Сто профессий – одна игра: «Алиас профессий»
Бегер Светлана Александровна, педагог-психолог отдела по профориентации учащихся УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»
К теме профориентации можно подходить с разных сторон. В современном мире даже такой сложный для подростка вопрос, как выбор профессионального самоопределения можно рассматривать как в интерактивной, так и в игровой форме. Задача профориентации не навязать профессию подростку, а помочь понять ее актуальную значимость, рассказать о тех возможностях, что может предложить будущая профессия. И работа это всегда многослойна. Интерактивная форма взаимодействия всегда требует дополнительной подготовки и оборудования, однако она способна привлечь подростка к вопросу профессионального самоопределения. Но что привлекает? Игра. Игровая форма всегда была тем преимуществом, которым пользуются педагоги. Существует большое количество профориентационных игр, способных привлечь внимание учащихся, но при этом не требующих такой подготовки и оснащения, как интерактивная форма взаимодействия.
Большинство из таких игр ролевые или ситуационные. Однако игр, которые посвящают учащихся в мир профессий гораздо меньше. Из опыта работы могу утверждать о том, что это и есть основная проблема ребят: они не знают о том многообразии профессий, которое предлагает современный мир.
В сегодняшних реалиях возникает большое количество профессий, которые находятся на стыке уже существующих. Эти профессии являются перспективными.
Исходя из вышеизложенного, игры должны не только раскрывать смысл той или иной профессии, но и отражать многообразие существующих профессий. А что, если придумать игру, которая бы отражала богатый мир профессий, способствовала тому, чтобы участники игры задумывались, что именно делают представители той или иной профессий и, что не менее важно, вызывала интерес и желание в нее играть?
С данной целью и была разработана карточная игра «Алиас профессий».
Игра представляет собой аналог уже хорошо знакомой для ребят игры «Алиас», и это уже изначально привлекает внимание ребят. В игру «Алиас» ребята играют сами, не по принуждению в свободное от занятий время, а тут им предлагают поиграть в уже хорошо знакомую игру прямо на занятии! Интересно, правда? Интересно и полезно.
В игре «Алиас профессий» разработано более 100 карточек с профессиями, как уже хорошо знакомыми, так и с современными профессиями, такими как: веб-дизайнер, дизайнер интерьеров, маркетолог, нутрициолог, копирайтер и др. В игру могут играть от 4 до 30 человек.
Как и в игре «Алиас» учащимся, необходимо объяснить профессию, не используя однокоренные слова, и, конечно же, вспомнить, какие функции выполняет тот или иной специалист.
Например, для карточки «программист» хорошим объяснением было бы следующее: «Человек данной профессии разрабатывает игры, сайты, пишет коды, а также владеет языком компьютеров, при помощи которого он взаимодействует с техникой».
В начале игры ребятам предлагается поделиться на команды, минимум по 4 человека в каждой. Далее каждый участник команды берет одну карточку из колоды и пытается объяснить игрокам своей команды как можно больше профессий, не используя однокоренные слова. За каждую отгаданную профессию команде присваивается один балл.
В процессе игры можно делать упор в том числе на популярные профессии в Республике Беларусь. Ведущий следит за тем, чтобы однокоренные слова не звучали, а если такое происходит отнимает балл. Так, по очереди команды соревнуются друг с другом на время, а игроки, которые объясняют слова в команде, постоянно меняются.
Игра уникальна тем, что ее форма может подходить как старшеклассникам, так и учащимся младших классов. Для юных игроков сам ведущий может объяснять профессии, а участники команды будут пробовать их отгадывать. Кстати, попросить объяснять профессии можно и педагога.
Для юных игроков карточки со сложными профессиями, такими как звукооператор или картограф, предварительно можно удалить из колоды, чтобы ребятам было проще отгадывать.
Для учащихся старшего возраста все карточки рекомендуется оставить, а после завершения раунда рекомендуется рассказать о тех профессиях, которые ребята не смогли объяснить. Так, ребята в игровой форме узнают о незнакомых им профессиях. Для старших школьников за пропуск карточки можно отнимать балл, чтобы учащиеся не «бросали», а пробовали объяснять профессию.
Таким образом, за 2021/2022 учебный год в игру «Алиас профессий» сыграли более 500 учащихся по интересам. Игра знакома учащимся, интересна и выполняет важную функцию в профориентационной работе.
Итак, рассмотрим две модели игры.
Карточная игра «Алиас профессий»
Цель: расширить представление о мире профессий, вспомнить функции специалистов разных областей.
Задачи:
- расширять представление о профессиональном мире;
- определять функции и специфику работы той или иной отрасли;
- развивать коммуникативные способности в коллективе.
В ходе игры участники не только расширяют представления и знания о мире профессий, но и совершенствуют коммуникативные навыки, ведь для того, чтобы победить команду соперников, необходимо объяснить как можно больше профессий.
Модель игры для среднего школьного возраста
Возраст: от 12 лет
Количество участников: 10 человек
Необходимый материал: колода карточек «Алиас профессий».
– Здравствуйте, ребята! Большинство из вас уже знает и даже играл в такую игру, как «Алиас»! Сейчас я предлагаю вам сыграть в эту игру. Однако вместо привычных нам слов, мы будет отгадывать профессии. В моих руках колода карточек. В них более 100 профессий! Обратите внимание, что в колоде есть и хорошо знакомые вам профессии, и профессии XXI века, с которыми в ходе игры мы с вами познакомимся.
Итак, для тех, кто не знаком с правилами игры, сейчас я их объясню: участники делятся на команды с равным количеством участников в каждой. Каждая команда по очереди будет пытаться отгадать как можно больше профессий за 90 секунд.
Отгадывать профессии команды будут по очереди, выбирая каждый раз нового ведущего. Игрок из каждой команды объясняет своей команде профессии. Раундов будет столько, сколько участников в каждой команде. Нас с вами 10 человек. Соответственно, будет 2 команды по 5 участников в каждой из них и 5 раундов. Таким образом, попробовать себя в роли ведущего сможет каждый участник. Объяснять профессии можно как жестами, так и словами, однако без использования однокоренных слов. Например: «Водитель – человек, который водит машину» ответ засчитан не будет, так как при объяснении использовалось однокоренное слово (водитель – водить).
Будьте внимательны! За каждую отгаданную профессию команде начисляется 1 балл. Вы можете пропустить карточку, однако за нее у команды на 1 балл станет меньше. Команда, у которой по истечении 5 раундов будет большее количество баллов побеждает! Те профессии, что ведущий решает пропустить, отправляются обратно в колоду, однако те профессии, которые ни одна из команд не сможет отгадать или объяснить, после игры мы разберем с вами вместе, чтобы в следующий раз эти профессии были для вас знакомы. Итак, выбирайте первого ведущего и начинаем. Первый раунд!
Команды по очереди отгадывают профессии. Ведущий засекает время - 90 секунд и следит за тем, чтобы при объяснении ведущие команд не использовали однокоренные слова, а также подсчитывает баллы. Важно, чтобы каждый участник побыл в роли ведущего. По окончании игры подсчитывается количество баллов и объявляется победитель.
Модель игры для младшего школьного возраста
Возраст: от 6 лет
Количество участников: 10 чел
Необходимый материал: колода карт «Алиас профессий» (предварительно вынуть из колоды карточки со сложными профессиями, такими, как нутрициолог, кинолог, геолог. нейрохирург и др.)
– Здравствуйте, ребята! Большинство из вас уже знает и даже играл в такую игру как «Алиас»! Сейчас я предлагаю сыграть в эту игру.Однако вместо привычных нам слов, мы будет отгадывать профессии. В моих руках колода карточек. В них более 100 профессий! Обратите внимание, что в колоде есть и хорошо знакомые вам профессии, и профессии XXI века, с которыми в ходе игры мы с вами познакомимся. Итак, для тех, кто не знаком с правилами игры, сейчас я их объясню: участники делятся на команды с равным количеством участников в каждой. Команды по очереди будут пытаться отгадать как можно больше профессий за 90 секунд. Всего будет 5 раундов. Объяснять профессии буду вам я (педагог), а команде, которая первая назовет профессию, будет присваиваться 1 балл.
Ведущий объясняет профессии, делая акцент на то, что входит в обязанности человека той или иной профессии. Та команда, которая наберет как можно больше баллов, объявляется победителем.
Заключение
Рассказать учащимся о профессиях – еще далеко не значит осуществлять задачи профориентации. Ведь зачастую ребята не знают о том, какие функции выполняет тот или иной специалист. Игровая форма по-прежнему остается самой интересной и эффективной формой работы. Ее можно использовать в том числе для осуществления функций профориентации. Карточная игра «Алиас» – хороший пример игровой формы работы, которая может одновременно знакомить учащихся и с профессиями, и с тем, какие функции выполняет данный специалист.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.