В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты.
Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.
Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:
струнные (домра, гусли, балалайка, гудок);
язычковые (баян, гармошка);
духовые (рожки, жалейка, свирель, свистулька);
ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка).Музыкальный проект
Русские народные инструменты.pptx
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Русские народные инструменты
Выполнила ученица 2 класса "в" Файзулина Екатерина
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Цели
Познакомиться с русскими народными
инструментами.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Задачи
1. Познакомиться с разнообразием
русских народных инструментов.
2. Научиться понимать русскую народную
музыку.
3. Воспитать уважение к своим
традициям и культуре.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Классификация русских народных
музыкальных инструментов
В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские
народные инструменты.
Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная
грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток,
и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра,
вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.
можно
классифицировать
под
Русские
народные
инструменты
общепринятую систему деления:
струнные (домра, гусли, балалайка, гудок);
язычковые (баян, гармошка);
духовые (рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька);
ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка).
Познакомимся с некоторыми из них.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Струнные музыкальные
инструменты: гусли
Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые
какбы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно
гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента.
отличии
музыкальных
инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе,
как гусли.
духовых
ударных
или
В
от
На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное
Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то
есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве.
Металлические струны придают
гуслям особое, характерное
положение.
звучание.
«звончатые».
Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет
Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны
своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или
плектрами.
В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом
подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские
терема.
Ведунгусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и
именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в
бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали
И молодых благословляли.
Под перебор волшебных струн
Все веселились — стар и юн,
Гусляр персоной важной слыл,
Народа он душою был.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Струнные музыкальные
инструменты: домра
Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный
инструмент, издревле известный на Руси.
которых играют с помощью медиатора.
В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на
Считается, что домра является прообразом или потомком первой
Русской балалайки.
Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо
Корпус
(самая маленькая), малая, альтовая и басовая.
гриф
древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки
и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
сделаны
домры
ее
из
и
Колкивалики домры, служащие для настройки инструмента,
следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или
палисандра.
дерева.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние
время
дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную
толщину.
изготавливали
твердых
пород
тоже
их
из
Домра инструмент важнейший
Красивый, с голосом нежнейшим.
Когда ты струн рукой коснешься
В старинный мир перенесешься!
В ней чуткость, радость, доброта
И всех созвучий красота!
То загрустит, то засмеется!
Вся прелесть звуков ей дана
И дарит чудо нам она!
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Струнные музыкальные
инструменты: балалайка
Балалайка русский народный трёхструнный щипковый музыкальный
инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из
инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.
Само название инструмента типично народное, звучанием слогосочетаний,
передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё
называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с
такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что
значит разговаривать о чемнибудь ничтожном, болтать, раздобаривать,
пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть
балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Корпус склеен из отдельных (67) сегментов, головка длинного грифа
слегка отогнута назад. Струны металлические На грифе современной балалайки 16
—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
В современном оркестре русских народных инструментов используются
пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них
только прима (600—700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за
остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют
аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)— функцию
баса.
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука:
бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло,
дроби, гитарные приемы.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Струнные музыкальные
инструменты: гудок
Гудок (другое название – смык) принадлежит к старинным
струнным Русским народным музыкальным инструментам.
или
ему
овальной
Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для
придания
формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или
изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три
струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина
этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его
предельные размеры – 3080 сантиметров.
грушевидной
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ: В словаре Даля значение
слова «гудок» трактуется, как род скрипки без
выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в
три струны. В отличие от тех же гуслей, в
древнерусских письменах гудок не упоминается до
середины XVII века. Вместо него в разных
летописях XVI века упоминается инструмент
«смык». Гудок не особенно поощрялся церковью.
Например, в списках «Кормчей книги» – своде
законов, православной церкви –
говорится о
невозможности «гудения лучцом».
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает
лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех
струн.
Однако, для извлечения основной мелодии используется
только
струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной
тональности, не изменяя своего звучания.
(первая)
одна
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является
характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных
щипковых музыкальных инструментов.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Язычковые музыкальные
инструменты: гармошка
Гармонь, или гармошка – это язычковый музыкальный инструмент с
клавишнопневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены
две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для
аккомпанемента. Под
гармоникой понимают целый ряд музыкальных
инструментов , как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах
достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием
потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при
помощи специального резервуара – меха.
Подлинное происхождение такого музыкального
инструмента, как
гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают,
что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.
По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский
мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие
происходило в СанктПетербурге. Основное оформление, которое мы можем
наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский
мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания
корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на
левой части гармони.
Что за медвежатки
Малые ребятки!
Вместе с мамой выступают,
На гормошечках играют!
Громче всех гармошка
С мишкину ладошку!
Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней .
Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие
инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь
стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон,
громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в
русский колорит.
Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо
сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях
второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления
движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству
рядов кнопок. Бывают одно, двух и трехрядные гармони .
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Язычковые музыкальные
инструменты: баян
Как нет Марьи без Ивана
Говорит народный сказ
Так нет свадьбы без баяна
Без него какой же пляс.
Ширь душевную народа
Он всегда сопровождал
Не касалась его мода
Ею он пренебрегал.
Ни каким аккордеонам
Не сравниться звуком с ним
Раздвоённый полутоном
Он с баяном не сравним.
Звук баяна нежный, чистый
В сердце как родник журчит
Хрип басов, тон бархатистый
Болью радостной звучит.
Баян один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название
баян встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна, персонажа из поэмы Слово о полку Игореве.
Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в XXIII
веках в период татаромонгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а
затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным
инструментом гармоникой.
В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на
Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам
XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало
самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного
музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: рожок
Выйдет в поле пастушок,
Заиграет в свой рожок.
Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы.
Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность.
Рожок
сторожей.
Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении
какогонибудь лиха.
пастухов,
арсенале
широко
используется
в
воинов
и
Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для воспроизведения песенных и танцевальных мелодий.
Репертуар рожечников представлен достаточно широко.
Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми
отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук,
приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например,
бересты).
Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью.
Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: жалейка
Возраст жалейки
затерялся
в
бездонных
глубинах
тысячелетий.
случайно
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем
не
жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова,
как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится
явная жалость к комуто.
назван
Резкий, плачущий
звук жалейки возникает, благодаря
уникальным способностям этого инструмента.
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и
древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка
жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла.
Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструбарезонатора выполняет или
натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых
областях современной России ошибочно называется рожком.
Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при
необходимости, заменять на новый.
На
поверхности
трубки,
для
расширения
звукового
диапазона,
проделано
несколько
отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: свирель
Различные
источники
дают
свирели
Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты.
сопель;
цевница.
Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она
выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной
Вот тростник сухой и звонкой..
Добрый Пан! перевяжи
Осторожно нитью тонкой
И в свирель его сложи!
названия:
разные
самые
Смоленщины.
Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее
изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется всетаки свирель,
изготовленная из дерева.
Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.
Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту
значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Выводы:
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: кугиклы
Кугиклы
(кувиклы, кувычки) относятся к семейству
многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли
пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде
назывался камыш.
Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и
некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают
мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют
полую сердцевину; бамбуковидные растения.
Кугиклы изготавливаются из трехпяти трубок одинакового
диаметра, но разной длины (примерно, 100160 мм).
Нижние концыстволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно
переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них
отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочекстволов лежат в одной
плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре.
Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или
мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя
трубки.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: варган
Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко
распространенный на территории Древней Руси и современной
России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно
не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган
–
язычковый
самозвучащий
музыкальный
инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций
организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами
минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиастыисследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником,
родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как
смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.
С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали
изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.
Игра на варгане осуществляется следующим образом:
∙ металлическая рамочкадуга прикладывается к губам;
∙ через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух;
∙ одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочкуязычок.
В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас
сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.
Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента
наших далеких предков.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Духовые музыкальные
инструменты: свистулька
Свистулька может быть простой, геометрической формы, а
иногда ей придают фигурную форму в виде какоголибо зверька или
птички.
Установить точный возраст свистульки не представляется
возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному
использованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно
превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом
прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.
Устройство этого музыкального инструментаигрушки до
гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее
продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие
свистящие и тонкие звуки.
В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой,
как магическим инструментом, предназначенным для общения с
Богами Стрибогом и Перуном.
В настоящее время, свистулька из магического инструмента
превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в
обыкновенную детскую игрушку.
— Птицасвиристелка,
Звонкая поделка!
Нука, нука, говори,
Что там у тебя внутри?
— Верь не верь ли, мой хороший,
А внутрито — ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Ударные музыкальные
инструменты: дрова
Старинный,
народный
ударный музыкальный инструмент дрова возник в
глубокой, седой древности.
экзотический
русский
Он сделан из древесины которая является
характерным материалом для изготовления множества
других музыкальных инструментов.
Люди давно знают, что древесина издает звучание
при физическом контакте с ней. Для этого достаточно
сконструировать музыкальный инструмент, издающий
звучание по принципу обыкновенного ксилофона.
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщикипредки. Они изобрели
прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и
любопытным.
в
был
Ксилофондрова,
вязанкой дров,
однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным
собратом.
обыкновенной
изначальном
исполнении,
своем
Ксилофондрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения
или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши
этого музыкального инструмента.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Ударные музыкальные
инструменты: ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный
музыкальный инструмент.
Ложки — пусть не
фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука.
Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному
столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым
распространенным ударным инструментом на Земле.
Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и
оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным
звучанием.
Многие музыкантыложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения,
Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам
разнообразят и усиливают их звучание.
всенародной любви и популярности.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Ударные музыкальные
инструменты: трещотка
трещотка
Классическая
набор
деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных
на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие
трескучие звуки.
представляет
собой
ровными,
гладкими,
двадцатью
Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться
запастись
одинаковыми
пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают
эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины
(предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной
вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти
миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого
звучания.
По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от
друга, сверлится по два одинаковых отверстия (около 67 мм).
Через
прочный шнур.
Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел.
Должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее
добиться более удобной и простой игре на трещотке.
протягивается
отверстия
Что за треск на всю округу?
Это мы трещим с подругой!
Ох, трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
эти
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Ударные музыкальные
инструменты: бубен
Как пошел медведь
плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам ра ры!
Улетайте, комары!
Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется
возможным.
Бубен представляет круглую деревянную основуобечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная
кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться
бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и
бряцающие пластинки из металла.
В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много
позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее.
Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас, набат.
Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней.
Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице).
Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска
противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению.
Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и
постукивается.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Ударные музыкальные
инструменты: колотушка
Колотушка – очень древний Русский народный ударный
музыкальный инструмент .
Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые
ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой
через определенные промежутки времени.
Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым
людям служили сигналом, что вокруг все в порядке.
Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в
Русских Народных ансамблях.
Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки .
Получалось, что
колотушка отбивает
музыкальный ритм
мелодии.
Колотушка туктуктук,
Спит животное Паук,
Спит Корова,
Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!
Колотушка выглядит, как некий деревянный каркаскоробочка
или какоелибо подобие простого барабана, обтянутого кожей.
На верхний конец
колотушки , как правило, привязывался
небольшой деревянный шарик или кусочек дерева.
колотушки ,
Раскачивающие
движения
заставляли шарик
раскручиваться и ударяться о поверхность каркаса или мембраны.
При этом слышались четкие, стучащие звуки.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Развитие русских народных
музыкальных инструментов на
современном этапе
народные
собой
Сегодняшнее состояние инструментальной народной
музыкальной традиции вселяет определённые надежды за ее
сохранность и дальнейшее плодотворное развитие.
музыкальные
инструменты
Русские
представляют
самобытное явление в мировой
музыкальной культуре. Неразрывно связанные в своём
развитии с духовной жизнью, практической деятельностью,
бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями
широких слоёв русского народа, они выражают богатство его
внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину
чувств, особые специфические черты нации.
Русские музыкальные инструменты располагают большими техническими и художественными возможностями.
Им под силу исполнение самых различных произведений — от простых, бесхитростных попевок, наигрышей и танцев
до сложных оригинальных музыкальных сочинений.
Многие из рассмотренных музыкальных инструментов находятся в развитии, совершенствуется их конструкция
и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их
тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар.
Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика
их звучания.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Национальный академический оркестр народных
инструментов России им. Н.П. Осипова
Лишь ему дано вместить в
концертный зал русское
поле.
Былинными перезвонами
гуслей, утренней свирелью,
раздольным звуком рожка
и пшеничной спелостью
балалаек звучит музыка.
Она дарит нам Россию.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не
только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он
представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского
академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным
тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской
национальной культуры.
Проектная работа: "Русские народные инструменты."
Вывод
Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо
знать и понимать народные традиции.
истоки
развивая
народных
создания
Раскрывая
инструментов,
эмоциональноцелостное
отношение к жизни через произведения музыкального
фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не
разрушать культурное наследие наших предков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.