Курировала работы ученицы, которая провела исследование, чтобы ответить на вопрос: "Куда уходит детство". Детство никуда не уходит, оно остается в нашей памяти. Все это подтвердило анкетирование в разных возрастных группах. При этом ВСЕ дети желают поскорее стать взрослыми, а взрослые, наоборот, мечтают вернуться в детство.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
Куда уходит детство?
Работу выполнила:
Улаева Диана,
14 лет
Руководитель:
Попова Ольга Анатольевна,
социальный педагог
1Республика Хакасия
с. Новотроицкое
2017 г.
Введение
Детство, детство, детство
Время озорное.
Детство, детство, детство
Время золотое,
В детстве счастливо живём,
Песни детские поём,
Сладко много кушаем,
Папу с мамой слушаем.
Детство, детство, детство
Игры и игрушки,
Детство, детство, детство
Книжки и подружки.
В детстве быстро мы растём,
Маму за руку ведём,
Солнцу улыбаемся,
Всё узнать стараемся.
Детство, детство, детство
Время озорное.
Детство, детство, детство
Время золотое.
В.Скворцова
Это я, Улаева Диана, учащаяся 7 класса Новотроицкой школы. Все
взрослые как сговорились: знакомые моей мамы при встрече говорят:
«Какая у тебя взрослая дочь?!». От мамы часто слышу дома: «Диана, ты уже
выросла, пора взрослеть».
Действительно, сравнивая свои фотографии прошлых лет, я заметила, что
стала выше, старше, изменились черты лица, мои взгляды на окружающий
мир. Я уже пытаюсь сама делать определенный выбор, принимать решения,
нести за свои действия ответственность. Значит ли все это, что я – взрослая?
Это вопрос, который в последнее время заставляет меня задуматься.
Однако, все эти изменения не позволяют мне не слушаться родителей,
2взрослых, делать все, что мне хочется. Значит, я – ещё ребенок? И на этот
вопрос нужно найти ответ.
Когда и куда уходит детство? Мне очень хочется в этом разобраться, и
мама согласилась мне помочь. И еще призналась, что ей это тоже интересно.
Так почему же взрослые хотят вернуться в детство, а мы, дети, поскорее стать
взрослыми? Значит, есть Гипотеза «дети хотят быть взрослыми, а взрослые
детьми».
По моим наблюдениям, все люди рано или поздно вырастают, становятся
взрослыми, все время куда – то спешат, углубляются в решение взрослых
проблем. А нам, детям, при этом говорят: «Не пытайтесь взрослеть раньше
времени!»
Что значат их слова? Они жалеют о том, что стали взрослыми?
Решение вопроса «Куда уходит детство?» стало для меня важным, и я
попытался его раскрыть в проектной работе.
Цель этого теоретического исследования заключается в том, чтобы получить
исчерпывающий ответ на вопрос многих поколений: Куда уходит детство?
Для достижения этой цели мне необходимо было решить следующие
Задачи:
опираясь на факты, объяснить прежде самой себе мое взросление
(увидеть то, что видят другие);
разобраться в этапах детства;
узнать, возможно ли найти ответ в медицине;
найти в детской литературе рассуждения авторов и их героев;
проанализировать рассуждения младших детей, моих ровесников и
взрослых на данную тему;
сделать выводы.
Методы исследования:
анкетирование
анализ
сравнение
обобщение
1. Теоретическая часть
1.1. Детство. Основные этапы.
В результате сравнения фотографий и игрушек, которые меня окружают;
книг, которые я читаю; поступков, которые совершаю, можно сделать вывод,
что я расту, меняюсь и взрослею. Происходит это постепенно, поэтому
многое мы не замечаем. Не замечаем, как уходит детство.
3Все взрослые утверждают, что детство — самая счастливая и светлая
пора в жизни. Так ли это? Что же такого удивительного
взрослые люди находят в этом возрасте. Что же такое детство? Детство это
период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир.
Итак, сначала я попробовала определить, какой возраст взрослые считают
детским. Переработать эту информацию самостоятельно мне оказалось не под
силу. Я обратилась к своей маме, которая мне разъяснила, что многие ученые
в современном мире детство делят на 5 этапов:
младенчество, от рождения до одного года
раннее детство, от года до 3 лет
дошкольный возраст, от 3 до 67 лет
младший школьный возраст с 67 до 1011 лет
подростковый возраст с 1112 до 15 лет
Я решила пересмотреть свои фотографии, и определить, что для меня было
важным в эти периоды.
1.2 Младенчество и раннее детство.
Что же я обнаружила? На всех фотографиях в младенчестве и раннем
детстве я в окружении своих родных. Значит, меня очень любили. Первые два
этапа жизни мы полностью зависим от взрослых, и я их совершенно не помню.
Что же характерно для этих этапов? В период от 1 до 3 лет у ребёнка
прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе.
Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в
окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение
для малыша имеет игра. Ребёнок познаёт мир через ощущения, любознателен,
быстро растёт и изменяется, учится ползать, сидеть и стоять.
1.3 Дошкольный возраст
Третий этап жизни я помню, но я опять не могла обходиться без помощи
взрослых. По воспоминаниям мамы, именно в этом возрасте я начала хорошо
говорить и пыталась всем доказать, что я самая главная. Правда, в этом
возрасте у меня уже появились подруги, с которыми я играла и пыталась
наладить общение. Самым удивительным для меня оказалось то, что в этом
возрасте я, играя в различные игры, пыталась быть самостоятельной. Все эти
интересные превращения во мне проходили на глазах моих родителей. Для
этого этапа характерно: ребёнок пытается стать независимым, очень
4доверчив, верит всему, что говорят, любит поболтать, нуждается в похвале и
одобрении.
1.4 Младший школьный возраст
В 7 лет закончилось мое ранее детство и могу с уверенностью сказать, что в
этот период я пыталась лучше узнать взрослых и своих сверстников, подражая
им и играя с ними.
По словам взрослых, после раннего детства для меня наступило
детство. Этот период продолжался до 12 лет, фотографии мне позволяют
вспомнить самые важные его моменты.
Самый важный момент – поступление в школу! Как я ждала этого дня!
Как готовилась! Сколько было радости и восторга, от купленных мамой
ручек, ластиков, пенала, тетрадок, красок! Наступил День Знаний 2010 года!
Мне казалось, что этот праздник будет продолжаться всегда! Но вскоре
я поняла, что в школе надо слушаться учителя, учиться соблюдать правила
учащихся, правильно планировать свое время, чтобы хорошо учиться и
успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными
делами.
Я поняла, что учиться – это не только очень интересно, но важно и
ответственно. За этот период своего детства у меня появились первые
успехи. За любознательность меня любят учителя. Со мной советуются и
просят помочь одноклассники, меня любят мои подруги. Родители считают
меня самостоятельным, и даже по взрослому ко мне относятся. Это значит,
что моё детство уже собирается уходить?
1.5 Подростковый возраст
Подростковый возраст полон противоречий. У подростков возникает чувство
взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со
стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока
тоже не может стать. В этот период перед подростком стоит задача
самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между
людьми. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками.
Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение
самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом
возрастном периоде оценка ровесников становится важнее оценки учителей и
родителей. Повышаются требования, как в школе, так и в семье. Однако часто
подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок. От этого многие
конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя
бы казаться и считаться взрослым. Есть некоторые проблемы в общении со
взрослыми и у меня.
52. ВСТРЕЧА С ФЕЛЬДШЕРОМ.
На многие мои вопросы мама не смогла мне ответить, тогда мы решили
сходить в «Новотроицкий ФАП» и задать вопросы фельдшеру. Она сказала,
что может мне объяснить, как растет наш скелет, как увеличивается и
развивается мозг, как постепенно из маленькой девочки я стану девушкой и
что будет происходить с моим организмом. А вот куда уходит детство
ответить медицина точно не может. Итак, даже медицина не может ответить
на мой вопрос. Может, писатели и поэты помогут мне?
3. ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О ДЕТСТВЕ.
За время работы над проектом, я вспомнила произведения писателей, которые
читала ранее и познакомилась с некоторыми новыми для меня
произведениями о детях и детстве:
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
И. Суриков «Детство»
Л. Толстой «Филиппок»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Познакомившись с этими произведениями, я пришла к выводу, что
писатели и поэты описывали случаи из своего детства или детства
окружающих их людей. Дети в книге Николая Носова «Витя Малеев в школе
и дома» исследуют неизведанное, узнают Мир, и все время попадают в
смешные истории.
Филиппок, так звали героя Льва Николаевича Толстого, имел огромное
желание учиться и добился этого.
Герой Валентины Осеевой Павлик познал силу «волшебных» слов.
В книге Виктора Драгунского маленький мальчик понял, насколько
ценны воспоминания его раннего детства.
Все герои этих книг фантазируют, изобретают, исследуют, огорчаются,
играют, узнают, учатся, шалят, творят, а, значит, они растут. Но в этих
книгах я так и не нашла ответа на свой вопрос: «Куда уходит детство?».
Может всетаки взрослые знают ответ на этот вопрос? Это следующий этап
моего теоретического исследования.
4. РАССУЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
Первоначально я решила почитать рассуждения многих взрослых о
6детстве. Для этого в поисковой строке сети Интернет я задала вопрос
«Высказывания о детстве». Вот какие краткие выразительные изречения
афоризмы я обнаружила. Приведу некоторые из них:
Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни
человека. (Сергей Бодров);
Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце. (Анатолий
Мариенгоф);
Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека —
счастливое детство. (Агата Кристи);
Дайте детству созреть в детстве. (Жан Жак Руссо) ;
Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей. (Майкл
Муркок) ;
Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а
на душе всегда мир? (Жан Жак Руссо) ;
Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал) ;
Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым. (Чарли Чаплин) ;
Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться
свободными. (М. Пришвин) ;
Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут
удержать взрослые люди своими мужественными руками. (Джон Рёскин);
У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых,
они умеют пользоваться настоящим. (Жан де Лабрюйер).
Прочитав эти афоризмы, я поняла, что все взрослые вспоминают свое
детство и жалеют о том, что оно ушло. Особенно мне понравилось
высказывание Чарли Чаплина: «Кто никогда не был ребенком, никогда не
будет взрослым».
Мы, дети, не помним себя очень маленькими и не знаем, что с
нами будет в будущем, но зато мы играем, поем, деремся, веселимся,
радуемся, плачем, бегаем именно сейчас.
В этих изречениях я так и не нашла ответ на свой вопрос. Я решила
проинтервьюировать тех взрослых, которые окружают меня. Уж они – то
наверняка знают «Куда уходит детство?»
Я решил взять интервью у взрослых трех поколений: за 60 лет, за 40,
за 20 лет. Идея заключалась в том, чтобы сравнить ответы взрослых разного
возраста на вопрос «Куда уходит детство?». Вот что из этого получилось:
за 60 лет – «Детство никуда не уходит. Оно остается в тебе»;
за 40 лет – «Детство остается в каждом человеке, а при хорошем
настроении, детство вновь проявляется с новой силой»;
за 20 лет – «Детство не уходит никуда, так как в него постоянно
7возвращаешься, независимо от возраста».
5.АНКЕТИРОВАНИЕ
Женщины
100%
Девочки
48%
Мальчики
57%
Я опросила взрослых и своих сверстников. Взрослых я спрашивала: «Хотите
ли Вы вернуться в детство?» Своих сверстников: «Хотите ли вы стать
взрослыми?» Вот что у меня получилось
Мужчины
100%
Я была очень удивлёна, когда обнаружила, что взрослые действительно хотят
вернуться в детство, а дети стать взрослыми. Моя Гипотеза подтвердилась.
Почему? Мама помогла мне с этим она сказала, что взрослые устали от
жизненных проблем, забот. Ведь в детстве всего этого нет! Может она права и
не стоит торопиться взрослеть?
Так куда же уходит детство? Мама ответила, что детство не уходит никуда.
Оно остается в нашей памяти, в наших детях, в наших сердцах, то есть в нас.
И мне этот ответ понравился, ведь так ответили все взрослые люди. А это
значит, мое детство останется в моей памяти, памяти моих родных, близких
мне людей.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый луч солнца, первый дождик, первое слово, первая улыбка, первая
обида — все это в детстве. Для меня это счастливое время. Я люблю своих
родных: маму, папу, сестру, брата, маминых и папиных сестер и братьев и они
любят меня. Я люблю свои дни рождения, когда приходят гости, когда мама
готовит любимые блюда, когда все поздравляют меня Люблю своих подруг,
школу, учителей, люблю учиться и получать хорошие оценки. Я люблю своих
друзей, одноклассников и всех людей, которые в моем детстве останутся
навсегда.
Заканчивая работу над проектом, я пришла к выводам:
Человек взрослеет постепенно, детство делится на этапы;
четкой границы перехода из детства во взрослую жизнь нет;
в точных науках не найти ответ куда уходит детство;
у каждого человека есть свой ответ;
по мере взросления человек меняет свои взгляды на окружающую его среду,
на свое отношение к детству. Сначала он думает, что оно уходит, потом, что
его можно не отпускать и, наконец, что детство никуда не уходит, а остается
с ним навсегда.
8Источники информации
1. Драгунский В. Денискины рассказы – М: Детская литература 1980
2. Толстой Л. «Филиппок» М: «Советская Россия». 1988
3. Осеева В. Волшебное слово. – М: «Детская литература». 1971
4. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» М: «Детская литература». 1951
5. Суриков В. «Детство» М: «Детская литература». 1986
Интернет – источники:
http://biblios.newgoo.net
http://festival.1september.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Детство
9