Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
ПРОЕКТ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Воспитатели:
Разгайлова Е.А.
Чернова Н.Ю.
Учитель-логопед
Богаткина Е.Г.
г. Каменск-Уральский
2024г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет;
- родители;
- педагоги.
ВИД ПРОЕКТА
- познавательный;
- творческий;
- семейный.
ТИП ПРОЕКТА
- коллективный;
- краткосрочный.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
с 09.12.2024 по 13.12.2024.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.
Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых). Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Для детей нашей группы характерен низкий словарный запас, трудности грамматического оформления речи, бедность восприятия и представлений. Исходя из этого, не все дети в достаточной мере обладают знаниями о зимующих птицах, могут дифференцировать их с перелетными и домашними, составлять рассказы-описания о птицах, пересказывать, составлять рассказы по картинам.
Таким образом, с целью повышения уровня познавательного и речевого развития детей подготовительной группы компенсирующей направленности был разработан краткосрочный проект «Зимующие птицы». Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, послужит формированию бережного отношения к ним, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
ЦЕЛЬ: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
· Обогащать и углублять представления о зимующих птицах.
· Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе.
· Обобщать знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Развивающие:
· Совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь детей.
· Развивать познавательные и творческие способности.
· Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
· Пробудить интерес к живой природе.
· Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в самое трудное для них время года.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы |
Содержание |
Подготовительный этап
|
Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка мероприятий. |
Основной этап
|
Познавательное развитие Занятие «Зимующие птицы». Просмотр мультимедийной презентации «Зимующие птицы». Рассматривание иллюстраций, энциклопедий. Наблюдение за птицами во время прогулок. |
Речевое развитие Чтение рассказов: Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится», «Ворона», «Сорока», В. Сухомлинского «О чем плачет синичка», Ю. Дмитриева «Снегирь»; стихотворений Ю. Никоновой «Зимние гости», А. Яшина «Покормите птиц зимой». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. Речевые игры «Назови ласково», «Один - много», «Кто ка голос подает», «Сосчитай до 10», «Образуй новое слово». Разучивание пальчиковой гимнастики «…» Составление описательных рассказов о зимующих птицах с использованием схемы. |
|
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций по теме. Беседы «Какие птицы с нами зимуют?», «Как мы можем помочь птицам зимой». Дидактические игры: «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Четвертый лишний», «Судоку», «Заплатки», «Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой», «Четвертый лишний», игры с фонариком. Решение проблемных ситуаций «Что случится, если исчезнут птицы?», «Что будет, если не подкармливать птиц?». |
|
Художественно-эстетическое развитие Самостоятельная художественная деятельность: рисование по замыслу по теме «Зимующие птицы». Конструирование из бумаги «Ворона» (оригами). Рисование «Сорока оглянулась». Лепка коллективная «На кормушке». Аппликация «Снегири на ветке рябины». Слушание записи с голосами птиц (слуховое внимание, ритм) Пластический этюд «У кормушки» (умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов). |
|
Физическое развитие П/И «Совушка», «Вороны и воробьи». Разучивание пальчиковой гимнастики по плану учителя-логопеда. |
|
Заключительный этап |
Оформление выставки детских работ «Снегири на ветке рябины». Оформление макета «Птичья столовая». |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
· Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
· Составление описательных рассказов с детьми о птицах по заданию учителя-логопеда.
· Изготовление экокормушек совместно с детьми.
· Кормление птиц во время совместных прогулок.
· Изготовление птичек для макета «Птичья столовая».
· Просмотр мультфильмов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
· Дети - устанавливают связь между погодными изменениями в природе и прилетом птиц к кормушкам; научились вести наблюдения за объектами природы, узнали о пользе птиц в природе; повысили уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
Развилась связная речь, и пополнился словарный запас.
· Родители - получают новые знания о зимующих птицах; читают совместно с ребенком; проявляют интерес к оказанию помощи зимующим птицам.
· Педагоги - повышают педагогическую компетентность в рамках проекта.
Включенность всех участников проектной деятельности поможет реализовать цель данного проекта - расширение знаний детей о зимующих птицах, их образе жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.