Программа
Оценка 5

Программа

Оценка 5
docx
22.02.2024
Программа
Программа Стратегические игры.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа объединения по интересам «Стратегические игры» (далее – программа) с базовым уровнем изучения образовательной области «Техническое творчество» разработана на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 153-4 (Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022) и типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (технический профиль), утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 6 сентября 2017 г. № 123.

          Актуальность программы определяется имеющимся социальным заказом учащихся и их законных представителей на дополнительное образование в области технического творчества, что обусловлено ролью технического творчества в физическом и эстетическом развитии человека.

          Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в физическом и личностном совершенствовании, развитие их творческих способностей и морально-волевых качеств, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование эстетического вкуса, воспитание культуры досуга и здорового образа жизни, что соответствует основным составляющим воспитания в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Развитие в области информационных технологий необходимо для социализации и общения в современном обществе.

Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами интерактивных устройств и различных возможностей компьютерных технологий.

Программа рассчитана на 1 год обучения с очной формой получения дополнительного образования и ориентирована на учащихся 11-20 лет, владеющих навыками работы на компьютере.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является занятие (теоретическое и практическое). Занятия проводятся по группам, подгруппам, по звеньям и индивидуально (для подготовки конкурсных работ) в занимательной, интересной форме и характеризуются эмоциональной насыщенностью, стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий, состав группы может быть как постоянным, так и переменным. Основным принципом данной программы является сочетание научности и доступности предъявляемого материала. Изучение разделов и тем идёт по концентрическому принципу: отдельные части учебного материала повторяются более углубленно через теоретическую часть – рассказ, мини-лекция педагога и практическую часть – работа на компьютере.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером – 25-40 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на части: теоретическое объяснение материала и упражнения, работа с обучающими программами на компьютере.  В процессе занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.

Образовательной областью программы является «Стратегические игры».

Стратегические игры — жанр компьютерных игр, в которых игроку для победы необходимо применять стратегическое мышление. В популярных играх такого жанра игроку предлагается играть не за конкретного персонажа, а за их условные массы, к примеру, руководить строительством города или командовать целыми армиями в военных кампаниях.

Задачи:

  обучающие:

          обучить навыкам высокого уровня игры в выбранных          дисциплинах;

          научить основам построения общения в команде, межличностных           контактах;

          повысить уровень командной деятельности игровой роли;

  научить разбираться в комплектующих компьютера

  развивающие:

          способствовать развитию интереса к стратегическим играм;

выявить способности каждого учащегося в области    компьютерного спорта и цифровых технологий;

способствовать формированию и развитию навыков в отдельных областях компьютерного спорта.

Развивать память, внимание, воображение и фантазию.

  воспитательные:

         способствовать формированию коммуникативных навыков;

         способствовать повышению стрессоустойчивости и    психологической гибкости;

         воспитывать высокие морально-нравственные качества.

Организационные условия реализации программы

Образовательная область «Стратегические игры». Образовательный процесс при реализации программы осуществляется с учетом возраста учащихся:

 Для учащихся от 11 до 13 лет – до 8 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю), старше 14 лет – до 10-12 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю).

Общая продолжительность практической деятельности при очной форме получения дополнительного образования составляет не более 60-70 % общей длительности реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий необходимы: кабинет, который соответствует санитарно-техническим требованиям, правилам и нормам охраны труда и пожарной безопасности; технические средства (персональные компьютеры/ноутбуки).

 

Кадровое обеспечение

Педагог должен иметь педагогическое или профессиональное образование, соответствующее направлению «Техническое творчество», знать основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Задачи:

- обучить навыкам высокого уровня игры в выбранных дисциплинах;

- выявить способности каждого учащегося в области компьютерного спорта и цифровых технологий;

-    способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию навыков командной работы и социализации;

 

 

Для учащихся от 11 до 13 лет

п/п

Название разделов, тем

Количество часов в год

Всего

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие

2

1

1

1

История киберспорта, основные направления и дисциплины

6

2

4

2

Стандартные игры

18

4

14

3

Знакомство с офлайн-играми в жанре «Стратегия»

20

6

14

4

Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия»

20

6

14

5

Основы тактики и стратегии в серии игр «Heroes of Might and Magic»

22

8

14

6

Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA

24

8

16

7

Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах и конференциях

20

6

14

8

Практика судейства соревнований

10

4

6

 

Итоговое занятие

 

2

-

2

 

 

       Итого

144

45

99

 

 

 

 

Для учащихся старше 14 лет

п/п

Название разделов, тем

Количество часов в год

Всего

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие

4

2

2

1

История киберспорта, основные направления и дисциплины

6

2

4

2

Стандартные игры

34

12

22

3

Знакомство с офлайн-играми в жанре «Стратегия»

32

8

24

4

Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия»

32

10

22

5

Основы тактики и стратегии в серии игр «Heroes of Might and Magic»

32

9

23

6

Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA

32

8

24

7

Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах и конференциях

30

10

20

8

Практика судейства соревнований

12

4

8

 

Итоговое занятие

 

2

-

2

 

 

Итого

216

65

151

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

          Вводное занятие
          Теория: Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, во время проведения соревнований, выставок, конкурсов, конференций, слетов. История киберспорта в Беларуси.
         
Практическая работа:
Разработка презентаций на тему «Киберспорт Беларуси».
          История киберспорта
         
Теория: История развития. Этапы развития. Технические виды спорта в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Международные соревнования по киберспорту.
         
Практическая работа:
Разработка докладов и презентаций на тему «Роль киберспорта в жизни человека». Изучение информации и разработка презентаций по теме «Киберспортивные команды Беларуси».
          Стандартные игры
          Теория:
Знакомство со стандартными играми. Логические стандартные игры. История создания и развития. Развитие логики с помощью игр-головоломок.
         
Практическая работа: Шашки и шахматы.
Изучение шахматной доски. Изучение шахматных фигур и их ролей. Игры на оттачивание реакции. Тренировочные игры для геймеров.
          Знакомство с офлайн-играми в жанре «Стратегия»
         
Теория: История развития оффлайн-игр. Самые популярные оффлайн-игры. Жанр «Стратегии» в оффлайн-играх. Основы тактики и стратегии в оффлайн-играх.
          Знакомство с игрой «Plants vs. Zombies». История создания и развития игры. Основы тактики и стратегии в игре «Plants vs. Zombies».
          Знакомство с игрой «Heroes of Might and Magic 3». История создания и развития игры. Изучение персонажей и их способностей. Изучение игровых карт и режимов игры. Основы тактики и стратегии в игре «Heroes of Might and Magic 3».
          Знакомство с игрой «
Heroes of Might and Magic 5». История создания и развития игры. Изучение персонажей и их способностей. Изучение игровых карт и режимов игры.  Основы тактики и стратегии в игре «Heroes of Might and Magic 5».
          Знакомство с игрой «Stronghold Crusader». История создания и развития игры. Основы тактики и стратегии в игре «Stronghold Crusader».
         
Практическая работа: Краткая игровая сессия в каждой из выбранных дисциплин.
           Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия»
         
Теория: История развития онлайн-игр. Самые популярные онлайн-игры. Мобильные онлайн-игры.  Жанр «Стратегии» в онлайн-играх. Основы тактики и стратегии в онлайн-играх. История компании Blizzard, Valve, Riot Games и Supercell.
          Знакомство с игрой «Warcraft 3». История создания и развития игры. Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы тактики и стратегии в игре «Warcraft 3».
          Знакомство с игрой «Hearthstone». История создания и развития игры. Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы тактики и стратегии в игре «Hearthstone».
          Знакомство с игрой «League of Legends». История создания и развития игры. Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы тактики и стратегии в игре «League of Legends».
          Знакомство с играми «
Brawl Stars», «Clash of Clans», «Clash Royale». История создания и развития игр.  Знакомство с персонажами, картами и режимами игры. Основы тактики и стратегии в играх от компании Supercell.
          Практическая работа: Командные тренировки внутри группы или между группами с целью отработки базовых навыков: командные перемещения, совместные тактические заготовки, умение слышать и слушать напарника по команде.
          Основы тактики и стратегии в серии игр игре «Heroes of Might and Magic»
          Теория: Углубленное знакомство с серией игр «Heroes of Might and Magic». История создания серии игр. История компании
New World Computing.
          Основы тактики и стратегии в игре «
Heroes of Might and Magic 3» и «Heroes of Might and Magic 5». Углубленное изучение персонажей, способностей, карт, ресурсов и замков. Оттачивание навыков построения стратегий для победы в одиночной игре. Прохождение кампаний.
          Практическая работа: Отработка основных индивидуальных навыков в дисциплине.
          Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA2»
          Теория: Знакомство с игрой «DOTA 2». История создания и развития. Знакомство с компанией Valve. История успеха. Изучение турниров «The International». Просмотр турниров и игр профессиональных игроков.
          Изучение персонажей, карты и режимов игры. Ознакомление с настройками игры.  Изучение комбинаций персонажей. Изучение способностей персонажей. Ознакомление с игровыми предметами. Изучение ролей в игре. Ознакомление с кастомными играми внутри DOTA 2.
          Практическая работа:  Командные тренировки внутри группы или между группами с целью отработки базовых навыков: командные перемещения, совместные тактические заготовки, умение слышать и слушать напарника по команде. Тренировка в одиночной игре. Полноценные игровые матчи. Изучение рейтинговых игр. Углубленное изучение командной игры.
          Подготовка и участие в соревнованиях, выставках, конкурсах, конференциях
          Теория: Изучение техник профессиональных киберспортивных команд.
          Практическая работа:  Спортивно-технические тренировки.
          Практика судейства соревнований
          Теория: Изучение правил проведения соревнований.
          Практическая работа: Судейство групповых соревнований.
          Учебные экскурсии
          Практическая работа: Учебные экскурсии на киберспортивные объекты, в организации, знакомство с профессиональными спортсменами и тренерами.
          Текущая аттестация
          Практическая работа:  Текущая аттестация учащихся проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.
          Заключительное занятие
          Теория: Подведение итогов работы в соответствии со сроками реализации программы. Итоговые соревнования и турниры.
          Практическая работа: Итоговая аттестация учащихся на заключительном занятии проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

          В результате освоения программы учащиеся должны: владеть специальными теоретическими знаниями по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин спортивно-технического профиля; уметь предъявлять собственные результаты в соревнованиях и техническом творчестве.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формами подведения итогов реализации программы могут быть: «летопись» объединения по интересам (видео- и фотоматериалы); портфолио творческих достижений объединения по интересам (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); отзывы учащихся о выставках, экскурсиях и других мероприятиях, в которых они принимали участие или которые посетили; отчетные выставки работ учащихся; открытые занятия; заключительные занятия; мастер-классы; защита проектов и др.

Для подведения итогов реализации программы может использоваться также оценка результатов, полученных во время участия учащихся в соревнованиях по техническим видам спорта и иных мероприятиях, связанных с техническим творчеством (выставки, конкурсы, спартакиады, турниры, слеты и др.).

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения: групповые и индивидуальные.

При реализации программы наиболее распространенными являются индивидуально-групповая и дифференцированно-групповая формы обучения.

На практических занятиях с применением спортивно-технических моделей и техники, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, применяются индивидуальные формы обучения.

Индивидуальные формы обучения используются при реализации программы с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.

Методы обучения (общие):

объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.; репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного

осуществляется на основе образца или правила; проблемный метод обучения – это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, имеющих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебновоспитательного процесса; эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач; для стимулирования активного поиска решения поставленных задач используются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяются методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др.

Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.

Воспитательные мероприятия при реализации программы проводятся в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи с учетом основных составляющих воспитания детей и учащейся молодежи: идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; поликультурное воспитание; экономическое воспитание; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности; эстетическое воспитание; воспитание психологической культуры; воспитание культуры здорового образа жизни; экологическое воспитание; семейное и гендерное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; воспитание культуры быта и досуга.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Для преподавателя

 

1.                       Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 400 с., Типовая программа дополнительного образования

2.                       Пархоменко, В.П. Основы технического творчества / В.П. Пархоменко. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2000. – 268 с.

3.                       Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр / Авинаш Диксит, сьюзан Скит и Дэвид Рейли-младший : пер. с англ. Н. Яцюк ; [науч. Ред. А. Минько]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017 — 880 с.

 

 

Для учащихся

 

1.           Букирев, В. К. Компьютер или ноутбук на все случаи жизни: новейший самоучитель / В. К. Букирев. - М.: Лучшие книги, 2013. - 192 c.

2.         Иванов, С. А. Укрепляем здоровье, развиваем интеллект с помощью компьютера или ноутбука: 24 лучшие программы / С. А. Иванов. - М.: Триумф, 2012. - 192 c.

3.           Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр / Авинаш

Диксит, Сьюзан Скит и Дэвид Рейли-младший ; пер. с англ. Н. Яцюк ; [науч. ред. А. Минько]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 880 с.

4.                      Теория игр 101 / Уильям Спаниель. – М.: Independent Publishing Platform CreateSpace, 2011. – 276 с.

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма администрации

Советского района г. Гомеля

______________ И. В. Тимошенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа заменить практические занятия

Литература отдельный лист.  Поправить пробелы.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поэтому каждое занятие делится на части: теоретическое объяснение материала и упражнения, работа с обучающими программами на компьютере

Поэтому каждое занятие делится на части: теоретическое объяснение материала и упражнения, работа с обучающими программами на компьютере

Кадровое обеспечение Педагог должен иметь педагогическое или профессиональное образование, соответствующее направлению «Техническое творчество», знать основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, систематически повышать свою профессиональную квалификацию

Кадровое обеспечение Педагог должен иметь педагогическое или профессиональное образование, соответствующее направлению «Техническое творчество», знать основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, систематически повышать свою профессиональную квалификацию

Для учащихся старше 14 лет № п/п

Для учащихся старше 14 лет № п/п

Практическая работа: Шашки и шахматы

Практическая работа: Шашки и шахматы

Теория: Углубленное знакомство с серией игр «Heroes of

Теория: Углубленное знакомство с серией игр «Heroes of

Итоговые соревнования и турниры

Итоговые соревнования и турниры

Индивидуальные формы обучения используются при реализации программы с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут…

Индивидуальные формы обучения используются при реализации программы с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут…

Респ. Беларусь, 2014. – 400 с.,

Респ. Беларусь, 2014. – 400 с.,

Практическая работа заменить практические занятия

Практическая работа заменить практические занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024