Конспект занятия№1,2. Тема: «Методика «Хочу/Могу/Делаю»
Цели урока:
- оказание помощи в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся;
- знакомство с профориентационной методикой «Хочу/Могу/Делаю».
Задачи:
- дать представление о профориентационной методике «Хочу/Могу/Делаю»;
- дать представление учащимся о софт и хард навыках;
- научить учащихся определять свои «мягкие» и «жесткие» навыки;
- научить навыку саморегуляции: умению формировать позитивный настрой на будущую деятельность;
- систематизировать изученный материал;
- развить у учащихся навыки самопознания, самоанализа, самоопределения;
- сформировать у учащихся умения работать с методикой «Хочу/Могу/Делаю» с целью определения своих профессиональных пристрастий;
- создать условия для развития прикладных умений: способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экстремальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя, стремиться к лидерству.
- сформировать аналитические и коммуникативные компетенции обучающихся.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации, раздаточный материал на каждого ученика, цветные карандаши, ручки.
Рассадка учеников:
Глоссарий
Hard skills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена.Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills - (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.
Характеристика методики «Хочу/Могу/Делаю»:
В основе профессионального успеха, удовлетворенности работой лежат три компонента: желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и наличие у человека накопленного опыта в различных видах деятельности («делаю»).
Под понятие «хочу» попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, проведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой — профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся: желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, потребность в творчестве, самовыражении и т. д. Эти навыки можно назвать софт (мягкие навыки).
«Хочу» отвечает на вопросы «Нужно ли это мне?», «Хочу ли Я заниматься этим в будущем?», «Нравится ли мне эта профессия?», «Соответствует ли она моим интересам?», «Соответствует ли эта профессия моим жизненным планам?» и т.д.
«Могу» - это любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; творческими — литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, не гигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, ассенизаторов, геологов, археологов.
«Могу» заставляет задуматься о том, «Насколько профессия соответствует моим способностям, чертам характера, психологическим склонностям, темпераменту, а также состоянию здоровья?», «Достаточно ли моих знаний и навыков для того, чтобы обучиться этой профессии?», «Какими еще «жесткими» навыками мне нужно овладеть?» и др.
Компонент «делаю» предполагает наличие у человека определенного жизненного опыта. Это не обязательно опыт профессиональный. Это может быть опыт общения с определенным типом людей или опыт ухода за домашними животными. В ходе жизнедеятельности люди накапливают знания и умения, которые затем могут пригодиться при выборе или развитии карьеры. Если вы часто занимаетесь уборкой в своей комнате, возможно, вы склонны к порядку и чистоте, что будет полезным в ряде профессий (например: офисный менеджер, администратор и т.д.).
«Делаю» может отвечать на вопросы «Что я уже делал раньше?», «Чем занимался?», «Какой опыт я пережил и смог накопить?» и т.д.
Ход занятия
Приветствие. Знакомство с правилами занятия.
Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется или даже поощряется.
Полезно! Выполняем задания добросовестно.
Вступление. Описание принципа методики ученикам. Разведение понятий: Хочу, Могу, Делаю. Объяснение задания. (10 минут)
ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+БУДУ
«Хочу» – это ваши желания, то, чем хотелось бы вам заниматься.
«Могу» – ваши возможности или то, что у вас лучше всего получается/легче всего дается.
А под словом «Делаю» предполагается наличие у человека определенного жизненного опыта. может отвечать на вопросы «Что я уже делал раньше?», «Чем занимался?», «Какой опыт я пережил и смог накопить?» и т.д.
- У вас на столе у каждого лежит тетрадь «Моя траектория выбора профессии». Вклейте части формулы выбора любимого дела.
- Давайте более подробно разберем формулу и познакомимся с каждым ее элементом. Итак, начнем с «ХОЧУ». Как вы думаете, что такое «ХОЧУ»?
- Ребята, спасибо за интересные ответы и предположения, давайте посмотрим ролик и узнаем, правы ли мы были.
Ребята, давайте сейчас каждый задаст себе вопрос «А что я хочу?». Желания могут быть глобальные, а могут быть маленькими и легко осуществимыми.
1 задание. У вас на парте в конверте 1 лежит список возможных желаний вы можете выбрать из них, или записать свои.
- А ведь на самом деле наши желания – это цели! поэтому не стесняйтесь, если вдруг они покажутся вам несерьезными, слишком простыми или недостижимыми. У нас нет никаких ограничений и есть всё необходимое для достижения цели. Готовы? Выбирайте и наклеивайте минимум по два желания.
- Так, ребята, давайте посмотрим, сколько у нас с вами «хотелок» получилось. Кто хочет назвать свои желания?
- Молодцы, ребята. Здорово у нас получилось. У каждого из нас очень разные и очень интересные мечты! Я искренне желаю вам, чтобы они сбылись. Каждый из вас талантлив, и впереди много интересного, будьте открыты новым знаниям и навыкам, и я уверена, что каждого из вас ждет успех.
- Мы с вами выяснили, что же такое «ХОЧУ», и нам нужно двигаться дальше по нашей формуле.
Кто помнит, как звучит формула? Правильно, ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+ДЕЛАЮ.
Следующее слагаемое формулы – «Могу». В выборе своего любимого дела важно понимать не только, что вам нравится, но и что вы можете, что лучше всего у вас получается и то какие ограничения могут быть.
Есть такие качества, которые называются жесткие навыки (хард скилс (hard skills) и мягкие навыки (софт скилс (soft skills).
Hard skills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена.Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills - (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.
Очень часто мы сами не замечаем свои сильные стороны, поэтому не стесняйтесь спрашивать об этом других. И сейчас самый подходящий для этого момент.
2 задание. ИГРА «СОФТ И ХАРД СКИЛС»
Давайте встанем в круг и посмотрим внимательно друг на друга, улыбнемся и подумаем о жестких и мягких навыках каждого из нас. Сейчас мы будем перекидывать мяч друг другу, вначале называя имя того, кому вы бросаете мяч, а затем называя навыки того, кого вы назвали. Вы должны услышать и запомнить то что сказали про вас.
Важно, чтобы мяч побывал у каждого, поэтому внимательно следите за тем, кто еще не был в игре. Если вдруг вы не можете быстро вспомнить нужный навыки, то можете воспользоваться подсказками на доске.
Ребята, отлично, вы молодцы, занимайте свои места. А теперь приклейте навыки из конверта 2 те, которые вам сказали и как вы считаете у вас есть. Или напишите их.
3 задание. ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ. Профессии для наших детей. По навыкам.
• Маляр
- Хорошая физическая форма
- Умение подготовить стену к покраске/ поклейке обоев
- Знание особенностей строительных материалов
• Обувщик
- Хорошо развитый глазомер
- Тактильная и мышечно-суставная чувствительность
- Навыки делового общения
- Качество применяемых материалов и их свойства при растяжке обуви
• Садовод
- Планирование и организация производства сельскохозяйственной продукции
- Взаимодействие с органами государственного и муниципального управления, заказчиками и подрядчиками
- Знание особенностей выращивания плодовых, ягодных и овощных культур
• Животновод
- Умение пользоваться персональным компьютером
- Общительность
- Знание особенностей животных, их питания, способы ухода.
• Столяр
- Отсутствие проблем со зрением и слухом
- Аккуратность
- Хорошая физическая форма
- чувство композиции и пропорций
- Уметь безошибочно различать породы древесины, определять степень качества заготовок и читать чертежи
• Уборщик
- Аккуратность
- Исполнительность, вежливость
- Чистоплотность
- Знание современных моющих и дезинфицирующих средств.
• Швея
- Знание делового этикета
- Знание швейного оборудования
- Усидчивость
• Помощник повара
- Обонятельная и тактильная чувствительность, обонятельная память
- Знание правил хранения продуктов
- Уверенное знание технологического оборудования и процессов приготовления блюд
• Переплетчик
- Знать технологический процесс брощюровки и переплёта
- Аккуратность, кропотливость
- Хорошая координация рук
• Грузчик
- Хорошая физическая подготовка
- Бережливость
- Знания и умения сборки-разборки мебели и некоторых других габаритных грузов
- Пунктуальность
• Фасовщик
- Умение работать со сканером штрих кодами
- Аккуратность
- Высокая работоспособность
- Знать правила фасовки, дозировки полуфабрикатов, готовой продукции или отдельных ее компонентов
• Санитар
- Терпеливость
- Знать санитарно-гигиенические нормы
- Знать правила по уходу за больными
- Знать приемы оказания первой медицинской помощи
Соотношение между «Хочу» и «Могу» в ваших руках. Если у вас есть мечта и вы идете к своей цели, вы обязательно ее достигнете. Но для этого надо разобраться в себе, узнать, какие сильные у тебя есть качества, а что можно развить. Ведь, как и в случае с вашими желаниями, ваши «Могу» тоже должны сопровождаться действиями.
А мы с вами движемся дальше и подходим к третьему элементу нашей формулы «ДЕЛАЮ».
Напомню, первая составляющая «Хочу» – это ваши интересы и склонности. Вторая – «Могу» – ваши знания и умения. Что же значит «Делаю»?
«Делаю» – Это опыт который у вас есть на данный момент. Это может быть опыт общения с определенным типом людей или опыт ухода за домашними животными. В ходе жизнедеятельности люди накапливают знания и умения, которые затем могут пригодиться при выборе или развитии карьеры. Если вы часто занимаетесь уборкой в своей комнате, возможно, вы склонны к порядку и чистоте, что будет полезным в ряде профессий.
4 задание. ЭТО У МЕНЯ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ.
Запишите или выберете из предложенных утверждений из конверта3 то что у вас хорошо получается делать. К примеру, «Я хорошо мою полы», «Я помогаю одноклассникам выполнять домашнюю работу» и т.д.
5 задание. «СОЗДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Теперь посмотрите на полученные списки и найдите в них точки пересечения, то есть, где ваши Хочу, Могу и Делаю совпадают друг с другом? Это могут быть сочетания из двух компонентов: Хочу и Могу, Могу и Делаю, Хочу и Делаю.
После этого, собрав совпадения, подумайте, в каких уже изученных ранее профессиях эти сочетания «Хочу, Могу, Делаю» могут встречаться. Найдите 2-3 профессии, запиши в тетради название. Если вы не нашли совпадений между тремя компонентами (или нашли их очень мало), то посмотрите на все ваши утверждения и попробуйте «скомбинировать» разные пункты так, чтобы они были представлены внутри одной профессии. Нарисуйте одну профессию в рабочей тетраде.
II. Презентация результатов анализа. (13 минут) Учащиеся кратко рассказывают о результатах работы:
● Сколько совпадений вышло между Хочу, Могу, Делаю?
● Какие профессии могут отвечать вашим спискам утверждений?
Подведение итогов:
Беседа с учениками в формате опроса:
- Хочу – это? (интересы и склонности);
- Могу – это? (знания и умения);
- Делаю – это? (опыт, то что хорошо получается).
Рефлексия:
Что ты узнал нового?
Что тебе понравилось сегодня на занятии?
Что было трудно сегодня на занятии?
Разрезной материал для занятия:
|
Конверт 1 Хочу
Жить на море |
Завести ребенка |
Путешествовать |
Посещать различные концерты |
Крепкую и дружную семью |
Вкусно готовить |
Свою дачу / сад |
Красиво танцевать |
Быть независимым |
Заниматься спортом |
Встретиться с знаменитостью |
Помогать животным |
Выступать на сцене |
Научиться делать своими руками вещи для оформления интерьера |
Помогать людям |
Петь |
Конверт 2 Могу
Жесткие навыки |
Мягкие навыки |
Умение ухаживать за растениями |
Умение читать и писать |
Умение шить, вышивать |
Умение работать в команде |
Знание географии |
Ответственный |
Умение решать математические задачи |
Творческий |
Знание иностранных языков |
Общительный |
Навыки игры на музыкальных инструментах |
Навык публичных выступлений |
Умение танцевать |
Лидерство |
Скорость набора текста на клавиатуре |
Умение убеждать |
Умение работать с деревом |
Креативность |
Умение чинить / делать обувь |
Умение понимать людей |
Знание особенностей посадки растений |
Умение слушать |
Умение вкусно готовить |
Управление своими эмоциями |
Умение ухаживать за животными |
Поиск и анализ информации |
Конверт 3 Делаю
Я мою полы и убираюсь раз в неделю |
Я помогаю одноклассникам выполнять домашнюю работу |
Я мою посуду каждый день |
Я ухаживаю за своим питомцем |
Я поливаю цветы раз в неделю |
Я помогаю родителям готовить еду минимум один раз в неделю. |
Я делаю изделия из дерева на уроках труда |
Я делаю изделия из ткани на уроках труда |
Я ухаживаю за растениями на уроках труда |
Я делаю изделия из бисера |
Я участвую в спортивных соревнованиях |
Я участвую в художественных (рисование, поделки) конкурсах |
Я участвую в танцевальных конкурсах |
Я снимаю видео (фото) на телефон |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.