Программа по физической культуре «Одарённые дети»
Составитель программы:
учитель физической культуры МБОУ СОШ №90
Бикеева Валентина Борисовна
г. Златоуст 2012г.
Пояснительная записка
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.
Основными задачами программы являются:
Ø развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
Ø совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
Ø создание механизмов поддержки одаренных детей;
Ø отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
Ø расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы Данная программа призвана способствовать:
Ø развитию общих способностей одаренных детей;
Ø развитию физических способностей одаренных детей;
Ø социальной и психической поддержке одаренных детей;
Ø повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
Ø созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Ø повышению качества образования и воспитания школьников;
Ø формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;
Основные мероприятия программы Основными мероприятиями программы являются:
Ø проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
Ø проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
Ø разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
Ø организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
Ø приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
Ø приобретение научной и учебно-методической литературы;
Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Одаренность - основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Согласно учебному плану школы организованно на базе школы такие спортивные секции:
Ø по волейболу (9 часов в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
Ø по баскетболу (9 часов в неделю), 15 девочек и 15 мальчиков
Ø по футболу (9 часов в неделю), 15 мальчиков
Ø по настольному теннису (9 часов в неделю) 15 девочек и мальчиков
Ø внеурочная деятельность: «Подвижные игры», «Баскетбол», «Волейбол».
Ежегодно проводятся школьные, городские олимпиады и соревнования. Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели |
Задачи |
1. Выявление одаренных детей |
1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, |
|
олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
|
1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
Формы работы с одаренными учащимися: Ø развивающее обучение, работа в малых группах;
Ø игровые технологии;
Ø спортивные секции;
Ø задания творческого и нестандартного характера;
Ø участие в олимпиадах;
Ø работа по индивидуальным планам; Ø спортивные соревнования.
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
|
|||
2012- 2013 |
2013- 2014 |
2014- 2015 |
2015- 2016 |
|||
1 |
Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания |
+ |
+ |
- |
- |
|
2 |
Разработка и утверждение документальной базы |
+ |
+ |
- |
- |
|
3 |
Участие в школьных, городских и региональных олимпиадах |
+
|
+ |
+ |
+ |
|
4 |
Участие в школьных, городских и региональных соревнованиях. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5 |
Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6 |
Участие в конкурсах «Самый спортивный класс», «Лучший спортсмен школы» и др. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8 |
Участие в конкурсах исследовательских работ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9 |
Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
10 |
Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
11. |
Подведение итогов реализации программы |
- |
- |
- |
+ |
|
План работы с одарёнными детьми
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности |
Сентябрь |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
2 |
Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности |
Сентябрь-октябрь |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
3 |
Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности |
Сентябрь |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
4 |
Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре |
В течение года (по плану) |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
5 |
Подготовка учащихся к участию во II туре (городских) соревнований и Олимпиады по физической культуре |
В течение года (по плану) |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
6 |
Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре |
В течение года (по плану) |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
7 |
Подготовка учащихся к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре |
В течение года (по плану) |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
8 |
Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися |
Октябрь |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
9 |
Организация работы одарённых учащихся |
В течение года |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
10 |
Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися |
В течение года |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
11 |
Создание банка данных результатов работы одарённых детей |
В течение года |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
12 |
Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми |
В течение года |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
13 |
Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей |
Февраль |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
14 |
Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми |
В течение года |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
15 |
Подведение итогов работы с одарёнными детьми |
Апрель-май |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
16 |
Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «За честь школы» |
Апрель-май |
Руководитель программы: Бикеева В.Б. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.