Проектная деятельность младших школьников. Ролевой – игровой проект.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. При использовании данного метода решаются важные дидактические задачи:
- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из разных источников. При этом учащиеся учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, учатся устанавливать причинно – следственные связи;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом;
- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны показать результаты своего труда, а именно: написать сообщение, сделать презентацию, собрать и обработать статистические данные, оформить альбом, стенгазету, поставить спектакль и.т.д;
- проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.
Ведущим видом деятельности в учебно-воспитательном процессе младших школьников является игровой проект, так как в силу возрастных особенностей, по мнению психологов, игра – это ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста. Ролевая игра в психологии - игра учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и действует соответственно этой роли. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Именно театральность, «вживание» участников в определенный, заранее выбранный образ является главной специфической чертой ролевой игры. В ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Ролевые игры имеют большой воспитательный потенциал. Они позволяют педагогу эффективно использовать активность учащихся, не реализуемую в рамках урока. Для учащихся с “избыточной активностью” (часто попадающих в категорию нежелательных, “плохих учеников”), игра становится своего рода “пространством активности”, дающим возможность реализовать не полностью востребованный энергетический потенциал.
Ролевой – игровой проект предполагает распределение участниками определённых ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. В нём участники, индивидуально или в группах, выполняют определенные проектные задания, близкие по тематике, и готовят презентации собственных проектов, защита которых осуществляется в виде ролевой игры. При этом обеспечивается возможность использования разных качеств участников - от умения мыслить, выполнять творческие и поисково-исследовательские задания до коммуникативных (организовывать работу в группе, активно и корректно участвовать в дискуссии, обращаться к аудитории, располагая ее к себе). Реализуется также межпредметная направленность этого вида учебной деятельности: как правило, проект предполагает разностороннее изучение вопроса с позиций разных специалистов (условно – разных школьных предметов). Вместе с тем непредсказуемость результата позволяет поддержать высокий интерес к игре. Использование актуальных, связанных с реальными потребностями учащихся тем также повышает внутреннюю мотивацию участников к учебной деятельности.
Ролевой- игровой проект «Быть другом – значит творить добро».
Учебный предмет: окружающий мир, литература.
Участники: ученики 2-го класса.
Продолжительность:1 месяц.
Цели:
Продукт: спектакль по пьесе С.Козлова «Снежный цветок»
Оборудование:
инструкционные карты по правилам работы с ножницами, и правилам рабочего человека;
схема «Солнышко обдумывания»;
карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;
магнитофон.
Ход проекта:
1.Организационно-подготовительный этап.
1) Орг. момент.
Совместное чтение пьесы «Снежный цветок».
Это – сказка. Произведение имеет сказочный характер? Что в этом произведении сказочного? - Где происходят действия? Кто является главным действующим лицом? Что вы можете сказать о Ежике? Какой он? Благодаря кому произошло чудо в сказке? Что помогло свершиться чуду? (Дружба.)
Словарная работа.
Чурбак – то же, что чурбан – обрубок бревна.
Ларинголог – врач, лечит заболевания горла, уха, носа. Еще его называют ЛОР .
Бугор – небольшое возвышение, холм.
Смеркается – наступление сумерек – наступление ночи.
Бурелом – поломанные бурей деревья в лесу.
Озноб – дрожь, болезненное ощущение холода.
Компресс – лечебная повязка из марли, согревающая больное место.
Распределение ролей.
2)Постановка учебной задачи.
Будем работать в роли создателей спектакля.
2.Творческий этап
Выступаем в роли экологов: поиск информации о животных и растениях, которые являются героями пьесы: внешний вид, образ жизни, повадки, пищевые цепочки и.т.п. Изменения в неживой природе с наступлением зимы. Образ жизни данных животных в зимний период.
Выступаем в роли режиссеров-постановщиков: определение характера своего героя, его манеры говорить, двигаться.
Выступаем в роли художника- оформителя: составление эскиза костюма, эскиза декораций.
Выступаем в роли актёров: работа над выразительностью речи.
3. 2.Творческий этап
Выступаем в роли экологов: поиск информации о животных и растениях, которые являются героями пьесы: внешний вид, образ жизни, повадки, пищевые цепочки и.т.п. Изменения в неживой природе с наступлением зимы. Образ жизни данных животных в зимний период.
Выступаем в роли режиссеров-постановщиков: определение характера своего героя, его манеры говорить, двигаться.
Выступаем в роли художника- оформителя: составление эскиза костюма, эскиза декораций.
Выступаем в роли актёров: работа над выразительностью речи.
4.Заключительный этап.
Показ спектакля.
Сергей Козлов «Снежный цветок»
Пьеса-сказка в восьми картинах
В сказке участвуют:
ЕЖИК
МЕДВЕЖОНОК
ДОКТОР ДЯТЕЛ
ЗАЙЧОНОК
ОСИНКА
ЯСЕНЬ
СОСНА
Еще три ЗАЙЦА
Картина первая
Лес. Солнечный морозный день перед Новым годом. ЗАЙЦЫ ведут хоровод вокруг елки.
ЗАЙЦЫ (поют).
Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку украсим,
Сядем, посидим,
Посидим немножко,
Отдохнем и встанем,
Ежика с Медведем
В гости пригласим.
(Дружно подхватывают припев). Елка новогодняя!..
Вбегает ЗАЙЧОНОК.
ЗАЙЧОНОК (кричит). Ой! Ой! Стойте! Медвежонок заболел! (Тараторит). Я к нему прибегаю, приглашаем, говорю, вас, Медвежонок, с нами встречать Новый год, а он... а он... (Плачет).
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Что?
ВТОРОЙ ЗАЯЦ. Что?
ТРЕТИЙ ЗАЯЦ. Что?
ЗАЙЧОНОК. Лежи-и-ит... (И опять реветь).
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Зайцы! Наряжайте елку! А я — за доктором! Ты, Зайчонок, беги зови Ежика: Ежик Медвежонку первый друг.
ЗАЙЧОНОК. Бегу! (Убегает).
ВТОРОЙ ЗАЯЦ (ТРЕТЬЕМУ). Ай-яй-яй! Надо же! Перед самым Новым годом! Ну, пошли за игрушками.
ТРЕТИЙ ЗАЯЦ (горячо). Доктор его вылечит. Обязательно вылечит. Вот, помню, когда я заболел...
Уходят.
Картина вторая.
Дом МЕДВЕЖОНКА на лесной опушке. Сугробы, поленница дров, из чурбака торчит топор. МЕДВЕЖОНОК лежит в доме на кровати, стонет. Появляются ЗАЙЧОНОК с ЕЖИКОМ.
ЗАЙЧОНОК (подходя к дому). Вот, дядя Ежик, я к нему прибегаю, приглашаю, говорю, вас, Медвежонок, встречать с нами Новый год, а он... а он... (Всхлипывает).
ЕЖИК (останавливаясь). Что?
ЗАЙЧОНОК (разревелся). Лежи-и-ит...
ЕЖИК (с досадой). Фу! Ты мне это уже в третий раз рассказываешь! (Входит в дом МЕДВЕЖОНКА, зовет). Медвежонок! Медвежонок!
МЕДВЕЖОНОК стонет.
(Щупает МЕДВЕЖОНКУ голову). Ой! (Отдергивает лапу). Какая горячая!
ЗАЙЧОНОК (слюнит лапу, будто пробуя утюг, осторожно прикасается ко лбу МЕДВЕЖОНКА. «Шшш!») Ой! Шипит! (Отскакивает).
ЕЖИК. Вот какой жар! Бедный Медвежонок!
Стук в дверь.
ГОЛОС ДЯТЛА. Можно?
ЕЖИК. Входите! Входите!
В сопровождении ПЕРВОГО ЗАЙЦА появляется ДОКТОР ДЯТЕЛ — длинный нос, белый халат, серебряное блюдце ларинголога на лбу, черный докторский чемоданчик под крылом.
ДОКТОР ДЯТЕЛ (входя). Кто больной?
ЕЖИК. Он больной. (Показывает на МЕДВЕЖОНКА).
ДОКТОР ДЯТЕЛ (ЕЖИКУ). Что с ним?
ЗАЙЧОНОК. Можно, я скажу?
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Говори.
ЗАЙЧОНОК (тараторит). Дядя Дятел, я к нему прибегаю: приглашаем, говорю, вас, Медвежонок, встречать с нами Новый год, а он... а он...
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Что?
ЗАЙЧОНОК (рыдая). Лежи-и-ит...
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Та-ак.
ЕЖИК. И — горит. Весь в огне.
ЗАЙЧОНОК (сквозь слезы). Вон я лапу обжег...
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Покажи.
ЗАЙЧОНОК. Вот.
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Надо лечить. (Открывает чемоданчик).
ЗАЙЧОНОК. Не надо. И так пройдет. (Прячет лапу). Лечите его! (Показывает на МЕДВЕЖОНКА).
ДОКТОР ДЯТЕЛ (подходит к МЕДВЕЖОНКУ). Та-ак. Поставим градусник. (Достает из чемоданчика огромный градусник, ставит МЕДВЕЖОНКУ под мышку).
Градусник тут же взрывается, все разлетаются по углам.
МЕДВЕЖОНОК (садится). Кто здесь?
ЕЖИК. Это я, Ежик. Ты меня не узнаешь, Медвежонок?
МЕДВЕЖОНОК. Кто? Кто это говорит? Никого не вижу!
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. От жара потерял зрение.
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Да-а... Очень тяжелый случай... Простым лекарством его не вылечить.
ЕЖИК (не слушая ДОКТОРА ДЯТЛА, кричит). Медвежонок, очнись! Это я, я, Ежик! (Колотит себя в грудь).
ДОКТОР ДЯТЕЛ (трогает ЕЖИКА за плечо). Снег... ел?
ЕЖИК. Не знаю.
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Я посмотрю! (Выбегает из дома).
МЕДВЕЖОНОК откидывается на постель, ЕЖИК укрывает его.
(Носится вокруг дома, возвращается). Ел!
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Много?
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ (думает). Рубил дрова, разогрелся, полсугроба съел, не меньше.
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Та-ак. (Достает из чемоданчика огромную книгу, садится, почесывая нос, читает). Бббб...
ЕЖИК. Что? Что там?
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Не мешай! Ббббб... Ага! Вот! «При съедении более полусугроба свежего предновогоднего снега температура... как утюг!»
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ (подскакивает). Что?
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Ага! Строчку пропустил. (Читает). «...Температура подымается так, что больной становится как утюг!»
ЗАЙЧОНОК. Ухх!..
ДОКТОР ДЯТЕЛ (читает дальше). «Необходим волшебный цветок Илютик. Что в переводе с медицинского языка означает — Всем-всем хорошо и всем-всем весело...».
ВСЕ (как эхо). Всем-всем хорошо и всем-всем весело.
ДОКТОР ДЯТЕЛ (читает дальше). «Чтобы...». Нет, здесь можно пропустить... Вот! «Стоит больному взять его в руки, как он сразу становится здоровым, но...»
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Что?
ЕЖИК. Что?
ДОКТОР ДЯТЕЛ. ...Но... (Встает, обводит всех взглядом, торжественно). Цветка Всем-всем хорошо и всем-всем весело на земле нет! Медицина бессильна. Я умываю руки. (Разводит крыльями).
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ (несет полотенце). Вот полотенце.
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Зачем?
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Вы руки хотели помыть.
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Ах да! (Моет кончики крыльев).
ЗАЙЧОНОК. Значит, Медвежонок умрет и не будет с нами встречать Новый год на Большой поляне? (Плачет).
ЕЖИК. Я его найду! Я найду этот цветок! Если его даже нет на земле — пусть под землей, пусть под водой, пусть на небе, — я его найду, Медвежонок, и ты выздоровеешь! (Бежит к двери).
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Стой! Ты не знаешь, как он выглядит.
ЕЖИК. Как?
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Как?
ЗАЙЧОНОК. Покажи!
ДОКТОР ДЯТЕЛ (смотрит в книгу, со вздохом). Здесь не написано...
ЕЖИК. Я все равно найду! Я обязательно найду! Не может быть, чтобы я не нашел цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело для моего друга Медвежонка! (Убегает).
МЕДВЕЖОНОК (стонет). О-о-о!
Картина третья.
Лес. Ранние зимние сумерки. Появляется ЕЖИК, останавливается возле тонкой ОСИНКИ. ОСИНКА дрожит.
ЕЖИК. Где же этот цветок? Вот если бы я его нашел — всем-всем-всем стало бы хорошо и весело. И вылечился бы сразу Медвежонок, и обрадовались бы зайцы, и все вместе мы бы встретили Новый год. Где найти цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело, Осинка?
ОСИНКА. Не знаю, Ежик. Но бабушка Осина мне говорила, что посреди поля на бугре растет старый Ясень. Он высок, и ему далеко видно. В ясные дни, говорят, он видит так далеко, как никто в лесу. Беги к нему, Ежик! Он тебе обязательно скажет, где найти этот цветок.
ЕЖИК. Спасибо, Осинка! Не нужно ли тебе чего? Если я найду цветок, я смогу сделать для тебя все, что только ты пожелаешь.
ОСИНКА. Я — голая Осинка. Мне холодно, Ежик, и... и... одиноко. Когда ты найдешь цветок, подгреби к моим корням немного снега, и мне станет теплее.
ЕЖИК. Это я могу и сейчас!.. (Принялся укутывать ОСИНКУ снегом). Вот! Вот! Так хорошо?
ОСИНКА (перестает дрожать). Как хорошо, как тепло, как удивительно! Спасибо тебе, Ежик!
ЕЖИК. Это тебе спасибо, Осинка! (И побежал).
ОСИНКА. Стой! У меня ничего нет... Вот только этот последний листок... Возьми его, и, если заблудишься в темноте, он приведет тебя ко мне, а тут уже рядом твой лес, твоя поляна. (Роняет листок).
ЕЖИК. Спасибо, Осинка! (Подбирает листок).
ОСИНКА. Пусти его по ветру и скажи: «Листок, листок осиновый, веди меня домой!» — и он зашуршит по снегу, как золотая мышка.
ЕЖИК. Спасибо! (Убегает).
Картина четвертая.
ЕЖИК взбирается на бугор к старому ЯСЕНЮ.
ЕЖИК. Здравствуй, дедушка Ясень! Ты высокий и в ясные дни видишь так далеко... Скажи, где найти мне цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело?
ЯСЕНЬ (говорит с трудом, будто что-то мешает ему дышать). А зачем тебе этот цветок, Ежик?
ЕЖИК. Я принесу его Медвежонку, он возьмет его в лапы и сразу выздоровеет.
ЯСЕНЬ. Твой друг Медвежонок заболел?
ЕЖИК. Да. Очень.
ЯСЕНЬ. Я боюсь, ты не найдешь этот цветок, Ежик. Я стою на этом месте триста лет и смотрю утром на восток, в полдень — на юг, к вечеру — на запад, а когда дуют холодные ветры, не зажмуриваясь гляжу на север, но я нигде не видел такого цветка. Я думаю, его и нет на земле...
ЕЖИК. Я знаю: его нет на земле, дедушка Ясень! Только мне обязательно надо его найти!
ЯСЕНЬ. Тогда беги к тетушке Сосне, Ежик. Это недалеко, за рекой. Она мудра, у нее могучие корни. Она знает обо всем, что есть под землей.
ЕЖИК. Спасибо, дедушка Ясень! Не нужно ли тебе чего? Ведь если я найду цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело, я для тебя смогу сделать что угодно!
ЯСЕНЬ. У самой земли снегом забило дупло... Мне тяжело дышать... Когда ты найдешь цветок...
ЕЖИК. Что ты! Зачем цветок? Это я могу сделать и сейчас! (Выгребает из дупла снег). Вот! Вот!..
ЯСЕНЬ. Ох, как вольно, как глубоко, как сладко дышится полной грудью! Спасибо, Ежик!
ЕЖИК было побежал.
Постой! Возьми на дне дупла кусочек коры. Если ты устанешь в пути и у тебя не будет сил идти дальше, откуси от него немного и скажи: «Ноги, мои ноги, идите сами!»- и ноги сами принесут тебя куда пожелаешь.
ЕЖИК (достает кусочек коры). Спасибо, дедушка Ясень! (Убегает).
Картина пятая.
Лес. Бежит ЕЖИК.
ЕЖИК (останавливается). Смеркается. Скоро стемнеет. Я уже устал, а тетушки Сосны нет и нет. Может, я заблудился? Ясень сказал: недалеко, за рекой. Покричу. (Кричит). Тетушка Сосна! Тетушка Сосна!.. (Слушает). Никто не отвечает. (Кричит). Дедушка Ясе-ень!.. (Слушает). Никого... Ой, что теперь будет с Медвежонком?
И ЕЖИК, чуть не плача, заметался по лесу, пугаясь старых коряг, бурелома, сугробов, пока не наткнулся на большую темную СОСНУ в тяжелой, будто меховой, снежной шапке.
Ой! Сосна! (Оглядывается). А где же река? Нет, наверное, это не та Сосна.
И вдруг:
«Здравствуй, Ежик!» — прогудела СОСНА, сняла свою белую шапку и поклонилась ЕЖИКУ. «Здравствуйте! Здравствуйте! — неуклюже, растерянно несколько раз поклонился ЕЖИК. — Вы не видели тетушку Сосну? Она должна стоять над рекой».
СОСНА. Это я и есть тетушка Сосна.
ЕЖИК. Вы? А где же река?
СОСНА. Вот она. Только ее занесло снегом.
ЕЖИК (радостно). Тетушка Сосна! Здравствуй! Я — Ежик!
СОСНА. Вижу.
ЕЖИК (буквально кричит от радости). Меня к тебе прислал дедушка Ясень! Он сказал — у тебя могучие корни!
СОСНА. Верно.
ЕЖИК (кричит). Он сказал — ты мудра! Ты знаешь все, что есть под землей!
СОСНА молча кланяется.
(Кричит). Скажи, где растет цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело?
СОСНА. А зачем тебе цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело, Ежик?
ЕЖИК (сел: в зал, горестно). Плохо моему другу Медвежонку. Только этот цветок может его спасти...
СОСНА. А что с ним? (Склонилась над ЕЖИКОМ).
ЕЖИК. Он... Он... Ему совсем плохо: он заболел.
СОСНА (распрямившись). Я знаю, где растет такой цветок, Ежик.
ЕЖИК (вскакивает). Где?
СОСНА. Ты умеешь считать, Ежик?
ЕЖИК. Умею! Я учился!
СОСНА. До скольких?
ЕЖИК. До десяти! До ста! До тысячи!!!
СОСНА. Слушай! Через двести сосен от меня...
ЕЖИК. Через двести сосен от меня...
СОСНА. Не от тебя, а от меня.
ЕЖИК. Через двести сосен от тебя...
СОСНА. За Кривым оврагом...
ЕЖИК. За Кривым оврагом...
СОСНА. У Обледеневшего пня...
ЕЖИК. У Обледеневшего пня...
СОСНА. Бьет Незамерзающий ключ...
ЕЖИК. Бьет Незамерзающий ключ.
СОСНА. Там, на самом дне, стоит твой цветок.
ЕЖИК (как эхо). Там, на самом дне, стоит мой цветок.
СОСНА. Запомнил?
ЕЖИК. Запомнил.
СОСНА. Повтори.
ЕЖИК. Через двести сосен от тебя, за Кривым оврагом, у Обледеневшего пня...
СОСНА. Правильно.
ЕЖИК. ...бьет Незамерзающий ключ. Там, на самом дне, стоит мой цветок!
СОСНА. Верно!
ЕЖИК. Что мне для тебя сделать, тетушка Сосна? Ведь скоро у меня будет цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело!
СОСНА. Не радуйся прежде времени. Его еще надо достать, Ежик.
ЕЖИК. Я достану! (Убегает, но тут же возвращается). Но что мне все-таки тогда для тебя сделать?
СОСНА. Ничего. Просто ты будешь первым, кто достал этот цветок...
ЕЖИК. Тогда... Тогда... Тогда я сделаю так, чтобы все, кто помог мне сегодня, пришли на поляну к зайцам встречать с нами Новый год! Спасибо, тетушка Сосна-а-а!..
СОСНА. Счастливо тебе, Ежик! (Снимает снежную шапку, кланяется вслед убегающему ЕЖИКУ).
Картина шестая.
Ночь. ЕЖИК бежит через лес, считает сосны.
ЕЖИК (на бегу). Двадцать три, двадцать четыре, двадцать пять... Семьдесят семь, семьдесят восемь, семьдесят девять... девяносто пять... Сто сорок один, сто сорок два, сто сорок три... Ффу-у!.. Сил нет! Отдохну! (Садится на снег). Темно уж почти совсем... И звездочки высыпали!.. Вон какая звезда! Поем снегу и побегу дальше. (Хочет есть снег, но останавливается). Нет, снег есть нельзя, а то стану горячий, как утюг... (Вскакивает, бежит дальше). Сто сорок четыре, сто сорок пять, сто сорок шесть... Сто семьдесят, сто семьдесят один, сто семьдесят два... (Бежит, бежит). Сто девяносто восемь, сто девяносто девять, двести! А-а-а! (Кричит, проваливается, слышен его голос). Та-ак, это я в Кривой овраг угодил... Ни-че-го, выберусь... (Появляется). Вот Обледеневший пень. Ой! Что это? (Наклоняется, и тут сквозь открывшееся, прорезанное в ширме окно мы видим необыкновенный цветок, точь-в-точь похожий на дрожащую звезду в небе). Цветок!.. А до чего похож на звезду! (Задирает голову, смотрит вверх, на звезду, потом вниз, потом снова вверх и вниз). Совсем как звезда! (Встает на колени, пытается достать цветок лапой). Нет, лапой не достать... Возьму палку. (Возвращается с палкой). Нет, палкой нельзя — могу поранить... Что же... (Ходит вокруг). Что же делать? Может, нырнуть? А вода? (Пробует). У-у-у! Холодная! (Дрожит). Но ведь Медвежонок без этого цветка ни за что не поправится! (Разбегается, считает). Раз... два... три! (Стоит на месте, дрожит). Раз!.. Два!.. Три!! (Бежит и застывает возле ключа как вкопанный). Нет, все, прыгаю! (Еле слышно). Раз-два-три! (Соскальзывает в воду — «буль-буль-буль!»: сквозь окно в ширме мы видим ЕЖИКА, нашаривающего цветок под водой: выныривает). Смотрю отсюда — вот он, вот он, цветок! Нырнул. Открыл под водой глаза — нет. Нырну снова! (Ныряет, выныривает). Опять нет! (Снова ныряет, появляется; чуть не плача). Нету... Ой как холодно, как холодно, как холодно! (Пытаясь согреться, прыгает, бьет себя лапами: скороговоркой). Я не могу уйти, как же я уйду, что будет с Медвежонком? (Ныряет, появляется на поверхности, кричит). Помогите! Помогите мне! Я тону! У меня окоченели лапы! (Идет ко дну, отталкивается; плача в голос, выбирается на берег). Надо бегать, надо бегать, надо бегать, чтоб согреться! (Бегает, бегает, останавливается). Цветок! Цветок! Я не смог тебя достать! Медвежонок! Прости меня! Мне холодно! (Его бьет озноб). Простите меня! Все-все! Я видел и не смог достать цветок Всем-всем хорошо и всем-всем весело! Я замерзаю! (Убегает).
Картина седьмая.
По темному лесу, освещенному луной и звездами, бежит ЕЖИК. Только он совсем непохож на нашего ЕЖИКА. Это какой-то снежный цветок или маленькая небесная звездочка на тоненьких ножках.
ЕЖИК (останавливаясь). Все. Не могу больше. Сейчас возьму и усну. (Садится). Прощай, Медвежонок! Прощайте, зайцы! Прощайте все! (Валится в снег).
ГОЛОС ЯСЕНЯ. Ежик, если ты устанешь в пути, и у тебя не будет сил идти дальше, откуси кусочек моей коры и скажи: «Ноги, мои ноги, идите сами!» — и ноги сами принесут тебя куда пожелаешь.
ЕЖИК (медленно садится, с трудом выговаривая). У меня уже замерзли губы, я больше не могу говорить... (Откусывает кусочек коры, тихо-тихо). Ноги, мои ноги, идите сами?.. (Пускает по ветру осиновый. листок). Листок, листок осиновый, веди меня домой! (И не успел он медленно все это выговорить, как ноги сами подняли его и понесли вслед за побежавшим по снегу осиновым листком).
Возникает ЯСЕНЬ.
ЯСЕНЬ. Что это? Что это мерцает под звездами на снегу? Я никогда такого не видел. Но отчего мне вдруг стало так весело и хорошо? Неужели это тот цветок, который так искал Ежик?
ЕЖИК молча пробегает. Появляется ОСИНКА.
ОСИНКА. Смотрите, смотрите! Что это? Неужели звезда? Звездочка с неба бежит по земле! Никогда мне не было так хорошо и весело!
ЕЖИК молча пробегает.
Картина восьмая.
Домик МЕДВЕЖОНКА. ДОКТОР ДЯТЕЛ, ЗАЙЧОНОК, ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ дежурят у постели больного.
ДОКТОР ДЯТЕЛ (склонившись над МЕДВЕЖОНКОМ). Ему хуже.
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Где же Ежик? Неужели ему не удалось найти волшебный цветок?
ЗАЙЧОНОК. Он найдет! Он обязательно найдет! До Нового года еще полчаса...
Стук в окно. ДЯТЕЛ открывает форточку.
ВТОРОЙ ЗАЯЦ (появляется в форточке). Лучше?
ДОКТОР ДЯТЕЛ (мотает головой). Нет...
ВТОРОЙ ЗАЯЦ исчезает. Стук в дверь.
ТРЕТИЙ ЗАЯЦ (заглядывает). Лучше? (Исчезает).
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Надо сменить компресс. (Снимает с головы МЕДВЕЖОНКА полотенце). Зайчонок, иди окуни его в снег, пусть станет холодным-холодным, и неси сюда.
ЗАЙЧОНОК. Я быстро! (Берет полотенце, выходит и замирает).
У двери, сияя и переливаясь, как звезда, покачиваясь на одной ножке, — ЕЖИК.
(Кричит). Цветок! Цветок! Илютик! Он его нашел! (Берет на руки ЕЖИКА, вбегает в дом). Вот! Смотрите!
ДОКТОР ДЯТЕЛ (важно). Ммм... Это — он!
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Смотрите! Смотрите! Медвежонок поднимается...
ЗАЙЧОНОК (передавая «цветок» МЕДВЕЖОНКУ). Ах, как мне хорошо-хорошо и весело!
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Возьми его в лапы, Медвежонок. Этот цветок спас тебе жизнь.
МЕДВЕЖОНОК (берет «цветок»). Какой чудесный цветок!
Вбегают ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ЗАЙЦЫ.
ВСЕ. Урра! Урра! Медвежонок выздоровел! Он встал! Он поднялся!
ЗАЙЧОНОК. А где же Ежик?
ДОКТОР ДЯТЕЛ. Да, где Ежик?
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ. Где он?
МЕДВЕЖОНОК прижимает снежный цветок к груди, — и снежный цветок на глазах у всех превращается в ЕЖИКА.
ВСЕ (в один голос). Ежик!!!
И — началось веселье! Все обнимаются, радуются, смеются.
ПЕРВЫЙ ЗАЯЦ (кричит). Скорей на поляну, к нашей елке! Сейчас придет Новый год!
И вот уже поляна с сияющей елкой посередине, и все веселятся, пляшут, ведут вокруг елки хоровод... И тут появляются ОСИНКА, дедушка ЯСЕНЬ и тетушка СОСНА.
СОСНА. Ты приглашал нас на праздник, Ежик. Мы пришли...
Все трое кланяются.
ЕЖИК (всем). Стойте! Стойте! Это... Это — Осинка. (Кланяется ОСИНКЕ). Это — дедушка Ясень. (Кланяется ЯСЕНЮ). Это — тетушка Сосна. (Кланяется СОСНЕ). Без них Медвежонок ни за что бы не выздоровел! Давайте их нарядим — ведь их никогда не наряжают, — чтобы они были такими же нарядными и праздничными, как наша новогодняя елочка!
И тут же на ОСИНКЕ, ЯСЕНЕ и СОСНЕ сотнями огней вспыхнули разноцветные лампочки, и будто по волшебству на каждой веточке засверкали золотые и серебряные игрушки. И все принялись так веселиться, как никогда еще не веселились в лесу, и громче всех пел и громче всех топотал лапами выздоровевший МЕДВЕЖОНОК. И всем-всем было особенно хорошо, и всем-всем было особенно весело оттого, что вместе с ними танцевал и пел настоящий живой цветок, а может быть, даже настоящая звездочка с неба — ЕЖИК.
ВСЕ (поют).
Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку нарядим,
Сядем, посидим,
Отдохнем немножко,
Нашу песню грянем,
Всех ребят на праздник
В гости пригласим!
Конец.
Гуляшова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.