Проект"Мой портфель"

  • doc
  • 09.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект Мой портфель.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа:

 

Мой  школьный портфель – друг или враг?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

                                               

                                                  

 

 

Содержание

1. Введение.

2. Цель исследования.

3.  Влияние  осанки на здоровье детей.

4. Что выбрать: портфель, ранец или рюкзак?

5. Организация исследовательской работы.

6. Общий вывод.

7. Рекомендации.

8.  А знаете ли вы?

9. Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                                                           

 

                                                                             Зимой по улице бежит,

                                                                                А летом в комнате лежит,

                                                                                  Но только осень настает,

                                                                               Меня он за руку берет.

                                                                                        И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой портфель.

 

                                        В. Берестов

 

1 Введение.

Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Перед началом учебного года каждый ученик с родителями отправляется в магазин выбирать школьный портфель. Это  радостное и ответственное событие. Ведь портфель – та вещь, которая будет с тобой 2-3 года. Современный рынок предлагает огромный выбор портфелей и ранцев. При выборе ранца, я обращала внимание на внешний вид, мне хотелось, чтобы он был модный и красивый. Мама хотела, чтобы ранец был качественный и долго использовался. Мы выбрали ранец, который понравился нам  обеим. Ранец был с красивым брелком – игрушкой, с ортопедической спинкой, с прочными швами. Но, как только я пошла в школу, я столкнулась с такой проблемой – мой портфель очень тяжелый для меня. В разговоре с одноклассниками выяснилось, что их тоже волнует такая проблема. Поэтому я решила провести своё исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цель исследования.

Цель моей работы - выяснить, соответствуют ли параметры школьных портфелей учащихся  гигиеническим требованиям  и как они  влияют на здоровье школьников.

Задачи исследования:

1 описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит;

 2   доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью;

 3 определить соответствие ранцев  учащихся  требованиям СанПина, выявить причины несоответствия;

  4  предложить способы решения проблемы.

   

Объект исследования: ученики 2 «А» класса.

Предмет исследования: школьные ранцы.

   Гипотеза исследования.

Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что чрезмерно перегруженные портфели могут негативно сказаться на состоянии здоровья школьников.

 

             Методы исследования.

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, СМИ, Интернет; эксперимент.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.  Влияние  осанки на здоровье детей.

        Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет. Именно в этом  возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Причина этому – тяжелые ранцы.

        Ежедневно переносимые учащимися тяжелые ранцы оказывают  негативное воздействие на состояние позвоночника, осанки, формы свода стопы, а также на  состояние сердечно-сосудистой системы. При переноске тяжелых ранцев для сохранения устойчивого равновесия ребенок вынужден сутулиться. Длительное вынужденное ношение тяжелых ранцев приводит к формированию патологической осанки в виде круглой или сутулой  спины.(слайд 8)

      Плохая осанка — ведет к таким болезням, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз, затрудняет дыхание и кровообращение. Человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы.( слайд 9) Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Что выбрать: портфель, ранец или рюкзак?

Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования  мышц спины. А вот что выбрать ранец или рюкзак?       

Лучше, если это  будет ранец. Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Лучше если ранец будет с анатомической спинкой. Такая спинка должна состоять из нескольких независимых подушек, обтянутых сетчатой «дышащей» тканью, быть достаточно жесткой и плотно прилегать к спине малыша, даже если ранец сильно нагружен. Благодаря этому вес будет равномерно распределяться по всей спине ребенка.

Выбор ранца.

1 Верх  должен быть не выше линии плеч, а низ – не ниже бедер.

2Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка.

 3Ремни  должны подгоняться  под рост и объем  ученика и иметь ширину 8 см.

Ранец должен быть:

лёгким;

плотно прилегать к спине;

прочным;

изготовлен из легко моющегося материала;

иметь светоотражательные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация исследовательской работы.

      Изучив и проанализировав  различную литературу по данной теме, я  решила провести эксперимент и в своем классе.  В эксперименте участвовало 25 учеников.

 

План эксперимента:

1.     Беседа с медицинским работником школы по изучаемой проблеме. Узнать о состоянии опорно-двигательной системы ребят нашего класса.

2.     Выявить соответствуют ли ранцы учеников 2 «А» класса требованиям СанПиН по форме.

3.     Взвесить ранцы и рассчитать  изменение веса ранца в течение недели в связи с учебными нагрузками.

4.     Проверить вес учебных пособий и сравнить с гигиеническими нормами.

5.     Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

6.     Сделать выводы

7.     Разработать рекомендации родителям, учителям, детям.

 

Беседа с медицинским работником школы.

 

 Проанализировав  медицинские карты с медицинским работником школы, я увидела:

  

 

Соответствие ранцев учеников 2 «А» класса гигиеническим требованиям по форме.

   Я решила проверить соответствуют ли наши ранцы гигиеническим требованиям по форме?

В требованиях СанПиН говорится, что спинка ранца должна быть полужесткой, а конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.

В ходе эксперимента я выяснила, что 23 одноклассника серьёзно подошли к выбору формы ранца, их ранцы  соответствует  этому требованию, у 2 учеников  ранцы не соответствуют требованиям СанПиН.

Требования к весу ранца.

Затем я решила проверить, соответствуют ли наши ранцы гигиеническим требованиям по весу?  По требованиям СанПиН  вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

   для учащихся 1-2классов-более 1кг 500г,

                            3-4 классов – 2кг…

Медицинские нормы веса

Существуют также медицинские нормы веса портфеля, которые  позволяют рассчитать вес портфеля для каждого ученика индивидуально.

По медицинским нормам, вес портфеля с учебными принадлежностями не должен быть больше 10%  веса ученика.

Я взвесила всех учеников и рассчитала «правильный» вес ранца. Затем взвешивала ранцы всю неделю. Данные занесла в таблицу. Красным цветом я отметила вес портфеля превышающий норму.

 

 

 

 

 

 

 

Имя

Вес ученика

Допустимый вес ранца

Вес ранца

Поне-дельник

Втор-ник

Среда

Четверг

Пятни-ца

Ляпина

22кг

2,2кг

3,300

4,300

3,265

4,110

3,530

Меньшикова

31кг

3,1кг

2,120

3,660

3,540

3,100

2,870

Нураева

34кг

3,4кг

3,215

4,850

3,070

4,500

3,400

Панарин

30кг

3 кг

3,315

4,210

4,570

4,780

4,690

Першиков

43кг

4,3

3,200

3,945

3,120

3,945

4,495

Потрошилина

22кг

2,2кг

3,020

4,060

3,095

3,775

2,930

Рябышенков

30кг

3кг

2,610

4,375

3,650

4,350

3,225

Серебрякова

32кг

3,2кг

3,128

3,665

3,720

3,280

2,560

Заболотний

32кг

3,2кг

2,255

3,500

2,780

3,330

2,575

Тимергасов

21кг

2,1кг

2,860

3,385

2,975

3,795

3,180

Тимофейчев

30кг

3кг

2,845

3,485

2,915

3,445

2,510

Шахманова

27кг

2,7кг

2,710

3,980

2,940

3,700

2,735

Шиман

31кг

3,1кг

3,040

4,210

2,960

3,665

3,025

 

 

 

 

 

 

Портфели у нас оказались очень тяжелыми.

Я решила проверить, может у нас слишком тяжелые учебники? Я взвесила все учебные принадлежности. По нормам СанПиН учебник для начальной школы должен весить 300г.

Название

Вес

1

Русский язык учебник + тетрадь

330г+135г

2

Математика учебник +_тетрадь

295г+160г

3

Литературное чтение

295г

4

Английский язык учебник + тетрадь

360г+250г

5

Окружающий мир учебник+ тетрадь

340г+300г

6

3 тонкие  тетради, дневник

155г+230г

7

ИЗО краски, альбом, непроливайка, кисточка

200г

8

 Труд к уроку

250г

9

Пенал

185г

Учитывая расписание уроков и вес учебных  принадлежностей, я посчитала,

сколько весят учебные принадлежности каждый день. Выяснилось, что вес учебных принадлежностей в понедельник, среду, пятницу не превышает 2кг. Самые «тяжелые» дни – вторник и четверг.

 

Может, слишком тяжелый сам портфель?

В  СанПиН прописано:

«Вес пустого ранца учащегося начальной школы не должен превышать 500 г»

Взвесив пустые портфели, мы пришли к выводу:         

                 

Почему такой разный вес у портфелей?

У некоторых ребят обнаружились и лишние вещи.

Лишние вещи:

Игрушки.

Журналы. 

Тяжёлый или дополнительный пенал.

 Планшеты.

 Учебники и канцелярские принадлежности, не нужные в этот день.

Вещи, которые можно одеть на себя, а не складывать в портфель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

6. Общий вывод.

Наше предположение «тяжёлый портфель вредит здоровью» подтвердилось: реальный вес некоторых портфелей превышает «правильный» вес, а это означает, что рано или поздно у некоторых наших одноклассников будут возникать проблемы с позвоночником, так как нагрузка на их организм значительно превышает допустимую норму.

7. Рекомендации ученикам.

-  Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам.

 - Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить.

Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из  него ненужные учебники.

- Чтобы спина не была кривой, носи портфель свой за спиной.

- Не носите лишние предметы в ранце.

- Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.

- Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.

- Для укрепления осанки используйте различные физминутки и специальные упражнения на уроках физкультуры.

Рекомендации учителям.

-При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.

-По возможности, организуйте хранение  принадлежностей для уроков труда и рисования в помещении школы.

Рекомендации родителям.

Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
- Выбирайте только «правильные» ранцы.
 - Ежедневно помогайте ребёнку правильно собирать ранец согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.
 - Тетради, дневники и прочее покупать не в тяжёлых картонных ламинированных обложках, а в облегчённых.

 

 

8. А знаете ли вы?

Памятник простому школьному портфелю установлен в Белгородской области. Идея создания этого монумента родилась после элементарного подсчёта. Выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы школьник переносит в портфеле до 30 тонн груза! Носить портфель- труд, да ещё какой!

Контролируйте вес своего ранца и
помните:

     Здоровый нищий счастливее больного                       короля

                                          Народная мудрость

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 9. Литература.

1.     «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»                                                          

2.     Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки./ И.С. Красикова.- СПб ; КОРОНА принт, 2001.-173с.

3.     Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: учебно-методическое пособие /И.В. Пенькова, И.И.Сулейманов; СпБГАФК; ТГУ.- Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2000.-37с.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

на исследовательскую работу

ученицы 2 «А» класса МБОУ СОШ№ 28

Ляпиной Алины

         Работа Ляпиной Алины  имеет здоровьесберегающую направленность  и этим она актуальна. Ведь здоровье играет огромную роль в жизни каждого человека. Потерять его очень легко, а вот восстановить практически невозможно. Многие дети, даже и представления не имеют, что нося ежедневно набитые ранцы могут ухудшить свое здоровье.

        В своей работе автор   показал  важность соблюдения определенных правил и норм. Выявлена проблема и ее актуальность. Поставлены цели и задачи, которые планомерно решаются в процессе раскрытия темы. Содержание проекта соответствует заявленной теме. Структура работы над темой построена грамотно, в соответствии требованиям и параметрам исследовательской деятельности. Автор достаточно много проанализировал литературу по данному вопросу, провел большую экспериментальную работу. В работе предложены пути решения проблемы: разработаны рекомендации для детей, родителей и учителей. Работа оформлена с учетом всех требований, выдержан логический порядок.

 

 

 

 

                                                                           Рецензент: Ляпина О.И.


Скачано с www.znanio.ru