НАШИ ДЕТИ. Они такие разные, но все они прекрасные!. Они идут доверчиво дорогою твоей. Какое счастье рядом быть и в мире сказочном бродить. Ладошку тёплую держа в большой руке своей! Главная задача тематического планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.НАШИ ДЕТИ.Они такие разные, но все они прекрасные!.Они идут доверчиво дорогою твоей. Какое счастье рядом быть. и в мире сказочном бродить,Ладошку тёплую держа в большой руке своей!
Детский фольклор это особенная область народного творчества. Она включает в себя
целую систему поэтических и музыкальнопоэтических жанров фольклора. В течение
многих веков прибаутки, потешки, заклички позволяют ребёнку познакомиться с миром
древнерусской культуры, с историей русского народа.
Исследования показывают [1], что знание детьми особенностей своей родной культуры
находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать
работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.
Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами
фольклора:
1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших
национальных качествах.
2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности:
речевой, игровой, изобразительной, музыкальнохудожественной, театральной.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к
окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.
Сентябрь
№
Тема
1. Милости просим,
гости дорогие
Задачи
Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно
слушать, воспринимать и запоминать песенкипотешки; развивать
интерес к русской народной игрушке матрёшке.
2.
Стоит изба из
кирпича, то
холодна, то горяча
Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком,
ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в
чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок",
"ухват", "кочерга", "лупяки".
3. Петушок золотой
гребешок
Познакомить детей с обитателем избы Петушком; рассказать о
его роли в жизни русского народа; развивать память, активную
речь детей.
4. Как у нашего кота Познакомить детей с обитателем "избы" котом Васькой; заучить
потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое
отношение к животным с помощью детского фольклора.Октябрь
№
Тема
1. Чтение потешек
"Кисонька
мурысонька", "Пошёл
котик на торжок"
2. Мы ходили в огород
3.
Семья Петушка
4. Колобок
Ноябрь
№
Тема
1. Ходит сон близ
окон
Задачи
Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать
соответствующее эмоциональное отношение к персонажам;
воспитывать умение слушать текст произведения; учить
воспроизводить слова текста интонационно выразительно:
ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не
ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать
нравственные чувства по отношению к другим.
Уточнить представления детей об овощах, обогатить их
словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки",
"твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и
показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на
картинке; способствовать воспитанию интонационной
выразительности речи.
Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха
(большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный
хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и
гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые,
пушистые, всегда бегают за мамойкурочкой); учить детей
отгадывать простые описательные загадки, договаривая в
рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять
знания цвета, учить находить сходства с реальными
предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать
умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;
развивать эмоциональность, выразительность речи.
Задачи
Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;
развивать память, активную речь детей.
2.
Водичка,
водичка, умой
моё личико
Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им
пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка,
водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к
чистоте, опрятности.3.
4.
С гуся вода, а с
Ванечки худоба
Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять
последовательность действий при укладывании спать; учить петь
колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и
умывальника в "избе".
Заюшкина
избушка
Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно
инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной
игрой "Зайки".
Декабрь
№
Тема
1. Девочка и лиса
Задачи
Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка
к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с
игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание.
2. Уж ты, зимушка
зима
Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки",
"шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды;
развивать память.
3. Фока воду кипятит
и как зеркало
блестит
Познакомить детей с самоваром, его предназначением;
рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и
умение помогать старшим.
4.
Сундучок Деда
Мороза
Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать
память, воображение; создать настроение приближающегося
праздника.
Январь
№
Тема
1. Пришла коляда
открывай ворота
2.
Весёлые ложки
3. Хозяйкины
помощницы
Задачи
Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить
рождественские колядки; познакомить детей с традицией
выпекания рождественского печенья "козулей".
Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода
(деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые
умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации,
темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному
творчеству.
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами,
корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить
сравнивать предметы старины с современными, находить сходства
и различия; воспитывать желание помогать взрослым.4. Половичку
курочка
веничком метёт
Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам;
воспитывать желание оказывать посильную помощь.
Февраль
№ Тема
Задачи
1. Масленица годовая
наша гостьюшка
дорогая
Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как
его праздновали в старину; развивать речевую активность
детей.
2.
Три медведя
Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении
предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.
3. Маша и медведь
4. Идёт коза рогатая
Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе;
обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в
пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы
Познакомить детей с новым обитателем "избы" козой
Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием;
рассказать о пользе козы для человека.
Март
№
1.
Тема
В гости к
Хозяюшке
Задачи
Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей
радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых
потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с
воспитателем; способствовать формированию выразительной
интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Приди, весна,
с радостью
Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка,
ласточка:", "Грачикиричи"; познакомить детей с традицией печь
"жаворонков".
3.
4.
Треньбрень,
гусельки
Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;
учить слушать выступления русского оркестра (в записи)
внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.
В гости к
бабушке
Загадушке
Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза,
корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в
процессе игры; упражнять в выразительной интонации при
звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к
животным.Апрель
№
1.
Тема
Сорока
белобока
кашу варила
Задачи
Познакомить детей с новым предметом русского обихода глиняным
горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной
домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую
потешку.
2.
Репка
Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную
речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.
3.
Во дворе у
бабушки
Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей
о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные,
загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко
произносить их.
4. Курочка
Ряба
Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память,
речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на
Пасху.
Май
№
1.
Тема
Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись
Задачи
Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;
учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным
контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь
детей; воспитывать любовь к родной природе.
2. Кто в тереме
живёт
Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о
животных; развивать память, творческое воображение.
3. Ярмарка
Рассказать детям о ярмарке, процессе куплипродажи; учить
запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;
развивать память, речь детей.
4.
Сказки водят
хоровод
Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь,
пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям
вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желаниепересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать
нужные слова, помогать строить предложения из 34 слов
правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.