Содержание
Обоснование возникшей проблемы
|
3 |
Схема обдумывания
|
4 |
Выявление основных параметров и ограничений
|
4 |
История и современность
|
4 |
Банк идей
|
7 |
Эскизная проработка базового варианта
|
9 |
Инструменты и оборудования
|
9 |
Правила ТБ
|
10 |
Технология изготовления
|
12 |
Контроль качества
|
14 |
Экологическое обоснование
|
15 |
Экономическое обоснование
|
15 |
Реклама
|
16 |
Самооценка
|
16 |
Литература
|
17 |
Обоснование возникшей проблемы
С давних времен люди научились беречь ценности, традиции своего народа, передавая их через рисунки, предметы быта, песни, рассказы, обереги. В современном ритме жизни человек иногда забывает про свои корни, обычные традиции. На сегодняшний день актуальным становится этническое воспитание, которое способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют, прививая уважение к разнообразию культур.
В последнее время увеличился интерес к народной тряпичной игрушке. Нам тоже стало очень интересно узнать историю возникновения куклы и как ее можно изготовить. Ведь сколько радости близким и знакомым может принести кукла, выполненная своими руками. В наших домах остается очень много обрезков тканей, ненужных материалов. Именно их мы можем использовать для изготовления куклы-оберега
Исходя из актуальности вопроса, нами была поставлена цель: изучить историю возникновения тряпичной куклы и изготовить ее.
Задачи:
· найти и изучить источники информации по теме проекта;
· разработать эскизы альтернативных идей и предложений;
· подобрать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
· изготовить оберег;
· рассчитать стоимость изделия;
· подвести итоги проделанной работы.
Схема обдумывания
Перед тем, как приступить к работе, мы должны четко выделить основные аспекты своей работы
Выявление основных параметров и ограничений
Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. При изготовлении куклы- оберега нельзя использовать ножницы, нитки и иголки,.
Куклы должны быть безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
Куклы должны отвечать следующим требованиям:
· Изделия должны быть выполнены аккуратно.
· Куклы должны соответствовать выбранной стилистики.
· Кукла должна быть красивой, интересной, привлекать к себе внимание.
История и современность
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.
Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли;
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Банк идей
Просмотрев различные источники информации (интернет, журналы, книги по куклам- оберегам), выбрали наиболее подходящие образцы тряпичных кукол.
Идея № 1 |
|
Тряпичная кукла «Рождественский ангел» Кукла изготовлена из хлопчатобумажной ткани белого цвета с использованием тесьмы и атласной ленты |
Идея № 2 |
|
Кукла «Мотанка» Кукла выполнена из пяти кусков ткани прямоугольной формы и одного квадратного куска ткани с использованием синтепона и ниток. |
Идея № 3 |
|
Кукла-колокольчик Голова куклы сделана из хлопчатобумажной ткани, набитой синтепоном либо ватой. На голове у куклы будет повязан платок, украшением послужит тесьма |
Принятие решений
Перечень показателей |
Требования к проектируемому изделию |
1 |
2 |
3 |
1. Человеческий фактор |
1.1. Удобство в использовании 1.2. Соответствие заданным размерам |
- + |
- - |
+ + |
2. Функциональное назначение и потребление |
2.1. Соответствие целевому назначению. 2.2. Соответствие среде потребления. |
+ + |
+ + |
+ + |
3. Эстетические. |
3.1. Своеобразие, соответствие стилю, выразительность, правильность построения композиции. 3.2. Гармоничное сочетание цветов. 3.3. Аккуратность, технологически грамотное выполнение. |
-
+ + |
+
+ + |
+
+ + |
4. Материалы |
4.1. Доступность, наличие. 4.2. Лёгкость в обработке. |
+ + |
+ + |
+ + |
5. Технология изготовления |
5.1. Ручная и машинная работы. 5.2. Наличие инструментов. |
+ + |
+ + |
+ + |
6. Экономические |
6.1. Наименьшие затраты на изделие. 6.2. Выгодность изготовления. |
- - |
- - |
+ + |
7. Экологические |
7.1. Минимальные отходы. 7.2. Экологически безопасно |
+ + |
+ + |
+ + |
Кукла-колокольчик идеально подходит по всем параметрам в качестве куклы - оберега. Она выигрывает по экономическим и эстетическим показателям.
Эскизная проработка базового варианта
|
Данный оберег «Кукла- колокольчик» будет выполнена из остатков ткани разных цветов. Голова куклы сделана из хлопчатобумажной ткани, набитой синтепоном либо ватой. На голове у куклы будет повязан платок, украшением послужит тесьма. |
Инструменты и оборудования
Для изготовления куклы- колокольчика нам понадобятся такие инструменты, как линейка, ножницы, циркуль и карандаш. Линейка нам необходима для построения чертежа, ножницы для выкройки деталей куклы, циркуль необходим для построения окружности (будущей головы куклы), карандаш необходим непосредственно для построения самого чертежа деталей.
Материалы
Для изготовления куклы- колокольчика нам понадобятся такие материалы, как цветная хлопчатобумажная белая и цветная ткани, синтепон, нитки, атласная лента. Так как это тряпичная кукла, основу ее составляет ткань, белая- для головы, цветная для туловища. Синтепон служит наполнитель для головы, нитки используют для соединения деталей. Атласная лента используется в качестве украшения куклы.
Правила ТБ
Правила техники безопасности
При изготовлении проектируемого изделия необходимо соблюдать правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования.
Рабочее место для лепки должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.
Правильная посадка во время работы:
- сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Или слегка наклонив вперед;
- ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
- нельзя опираться грудью о стол;
- руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см, локти не следует ставить на стол;
- расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость;
- в процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Технология изготовления
В ходе анализа литературы была определена последовательность изготовления куклы- колокольчик которая, включает в себя этапы, представленные в технологической карте.
№ |
Технологическая операция |
Эскиз |
Инструменты и материалы |
1 |
Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани. |
|
Ткань цветная и белая, немного синтепона для головы, ножницы, колокольчик, нитки для обвязок. |
2 |
К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга. |
|
Синтепон, колокольчик, большой круг |
3 |
Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными. |
|
Нитки |
4 |
Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем. |
|
Средний кргуг, нитки |
5 |
Аналогично и третий лоскут. |
|
Маленький круг, нитки |
6 |
Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. |
|
Белый лоскут ткани |
7 |
Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. |
|
|
8 |
При необходимости регулируем, закрепляем на шее. |
|
Нитки |
9 |
Оформляем руки. |
|
Нитки |
10 |
Надеваем на голову повойник. |
|
ткань |
11 |
Надеваем косынку и завязываем её под ручками. |
|
ткань |
Контроль качества
При изготовление проектируемого изделия, необходимо учитывать и сочетать соответствие размеров деталей. Прежде чем приступить к сбору оберега необходимо выкроить изделие в соответствие с размерами юбок. Кукла- оберег не должна иметь лица.
Экологическое обоснование
Изготовление изделий с применением ткани и ниток, крупы– экологически чистое производство:
· практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в, почву, водоемы;
· при работе с тканью, нитками и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;
Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.
Вторым условием является, не засорять нашу природу отходами производства.
Экономическое обоснование
На основе предварительного экономического расчета был выполнен окончательный экономический расчет материальных затрат на изготовление куклы оберега.
№ |
Наименование |
Размеры |
Цена (руб) |
1 |
Ткань хб белая |
100х100мм |
5 |
2 |
Ткань хб цветная |
100х100мм |
5 |
3 |
Ткань хб цветная |
150х150 мм |
7, 5 |
4 |
Ткань хб цветная |
200х200 мм |
10 |
5 |
Никти |
1000 мм |
3 |
6 |
Синтепон |
50х50мм |
15 |
7 |
Атласная лента |
150 мм |
4 |
Итого |
49.5 |
Таким образом, стоимость нашей куклы составила 49 рублей 50 копеек.
Реклама
Данная реклама может быть расположена на рекламном стенке в холле школы, так же ее можно разместить в школьных газетах и плакатах.
Самооценка
Вопросы |
Ответы |
1. Насколько трудно мне было работать над проектом, что мешало мне в работе и что помогало?
|
Легко работать над этим проектом. Узнала много новой информации о тряпичных куклах |
2. Качественно ли изготовлено изделие, то есть, правильно ли выполнены все элементы тряпичной куклы. |
Изделие изготовлено аккуратно, правильно |
3. Понравилось ли выполнять творческий проект? |
Очень понравилось работать над проектом |
4. Хочется ли мне разработать и изготовить более сложную куклу? |
Хочется выполнить куклу в более сложной технике |
Изделие полностью соответствует по всем разработанным критериям и очень легко в изготовлении.
Литература
1. Агаева И, Кукла « Ангелочек» // Народное творчество. 2002. 4. С. 36-37.
2. Агаева И. Кукла «Домашняя масленица» // Народное творчество. 2004. 1. С.40-43.
3. Агаева И. Куклы « Тульской мастерской», «Бабочка» // Народное творчество. 2004. 2. С. 24-25.
4. Агаева И. Куклы «Перевертыш», «Сударушка»,» День и Ночь» // Народное творчество. 2004. 5. С. 29-31.
5. Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы // Народное творчество. 2004. 2. С. 44-47.
6. Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкина сундука // Народное творчество. 2004. 3. С. 42-47.
7. Агаева И., Агапова О., Агаева Г.Кузьма и Дамьян – покровитель семейного очага и ремесел // Народное творчество. 2001. 4. С.34-25.
8. Андреева С. Мои любимые куватки // Народное творчество. 2000. 4. С. 24-25.
9. В. Долгова «Славянские куклы-обереги своими руками» Феникс, 2016 г.
10. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.
11. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
12. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001
13. Народное творчество №1, 2004
14. Народное творчество №3, 2008
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.