Проекты для 1 – 4 классов «Героями не рождаются, ими становятся»
Оценка 5

Проекты для 1 – 4 классов «Героями не рождаются, ими становятся»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
ОБЖ
1 кл—11 кл
20.10.2022
Проекты для 1 – 4 классов «Героями не рождаются, ими становятся»
Проекты для 1 – 4 классов «Героями не рождаются, ими становятся» на Межрегиональный конкурс проектов «Истории славные страницы. Школы Героев»
Героями не рождаются, ими становятся.docx

Республика Татарстан

Чистопольский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Межрегиональный конкурс проектов

«Истории славные страницы. Школы Героев»

 

 

Проекты для 1 – 4 классов

«Героями не рождаются, ими становятся»

 

 

Валиева Айзиля Ахатовна

4 класс

 

 

 

Сатдаров Фаргат Гумерович,

преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории

 

село Татарский Толкиш

2021 год

1.     Введение…………………………………………………………3 стр.

2.     Основная часть…………………………………………………..3-6 стр.

3.     Заключение………………………………………………………6 стр.

4.     Библиографический список и ссылки………………………….7 стр.

5.     Приложения………………………………………………………8-16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В кабинете ОБЖ нашей школы есть стенд под таким названием. Все, кто впервые посещает этот кабинет, подходят к нему, долго всматриваются на фотографию 15 - летнего мальчишки. Кто он? Почему в его честь оформлен стенд в кабинете ОБЖ?

В настоящее время взрослые всегда недовольны нынешней молодежью. Они не уступают место в автобусе, грубы в обращении со взрослыми, пьют, курят, нецензурно выражаются. Такие слова можно услышать из уст взрослых. Да, есть истина в их словах, но не вся молодежь одинаково так плоха. Большинство молодых людей, парней и девчат, совсем другая. В наше время, как и во все времена, много молодежи, которые стараются исполнять свой долг перед Родиной. Вспомним Афганистан, Чечню, другие горячие точки. Сколько молодых парней не вернулись с поля боя. Но память о них вечно хранится в душах и сердцах своих родных, друзей, односельчан.

 

Основная часть

 

Мой сегодняшний рассказ о 15 - летнем Равиле Аминове. Аминов Равиль Дамирович родился 1 января 1973 года в селе Татарский Толкиш Чистопольского района. В 1980 году принят в ряды пионерской организации школы. Равиль считался одним из хороших учеников и отличным спортсменом школы. В 1987 году Равиль вступил в ряды комсомольской организации. Он очень любил лошадей.

Передо мной пожелтевшие страницы местных газет 16 - летней давности. «Это - подвиг!», «Подвиг - вечен!», «Жизнь дается лишь раз...» Это все названия статей о моем земляке, которого я никогда не видела.

Лето 1988 года выдалось сухим и жарким. Учащиеся школ, после выпускных экзаменов, разошлись на летние каникулы. Во время летнего отдыха они работали на пришкольном участке, вместе с классами ездили на экскурсии в разные города. Выпускник 8-го класса Татарско - Толкишской средней школы Равиль Аминов был в центре всех этих событий. Приведу строки из школьной характеристики: «Равиль трудолюбив, послушен, хороший ученик, чемпион школы и активный участник художественной самодеятельности. Без него не проходит ни одно спортивное соревнование, ни один концерт. Равиль и дома успевает во всех делах помогать отцу и матери. Он очень любит лошадей. И в этом году в сельском Сабантуе на скачках Равиль занял 1 место».

Так бы жить и жить ...

Сколько интересных мыслей, разных задумок, свои светлые мысли унес в небытие Равиль.

25 июня 1988 года. На селе самый разгар летних работ - прополка огородов, заготовка сена, уход за сельскохозяйственными растениями. Все, кто может работать, на полях, садах, огородах, лугах. Все заняты работой. А дома без присмотра остаются малые дети. Вот это и стало причиной большого пожара, из - за которого одна семья осталась без крыши над головой, а другая - потеряла любимого сына, наследника, будущей опоры в жизни.

В соседней деревне Кзыл Ялань в семье Хафизовых дома в этот злополучный день находились двое маленьких детей. Воспользовавшись тем, что родители ушли на работу, дети решили поиграть со спичками. Кому первым пришла эта идея, сейчас вряд ли кто из них и вспомнить. Может они и не помнят об этом пожаре. Зажженная спичка обожгла палец мальчишки и упала на синтетический палас. Огонь мгновенно пополз по паласу и быстро распространился на весь дом. Дети забились под кровать. Они боялись не пожара, а гнева родителей.

На огонь и дым быстро сбежались все, кто был поблизости, и стар, и млад. Равиль тоже оказался поблизости. День выдался сухим и жарким и к тому же был сильный ветер. Огонь грозился перекинуться на близлежащие три дома. Равиль со своим другом поспешили на помощь. Услышав, что в доме находятся малые дети, он решил, во что бы то ни стало спасти их. Рискуя своей жизнью, он нашел детей и вытащил их из огня. Но огонь все больше и больше набирал силу. Теперь стояла задача не дать огню еще больше раскинуться. Говорят, в такие минуты человек забывает о себе, не думает о смерти. Я уверен, что мой дядя был в таком же состоянии. Он вместе со взрослыми тушит пожар, помогает выносить вещи из дома, лезет на крышу и помогает пожарным заливать дом водой.

Но, говорят, судьба - злодейка. На уставшего, промокшего от воды Равиля падает перегоревший электрический провод. «Это все!» Это последние слова, которые вырвались из уст поверженного электрическим током 15 - летнего парнишки. Как падает подстреленный на поле боя боец, так же упало бездыханное тело юного пожарного. Так оборвались все светлые мечты, жизнь молодого комсомольца. Кто - то продолжал тушить пожар, кто - то старался делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца Равилю, кто - то понес трагическую весть его родным.

Совместными усилиями пожар был потушен. Но, одна маленькая спичка, которая оказалась в руках у детей обернулась большой трагедией для жителей двух сел.

Несколько минут оборвали жизнь 15 - летнего комсомольца.

Разве это не подвиг ?! Это - подвиг!  Да, да, подвиг! Так и хочется написать:

Героями не рождаются, ими становятся.

Равиля в последний путь провожала вся школа, вся деревня и родные. Очень тяжелой была эта разлука.

 

Заключение.

 

В этой истории есть несколько «если бы»:

Ø если бы дети не остались без присмотра взрослых;

Ø если бы спички были убраны подальше от детских глаз;

Ø если бы электрик села вовремя обесточил электролинию.

Тогда, может быть, не было этой трагедии.

         За подвиг и особые заслуги во время тушения пожара Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 12 мая 1989 года Равиль Дамирович Аминов награжден (посмертно) медалью «За отвагу на пожаре».

наши герои

 

 

 

 

 

Библиографический список и ссылки:

 

1.    http://www.kazan.kp.ru/daily/25973.4/2909207/

2.    http://onagradah.ru/medal-za-otvagu-na-pozhare/

3.    http://moneti-rossii.ru/1637-medal-za-otvagu-na-pozhare.html

4.    https://45.mvd.ru/gumvd/heroes/nagradi/615

5.    Фотографии из личного архива семей Аминовых и Сатдаровых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

История медали «За отвагу на пожаре».

 

Медаль «За отвагу на пожаре» была учреждена 31 октября 1957 года.

Медалью «За отвагу на пожаре» награждались работники пожарной охраны, члены добровольных пожарных дружин, военнослужащие и другие граждане за смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров, спасении людей, социалистической собственности и имущества граждан от огня; за умелое руководство боевой работой подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и спасению людей; за отвагу, мужество и настойчивость, проявленные в целях предотвращения взрыва или пожара.

Награждение медалью было возможно для следующих категорий граждан:
- лиц, состоящих в действующих пожарных бригадах;

- членов добровольных пожарных дружин;

- военнослужащих и некоторых других.

Представление на награждение имело несколько формулировок:
- за смелость, находчивость и самопожертвование, направленные на тушение пожаров и спасение человеческих жизней, социалистической собственности и имущества граждан от огня;

- за руководящие действия на пожаре, которые помогли спасти людей и имущество;

- за отважные и мужественные деяния по предотвращению возникновения пожаров и взрывов.

Награждение проводилось от имени Верховного Совета СССР. Вручали медали: председатели Советов союзных республик, а также их замами и членами Президиума. Военнослужащих награждало военное командование.

Медаль «За отвагу на пожаре» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За отличную службу по охране общественного порядка».

Первые медали изготавливались серебряными, а затем стали использовать посеребренный нейзильбер. Награда выполнена в виде 32-х миллиметрового круга. На лицевой стороне в центральной части помещено изображение разводного ключа и пожарного топора. По верхней части окружности выполнена надпись: "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ", а по нижней расположены дубово-лавровые ветви со скрещенными серпом и молотом на них.

Обратная сторона открывает взгляду изображение пожарного, несущего на руках ребенка, фоном выступает горящее здание, а внизу - лавровая ветка.

Медаль ушком и кольцом соединена с пятиконечной колодкой, которая затянута в креповый муар, имеющий две синих полосы по краям, которые, в свою очередь, окаймлены с обеих сторон тонкими белыми полосами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

Дети, награжденные медалью «За отвагу на пожаре».

 

1.     Осенью 1957 года в совхозе «Введенский» Кустанайской области мужественный поступок совершила студентка Орехово-Зуевского педагогического института Лидия Российская. Рискуя жизнью, она ликвидировала пожар, грозивший гибелью многим ее товарищам. За этот подвиг Л. И. Российская была награждена медалью «За отвагу на пожаре».

2.     Медалью «За отвагу на пожаре» было награждено и много детей. Двух малышей вынесла из горящего дома ученица 5-го класса Фастовской средней школы Валя Терещук. Во время пожара спас человека и Игорь Куган – школьник из города Стрый.

3.     Ученица Богатыревской средней школы Чувашской АССР Альбина Сорокина возвращалась с уроков, когда увидела над собственным домом густой дым. «Там братья!» – подумала девочка и бросилась бежать со всех ног. Подбегая, она вспомнила, что в сарае валяется старый противогаз. Альбина надела его и нырнула в горящий дом. Сначала она вынесла трехлетнего брата Федора, потом шестилетнего Исая и в третий раз кинулась в огонь за котенком. Это случилось весной 1983 года. Подвиг юной героини был отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

4.     В том же году медаль получил и Альберт Зинатуллин – семиклассник средней школы № 7 города Казани. Как и Альбина Сорокина, он вынес из огня двоих маленьких детей – сестер Газизовых.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.

Стихи одноклассников, посвященных Равилю Аминову.

 

Дөрес түгел, Равил син үлмәдең!

 

Як-ягыннан зәңгәр елга кочкан,

Үзәнлектә Ялан авылы.

Каршылый ул таңны, аяз күкне,

Шомлы болыт, көчле давылны.

Яшел тирәгендә сандугачлар моңы,

Күкләрендә тургай тавышы.

Берәүләрнең монда шатлыклары,

Берәүләрнең – моңы-сагышы.

Менә бер көн, тынычлыкны бозып

Авылыбызда янгын башланды.

Карты-яше, ярдәмгә диеп

Барысы да шунда ташланды.

Канатларын җәйгән бөркет сыман

Равил керде янгын эченә.

Күпме генә батырлыклар итте

Кызганмады тамчы көчен дә.

Котырынды янгын тирә-якка

Болытларга таба үрелде.

Ләкин җиңелде ул шул көчкә,

Чыдамады – тәмам сүрелде.

Бетте -, диде Равил, өмет өзеп,

Йөзләрендә – ялкын яктысы.

Егылды ул – нервларга үтте

Электрик чыбык чаткысы.

Газапланып шунда соңгы тапкыр

Ачып йомды моңсу күзләрен

Соң иде инде, әйтәлмады ул

Теләсә дә әйтер сүзләрен.

Күрә алмады әти-әнисен дә

Туганнарын, якын дустын да.

Дөнья белән саубуллашып, Равил

Җанын бирде янгын астында.

Фаҗигале үлем белән аның

Гөмеркәе шунда югалды.

Үзе үлсә дә, исеме үлмәс.

Үлемендә мәңге Дан калды!

Алсуланып кояш бата иде

Өйләренә алып кайтканда

Кем уйлаган, Равил үләр диеп

Яшьлек бөресе чәчәк атканда.

Дөрес түгел, Равил, син үлмәдең

Чәчәкләр дә шулай диделәр.

Хыялларың синең бер моң булып,

Халык телләренә керделәр.

Кайларда гына без йөресәк тә

Күз алдында торыр йөзләрең!

Күңелләрдә кабатланып балкыр

Батырлыгың, матур сүзләрең!

                                                                  17 июль1988 ел.

 

25 июнь, 1988 ел.

 

Равил кабере өстендә тупыл үсә,

Биеклеккә һаман тартыла.

Кояш бата һәр көн шул якларга

Очсыз-кырыйсыз офык артына.

Яфраклары селкенә таң җилендә,

Таң җиле дә уйлый шул хакта

Бар табигать тынып калган инде

Кошлар да сайрамый шул чакта.

Бар нәрсә дә калды үкенечкә

Канат җәйгән гомер юлында.

Бөреләнеп килгән саф мәхәббәт

Калды инде, калды барсы да.

Тәүлекнең дә көне-төне була.

Тик көн аша уза ал таңнар,

Унбиш елы үтте шау-гөр килеп

Сизелмичә үтте бу еллар.

Күңелләрдә туган моң-сагыштан,

Рәсмен күрсәк, өзелә үзәкләр,

Классташыбыз Равил искә төшсә,

Авырттырып әрни йөрәкләр.

Шауламагыз зинһар, ул йокласын,

Тоймый торсын тормыш акканын.

Бишек җырын җырлагандай итеп

Яфракларын җилпи ак каен.

Кама буе миңа күптән таныш

Ялгыз гына чыгып буйлармын,

Иртән искән таң җилләре аша

Син дустымны сагынып җырлармын.

                                              

17 июль1988 ел.

 

 

 

Исебездә.

 

Исебездә сигез ел бергә-бергә

Уйнап-көлеп, белмичә кайгыны

Укып йөргән көннәребез

Ә хәзер сары төен ята күңелдә.

Нинди төен, нигә ул сары

Нигә безнең күңелләр китек

Нигә саксыз әйткән һәрбер сүз

Йөрәк түренә керә үтеп.

Нигә инде ул сары булмасын

Шундый кайгы-югалту килеп тә

Нигә соң, нигә ул кайгы килде безгә

Нигә инде, иигә син киттең бездән.

Я, әйт инде, Равил, кайда син?

Ник дәшмисең, ишетәсеңме, күрәсеңме?

Без сине сагынышып искә алабыз

Ә нигә һаман дәшмисең син?

Равил, син ишетәсең бит, әйеме

Күрәсең бит безнең күздәге яшьне,

Нигә элеккеге кебек йөгереп килеп

Уен-көлке сөйләп юатмыйсың безне?

Без шатлыкларны да, кайгыны да

Сөйләр өчен синең янга барабыз.

Безне рәсемең ачык каршыласа да

Йөрәк түзми, үзеңне күрәсе килә.

Равил, ишетәсеңме безнең сагышны

Нигә кайтмыйсың син һаман

Үзебез сине эзләп баргач та

Нигә дәшмисең син һаман.

Юк, без ышанмыйбыз синең юклыкка

Әнә бит син арткы партага

Утыргансың да елмаясың,

Ләкин килмисең шул яныбызга.

Равил, синең сүрәтең

Мәңге тора көләч елмаеп.

Гомеребезнең соңгы минутында да

Син дәшәрсең безгә елмаеп.

                                     

17 июль1988 ел.

 

Кайда син, Равил?

 

25 июнь, шимбә көн

Күкне кояш нурына күмгән.

Ә төштән соң, әллә күк тә

Берәр төрле нәрсә сизенгән.

25 июнь – кайгы тулы көн,

Син алдың бездән Равилне,

Син карамадың аның яшенә,

Аның бар иде якты хыялы.

Ләкин аша алмады тормышка.

Синең хәлне ишеткәч, Равил,

Без шатлыкларны да, кайгыны да

Синең белән бергә бүлешеп

Сигез ел укыдык бит гөрләшеп

Нинди күңелле иде бергә булганда.

Безнең бүген күздә яшь

Куллар, иреннәр калтырый,

Ә ирексездән шигырь юллары

Ак кәгазьне сырлый.

Равил, нинди җилләр

Сиңа кагылдылар икән.

Белмәделәр микән алар

Синең изге эш кылганны.

Равил, син хәзер булмасаң да,

Якты хыялың белән безнең арада.

Бик күп еллар үтсәләр дә

Син мәңге булырсың безнең арада.

                           

17 июль1988 ел.


 

Скачано с www.znanio.ru

Республика Татарстан Чистопольский муниципальный район

Республика Татарстан Чистопольский муниципальный район

Введение…………………………………………………………3 стр

Введение…………………………………………………………3 стр

Введение В кабинете ОБЖ нашей школы есть стенд под таким названием

Введение В кабинете ОБЖ нашей школы есть стенд под таким названием

Лето 1988 года выдалось сухим и жарким

Лето 1988 года выдалось сухим и жарким

Зажженная спичка обожгла палец мальчишки и упала на синтетический палас

Зажженная спичка обожгла палец мальчишки и упала на синтетический палас

Так и хочется написать: Г ероями не рождаются, ими становятся

Так и хочется написать: Г ероями не рождаются, ими становятся

Библиографический список и ссылки: 1

Библиографический список и ссылки: 1

Приложение №1 История м едали «За отвагу на пожаре»

Приложение №1 История м едали «За отвагу на пожаре»

Медаль «За отвагу на пожаре» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей

Медаль «За отвагу на пожаре» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей

Приложение №2. Дети, награжденные медалью «За отвагу на пожаре»

Приложение №2. Дети, награжденные медалью «За отвагу на пожаре»

Приложение № 3 . Стихи одноклассников, посвященных

Приложение № 3 . Стихи одноклассников, посвященных

Ачып йомды моңсу күзләрен Соң иде инде, әйтәлмады ул

Ачып йомды моңсу күзләрен Соң иде инде, әйтәлмады ул

Очсыз-кырыйсыз офык артына.

Очсыз-кырыйсыз офык артына.

Исебездә. Исебездә сигез ел бергә-бергә

Исебездә. Исебездә сигез ел бергә-бергә

Юк, без ышанмыйбыз синең юклыкка Әнә бит син арткы партага

Юк, без ышанмыйбыз синең юклыкка Әнә бит син арткы партага

Ак кәгазьне сырлый. Равил, нинди җилләр

Ак кәгазьне сырлый. Равил, нинди җилләр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2022