Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Машенька»
Творчески – исследовательский проект
«Быт наших предков»
Вид проекта: комбинированный (информационный, творчески – исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта дети старшей логопедической группы (56 лет) «Голубок»,
родители, воспитатели
Автор проекта воспитатель: Бердияну Л.В. г.Сургут 2016г.
Проблема. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей
к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой мы живём.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства
и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре,
быту, традициям и быть эстетически развитой личностью
Актуальность
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа,
богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке,
архитектуре, живописи, поэзии.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем
целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать
собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще
задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие
мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие
личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым
поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной
бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего
детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач
воспитания и образования.
По утверждению А.И.Арнольдова,
Л.А.Ибрагимовой,
А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре
становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый
народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и
особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического
национального лица и самобытности.
Н.П.Денисюка,
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок,
по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим
полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и
передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и
социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста,
проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других
интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы,
ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить
следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала
целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер,
пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях,
организованных в детском саду и дома.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее
важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует
развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности,
воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов,
интерес к самобытной русской культуре, дает представление о
живописи, поэзии, музыке.
Проблема
Цель
Дети не знакомы с историей России, ее
героями, традициями, бытом.
создать единое образовательное
пространство ДОУ и семьи для
формирования у детей чувства
приобщения к быту и
традициям своего народа, к его
культуре,
сделать процесс
познания быта наших предков
творческим, развивающим и
интересным для детей.
Причины
Задачи
В естественных условиях (во время совместной и
самостоятельной деятельности,
экскурсий,
прогулок) не всегда возможно развитию
познавательных
детей,
формированию
высокой нравственности,
воспитание любви к Отечеству, уважение к
предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к
самобытной
дать
представление о живописи, поэзии, музыке.
русской культуре,
способностей
Родители не всегда имеют время,
возможность и желание на ознакомление детей с
традициями народов.
детей
повседневном
Познакомить
с
особенностями жизни и быта
наших предков.
Дать понятие о науке
обустройства русской избы,
традиционном назначении и
использовании каждой части
избы,
и
праздничном её убранстве;
Дать понятие о традиционных
качествах характера русского
человека
(гостеприимство,
трудолюбие, доброта, уважение
к старшим).
Прививать детям интерес и
любовь к родной истории,
культуре, обычаям, традициям.
Расширять и активизировать
словарь детей за счёт исконно
русских слов и понятий,
прививать любовь к красоте и
мудрости русской речи.
Развивать интерес родителей и
желание
изготовление
макетовжилищ наших предков.
в Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как
усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической
преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Новизна Проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково
исследовательского метода в ходе реализации Проекта. Были созданы условия для самореализации детей, взаимодействия
с родителями воспитанников, как полноправных участников образовательного процесса.
Участники проекта
:
В реализации данного проекта примут участие дети подготовительной группы, их
родители.
Реализация проекта – его практической части будет проходить на базе МБДОУ
детский сад №11 г. Сургута и дома в семьях воспитанников.
Стратегия и механизм реализации проекта:
Проект «Быт наших предков» будет реализован в течение 20162017г. г.
Проектом будет руководить Бердияну Л. В., воспитатель МБДОУ детский сад
№11 г. Сургут и координаторвоспитатель МБДОУ детский сад №11 Черепанова О.В.
Нас заинтересовали вопросы:
Как знакомить детей с прошлым нашей страны?
Как сделать, чтобы все стало понятным для детей?
Можно ли расширить кругозор детей посредствам игр, литературы, творчества?
Были использованы следующие образовательные технологии:
Технология проектной деятельности
Личностно – ориентированная технология
Обучающие технологии
Игровые технологи
Информационно – коммуникационные технологии
Использование ИКТ при организации воспитательнообразовательного процесса с детьми.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
МОДЕЛЬ ТРИ ВОПРОСА
Что знаем?
Что хотим узнать?
Где можем узнать?
Человек
произошел от
обезьяны.
Сначала были
первобытные
люди.
КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?
Какое пространство они заселяли?
Что они ели?
Где они жили?
Как строили дома?
Где приобретали все необходимое для
жизни?
Кто такие славяне? Откуда появились славяне?
Как выглядело жилище славян?
Сколько комнат было?
Как сейчас строят жилище?
Цель проекта:
создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи для формирования у детей
чувства приобщения к быту и традициям своего народа, к его культуре, сделать
процесс познания быта наших предков творческим, развивающим и интересным для
детей.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков.
Дать понятие о науке обустройства русской избы, традиционном назначении и
использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве;
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека
(гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим).
Прививать детям интерес и любовь к родной истории, культуре, обычаям,
традициям.
Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконнорусских слов и
понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Развивать интерес родителей и желание в изготовление макетовжилищ наших
предков.
Конкретные ожидаемые результаты
Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни
россиян, знают и хранят историкодуховную память, о событиях истории Руси, её
героях, традициях, культуре.
Умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Активное участие родителей в духовнонравственном воспитании дошкольников: семейные
экскурсии а исторический музей «Старый Сургут»
Итог:
совместное изготовление книгэнциклопедий.
Проект будет осуществляться в три этапа:
Организационный этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование задач и цели проекта.
Проведение родительского круглого стола на тему «Быт и традиции наших
предков».
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формулирование задач и
цели проекта. Совместный подбор литературы, предметов быта наших предков, иллюстраций,
видеороликов и т. д.
Составление плана реализации проекта «Быт наших предков».
Основной этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием
плана проекта
НОД в соответствии с планом.
Беседы.
Чтение познавательной и художественной литературы.
Слушание и пение русских народных песен, классической музыки.
Просмотр видеосюжетов, презентаций.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Экскурсия в музей «Русская изба».
Проведение выставок рисунков, поделок
Завершающий этап – обобщение и систематизация полученных знаний
воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
Оформление книжек «Утварь наших предков» совместно с детьми, родителями.
Выпуск стенгазеты «Жилище наших предков».
Выпуск информации на сайт ДОУ.
Изготовление макетов жилищ наших предков.
Презентация проекта.
Письмо родителям
Уважаемые родители, дедушки и бабушки!
Тема нашего проекта –
«Быт наших предков»
Предлагаем Вам принять участие в проекте
««Быт наших предков»
Мы надеемся, что наш проект
поможет всем нам, детям и взрослым,
творчески самореализоваться.
Дети хотят многого знать, поэтому важно, чтобы вы нас поддержали, например,
советом по выполнению исследования, помощью в подборе информации.
Ваши воспитатели и ДЕТИ
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
ПРОЕКТ "БЫТ НАШИХ ПРЕДКОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.