Проект "Куда уходит детство"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курировала работы ученицы, которая провела исследование, чтобы ответить на вопрос: "Куда уходит детство". Детство никуда не уходит, оно остается в нашей памяти. Все это подтвердило анкетирование в разных возрастных группах. При этом ВСЕ дети желают поскорее стать взрослыми, а взрослые, наоборот, мечтают вернуться в детство.
Иконка файла материала КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                    «Новотроицкая основная общеобразовательная школа»                      Исследовательский проект Куда уходит детство? Работу выполнила: Улаева Диана,             14 лет  Руководитель: Попова Ольга Анатольевна, социальный педагог                                                             1Республика Хакасия                                                     с. Новотроицкое                                                              2017 г.                                                       Введение Детство, детство, детство­ Время озорное. Детство, детство, детство ­ Время золотое, В детстве счастливо живём, Песни детские поём, Сладко много кушаем, Папу с мамой слушаем. Детство, детство, детство ­ Игры и игрушки, Детство, детство, детство ­ Книжки и подружки. В детстве быстро мы растём, Маму за руку ведём, Солнцу улыбаемся, Всё узнать стараемся. Детство, детство, детство­ Время озорное. Детство, детство, детство ­ Время золотое. В.Скворцова Это я, Улаева Диана, учащаяся 7  класса Новотроицкой школы. Все взрослые как сговорились: знакомые моей мамы при встрече говорят: «Какая у тебя взрослая дочь?!». От мамы часто слышу дома: «Диана, ты уже выросла, пора взрослеть». Действительно, сравнивая свои фотографии прошлых лет, я заметила, что стала выше, старше, изменились черты лица, мои взгляды на окружающий мир. Я уже пытаюсь сама делать определенный выбор, принимать решения, нести за свои действия ответственность. Значит ли все это, что я – взрослая? Это вопрос, который в последнее время заставляет меня задуматься. Однако, все эти изменения не позволяют мне не слушаться родителей, 2взрослых, делать все, что мне хочется. Значит, я – ещё ребенок? И на этот вопрос нужно найти ответ.      Когда и куда уходит детство? Мне очень хочется в этом разобраться, и  мама согласилась мне помочь. И еще призналась, что ей это тоже интересно.  Так почему же взрослые хотят вернуться в детство, а мы, дети, поскорее стать взрослыми? Значит, есть Гипотеза «дети хотят быть взрослыми, а взрослые  детьми».      По моим наблюдениям, все люди рано или поздно вырастают, становятся взрослыми, все время куда – то спешат, углубляются в решение взрослых проблем. А нам, детям, при этом говорят: «Не пытайтесь взрослеть раньше времени!» Что значат их слова? Они жалеют о том, что стали взрослыми? Решение вопроса «Куда уходит детство?» стало для меня важным, и я попытался его раскрыть в проектной работе. Цель этого теоретического исследования заключается в том, чтобы получить  исчерпывающий ответ на вопрос многих поколений: Куда уходит детство? Для достижения этой цели мне необходимо было решить следующие Задачи: ­ опираясь на факты, объяснить прежде самой  себе мое взросление  (увидеть то, что видят другие); ­ разобраться в этапах детства;  ­ узнать, возможно ли найти ответ в медицине;  ­ найти в детской литературе рассуждения авторов и их героев; ­ проанализировать рассуждения младших детей, моих ровесников и  взрослых на данную тему; ­  сделать выводы.                                                              Методы исследования: анкетирование анализ сравнение обобщение                                             1. Теоретическая часть 1.1. Детство. Основные этапы. В результате сравнения  фотографий и  игрушек,  которые меня окружают;  книг, которые я читаю; поступков, которые  совершаю,  можно сделать вывод, что  я расту, меняюсь и взрослею. Происходит  это постепенно, поэтому  многое мы не замечаем. Не замечаем, как уходит детство. 3Все взрослые утверждают, что детство — самая счастливая и светлая пора в жизни. Так ли это? Что же такого удивительного взрослые люди находят в этом возрасте. Что же такое детство? Детство ­ это  период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир.      Итак, сначала я попробовала определить, какой возраст  взрослые считают  детским. Переработать эту информацию самостоятельно мне оказалось не под силу. Я обратилась к своей маме, которая мне разъяснила, что многие ученые  в современном мире детство делят на 5 этапов:     младенчество, от рождения до одного года раннее детство, от года до 3 лет дошкольный возраст, от 3 до 6­7 лет младший школьный возраст с 6­7 до 10­11 лет подростковый возраст с 11­12 до 15 лет  Я решила пересмотреть свои фотографии, и определить, что для меня было  важным в эти периоды. 1.2 Младенчество и раннее детство.     Что же я обнаружила? На всех фотографиях в младенчестве  и раннем  детстве я в окружении своих родных. Значит, меня очень любили. Первые два  этапа жизни мы полностью зависим от взрослых, и я их совершенно не помню.  Что же характерно для этих этапов? В период от 1 до 3 лет у ребёнка  прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе.  Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в  окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение  для малыша имеет игра. Ребёнок познаёт мир через ощущения, любознателен,  быстро растёт и изменяется, учится ползать, сидеть и стоять. 1.3 Дошкольный возраст Третий этап жизни я помню, но я опять не могла обходиться без помощи  взрослых. По воспоминаниям мамы, именно в этом возрасте я начала хорошо  говорить и пыталась всем доказать, что я самая главная. Правда, в этом  возрасте у меня уже появились подруги, с которыми я играла и пыталась  наладить общение. Самым удивительным для меня оказалось то, что в этом  возрасте я, играя в различные игры, пыталась быть самостоятельной. Все эти  интересные превращения во мне проходили  на глазах моих родителей. Для  этого этапа характерно: ребёнок пытается стать независимым, очень  4доверчив, верит всему, что говорят, любит поболтать, нуждается в похвале и  одобрении. 1.4  Младший школьный возраст В 7 лет закончилось мое ранее детство и могу с уверенностью сказать, что в  этот период я пыталась лучше узнать взрослых и своих сверстников, подражая им и играя с ними. По словам взрослых, после раннего детства для меня наступило детство.  Этот период продолжался до 12 лет, фотографии мне позволяют  вспомнить самые важные его моменты. Самый важный момент – поступление в школу! Как я ждала этого дня! Как готовилась! Сколько было радости и восторга, от купленных мамой ручек, ластиков, пенала, тетрадок, красок! Наступил День Знаний 2010 года! Мне казалось, что этот праздник будет продолжаться всегда! Но вскоре я поняла, что в школе надо слушаться учителя, учиться соблюдать правила учащихся, правильно планировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Я поняла, что учиться – это не только очень интересно, но важно и ответственно. За этот период своего детства у меня появились первые успехи. За любознательность  меня любят учителя. Со мной советуются и  просят помочь одноклассники, меня любят мои подруги.  Родители считают  меня самостоятельным,  и даже по ­ взрослому ко мне относятся. Это значит,  что моё детство уже собирается уходить? 1.5  Подростковый возраст  Подростковый возраст полон противоречий. У подростков возникает чувство  взрослости.  Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со  стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока  тоже не может стать. В этот период перед подростком стоит задача  самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между  людьми. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками.  Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение  самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом  возрастном периоде оценка ровесников становится важнее оценки учителей и  родителей. Повышаются требования, как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок. От этого многие  конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя  бы казаться и считаться взрослым. Есть некоторые проблемы в общении со  взрослыми и у меня. 52. ВСТРЕЧА С ФЕЛЬДШЕРОМ. На многие мои вопросы мама не смогла мне ответить, тогда мы решили  сходить в  «Новотроицкий ФАП» и задать вопросы  фельдшеру. Она сказала,  что может мне объяснить, как растет наш скелет, как увеличивается и  развивается мозг, как постепенно из маленькой девочки  я стану девушкой и  что будет происходить с моим организмом. А вот куда уходит детство  ответить медицина точно не может. Итак, даже медицина не может ответить  на мой вопрос. Может, писатели и поэты помогут мне?  3. ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О ДЕТСТВЕ. За время работы над проектом, я вспомнила произведения писателей, которые читала ранее и познакомилась с  некоторыми новыми для меня  произведениями   о детях и детстве:  Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»  И. Суриков «Детство»  Л. Толстой «Филиппок»  В. Осеева «Волшебное слово»  В. Драгунский «Денискины рассказы» Познакомившись с этими произведениями, я пришла к выводу, что писатели и поэты описывали случаи из своего детства или детства окружающих их людей. Дети в книге Николая Носова «Витя Малеев в школе  и дома» исследуют неизведанное, узнают Мир, и все время попадают в  смешные истории. Филиппок, так звали героя Льва Николаевича Толстого, имел огромное желание учиться и добился этого. Герой Валентины Осеевой Павлик познал силу «волшебных» слов. В книге Виктора Драгунского маленький мальчик понял, насколько ценны воспоминания его раннего детства. Все герои этих книг фантазируют, изобретают, исследуют, огорчаются, играют, узнают, учатся, шалят, творят, а, значит, они растут. Но в этих книгах я так и не нашла ответа на свой вопрос: «Куда уходит детство?». Может все­таки взрослые знают ответ на этот вопрос? Это следующий этап моего теоретического исследования. 4. РАССУЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ. Первоначально я решила почитать рассуждения многих взрослых о 6детстве. Для этого в поисковой строке сети Интернет я задала вопрос «Высказывания о детстве». Вот какие краткие выразительные изречения ­афоризмы  я обнаружила. Приведу некоторые из них: Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни  человека. (Сергей Бодров); Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце. (Анатолий  Мариенгоф);  Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека —  счастливое детство. (Агата Кристи);  Дайте детству созреть в детстве. (Жан Жак Руссо) ;  Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей. (Майкл  Муркок) ;  Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? (Жан Жак Руссо) ;  Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал) ;  Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым. (Чарли Чаплин) ;  Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. (М. Пришвин) ;  Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками. (Джон Рёскин);  У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Жан де Лабрюйер). Прочитав эти афоризмы, я поняла, что все взрослые вспоминают свое детство и жалеют о том, что оно ушло. Особенно мне понравилось высказывание  Чарли Чаплина:  «Кто никогда не был ребенком, никогда не  будет взрослым».  Мы, дети, не помним себя очень маленькими и не знаем, что с нами будет в будущем, но зато мы играем, поем, деремся, веселимся, радуемся, плачем, бегаем именно сейчас. В этих изречениях я так и не нашла ответ на свой вопрос. Я решила проинтервьюировать тех взрослых, которые окружают меня. Уж они – то наверняка знают «Куда уходит детство?» Я решил взять интервью у взрослых трех поколений: за 60 лет, за 40, за 20 лет. Идея заключалась в том, чтобы сравнить ответы взрослых разного возраста на вопрос «Куда уходит детство?». Вот что из этого получилось:  за 60 лет – «Детство никуда не уходит. Оно остается в тебе»;  за 40 лет – «Детство остается в каждом человеке, а при хорошем настроении, детство вновь проявляется с новой силой»;  за 20 лет – «Детство не уходит никуда, так как в него постоянно 7возвращаешься, независимо от возраста». 5.АНКЕТИРОВАНИЕ Женщины 100% Девочки 48% Мальчики 57% Я опросила взрослых и своих сверстников. Взрослых я спрашивала: «Хотите  ли Вы вернуться в детство?»  Своих сверстников: «Хотите ли вы стать  взрослыми?» Вот что у меня получилось Мужчины 100% Я  была очень удивлёна, когда обнаружила, что взрослые действительно хотят вернуться в детство, а дети стать взрослыми. Моя Гипотеза подтвердилась.  Почему? Мама помогла мне с этим  ­ она сказала, что взрослые устали от  жизненных проблем, забот. Ведь в детстве всего этого нет! Может она права и не стоит торопиться взрослеть?  Так куда же уходит детство?  Мама ответила, что детство не уходит никуда.  Оно остается в нашей памяти, в наших детях, в наших сердцах, то есть в нас.  И мне этот ответ понравился, ведь так ответили все взрослые люди. А это  значит, мое детство останется в моей памяти, памяти моих родных, близких  мне людей.   6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Первый луч солнца, первый дождик, первое слово, первая улыбка, первая  обида — все это в детстве. Для меня это счастливое время. Я люблю своих  родных: маму, папу, сестру, брата, маминых и папиных сестер и братьев и они  любят меня. Я люблю свои дни рождения, когда приходят гости, когда мама  готовит любимые блюда, когда все поздравляют меня  Люблю своих подруг,  школу, учителей,   люблю учиться и получать хорошие оценки. Я люблю своих друзей, одноклассников и всех людей, которые в моем детстве останутся  навсегда. Заканчивая работу над проектом, я пришла к выводам: ­ Человек взрослеет постепенно, детство делится на этапы; ­ четкой границы перехода из детства во взрослую жизнь нет; ­ в точных науках не найти ответ куда уходит детство; ­ у каждого человека есть свой ответ;  ­ по мере взросления человек меняет свои взгляды на окружающую его среду,  на свое отношение к детству. Сначала он думает, что оно уходит, потом, что  его можно не отпускать и, наконец, что детство никуда не уходит, а остается  с ним навсегда. 8Источники информации  1. Драгунский В. Денискины рассказы – М: Детская литература 1980  2. Толстой Л. «Филиппок» ­ М: «Советская Россия». 1988  3. Осеева В. Волшебное слово. – М: «Детская литература». 1971  4. Н. Носов  «Витя Малеев в школе и дома»  ­ М: «Детская литература». 1951  5. Суриков В. «Детство» ­ М: «Детская литература». 1986 Интернет – источники: http://biblios.newgoo.net  http://festival.1september.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/Детство       9