Проектная деятельность как средство формирования УУД
Мурысева Г. И,
учитель русского языка
и литературы МБОУ
«СОШ № 2 г. Калининска»
Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Родители хотят, чтобы их дети могли достичь успеха в жизни, быть уверенными в себе, найти себя и реализовать свои интересы и возможности.
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Учителю необходимо сформировать у школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. УУД
Перед учителями встала задача организации учебного процесса в новых условиях. Урок проектной деятельности - сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Возник целый ряд вопросов:
Как проводить занятие по проектной деятельности?
Каким образом совместить работу по разным темам с разными авторами в одно и то же время?
Как научить учеников самостоятельно ставить цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу?
Виды проектов:
· Исследовательские
· Творческие
· Игровые
· Информационные
· Практико-ориентированные
Основные принципы проектной деятельности:
· поддержание познавательного интереса на всех этапах работы;
· личная заинтересованность обучающихся в работе над проектом;
· значительная доля самостоятельности;
· научность в сочетании с доступностью и посильностью.
· интегральность (объединение и взаимовлияние урочной и внеурочной деятельности, элективного курса)
Роль ученика в проектных работах изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
· выбирает или принимает решение. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
· выстраивает систему взаимоотношений с учителем, в команде или паре, другими людьми, с которыми происходит пересечение при подготовке материала;
· планирует ход работы;
· оценивает чужой продукт - информацию с позиции полезности для проекта;
· создает собственный продукт и презентует его; - оценивает свою деятельность.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В своей работе я использую технические средства обучения и проектную деятельность, которая осуществляется на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью». Два года я преподаю предмет «Проекты, исследовательская деятельность» в 10 классе. Темы проектов различны: «Речевой этикет», «Календарно-обрядовые традиции», «Девятнадцатый век: далёкий и близкий», «Авторская песня», «Любовная лирика», «Тема природы».
Повышенный интерес у ребят вызвали проекты «Девятнадцатый век» и «Авторская песня». Им пришлось переработать огромное количество информации. Темы на защите были разнообразны: «Карточные игры», «Дуэли», «Оружие», «Транспорт», «Балы», «Мода». Работая с «Авторской песней», мы поставили задачу- самим создать видеоролик.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Так, основываясь на опыт работы со старшими школьниками, я планировала работу с пятиклассниками, предлагала им самим выбирать темы проектов. По русскому языку мы работали над проектами: «Части речи», «Звуки речи». «Гласные и согласные». Работа с проектами помогла расширить задачи уроков, выявить интересы детей, спланировать дальнейшую работу. Проекты на уроках литературы: «Жилин и Костылин: два характера -две судьбы», «Мои ровесники в повести Короленко», «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе» -заставили ребят о многом задуматься. Не было равнодушных к судьбе Валека и Маруси. Ребята пытались найти способ, как помочь героям, которые были у них в гостях.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта обучения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Введение ФГОС отвечает духу времени. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая.
Ребят к проектно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.