«Профилактика буллинга среди подростков в образовательном упреждении».
С каждым днем проблема буллинга становиться все острее и увеличивается число жертв подверженных насилию. В средствах массовой информации, особенно в Интернете, все чаще появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Профилактика такой жестокости ложится на плечи не только педагогов, ей должны заниматься также родители и психологи в образовательных учреждениях.
Ведущим видом деятельности подростка является межличностное общение в коллективе сверстников, направленное на поиск своего места в обществе, самопознание, саморазвитие личности, необходимого для дальнейшей социализации, интеграции подростка в обществе. На примере имеющегося образца поведения взрослых, подросток формирует свою модель поведения в среде сверстников, так называемой референтной группе, используя при этом на себе различные социальные роли. Это и является в ряде случаев причинами такого явления в подростковом возрасте как буллинг.
Проблема буллинга носит, в частности, междисциплинарный характер, так как ее изучением занимаются различные отрасли науки: клиническая, педагогическая, юридическая, семейная психология; психотерапия; социология; философия; культурология и др.
Буллинг - это достаточно сложное явление, оно не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество.
Зарубежными исследователями «буллинг» рассматривается как:
травля (Д. Лэйн) и представляет собой насилие, которое может носить как кратковременный, так и длительный характер, может быть физическое или психическое, и проявляется в отношении индивида или группы людей, не способных защитить себя в сложившейся ситуации (Е. Роланд);
драка или стычка между двумя людьми (Д. Олвеус);
длительное насилие, физическое или психологическое, которое осуществляется одним человеком или группой людей и направлено против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению. Чаще всего такое насилие может случаться много раз, однако может и единожды;
шкoльное насилие – поддающиеся наблюдению действия, которые имеют место в общении между молодыми людьми в школе и которые являются причиной появления чувства обиды или стресса (C. Arora);
Российские исследователи рассматривали понятие «бyллинг» как:
«запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх» (И. П. Кон);
«школьная травля», которая включает в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, которые затрагивают процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации (О. Д. Маланцeва);
психологическая, физическая или психологическая агрессия (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и (или) стрессирoвать (E. Н. Ушакoва).
Теоретический анализ позволяет выделить ряд специфических характеристик буллинга. Во-первых, буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой, не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц. Во-вторых, буллинг осуществляется преднамеренно и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку. В-третьих, буллинг подрывает у подростка уверенность в себе, самоуважение и человеческое достоинство. В-четвертых, буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс, где оно происходит. В-пятых, буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Из разных источников научных исследований можно выделить основных участников буллинга:
"Буллер" – человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Психологические характеристики «жертвы» и «буллера» буллинга в образовательной среде следующие:
«Жертвы» - социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки.
«Буллеры» - высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус.
Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, - возникает длительный конфликт.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой стратегии по профилактике буллинга, тем не менее, существуют определенные методики, дающие положительные результаты. Наиболее эффективная программа профилактики буллинга была создана еще более двадцати лет назад. Она основывается на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной среде. Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью. Во-вторых, в школе должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения. В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций не карательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил. В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания.
Хотелось обратить внимание на профилактику буллинга в школе посредством грамотно организованной работы по психологическому просвещению всех участников образовательной среды, и прежде всего, педагогического коллектива. Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Основной её задачей является предупреждение возможных психологических проблем у детей. Ключевым результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижается влияние факторов, провоцирующих насилие.
Психологическое просвещение мы рассматриваем как работу по формированию у всех субъектов образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры. Основная цель психологического просвещения – формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации. В качестве основных функций просвещения выступают развивающая, активизирующая, инструментальная, профилактическая.
Отрадно, что педагоги образовательных организаций заинтересованы в расширении своих компетенций, им интересны новые формы и средства работы. Педагоги и педагоги-психологи научились грамотно и методически верно использовать отрывки из художественных фильмов и мультипликационные фильмы для формирования толерантности, здорового образа жизни, повышения самооценки разрешения конфликтных ситуаций и др. Для профилактики травли целесообразно с учащимися среднего и старшего звена посмотреть фильмы «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год) и «Класс» (режиссер Ильмар Раага, 2007 год).
Таким образом, психологическое просвещение – основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Разнообразие пассивных (лекции, семинары, наглядность) и активных (дискуссии, семинары-практикумы, тренинговые занятия) форм психологического просвещения позволяет успешно решать задачу предупреждения буллинга в образовательной среде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.