В настоящее время в соответствии со стандартами ФГОС учителя и ученики столкнулись с новой проблемой--написание проектов. Если в старших классах ребята имеют гораздо больше знаний и навыков в работе с компьютером, то для учащихся начальной школы подготовка и написание проектов- очень сложный вопрос. Данная статья призвана немного помочь в решении данного вопроса.Данный файл можно использовать при обучении ребят проектной деятельности
проект.работа в млад кл. статья.doc
МАОУ Лицей № 13 г. Химки
Московская область
Учитель – Репринцева Людмила Николаевна
Организация проектной деятельности младших школьников.
Основным нормативным правовым документом, определяющим
внеурочную деятельность,
является федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). В
требованиях к структуре основной образовательной программы начального
общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно
нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное), в том числе
через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции,
олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики и др.
школьные научные общества,
диспуты,
Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе
должны способствовать формированию:
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаци;
способности принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умения активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач,
умения договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной 2
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
способности использования начальных математических знаний для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений;
значимости чтения для личного развития; формирования
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений;
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Внеурочная деятельность может быть территориально организована
как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
В период каникул используются возможности организаций отдыха
детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ,
создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет образовательное
учреждение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках
уроков направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение
личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не
столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,
принимать решения.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного
процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д.
приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на
нагляднодейственное и нагляднообразное мышление будет способствовать
формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает
направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки
(количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий,
предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). 3
Основным преимуществом внеурочной деятельности является
предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме
деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а
затем внеурочная деятельность.
Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до
самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные
игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного
учреждения, а после самоподготовки участие в мероприятиях
эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры,
посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов
самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29.
СанПиН 2.4.2.282110).
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие
формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы,
кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные
секции,
разные виды спортивнооздоровительной деятельности (в
соответствии с программой лагеря).
Духовнонравственное направление, общекультурное направление
реализуется через кружки художественного и технического творчества,
посещение музеев. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории,
диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных программ,
компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на
инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
.......... Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие
формы как познавательные беседы, предметные факультативы , детские
исследовательские проекты,
внешкольные акции познавательной
направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и
т.п.), школьный музей.
Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших
школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки
тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками
учебного предмета или организационно – рамками урока (минипроекты
учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей
использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока
можно использовать для организации работы над определением
тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также
для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся
реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых
проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах
учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы 4
над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках
имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе
работы детей над реальным проектом.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального
направления может быть положена общественно – полезная деятельность.
Формы организации социального направления: работа в рамках проекта
«Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса,
школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы,
встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского
творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное
участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми);
коллективное творческое дело; социальнообразовательные проекты;
сюжетноролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров»,
«Фабрика») и др.
В каждом образовательном учреждении,
реализующем ФГОС,
рекомендуем создать банк рабочих программ внеурочной деятельности, в
который можно внести программы, рекомендованные серией «Стандарты
второго поколения», типовые программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ, авторские образовательные программы. Данный
перечень программ будет являться основой для разработки рабочих
программ по направлениям внеурочной деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на
основе требований к программам дополнительного образования детей
(письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 г. № 061844).
Примерные программы служат основанием для составления рабочих
программ по внеурочной деятельности.
Рабочая программа – нормативноуправленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
внеурочной деятельности.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом
на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и
определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и
дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве
часов, использовании организационных форм обучения .
Рабочая программа включает следующие структурные элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
требования к уровню подготовки обучающихся;
календарнотематический план;
содержание рабочей программы;
средства контроля; учебнометодические средства обучения.
5 6
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.