работе с людьми, определение правил работы волонтеров, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой соуправления в учреждении образования.
Формирование волонтерского отряда «Парус надежды».
2 этап – основной.
Стадия обучения.
Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации проекта.
Проведение обучающих занятий и семинаров по овладению навыками эффективного общения, формирование коммуникативных навыков и организаторских способностей, навыков креативного мышления, ответственности.
Выявление инициативной молодежи.
Организация социальной и психологической помощи всем нуждающимся.
Стадия отработки приобретенных знаний, умений, навыков (практическая деятельность на уровне объединения/школы).
Организация и проведение социально значимых мероприятий, организация игровых программ и работы на оздоровительных игровых площадках.
Проведение профилактической работы с детьми и молодежью из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции).
Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков.
Распространение полученного опыта в работе с детьми и подростками в органах ученического самоуправления при учреждениях образования по принципу «равный обучает равного».
3 этап – заключительный (практическая деятельность на уровне района).
Работа волонтеров-лидеров в летней смене межрайонного лагеря дневного пребывания «Liderland», организованного при ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» и направленного на формирование у детей и подростков (участников смены) лидерских качеств и навыков общения, обеспечение развития их самостоятельности в процессе принятия и реализации решений для достижения общественно значимых целей, на владение основами управления и самоуправления.
Волонтеры-лидеры включаются в структуру работы лагеря как отдельный координирующий орган и формируют Комитет, задача которого с одной стороны помочь социализироваться и объединиться в один коллектив ребятам, которые пришли в лагерь из разных учреждений образования. С другой стороны, волонтерам необходимо стать помощниками воспитателям отряда и культорганизаторам. Межрайонный лагерь ученического самоуправления «Liderland» - это страна лидеров, состоящий из отрядов – «городов». Каждый «город» по-своему уникален, ведь объединяет в себе ребят – представителей разных учреждений города Гомеля. В лагерь обычно приходят дети, которые возможно никогда ранее не занимались творчеством и не проявляли себя как активные. Очень часто в лагерь приходят дети, требующие повышенного внимания.
Эффективность работы волонтеров-лидеров заключается в помощи выполнения заданий и поручений участниками лагерной смены, а также демонстрация личного примера, что помогает повысить личностную мотивацию ребят и укрепить командный дух.
Закрытие смены межрайонного лагеря.
Подведение итогов индивидуальной проделанной работы за учебный год, а также по результатам практики.
Присвоение звания «ТИМ-лидер» (наивысшая ступень).
Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения как структурной составляющей системы соуправления.
Ресурсное обеспечение деятельности на каждом этапе проекта
Руководящим органом управления волонтерского отряда является Совет старшеклассников, который действует совместно с администрацией ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» на основании Положения и Устава районного Совета старшеклассников. В состав Совета старшеклассников входят все участники волонтерского отряда.
Заседания Совета старшеклассников проходят 1 раз в 2 месяца. По желанию большинства участников волонтерского клуба либо по требованию администрации могут проходить внеочередные заседания Совета старшеклассников.
Совет старшеклассников: определяет основные направления работы на последующий месяц; утверждает новых участников волонтёрского клуба.
4. Формы реализации проекта
Формы организации волонтеров:
1. «Команда» – группа (3-30 человек) активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работы. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
2. «Агентство» – независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
3. «Система» – объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.
С целью оптимизации деятельности участники проекта могут объединяться в волонтёрские звенья (не менее 3 человек).
Формы обучения волонтеров-инструкторов:
− организационные – лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинги, коллективно-творческое дело;
− активные – семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-заслушивание и обсуждение и т.д.), дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;
− игровые – деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;
− самостоятельные занятия – самостоятельные исследовательские, практические и теоретические работы и др.
Формы организации мероприятий: акции; благотворительные ярмарки; анкетирование (тесты, опросы и т.д.); встречи со специалистами социологической направленности; конкурсы различного уровня; диспуты; дискуссии; деловые и интерактивные игры; конференции; круглые столы; форумы; тренинги; экскурсии; семинары; презентации и защиты проектов.
Психологическое обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты:
− создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях, мероприятиях;
− побуждение творческого воображения участников к практической и творческой деятельности;
− применение индивидуальных, групповых и массовых форм взаимодействия.
Ступени роста по мере реализации проекта
№ п/п |
Название ступени |
Краткое описание |
1. |
Активист |
Учащийся, мотивированный на волонтерскую деятельность |
2. |
Волонтер |
Учащийся, включенный в состав волонтерского отряда и проходящий обучение / практику в объединениях по интересам |
3. |
Волонтер-лидер |
Учащийся на этапе проведения КТД, в ученическом самоуправлении и работа в межрайонном лагере |
4. |
ТИМ-лидер |
Наивысшая ступень – назначается только самым успешным волонтерам по итогам деятельности за год |
Целенаправленная работа в подготовке волонтеров-лидеров осуществляется параллельно с другими направлениями деятельности волонтерского отряда. Обучение проходит с периодичностью 2 раза в месяц на базе ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля».
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
− Создать волонтерский отряд «Парус»;
− Подготовить волонтеров-лидеров для организации досуговой и профилактической деятельности в межрайонном лагере.
− Организовать проведение социально-значимых мероприятий.
− Проводить профилактическую работу с детьми и молодёжью из «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции).
− Сотрудничать с благотворительными фондами, советом ветеранов и волонтёрами других организаций.
− Привлекать новых единомышленников к участию в волонтерской деятельности.
Формы представления результатов проекта
Оценка эффективности проекта осуществляется инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (практическая деятельность на уровне объединения/школы, на районном и межрайонном уровне) в форме проведения анкет, социологических опоросов, практической деятельности (анализ участия в мероприятиях, личностный вклад, проявление инициативы и самостоятельность привлечение к деятельности новых субъектов).
Формы отчетного мероприятия: конференции, круглые столы, форумы, презентации и защиты проектов.
Успех реализации проекта зависит от позитивного отношения и поддержки детского волонтерского движения со стороны педагогов и родителей, государственных и общественных организаций различного уровня.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
№ п/п |
Дата проведения |
Форма работы |
Тема семинаров (упражнения) |
1. |
Август-сентябрь |
Презентация работы волонтерского отряда «Парус надежды» для активов ученического самоуправления учреждений образования района. Набор мотивированных учащихся в состав волонтерского отряда |
|
2. |
Октябрь |
Знакомство с волонтерским активом. Разработка и введение правил волонтерского отряда |
«Давайте познакомимся» Упражнения на знакомство. Упражнения на снятие эмоционального напряжения в группе. Упражнения и игры на развитие уверенности в себе. |
3. |
Ноябрь |
Формирование команды волонтеров |
«Команда волонтеров» Упражнения на командообразование. Упражнения на развитие коммуникативных навыков |
4. |
Декабрь |
Участие в благотворительных мероприятиях, работа волонтеров в организации детских игровых программ, организация работы игровых площадок |
«В мире игры» «От чистого сердца»
|
5. |
Январь |
Работа с программой лидерской эффективности |
«На шаг впереди» «Разбуди в себе лидера» |
6. |
Февраль-март |
Закрепление волонтеров-стажеров за объединениями по интересам ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля» для выполнения тематических заданий и отработки навыков. Проведение анализа участия в мероприятиях, личностный вклад, проявление инициативы и самостоятельность. Приобретение навыков сотрудничества при проведении игр и упражнений |
Помощь в организации семейных гостиных в «Шестой день», проведение игровых программ.
|
8. |
Апрель-май |
Проведение коллективных творческих дел в активах на заседании активов ученического самоуправления. Проведение анализа разнотематических занятий и выполнения поручений. |
Практика на уровне школьном/гимназическом уровне
Презентация деятельности «Обмен опытом и работа над ошибками» |
10. |
Июнь |
Работа волонтеров-лидеров в межрайонном лагере дневного пребывания «Liderland». Подведение итогов индивидуальной проделанной работы за учебный год, а также по результатам практической деятельности. Присвоение звания «ТИМ-лидер» (наивысшая ступень) |
Практическая деятельность на межрайонном уровне «Оздоровительные игры» «Сплочение коллектива» «Подготовка к заключительному мероприятию «Город-ФЭСТ» |
11. |
Июль-август |
Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения как структурной составляющей системы соуправления. |
«Волонтер-лидер» |
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Число постоянных волонтеров в организации.
2. Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров).
3. Разработка и внедрение проектов.
4. Участие в областных и республиканских акциях.
5. Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий.
6. Процент волонтеров, покинувших проект через 6 и 12 месяцев.
7. Узнаваемость организации и волонтеров.
8. Удовлетворение волонтеров от проекта.
9. Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров.
10. Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (количество благодарностей).
11. Количество публикаций в СМИ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.