В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Тема проекта «Птицы – наши друзья!» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Сказка»
Проект
«Птицы – наши
друзья!»
Разработал воспитатель:
Сирякова Светлана
Валерьевна
Г. Туринск
2015Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал
экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой
природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Птицы – наши друзья!» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда
естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить
воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и
образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Вид проекта: познавательнотворческий, коллективный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 7.12.2015 25.12.2015г.)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,
о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Расширять знания детей о зимующих птицах.
расширить представление о внешнем виде птиц в зимний период;
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении,
в инсценировках и играх;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Работа над проектом началась с модели 3 вопросов:
1.
Что мы хоти узнать о зимующих птицах, где это можно узнать?
2.
3.
Что мы знаем о зимующих птицах?
Что мы хотим узнать? (Какие птицы остаются зимовать, чем можно им помочь,
какой корм предпочитают птицы?)Формы реализации проекта:
НОД;
дидактические, сюж.ролевые игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
изготовление кормушек;
работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей о зимующих птицах, о внешнем виде, повадках.
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей
у родителей.
Заботливое отношение к живой природе и птицам.
Этапы работы над проектом:
1.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта, цели и задач;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Составление плана совместной работы с детьми, воспитателями и родителями:
Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,
с/р. игр с детьми.
Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание стихов, беседы,
рассматривание, игры.
Сотрудничество с родителями:
Изготовление кормушек разного вида – информация для родителей по теме проекта,
подборка информации для доклада о птицах и литературы.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к
воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
Участие в районном конкурсе: «Помоги зимующим птицам».
Необходимое оборудование
Литература: Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.
Музыка: Аудиозапись голосов птиц.Иллюстрации: зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки,
кормушки.
Продукт проекта
Кормушки, выполненные родителями и детьми.
Изготовление шапочек птиц к подвижным играм.
Альбом с докладами о зимующих птицах в нашей местности.
Создание детской волонтерской группе «Призыв о помощи покормить птиц
зимой и изготовить в своих дворах столовую для птиц», а так же раздача памяток,
буклетов.
Форма работы с детьми
Игры.
Наблюдения.
Беседаразговор.
Решение проблемных ситуаций.
Чтение.
Продуктивная деятельность и др.
2.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы;
просмотр м\ф, телепередач;
НОД, беседы;
наблюдения, подкормка птиц;
рисование, конструирование аппликация, лепка;
Подвижные, с/р. Игры;
дидактические игры;
пальчиковая гимнастика;
Чтение
художественной
литературы
:
Планирование работы
Стихе «Покормите птиц»,
С. Маршак «Где обедал воробей»
загадки, пословицы, поговорки.
Прослуш. аудиозаписей «Голоса птиц»
Стихи, пословицы, поговорки о птицах.Просмотр
м/ф:
Разучивание
подвижных игр:
НОД беседы:
Наблюдения
и подкормка
птиц:
Рисование:
Конструирова
ние
аппликация:
Лепка:
Дидактическ
ие игры:
Сюжетно –
ролевые игры:
Пальчиковая
гимнастика:
«Серая шейка»,
«Воробьишко»,
«Оранжевое горлышко»,
«Гадкий утенок»
«Совушка – сова»,
«Перелет птиц»,
«Птицы в клетке»,
«Птички в гнездышках»,
«Воробушки и кот».
Муз.хоровод «123 зимующая птица выходи»
«Птицы города»,
«Покормите птиц зимой»,
«Зимующие и перелётные птицы»,
«Мы – друзья птиц».
Проводились ежедневно на прогулках.
«Птичка на ветке»
«Снегирь на веточке»
«Зимующие птицы»
«Чьё это?»
«Четвертый лишний»,
«Назови ласково»,
«Кого не стало?»,
«Скажи наоборот»,
«Одинмного»,
«Большой маленький»,
«Подбеги к птице, которую назову»,
«Зимующие и перелетные птицы»,
«Кто, чем питается».
«Магазин Мотылек» (корм для птиц)
«Воробьиха».
«Птичья кормушка»
«Я зимой кормлю всех птиц»
«Мы кормушку смастерили».
Мероприятия по работе с родителями:
Консультации:«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
просмотр мультфильмов.
изготовление кормушек.
совместно с детьми подбор информации для доклада.
3. Заключительный этап:
подведение итогов конкурса по изготовлению кормушек;
вручение памятных дипломов;
оформление альбома с докладами о зимующих в нашей местности птицах;
развешивание кормушек на участке детского сада;
участие в районном конкурсе «Помоги зимующим птицам!»;
Вывод о проекте
Педагоги
удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.
собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети
знают и называют большое количество зимующих птиц;
отличают и сравнивают птиц:
у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;
в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют
для этой деятельности наряды и атрибуты.
У родителей
появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и
умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для
всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении
кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в
группу Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих
птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с
удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей
сформировалась любознательность, познавательная активность.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Методическое
обеспечение