Профориентирование. Тема: "Познай себя"
Оценка 5

Профориентирование. Тема: "Познай себя"

Оценка 5
docx
02.10.2024
Профориентирование. Тема: "Познай себя"
Конспект занятия Познай себя.docx

Конспект занятия «Познай себя»

Цели занятия:

·         сформировать представления обучающихся с интеллектуальными нарушениями о роли самопознания в жизни человека;

·         оказание  в профессиональной помощи и самоопределении.

 

Задачи:

·         Расширять знания и представленияобучающихся о себе.

·         Формировать способности  оценивать себя, умение распознавать собственные личностные качества;

·         Формировать стремления к самопознанию и саморазвитию;

·         Сформировать  потребность в самореализации на основе полученных знаний;

·         Формировать аналитические и коммуникативные компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

Оборудование: мультимедийные средства для демонстрации презентации, рабочая карта, метафорические ассоциативные карты, карточки «Профессии», цветные карандаши.

Ход занятия

I.Вводная часть: (3 мин)

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.

(Т. Манн)

На одном из знаменитых храмов (Дельфийском) есть надпись: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, ибо именно с познания самого себя всё начинается.

Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.

А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя, -

писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.

Уж, не про нас ли это?

И в самом деле, что мы знаем о себе любимом? Уж, казалось бы, кого-кого, а себя я должен знать прекрасно, сталкиваясь с «ним» постоянно. Но, к сожалению, в этом стоит усомниться.

А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?

Сначала попробуем ответить шутливо, а потом вполне серьезно.

II.            Основная часть

1.Тренинг с применением метафорических  ассоциативных карточек «Я разный» 7 мин

Ход игры: Перед началом тренинга детям рассказывается о том, что один человек может быть разным с друзьями, родителями, в школе, в спортивной секции и т.д. Затем детям предлагается выбрать  карты с изображением животных, характеристики которых они проявляют в разных социальных ситуациях с разными людьми: «Выбери, на кого ты похож, когда ты в школе? Какой ты дома? Какой ты в компании друзей?»

Обсуждение: затем в обсуждении задается вопрос: «Каким ты себе больше нравишься? А каким – не нравишься? Какой «ты» лучше всего справляется с трудностями, поддерживает друзей?»

2.Тест на профориентациюпо методике академика Е.А. Климова.(15 мин)  (Приложение 1)

Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

 

(Обработка результатов теста педагогом психологом)

 

3.Рисуночный тест(5 мин)

Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

 

 

 

На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение. Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не по­дойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется.

Обсуждение  (ключ к тесту: Приложение 2) (5 мин)

 

Обсуждение результатов тестирования на профориентацию по методике Е.А. Климова с показом особенностей типов профессиональной сферы:(5 мин)

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

 

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

 

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

 

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования

 

4.Задание:   Определите к какому типу профессиональной сферы относятся люди профессий на картинках.  (5 мин)

Обсуждение: В ходе обсуждения ребята называют профессию человека, изображенного  на картинке, рассказывают род деятельности и определяют к какому типу профессиональной сферы относится человек данной профессии.

Рефлексия (3 мин)

 

·         Что больше всего понравилось на занятии?

·         Что нового сегодня ты узнал?

·         Как эти знания ты сможешь применить в будущем?

·          

Приложение 1

Тест на профориентацию

по методике академика Е.А. Климова.

Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

 

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

 

1а. Ухаживать за животными.   

 

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их.

 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс­ портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культ­ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

 

 

Запишите свои ответы в таблицу

 

Группы профессий

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ключ к рисуночному тесту

Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

·         Если вы нарисовали рядом с собакой ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ, то это означает, что самой важной помощью вы считаете умение выслушать человека, дать ему выговориться, излить свою боль. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу и поможете ему советом.

·         Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ БОЛЬШЕ СОБАКИ, то это говорит о некотором высокомерии присущем вам. Вы не откажете человеку в помощи, но не преминете попенять ему на его неразумность и дальновидность. Ваше сочувствие будет насквозь пропитано поучениями и нотациями.

·         Если ваше ЖИВОТНОЕ МЕНЬШЕ СОБАКИ, то, скорее всего, никакой разумной помощи вы оказать не сможете. Конечно, ваше сочувствие будет искренним, но бесполезным.

·         Если рядом с собакой вы нарисовали ЧЕЛОВЕКА, это говорит о вашей холодности и равнодушии. Вы относитесь к чужим проблемам и переживаниям свысока, воспринимая их как нечто инородное, это ненужные вам хлопоты.

·         Нарисованная рядом с собакой КОНУРА ИЛИ ПОДСТИЛКА говорит о том, что вы всегда приютите и обогреете человека, попавшего в беду. Вы не боитесь ответственности и всегда держите свое слово. Ваши друзья могут рассчитывать на вашу помощь в любой ситуации.

·         ОШЕЙНИК, ПОВОДОК, НАМОРДНИК - свидетельства вашего нежелания брать на себя заботу о человеке, попавшем в беду. Вы считаете, что чужие проблемы не должны осложнять вашу жизнь и что человек должен сам себе помочь выбраться из сложной ситуации, это его личное дело. Единственная помощь, которую вы способны оказать, — это деньги, да и один раз. И с отдачей, конечно.

·         ЕДА (КОСТОЧКА, МИСКА), нарисованная возле со­баки, говорит о том, что вы обязательно поможете человеку, попавшему в беду, даже если он не просит вас об этом. Вы просто не можете смотреть на мучения и страдания окружающих, особенно если знаете, что нуж­но сделать, чтобы помочь человеку. Правда, иной раз ваше вмешательство бывает бесцеремонным. Однако такая помощь все же лучше, чем совсем никакой.

Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой раз­нообразной.

 

 

Приложение 3

Рабочая карта

 Выполните задание: Рисуночный тест

Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение. Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не по­дойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется.

Продолжите предложения:

·          Больше всего понравилось на занятии_________________

________________________________________________

·         Я сегодня  узнал___________________________________

_________________________________________________

·         Я смогу  применить знания, полученные на занятии в будущем (где?)

___________________________________________________


 

Конспект занятия «Познай себя»

Конспект занятия «Познай себя»

Выбери, на кого ты похож, когда ты в школе?

Выбери, на кого ты похож, когда ты в школе?

Человек — знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования 4

Человек — знаковая система . В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования 4

Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище

Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище

Ключ к рисуночному тесту Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается

Ключ к рисуночному тесту Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается

На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом

На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024