МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 «ГВОЗДИЧКА» Г.ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.
Проектная работа в младшей группе
«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников».
Выполнила: воспитатель МАДОУ ДС №8
«Гвоздичка» г.Янаул
Давлетханова.Г.Н.
Янаул 2022г.
Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Актуальность проекта:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Значение метода мнемотехники.
Возможность использования в нескольких областях – интеграция
Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;
Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.
Задачи проекта:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники
3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;
4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.
Ресурсное обеспечение:
научно-правовое: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 48, 64)
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
научно-методическое: Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
кадровое: воспитатель младшей группы Давлетханова Гульнара Нарсиловна.
Сроки реализации: долгосрочный, реализуется в течении учебного года.
Этапы реализации проекта :
• I Подготовительный (октябрь-ноябрь)
• II Внедренческий (декабрь-апрель)
• III Результативный (май)
Подготовительный (октябрь-ноябрь)
• Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
• Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МАДОУ.
• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)
• Диагностика начальная
Внедренческий (декабрь-апрель)
• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)
План
Образовательно-воспитательных мероприятий
с обучающимися младшей группы «Ягодки»
на 2016-2017 уч. год
1. Тема «Знакомство с символами мнемотехники», (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено) октябрь НОД, работа с микрогруппами
2.Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы». ноябрь НОД, работа с микрогруппами, мнемоквадраты, мнемотаблицы
3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка», ноябрь НОД, самостоятельная деятельность, мнемотаблица
4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба», ноябрь НОД, работа с микрогруппами, мнемоквадраты
5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка», декабрь НОД, самостоятельная деятельность.
Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!», декабрь НОД, работа с микрогруппами, индивидуально, минемотаблица.
7 Тема Пересказ сказки: «Теремок» январь НОД, работа с микрогруппами, мнемотаблица.
8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль НОД, индивидуально, мнемодорожка.
9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель
ндивидуально.
10 Тема «Составление рассказа о времени года «Весна», март НОД, мнемодорожки
11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель НОД, индивидуально, мнемодорожки
12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель НОД, работа с микрогруппами, мнемодорожка.
• Разработка конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
• Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов
• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
С воспитанниками
Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.
Работа с родителями
• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек.
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
• Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
• Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
Заключительный (Май)
• Проведение итоговой диагностики
• Обобщение и распространение полученных результатов
В результате
• Создана материальная база для использования мнемотехники
• Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники
• Повысился уровень педагогического мастерства
• Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции
• У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира
• Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
• Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
Вывод:
Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
2. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.