Исследовательская работа:
Мой школьный портфель – друг или враг?
Содержание
1. Введение.
2. Цель исследования.
3. Влияние осанки на здоровье детей.
4. Что выбрать: портфель, ранец или рюкзак?
5. Организация исследовательской работы.
6. Общий вывод.
7. Рекомендации.
8. А знаете ли вы?
9. Источники информации.
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
1 Введение.
Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Перед началом учебного года каждый ученик с родителями отправляется в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное и ответственное событие. Ведь портфель – та вещь, которая будет с тобой 2-3 года. Современный рынок предлагает огромный выбор портфелей и ранцев. При выборе ранца, я обращала внимание на внешний вид, мне хотелось, чтобы он был модный и красивый. Мама хотела, чтобы ранец был качественный и долго использовался. Мы выбрали ранец, который понравился нам обеим. Ранец был с красивым брелком – игрушкой, с ортопедической спинкой, с прочными швами. Но, как только я пошла в школу, я столкнулась с такой проблемой – мой портфель очень тяжелый для меня. В разговоре с одноклассниками выяснилось, что их тоже волнует такая проблема. Поэтому я решила провести своё исследование.
2. Цель исследования.
Цель моей работы - выяснить, соответствуют ли параметры школьных портфелей учащихся гигиеническим требованиям и как они влияют на здоровье школьников.
Задачи исследования:
1 описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит;
2 доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью;
3 определить соответствие ранцев учащихся требованиям СанПина, выявить причины несоответствия;
4 предложить способы решения проблемы.
Объект исследования: ученики 2 «А» класса.
Предмет исследования: школьные ранцы.
Гипотеза исследования.
Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что чрезмерно перегруженные портфели могут негативно сказаться на состоянии здоровья школьников.
Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, СМИ, Интернет; эксперимент.
3. Влияние осанки на здоровье детей.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет. Именно в этом возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Причина этому – тяжелые ранцы.
Ежедневно переносимые учащимися тяжелые ранцы оказывают негативное воздействие на состояние позвоночника, осанки, формы свода стопы, а также на состояние сердечно-сосудистой системы. При переноске тяжелых ранцев для сохранения устойчивого равновесия ребенок вынужден сутулиться. Длительное вынужденное ношение тяжелых ранцев приводит к формированию патологической осанки в виде круглой или сутулой спины.(слайд 8)
Плохая осанка — ведет к таким болезням, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз, затрудняет дыхание и кровообращение. Человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы.( слайд 9) Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
4. Что выбрать: портфель, ранец или рюкзак?
Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования мышц спины. А вот что выбрать ранец или рюкзак?
Лучше, если это будет ранец. Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Лучше если ранец будет с анатомической спинкой. Такая спинка должна состоять из нескольких независимых подушек, обтянутых сетчатой «дышащей» тканью, быть достаточно жесткой и плотно прилегать к спине малыша, даже если ранец сильно нагружен. Благодаря этому вес будет равномерно распределяться по всей спине ребенка.
Выбор ранца.
1 Верх должен быть не выше линии плеч, а низ – не ниже бедер.
2Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка.
3Ремни должны подгоняться под рост и объем ученика и иметь ширину 8 см.
Ранец должен быть:
лёгким;
плотно прилегать к спине;
прочным;
изготовлен из легко моющегося материала;
иметь светоотражательные элементы.
5. Организация исследовательской работы.
Изучив и проанализировав различную литературу по данной теме, я решила провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 25 учеников.
План эксперимента:
1. Беседа с медицинским работником школы по изучаемой проблеме. Узнать о состоянии опорно-двигательной системы ребят нашего класса.
2. Выявить соответствуют ли ранцы учеников 2 «А» класса требованиям СанПиН по форме.
3. Взвесить ранцы и рассчитать изменение веса ранца в течение недели в связи с учебными нагрузками.
4. Проверить вес учебных пособий и сравнить с гигиеническими нормами.
5. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
6. Сделать выводы
7. Разработать рекомендации родителям, учителям, детям.
Беседа с медицинским работником школы.
Проанализировав медицинские карты с медицинским работником школы, я увидела:

Соответствие ранцев учеников 2 «А» класса гигиеническим требованиям по форме.
Я решила проверить соответствуют ли наши ранцы гигиеническим требованиям по форме?
В требованиях СанПиН говорится, что спинка ранца должна быть полужесткой, а конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
В ходе эксперимента
я выяснила, что 23 одноклассника серьёзно подошли к выбору формы ранца, их
ранцы соответствует этому требованию, у 2 учеников ранцы не соответствуют
требованиям СанПиН.
Требования к весу ранца.
Затем я решила проверить, соответствуют ли наши ранцы гигиеническим требованиям по весу? По требованиям СанПиН вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1-2классов-более 1кг 500г,
3-4 классов – 2кг…
Медицинские нормы веса
Существуют также медицинские нормы веса портфеля, которые позволяют рассчитать вес портфеля для каждого ученика индивидуально.
По медицинским нормам, вес портфеля с учебными принадлежностями не должен быть больше 10% веса ученика.
Я взвесила всех учеников и рассчитала «правильный» вес ранца. Затем взвешивала ранцы всю неделю. Данные занесла в таблицу. Красным цветом я отметила вес портфеля превышающий норму.
|
Имя |
Вес ученика |
Допустимый вес ранца |
Вес ранца Поне-дельник |
Втор-ник |
Среда |
Четверг |
Пятни-ца |
|
Ляпина |
22кг |
2,2кг |
3,300 |
4,300 |
3,265 |
4,110 |
3,530 |
|
Меньшикова |
31кг |
3,1кг |
2,120 |
3,660 |
3,540 |
3,100 |
2,870 |
|
Нураева |
34кг |
3,4кг |
3,215 |
4,850 |
3,070 |
4,500 |
3,400 |
|
Панарин |
30кг |
3 кг |
3,315 |
4,210 |
4,570 |
4,780 |
4,690 |
|
Першиков |
43кг |
4,3 |
3,200 |
3,945 |
3,120 |
3,945 |
4,495 |
|
Потрошилина |
22кг |
2,2кг |
3,020 |
4,060 |
3,095 |
3,775 |
2,930 |
|
Рябышенков |
30кг |
3кг |
2,610 |
4,375 |
3,650 |
4,350 |
3,225 |
|
Серебрякова |
32кг |
3,2кг |
3,128 |
3,665 |
3,720 |
3,280 |
2,560 |
|
Заболотний |
32кг |
3,2кг |
2,255 |
3,500 |
2,780 |
3,330 |
2,575 |
|
Тимергасов |
21кг |
2,1кг |
2,860 |
3,385 |
2,975 |
3,795 |
3,180 |
|
Тимофейчев |
30кг |
3кг |
2,845 |
3,485 |
2,915 |
3,445 |
2,510 |
|
Шахманова |
27кг |
2,7кг |
2,710 |
3,980 |
2,940 |
3,700 |
2,735 |
|
Шиман |
31кг |
3,1кг |
3,040 |
4,210 |
2,960 |
3,665 |
3,025 |





Портфели у нас оказались очень тяжелыми.
Я решила проверить, может у нас слишком тяжелые учебники? Я взвесила все учебные принадлежности. По нормам СанПиН учебник для начальной школы должен весить 300г.
|
№ |
Название |
Вес |
|
1 |
Русский язык учебник + тетрадь |
330г+135г |
|
2 |
Математика учебник +_тетрадь |
295г+160г |
|
3 |
Литературное чтение |
295г |
|
4 |
Английский язык учебник + тетрадь |
360г+250г |
|
5 |
Окружающий мир учебник+ тетрадь |
340г+300г |
|
6 |
3 тонкие тетради, дневник |
155г+230г |
|
7 |
ИЗО краски, альбом, непроливайка, кисточка |
200г |
|
8 |
Труд к уроку |
250г |
|
9 |
Пенал |
185г |
Учитывая расписание уроков и вес учебных принадлежностей, я посчитала,
сколько весят учебные принадлежности каждый день. Выяснилось, что вес учебных принадлежностей в понедельник, среду, пятницу не превышает 2кг. Самые «тяжелые» дни – вторник и четверг.
Может, слишком тяжелый сам портфель?
В СанПиН прописано:
«Вес пустого ранца учащегося начальной школы не должен превышать 500 г»
Взвесив пустые портфели, мы пришли к выводу:

Почему такой разный вес у портфелей?
У некоторых ребят обнаружились и лишние вещи.
Лишние вещи:
Игрушки.
Журналы.
Тяжёлый или дополнительный пенал.
Планшеты.
Учебники и канцелярские принадлежности, не нужные в этот день.
Вещи, которые можно одеть на себя, а не складывать в портфель.
6. Общий вывод.
Наше предположение «тяжёлый портфель вредит здоровью» подтвердилось: реальный вес некоторых портфелей превышает «правильный» вес, а это означает, что рано или поздно у некоторых наших одноклассников будут возникать проблемы с позвоночником, так как нагрузка на их организм значительно превышает допустимую норму.
7. Рекомендации ученикам.
- Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам.
- Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.
- Чтобы спина не была кривой, носи портфель свой за спиной.
- Не носите лишние предметы в ранце.
- Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.
- Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.
- Для укрепления осанки используйте различные физминутки и специальные упражнения на уроках физкультуры.
Рекомендации учителям.
-При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
-По возможности, организуйте хранение принадлежностей для уроков труда и рисования в помещении школы.
Рекомендации родителям.
Просим вас: не
покупайте тяжелые ранцы!
- Выбирайте только «правильные» ранцы.
- Ежедневно помогайте ребёнку правильно собирать ранец согласно расписанию,
следите, чтобы в нём не было лишних вещей.
- Тетради, дневники и прочее покупать не в тяжёлых картонных ламинированных
обложках, а в облегчённых.
8. А знаете ли вы?
Памятник простому школьному портфелю установлен в Белгородской области. Идея создания этого монумента родилась после элементарного подсчёта. Выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы школьник переносит в портфеле до 30 тонн груза! Носить портфель- труд, да ещё какой!
Контролируйте вес
своего ранца и
помните:
Здоровый нищий счастливее больного короля
Народная мудрость
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !
9. Литература.
1. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
2. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки./ И.С. Красикова.- СПб ; КОРОНА принт, 2001.-173с.
3. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: учебно-методическое пособие /И.В. Пенькова, И.И.Сулейманов; СпБГАФК; ТГУ.- Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2000.-37с.
.
Рецензия
на исследовательскую работу
ученицы 2 «А» класса МБОУ СОШ№ 28
Ляпиной Алины
Работа Ляпиной Алины имеет здоровьесберегающую направленность и этим она актуальна. Ведь здоровье играет огромную роль в жизни каждого человека. Потерять его очень легко, а вот восстановить практически невозможно. Многие дети, даже и представления не имеют, что нося ежедневно набитые ранцы могут ухудшить свое здоровье.
В своей работе автор показал важность соблюдения определенных правил и норм. Выявлена проблема и ее актуальность. Поставлены цели и задачи, которые планомерно решаются в процессе раскрытия темы. Содержание проекта соответствует заявленной теме. Структура работы над темой построена грамотно, в соответствии требованиям и параметрам исследовательской деятельности. Автор достаточно много проанализировал литературу по данному вопросу, провел большую экспериментальную работу. В работе предложены пути решения проблемы: разработаны рекомендации для детей, родителей и учителей. Работа оформлена с учетом всех требований, выдержан логический порядок.
Рецензент: Ляпина О.И.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.