Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"
Оценка 4.9

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
26.07.2018
Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"
Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соот-ветствии с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и изме-римы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии от-дельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму.Б Благодаря использованию различных технологий в обучении вероятность добиться наилучшего результата в обучении возрастает. Создать необхо-димые условия для формирования активного ученика Предметом проектной работы являются технологии осуществления пе-дагогического процесса Объектом исследования структура, особенности, специфика организации педагогической деятельности учителя Цель: - изучить особенности , специфику, структуру организацию педагогиче-ского процесса и возможность их применения на практике. Задачи: - на базе теоретических сведений разработать практические задания с ис-пользованием различных педагогических технологий применением на практике педагогических технологий.
проект.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации) работников образования Учебно­методический Центр г. Чехов Московской области Итоговый практико­значимый проект Технологии осуществления педагогического процесса по курсу вариативного  модуля «Основы профессионально­педагогической компетентности» Слушатель: Дунина Ольга Алексеевна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №4 г. Чехова Научный руководитель проекта: Воробьева Алла Васильевна, заместитель директора по УМР  МБОУ гимназии №2 1 Чехов, 2015 Оглавление                                                                                                           стр. Введение………………………………………………………………………...3­4 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса……........5 2. Структура, особенности, специфика организации педагогической   деятельности учителя ………………………………………………………....6­7 3. Психолого­педагогические условия организации …………………………..8 учебно­познавательной деятельности школьников 4. Учебно­познавательная деятельность и технология ее организации………9 5. Использование педагогических технологий на уроках русского языка  и литературы как условие обеспечения современного  качества образования………………………………………………………..10­15 Заключение………………………………………………………………………16 Библиография……………………………………………………………………17 Приложение………………………………………………………………….18­21 2 Введение Педагогическая   технология   –   набор   операций   по   конструированию, формированию   и   контролю   знаний,   умений,   навыков   и   отношений   в соответствии   с   поставленными   целями.   Цели   должны   быть   конкретны   и измеримы;   операции   воспроизводимы   (вероятность   реализации   технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный   процесс   по   достижению   цели;   субъективизм   учителя   должен быть сведен к минимуму. Свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Поскольку на реализацию   технологии   влияют   множество   переменных,   связанных   как   с особенностями   педагогов,   так   и   с   особенностями   учащихся,   и   условий,   в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть   исключено.   Оно   предполагается   в   любой   технологии   на   уровне отдельных операций, действий. Рассматривая   психологический   аспект   школьной   педагогической технологии, необходимо определить: 1.   Ц   —   цели   обучения   и   воспитания,   их   психологическую   структуру; психические материалы, конструкции. 2.   О   —   набор   операций   по   достижению   этих   целей.   Операции   могут рассматриваться на физическом и психологическом уровнях. 3.   К   —   психологические   характеристики   коммуникаторов   (педагогов), реализующих эти цели выбранными для них операциями. 4.   Р   —   психологические   характеристики   реципиентов   (учащихся), участвующих   в   акте   коммуникации   с   определенными   целями,   при взаимодействии   с   конкретными   коммуникаторами   и   осуществляющих определенные операции по выполнению учебно­воспитательных задач. 5. СР — средства, используемые при выполнении определенных операций. 6. ПР — принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются цели   обучения   и   воспитания,   подбираются   и   реализуются   операции   по достижению этих целей. Технология — это функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР). Таким   образом,   педагогические   технологии   учителя   будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей 3 обучения и воспитания, по организации учебно­воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся). Актуальность: психолого­педагогические условия организации учебно­ познавательной   деятельности   школьников   зависят   от   того,   какую   позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:   ­ пассивного  восприятия и освоения преподносимой  извне информации; ­ активного   самостоятельного   поиска,   обнаружения   и   использования   ин­ формации;   ­организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.   Таким   образом,   благодаря   использованию   различных   технологий   в обучении вероятность добиться наилучшего результата в обучении возрастает. Создать необходимые условия для формирования активного ученика  Предметом   проектной   работы   являются  технологии   осуществления педагогического процесса Объектом   исследования  структура,   особенности,   специфика   организации педагогической  деятельности учителя Цель: ­ изучить особенности , специфику, структуру организацию  педагогического процесса и возможность их применения на практике. Задачи: ­   на   базе   теоретических   сведений   разработать     практические   задания   с использованием   различных   педагогических   технологий   применением   на практике педагогических технологий. 4 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса Технологию непосредственного осуществления педагогического  процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых  технологий передачи информации, организации учебно­познавательной и  других видов развивающей деятельности, стимулирования активности  воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического  процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает  технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса[7]  В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического  руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей  в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее  рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны  педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников.  Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса  необходимо для внесения корректив в соотношение собственно  организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью  эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных  задач. 5 2. Структура, особенности, специфика организации педагогической   деятельности учителя  Содержание деятельности педагога на этапе осуществления  педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной  системой таких педагогических действий, как постановка перед  воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий  для принятия задач деятельности коллективом и отдельными  воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов  осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия  субъектов педагогического процесса и создание условий для его  эффективного протекания; использование необходимых приемов  стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и  своевременная корректировка хода педагогического процесса. В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно  узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в  широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура  отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их  взаимосвязей [2] ­ усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;  ­ подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей,  принятие коллективного решения;  ­ определение материальных средств, временных и пространственных  условий, планирование на основе оптимальных данных;  ­ распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;  ­ внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;  ­ учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;  6 ­ определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и  перепланирование;  ­ работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных  средств, отчетность;  ­ итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и  коллективной деятельности  [8] Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к  организаторской деятельности педагога. Специфика организаторской деятельности педагога проявляется  прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата,  который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку  направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности  (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской  деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности  детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель  организаторской деятельности задается, как правило, не самим  организатором, а другим человеком или группой людей. Своеобразная  отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов  деятельности детей, тем не менее, обнаруживает свою эффективность в  количественно­качественных показателях продуктивных и непродуктивных  видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по  таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и  воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений,  сплоченность группы школьников. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер. По своим  внешним характеристикам организаторская деятельность педагога  проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и  главным образом ­ внутренняя, психологически творческая. Исполнительский  и творческий характер организаторской деятельности определяют ее  внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения [6]   Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И.  Уманским, специфически проявляются и в деятельности педагога.  Первое   место   среди   них   занимает   функция   групповой   интеграции, формирования   межличностного   внутреннего   единства.   Результатом осуществления   этой   функции   являются   установившиеся   взаимосвязи, взаимоотношения   и   скоординированные   действия   внутри   группы,   т.е. внутренние   коммуникации.   Вторая   функция   ­   внешнекоммуникативная, направленная   на   установление   связей   и   координацию   действий   между микрогруппами   (горизонтальная   коммуникация)   и   вышестоящими организациями  (вертикальная  коммуникация).  Третья  и четвертая   функции вытекают   из   понимания   самой   сущности   организаторской   деятельности   и 7 связаны с обучением и воспитанием, понимаемых в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве   и   взаимообусловленности,   выступая   в   разных   сочетаниях   при преобладании то одной, то другой.  Функции   организаторской   деятельности   педагога   можно   соотнести   с группой общепедагогических умений, необходимых для их осуществления, ­ мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных. 3.  Психолого­педагогические условия организации  учебно­познавательной деятельности школьников Психолого­педагогические условия организации учебно­познавательной  деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть: ­ пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации; ­ активного самостоятельного  поиска, обнаружения и использования информации; ­ организуемого извне  направленного поиска, обнаружения и использования информации. Первая  позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как  сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая ­ методов  стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья ­  методов педагогического руководства: постановка проблем и задач,  обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.  Общая технология организации учебно­познавательной деятельности.  Успешность организации учебно­познавательной деятельности определяется  целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о  своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с  помощью предмета можно сформировать у учащихся. Исследованиями Н.В.  Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом  возможностей своего предмета определяет меру эффективности его  педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это  8 определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у  учащихся научное мировоззрение, разовьет ли у них логическое мышление,  творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний,  умений и навыков или нет. Важным условием успешности учебно­ познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели  предмета, и место того или иного урока в нем[4].   4. Учебно­познавательная деятельность и технология ее организации Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют,  что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он  действительно осуществляет учебно­познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.  Учебно­познавательная деятельность ­ это специально организуемое  самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами  культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности,  которыми овладевает обучаемый[3].  Воспитательно­развивающий результат состоит в интеллектуально­ нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой  деятельности и опыта эмоционально­волевого и ценностного отношения к  окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как  деятельности.  Содержанием учебно­познавательной деятельности является опыт,  накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного  осуществления ­ школа, класс. Учение как познавательная (гностическая)  деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К  9 внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды,  как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и  разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может  быть перцептивная деятельность ­ рассматривание, слушание, наблюдение, а  также символическая деятельность, например изображение, называние,  обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и  высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема,  хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и  мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение,  абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и  сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л.Б. Ительсон).  Основной организационной формой, в которой протекает организованное  учение, является урок.  Атрибутика учебно­познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно­наглядных пособий, технических и других средств,  помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется  спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания  (науки), литературы или искусства[1].   Специфика учебно­познавательной деятельности состоит в том, что  своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся  жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и  умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. 5. Использование педагогических технологий на уроках русского языка и  литературы как условие обеспечения современного качества образования  В своей работе я хочу  поделиться опытом в применении и  использовании новых подходов  к организации взаимодействия учителя и  учащихся на уроках русского языка и литературы, используемые мною на  уроках.  Как только в системе школьного образования возникло понятие  «педагогическая технология», сразу появились разночтения как в назывании  этого понятия, так и в понимании его сути. Собственно, и сегодня мы не  можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая  система научных определений и классификаций педагогических технологий,  принятая всем научным и педагогическим сообществом. Почему? Дело в том,  что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно  недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие  детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию.  10 В соей рботе я использую классификацию педагогических технологий  ГОРБИЧ Ольги Ивановны – кандидата педагогических наук, доцента кафедры русской словесности Государственного института русского языка им. А.С.  Пушкина, автора учебных пособий по современным педагогическим  технологиям в обучении.  Мы говорим о технологизированном обучении тогда, когда речь идет о четкой последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного  процесса обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и  задачах, о способах взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их  роли в образовательном процессе, о гарантированном достижении  намеченного результата каждым школьником.  Наиболее емкими и конкретными определениями образовательной  технологии, на наш взгляд, являются следующие:  Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение  которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук)  Образовательная технология – конструирование учебного процесса с  гарантированным достижением целей (М.Кларин).  Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели  построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается  взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как  учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит  творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из  педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой  происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует  применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических  целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как  предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений. Технологии обучения  Предметно­ориентированные технологии  Технологии личностно­ориентированного образования  Вузовские технологии  Диалоговые технологии  Игровые технологии  Компьютерные технологи  Предметно ­ ориентированные технологии обучения  Предметно­ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие  высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются  составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой  которой является личностно­ориентированная педагогика.  11 Предметно ­ ориентированные технологии обучения  1. Технология дифференцированного обучения  Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают  меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая  учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные  уровни требований к его усвоению. 2. Технология концентрированного обучения  особая технология организации учебного процесса, при которой внимание  педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении  каждого предмета за счет объединения уроков в блоки,  Технология дифференцированного обучения  При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем  учителю необходимо опираться на следующее:  – общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности  психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);  – индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным  предметам или точным наукам);  – неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам  (кроме умственного развития);  – интерес ученика к тому или иному предмету.  Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно  отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что  ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому  рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.  Карточки могут быть использованы учителем для организации  деятельности учеников на целый урок либо на 15–20 минут в зависимости от  целеустановки.  Расскажу об одном  из подходов к обучению учащихся на уроках русского  языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда  предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням  сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в  общеобразовательных классах и в классах естественно­научного,  математического, технического и других профилей. Уровень сложности В  рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное  образование. А уровень С рассматривается как уровень углубленного  изучения материала.  Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9­го класса.  Тема: «Повторение материала, изученного в 5–8­х классах»  А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы.  12 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый.  2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания…  3. Тихие рыболовы, как у нас.  II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.  1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством.  2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.  3. На картине запорожцы о чем­то смеются и веселятся.  В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им  характеристику.  1. В голове гудит от постоянного напряжения.  2. Мне вернули журнал лишь в конце недели.  3. Дама с собачкой вышла во двор.  II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в  одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В  последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.  С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив  недостающие знаки препинания.  1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису.  2. Каюсь в скверном.  3. Что у вас делается?  II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно  будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.  Дифференцированный подход позволяет в условиях классно­урочной  системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом  работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема  изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.  Например:  1) составление текстов диктантов  2) составление карточек­заданий по изучаемому материалу  3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке  4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр)  5) работа с дополнительной литературой  6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые  имеют более низкий уровень подготовки  7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе  8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).  Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают  посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают  базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то  слабые ученики выполняют задания по карточкам.  Технология концентрированного обучения  13 Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной  структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными  психологическими особенностями человеческого восприятия.  «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и,  выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для  того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные  эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с  заданиями (по возможности) составляются на основе литературных  произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например,  если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской  мифологии, то в первый день по русскому языку может быть такое задание:  Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:  1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_­сеннего солнца покр_витель  любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество  Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы  смерти.  Тема этого дня по русскому языку: тире между подлежащим и сказуемым. По  орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.  Выделяются основные средства достижения поставленных задач при  использовании концентрированного обучения.  1. Материал изучается крупными блоками.  2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.  3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в  обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки,  сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.  4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах:  ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить,  и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими  пропущено во время объяснения учителем.  5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как  ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.  6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность  ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.  7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.  Компьютерные технологии в обучении русскому языку  В начале XXI­го века технологии мультимедиа и Интернета получили  широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в  качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и  литературе  14 Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться  высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и  технических средств.  В настоящее время программы, ориентированные на использование  компьютерных и интернет­технологий, созданные учеными и учителями­ предметниками, можно разделить на три большие группы:  ­ презентации  ­ информационно­обучающие  ­ тестирующие.  Презентация хороша для анонсирования новой темы. Информационно­ обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть  презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на  электронные справочники, словари, интернет­репетиторы по предмету или на  электронные библиотеки.  Тестирующие программы как способ контроля очень широко  распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с  вопросами до сложных многоуровневых программ.  Ясно, что с помощью программного обеспечения учитель русского  языка и литературы может разработать различные материалы. Это могут быть  карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач,  опорные конспекты, схемы и т.д.  Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ  по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз  данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и  литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети  методические и искусствоведческие материалы.  Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе, используемые мною в работе:  а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии  с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки  по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки  содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные  тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.  б) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для  освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания  словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание  которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор  родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано  его правописание.  Словари и энциклопедии  15 Современные компьютерные технологии предлагают неограниченное  количество словарей и энциклопедий. Причем в большинстве своем это не  просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в  которых используются различные способы подачи материала: текст, звук,  иллюстрация, анимация и т.д.  Методические материалы в сети  а) Справочно­информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru.  Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся  русского языка  б) Издательский дом «Первое сентября»,  http://rus.1september.ru ­газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на  урок русского языка».  http://lit.1september.ru ­ газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на  урок литературы».  в) Словесник – http://www.slovesnik­oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто  преподает русский язык. Знакомит с Интернет­ресурсами в области  преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса  издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный  раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.  г) http://www.rusedu.ru/­ архив учебных программ содержит множество  различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.  Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных,  словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их  невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель  русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими  ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.  Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире  и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя,  но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение  информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию  современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный  интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Заключение  16 Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. 17 Библиография 1. Атутов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. ­  1996. ­ № 2. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. ­ М., 1991.   3.Кротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. ­ М., 1974.  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и  мастера производственного обучения профтехучилища. ­ М., 1990.  5. Кулюткин Ю.Н., Сухобской Г.С. Мышление учителя: Личностные  меха­низмы и понятийный аппарат. ­ М., 1990.  6. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. ­ М., 1989.  7. Сластёнин В.А. Педагогика. ­ М., 1997. 8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. ­ М., 1980.  18 Приложение 1 КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ , ПРОВЕДЕННОГО В 7 КЛАССЕ ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ  М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»,  МАСТЕРСТВО ПОЭТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В  СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ» И «МОЛИТВА» Цель: учить учащихся понимать образную структуру, тему стихотворения,  состояние лирического героя; формировать умения анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности; развивать  связную речь, навыки выразительного чтения; воспитывать литературный и  эстетический вкус.  Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; рисунки М. Ю. Лермонтова;           опорная таблица; фонохрестоматия; ТСО.  Тип урока: урок совершенствования навыков и умений, практикум.  ХОД УРОКА I. Организационный этап  II. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности  III. Реализация домашнего задания  1. Конкурс выразительного чтения наизусть отрывка  «Над Москвой великой, златоглавою»  2. Беседа о выписанных примерах использования фольклорных  художественных средств в «Песне ... к  IV. Работа над темой урока  1. Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива ... »  ( аудиозапись из фонохрестоматии) и аналитическая фронтальная беседа по  нему  • О чём стихотворение? Какова его тема? (Желание понять тревогу души, по  стичь счастье па земле и увидеть Вога в небесах)  • Каким настроением проникнуто стихотворение? (Задумчивым, мечтатель  ным, немного грустным) • Как построено стихотворение? В чём особенность его композиции? (Всё  стихотворение ­ одно сложное предложение, которое рисует несколько  картин)  • Сколько простых предложений в составе сложного и что рисует каждое из  них? (Всего 9 предложений; первые 5 предложений начинаются союзом «КО  еда» и рисуют гармоничную картину природы: нива волнуется, лес шумит,  19 ландыш. кивает головой, студёный ключ играет по оврагу; следующие 4  nредложения рассказывают о состоянии лирического героя: смиряется души  тревога, расходятся морщины, «Я» могу постичь счастье, «Я» вижу Бога.)  • К какому выводу приводит читателя поэт, объединяя пейзажные картины и  картины душевного состояния лирического героя? (Душевная гармония  возможна, если человек будет видеть гармонию природы. учиться у неё  просто жить, наслаждаться жизнью).  • Какие художественные средства встречаются в тексте стихотворения? Для  чего поэт их использует? (Эпитеты, выраженные причастиями, не только  описываю предметы, по и передают их дополнительные действия: «желте  ющая»,  «росой обрызганный». Олицетворения («прячется слива, ландыш.  «приветливо кивает головой', ключ «лепечет таинственную сагу») позволяют  представить эти образы живыми). • Докажите, что пейзажное стихотворение «Когда волнуется желтеющая  нива ...» не о пейзаже, а о человеке. Каким вы представляете себе этого  человека ­ лирического героя?   • Что бы вы нарисовали, если бы вас попросили проиллюстрировать  стихотворение?  2. Литературный практикум по стихотворению «Ангел»  1) Чтение стихотворения молча  2) Слово учителя о времени создания стихотворения.  • Стихотворение «Ангел» датировано 1831 годом, тогда поэту было всего 17  лет. С него начинается поэзия души юного Лермонтова.  3) Ответы па вопросы по содержанию стихотворения  • Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?  • О чём это стихотворение?  • Какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы его читаете?  • С помощью каких выразительных средств созданы образы стихотворения?  • Определите размер стиха, рифму, рифмовку стихотворения.  4) Заполнение смысловой таблицы  Строфа                        Основная мысль                          Настроение    l­е четверостишие                                                                                     ние, легкая грусть    Ангел летел и пел    Радость, счастье, умиротворе­ 2­е четверостишие    Песня ангела о Боге            Печаль, легкая грусть    3­е четверостишие    Ангел несёт на землю душу    Тепло. Уютно, тревожно 4­е четверостишие    Душа помнит песню ангела    Печаль о прошлом    3. Анализ стихотворения «Молитва» (в группах)  20 Задание для l­й группы. Объясните значение слов «благодать», «благодатная», пользуясь толковым словарём. Какое значение имеет слово «благодатная» в  стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва»?  Задание для 2­й группы. Найдите эпитеты, выражающие состояние души  лирического героя в первой и третьей строфе. Раскройте их значение в стихо  творении М. Ю. Лермонтова «Молитва».  Задание для 3­й группы. Найдите антонимичные противопоставления в пер  вой и третьей строфах стихотворения М. ю. Лермонтова «Молитва». Какую  роль они выполняют?  Задание для 4­й группы. Определите размер стихотворения М. Ю. Лермон  това «Молитва». Какое значение он имеет?  Задание для 5­й группы. Проанализируйте поэтический синтаксис стихо  творения М. ю. Лермонтова «Молитва». В чём его особенность?  Задание для 6­й группы. Каков звуковой фон стихотворения М. Ю. Лермон  това «Молитва»? Прочитайте стихотворение выразительно, интонационно  передавая эти особенности. 4. Обобщающее слово учителя  ­ В отличие от юношеского «Ангела», «Молитва» написана в 1839 году уже  зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов дал двум другим  стихотворениям ­ 1829 и 1837 годов. По свидетельству о. А. Смирновой,  «Молитва» 1839 года написана для княгини Марии Щербатовой: «Машенька  велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».  Жанр стихотворения ­ лирический монолог, и обозначен он уже в самом  заглавии.  v. Подведение итогов урока  Рефлексия  • Какие душевные качества открыл перед вами Лермонтов в своих стихотво  рениях?  • А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?  VI. Домашнее задание  1. Выучить наизусть одно из стихотворений.  2. Написать сочинение­миниатюру «Что нового я открыл(а) для себя в ли  рике и в личности М. ю. Лермонтова».  21 Библиография 1. Атутов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. ­ 1996. ­  № 2. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. ­ М., 1991.   3.Кротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. ­ М., 1974.  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера  производственного обучения профтехучилища. ­ М., 1990.  5. Кулюткин Ю.Н., Сухобской Г.С. Мышление учителя: Личностные  механизмы и понятийный аппарат. ­ М., 1990.  6. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. ­ М., 1989.  7. Сластёнин В.А. Педагогика. ­ М., 1997. 8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. ­ М., 1980.  22

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"

Проектная работа "Технологии осуществления педагогического процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2018