МКОУ «Балахтонская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Нет безвредного алкоголя»
( мероприятие по прямой профилактике детского и подросткового алкоголизма)
Срок реализации: 6 недель
1. Постановка проблемы и обоснование необходимости
разработки проекта.
Проблема разного рода аддикций является серьёзной темой для образования на протяжении длительного времени. Её актуальность для нашей школы подтверждают данные мониторинга риска аддиктивного поведения. В них зафиксировано, что немного больше половины ( 58%) учеников 8-9 классов - « потенциально рискующие»; количества « не рискующих» относительно аддикций подростков и имеющих высокие степени риска примерно, одинаковы ( 23% и 19% соответственно).
Именно поэтому одним
из направлений воспитательной работы нашей
школы вцелом и каждого классного руководителя в частности является
профилактика различного рода зависимостей (употребление
наркотиков, алкоголя, курение).
На мой взгляд, наиболее актуальной является проблема употребления детьми и подростками алкоголя. Это подтверждают и слова главного санитарного врача России Онищенко: « Россию погубят не СПИД и не наркотики, а детский и подростковый алкоголизм». Действительно, например, в нашем селе наркоман - это диковинка. Мы все понимаем: это угроза, но к счастью, для нас это пока «скрытая» угроза. А вот пьяный подросток - это реальность, с которой мы сталкиваемся всё чаще и чаще.
Считается, что если подросток активно участвует в общественной жизни класса и школы, имеет интересы, дела и обязанности, кроме уроков в школе, то асоциальные пробы исключаются из его опыта. Но как тогда быть с тем, что порой успешный во всех отношениях учащийся, спортсмен, активист не видит ничего зазорного в том, чтобы «выпить пивка» в компании друзей.
Одной из главных причин этого, я считаю, является отсутствие у большинства подростков глубоких знаний о химическом составе алкогольной продукции и её влиянии на каждый орган человеческого организма, о последствиях употребления алкоголя в раннем возрасте. Нет и осознанного понимания подростками всей низости и ничтожности социального статуса пьяницы и алкоголика. А всё это, в свою очередь, является следствием отсутствия общедоступной информации по данной теме. Вернее - она есть: в специальной и художественной литературе, которая пылится на полках библиотек, никем не востребованная. Есть она и в тематических фильмах, учебных дисках по биологии, но опять - же мало кто из ребят ими интересуется. Конечно, у нас в школе проводятся тематические классные часы, лекции мед. работников. Но большинство учащихся обычно принимают участие в них в качестве пассивных слушателей, действуя по принципу «слушаю, но не слышу». Оттого и знания о пагубности употребления алкоголя у них поверхностные, не способствующие формированию неприязни к спиртному.
Все вышеизложенные размышления и факты и привели к необходимости разработки данного проекта, в ходе реализации которого учащиеся должны приобрести глубокие знания, способствующие формированию у них активной жизненной позиции неприятия алкоголя.
Данный проект надо рассматривать не как спонтанное отдельно взятое мероприятие, а как одну из комплекса мер по профилактике аддиктивного поведения.
2. Основная проектная идея.
Каждый педагог знает, что наиболее прочными являются те знания, которые не преподносятся учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в ходе самостоятельной индивидуальной или групповой творческой деятельности.
Отсюда основная проектная идея: провести мероприятие по прямой профилактике детского и подросткового алкоголизма, демонстрирующее усвоение учащимися (в ходе самостоятельной и групповой творческой деятельности) такой нормы поведения как аргументированный отказ от употребления алкоголя.
3. Цели и задачи проекта.
■ Цели проекта. 1. Воспитание у учащихся устойчивого иммунитета
и протеста против пьянства. 2. Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи. 1.Организовать работу творческих групп для всестороннего изучения проблем
2.Подготовить консультантов для работы с
группами.
3. Составить список рекомендуемых для
изучения источников информации
4. Продумать систему стимулирования
активного включения в работу всех
участников проекта
5. Написать сценарий тематического вечера на
основе информации, предоставленной
творческими группами после окончания их работы.
6. Провести тематический вечер
« Нет безвредного алкоголя»
4. Сроки реализации: январь - февраль
5. Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта учащимися усвоены глубокие знания всех негативных последствий употребления алкоголя, сформирована осмысленная жизненная позиция: неприятие алкоголя.
6. Показатели результативности: анкетирование учащихся перед
началом реализации проекта и после его реализации на предмет
выяснения наличия у них знаний по рассматриваемой проблеме и их позиции по отношению к употреблению алкоголя.
7. Участники проекта:
- учащиеся 7-11 классов
- классные руководители ( координаторы)
- учителя - предметники (консультанты )
- мед. работники ( консультанты)
- психолог
- библиотекарь
- родители
8. Имеющиеся и необходимые ресурсы:
- библиотечный фонд школы, села
- консультации учителей и мед. работников
- Интернет -ЦОР
- средства массовой информации
- компьютер
- проектор
- принтер
- цифровой фотоаппарат
9. Механизм реализации проекта.
1. Запуск механизма реализации: объявление учащимся проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска.
2. Планирование и организация деятельности.
3. Исследование ( осуществление деятельности)
4. Представление результатов исследования.
10. План — карта действий по реализации проекта
содержание |
ответственный |
дата |
1 этап - подготовительный, погружение в |
|
|
проект. |
|
|
|
Классный |
Третья |
Формулировка проблемы проекта, |
руководитель |
неделя |
определение аспектов рассмотрения |
|
января |
проблемы. Стимулирование деятельности. |
|
|
2 этап - планирование и организация |
|
|
деятельности. |
|
|
Формирование групп по направлениям |
|
|
деятельности, выделение задач каждой |
|
|
группы, выбор руководителей из числа |
|
|
учащихся, назначение консультантов. |
|
|
1-я группа «Биологи» |
|
|
Задача: рассмотреть вредное влияние |
|
|
спиртных напитков на всё живое: |
|
|
растения, насекомых, рыб и т.д. |
|
|
изучить результаты опытов, |
|
|
описанных в спец. литературе, |
|
|
учебниках. Возможно некоторые |
|
|
из них провести |
|
|
консультант: учитель биологии |
|
|
2-я группа « Историки» |
|
|
Задача : выяснить историю появления |
|
|
алкоголя; найти примеры |
|
|
негативного отношения к алкоголю |
|
|
из всей истории человечества |
|
|
консультант: учитель истории |
|
|
3-я группа «Филологи» |
|
|
Задача : найти в произведениях из |
|
|
рекомендуемого списка |
|
|
литературы фрагменты, в которых |
|
|
осуждается употребление алкоголя |
|
|
показываются распад личности, |
|
|
преступления, хулиганство, |
|
|
сопровождающие пьянство; |
|
|
найти пословицы, высказывания |
|
|
известных людей, осуждающие |
|
|
употребление спиртного |
|
|
консультант: учитель литературы |
|
|
4-я группа « Медики» |
|
|
Задача : выяснить как влияет алкоголь |
|
|
на различные органы человеческого |
|
|
организма и на физиологические |
|
|
процессы, происходящие в нём |
|
|
консультанты: мед. работники, |
|
|
учитель биологии |
|
|
5-я группа « Химики» |
|
|
Задача : выяснить что представляют собой |
|
|
различные алкогольные напитки в |
|
|
химическом отношении; найти |
|
|
конкретные факты, подтверждающие |
|
|
то, что алкоголь - это специфический яд консультант: учитель химии |
|
|
|
|
|
6-я группа «Пресса» |
|
|
Задача : выпуск листовок, плакатов о вреде |
|
|
алкоголя; выпуск специального |
|
|
номера школьной газеты |
|
|
3 этап - осуществление деятельности |
|
|
|
Классный |
Четвёртая |
На этом этапе происходит сбор информации. |
руководитель, |
неделя |
Основные инструменты, которыми |
учителя - |
января, |
пользуются учащиеся, - это разные формы |
консультанты, |
первая и |
получения информации : изучение |
руководители |
вторая |
рекомендованной литературы, беседы с |
творческих |
недели |
учителями, мед. работниками и родителями, |
групп |
февраля |
просмотр рекомендованных видеофильмов и учебных дисков и др. Происходит обсуждение, обобщение собранной информации в группах. Продумываются формы её передачи другим (слайдовая презентация, сопровождаемая рассказом, антиреклама алкогольных напитков, демонстрация опытов, эстрадные миниатюры, стихи, реп и пр.) |
|
|
4 этап - представление результатов исследования На этом этапе происходит написание сценария и проводится само мероприятие. |
Классный руководитель, руководители творческих групп |
1 Третья и четвёртая недели февраля |
5 этап - подведение итогов, награждение активных участников проекта |
Классный руководитель |
Четвёртая неделя февраля |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.