ЗАНЯТИЕ. Профессиональная сфера ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК
Цель занятия: создание условий в оказании помощи профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, путем ознакомления через дифференциально- диагностический опросник Е.А. Климовой: сфера профессиональной деятельности ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК (определяя виды деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с различными профессиональными сферами;
2. Дать представление о профессиях по трем областям: бытовое обслуживание, информационное обслуживание, медицинские обслуживание;
3. Познакомить учащихся с профориентационных порталом «Профиполис27»;
4. Познакомить учащихся с профессиями используя Профинавигатор ОВЗ 2020;
5. Дать представление о видах деятельности и о требованиях к профессиям сферы ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК;
6. Формировать умения пользоваться опытом профессионалов;
7. Формировать коммуникативные качества обучающихся;
8. Вызывать интерес к родному краю;
9. Выявлять интересы и склонности обучающихся, направленности личности и первичные профессиональные интересы;
10. Формировать навыки работы в команде, развивать умнее вести диалог, отстаивать свою точку аргументируя свое мнение;
11. Познакомить с понятием «Резюме» и его правильное заполнение.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации.
Вводное слово:
В мире профессий может каждый найти свое место. Когда вы еще школьники, профориентация отличный способ не только познакомить вас с этим миром, а сделать первый шаг к выбору вашей профессии. Первый шаг мы совершим, используя дифференцированно – диагностический опросник Е.А. Климова, который поможет нам определить предрасположенности человека к определенным типам профессий.
По предмету труда Е.А. Климов выделил пять профессиональных типов профессий:
1. «ЧЕЛОВЕК–ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «ЧЕЛОВЕК–ТЕХНИКА» – все технические профессии;
3. «ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. «ЧЕЛОВЕК–ЗНАК» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5. «ЧЕЛОВЕК–ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности.
Мы разберем каждый тип профессий, и определим для себя виды их деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Описание профессиональной сферы
Сфера профессиональной деятельности
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК
Представители профессий типа ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК являются люди.
Мы ориентируемся по трем видам деятельности и их профессиям:
1. Бытовые обслуживание:
- парикмахер;
- официант;
- гардеробщик;
- повар;
- пекарь:
- кухонный работник;
- швея;
- мастер ногтевого сервиса.
2. Информационное обслуживание: экскурсовод, восстановление иллюстраций печатных изданий (помощник библиотекаря);
3. Медицинское обслуживание: массажист.
Если исходя из ваших предпочтений, желаний, способностей и т.д. вы для себя выбираете профессию ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, вы должны обладать и стремиться к психологическим требованиям этому типу профессий:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Основное и самое главное содержание труда в профессиях типа ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК – это умение взаимодействовать с людьми. Если не наладилось это взаимодействие, значит и не наладится ваша работа. Вы должны обладать определенными склонностями и предпочтениями:
обслуживать людей, легко знакомиться и поддерживать общение с новыми людьми, уметь внимательно слушать людей и учитывать их интересы, желание и требования в сфере выполняемой вами услуге. А также владеть определенными способностями: коммуникативными, эмоциональная устойчивость (сдерживание негативных эмоций, либо ярко выраженных эмоций счастья и удовлетворения), наблюдательность.
Ведущий педагог информирует учащихся, что при устройстве на работу, работодатель с них может потребовать резюме. Педагог объясняет, что это такое резюме и приводит пример.
Резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника:
1) образованность (документ, который свидетельствует о вашем образовании);
2) продуктивность (навык в управлении временем, энергией и вниманием, который помогает доводить дело до конца);
3) неограниченность способностей.
РЕЗЮМЕ
Ф.И.О. |
|
Дата рождения |
|
Телефон |
|
Желаемая должность |
|
Ожидаемая заработная плата |
|
Образование |
|
Дополнительное образование (курсы) |
|
Опыт работы (места работы, стажировки, волонтерство) |
|
Личностные качества |
|
Рекомендации |
|
2. Разделение учащихся на команды
Класс или группа учащихся из двух классов (8 – 9 классы) делятся на 4 команды.
Команды формируются по любому принципу, в каждой команде учащиеся самостоятельно выбирают лидера (капитана).
3. Игра
Знакомство с другими профессиями ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК.
Каждая команда вытягивает карточку с названием профессии (выбор в пользу доступных и значимых профессий и предоставленного ранее списка):
· повар;
· пекарь:
· кухонный работник;
· швея.
№ |
Действие ведущего педагога |
Действие учащихся |
Пояснение |
1 |
Сейчас вы определитесь с предложенными профессиями. Ваша задача: в команде посовещавшись, назвать задачи, которые вы будите выполнять, как специалист данной профессии. |
1. Составляют список задач, которые выполняет специалист выбранной профессии; 2. Предоставляют полученные результаты по очереди.
|
Учащимся предлагается веер из 4х перевернутых карточек с названием специальностей, лидер команды выбирает карточку. |
2 |
Вам необходимо по той профессии, которую вы выбрали, написать резюме для приема на работу: 1. Как зовут вашего специалиста; 2. Где учился; 3. Должность на которую он претендует; 4. Его навыки. |
1. Каждая команда составляет резюме; 2. Один участник из команды зачитывает составленное командой резюме. 2.1. Второй вариант презентации резюме: учащиеся одной команды «Работодатели», учащееся второй команды «Специалисты». Ребята обыгрывают сцену при устройстве на работу. Далее учащиеся меняются ролями и т.д. пока каждая команда не предоставит свою резюме. |
Педагог помогает, направляет, подсказывает и т.д. учащимся в составлении резюме. Учащиеся могут использовать информационные ресурсы. Ученики пишут резюме, а затем презентуют свою работу. Педагог оценивает их по таблице. Подводят выводы и итоги. |
4. Изучение и сверка знаний о профессиях в сфере
ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК
КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ: Содержит в чистоте и порядке кухонный инвентарь и оборудование, моет посуду в ручном режиме и на посудомоечной машине. Осуществляет уборку производственных помещений предприятий общественного питания.
ПОВАР: Осуществляет приготовление различных блюд из определенного соотношения продуктов и полуфабрикатов.
ПЕКАРЬ: Осуществляет процесс выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий. Смазывает изделия и укладывает их на лотки, вагонетки, транспортеры. Выполняет отбраковку изделий. Транспортирует вагонетки с готовой продукцией и порожние вагонетки для загрузки. Проверяет состояние лотков.
ШВЕЯ: Осуществляет пошив изделий вручную или на швейных машинах различной конструкции. В процессе работы ликвидирует обрыв нитей, меняет шпули, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия.
5. Подведение итогов.
Закрепление первичной информации.
Рефлексия: участникам каждой команды дается время высказать свое мнение по отношению к обсуждаемым профессиям типа ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, обосновать свое предпочтение к той или иной профессии.
Общая коллективная работа, обсуждение вопросов:
1) Что нового для себя вы узнали?
2) Полезна для данная информация для учащихся 8 – 9 классов и почему?
3) Подходят ли вам профессии ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК, почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.