Программа объединения по интересам «Стратегические игры» (далее – программа) с базовым уровнем изучения образовательной области «Техническое творчество» разработана на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 153-4 (Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022) и типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (технический профиль), утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 6 сентября 2017 г. № 123.
Актуальность программы определяется имеющимся социальным заказом учащихся и их законных представителей на дополнительное образование в области технического творчества, что обусловлено ролью технического творчества в физическом и эстетическом развитии человека.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в физическом и личностном совершенствовании, развитие их творческих способностей и морально-волевых качеств, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование эстетического вкуса, воспитание культуры досуга и здорового образа жизни, что соответствует основным составляющим воспитания в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Развитие в области информационных технологий необходимо для социализации и общения в современном обществе.
Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами интерактивных устройств и различных возможностей компьютерных технологий.
Программа рассчитана на 1 год обучения с очной формой получения дополнительного образования и ориентирована на учащихся 11-20 лет, владеющих навыками работы на компьютере.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является занятие (теоретическое и практическое). Занятия проводятся по группам, подгруппам, по звеньям и индивидуально (для подготовки конкурсных работ) в занимательной, интересной форме и характеризуются эмоциональной насыщенностью, стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий, состав группы может быть как постоянным, так и переменным. Основным принципом данной программы является сочетание научности и доступности предъявляемого материала. Изучение разделов и тем идёт по концентрическому принципу: отдельные части учебного материала повторяются более углубленно через теоретическую часть – рассказ, мини-лекция педагога и практическую часть – работа на компьютере.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером – 25-40 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на части: теоретическое объяснение материала и упражнения, работа с обучающими программами на компьютере. В процессе занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.
Образовательной областью программы является «Стратегические игры».
Стратегические игры — жанр компьютерных игр, в которых игроку для победы необходимо применять стратегическое мышление. В популярных играх такого жанра игроку предлагается играть не за конкретного персонажа, а за их условные массы, к примеру, руководить строительством города или командовать целыми армиями в военных кампаниях.
Задачи:
обучающие:
обучить навыкам высокого уровня игры в выбранных дисциплинах;
научить основам построения общения в команде, межличностных контактах;
повысить уровень командной деятельности игровой роли;
научить разбираться в комплектующих компьютера
развивающие:
способствовать развитию интереса к стратегическим играм;
выявить способности каждого учащегося в области компьютерного спорта и цифровых технологий;
способствовать формированию и развитию навыков в отдельных областях компьютерного спорта.
Развивать память, внимание, воображение и фантазию.
воспитательные:
способствовать формированию коммуникативных навыков;
способствовать повышению стрессоустойчивости и психологической гибкости;
воспитывать высокие морально-нравственные качества.
Организационные условия реализации программы
Образовательная область «Стратегические игры». Образовательный процесс при реализации программы осуществляется с учетом возраста учащихся:
Для учащихся от 11 до 13 лет – до 8 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю), старше 14 лет – до 10-12 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю).
Общая продолжительность практической деятельности при очной форме получения дополнительного образования составляет не более 60-70 % общей длительности реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходимы: кабинет, который соответствует санитарно-техническим требованиям, правилам и нормам охраны труда и пожарной безопасности; технические средства (персональные компьютеры/ноутбуки).
Кадровое обеспечение
Педагог должен иметь педагогическое или профессиональное образование, соответствующее направлению «Техническое творчество», знать основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи:
- обучить навыкам высокого уровня игры в выбранных дисциплинах;
- выявить способности каждого учащегося в области компьютерного спорта и цифровых технологий;
- способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию навыков командной работы и социализации;
Для учащихся от 11 до 13 лет
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов в год |
|||
Всего |
Теоретические |
Практические |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
История киберспорта, основные направления и дисциплины |
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Стандартные игры |
18 |
4 |
14 |
|
3 |
Знакомство с офлайн-играми в жанре «Стратегия» |
20 |
6 |
14 |
|
4 |
Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия» |
20 |
6 |
14 |
|
5 |
Основы тактики и стратегии в серии игр «Heroes of Might and Magic» |
22 |
8 |
14 |
|
6 |
Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA 2» |
24 |
8 |
16 |
|
7 |
Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах и конференциях |
20 |
6 |
14 |
|
8 |
Практика судейства соревнований |
10 |
4 |
6 |
|
|
Итоговое занятие |
|
2 |
- |
2 |
|
|
Итого |
144 |
45 |
99 |
Для учащихся старше 14 лет
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов в год |
|||
Всего |
Теоретические |
Практические |
|||
|
Вводное занятие |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
История киберспорта, основные направления и дисциплины |
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Стандартные игры |
34 |
12 |
22 |
|
3 |
Знакомство с офлайн-играми в жанре «Стратегия» |
32 |
8 |
24 |
|
4 |
Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия» |
32 |
10 |
22 |
|
5 |
Основы тактики и стратегии в серии игр «Heroes of Might and Magic» |
32 |
9 |
23 |
|
6 |
Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA 2» |
32 |
8 |
24 |
|
7 |
Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах и конференциях |
30 |
10 |
20 |
|
8 |
Практика судейства соревнований |
12 |
4 |
8 |
|
|
Итоговое занятие |
|
2 |
- |
2 |
|
|
Итого |
216 |
65 |
151 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Вводное занятие
Теория: Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, во
время проведения соревнований, выставок, конкурсов, конференций, слетов.
История киберспорта в Беларуси.
Практическая работа: Разработка
презентаций на тему «Киберспорт Беларуси».
История киберспорта
Теория: История развития. Этапы развития. Технические виды
спорта в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Международные соревнования по киберспорту.
Практическая работа: Разработка
докладов и презентаций на тему «Роль киберспорта в жизни человека». Изучение
информации и разработка презентаций по теме «Киберспортивные команды Беларуси».
Стандартные игры
Теория: Знакомство со
стандартными играми. Логические стандартные игры. История создания и развития.
Развитие логики с помощью игр-головоломок.
Практическая работа: Шашки и шахматы. Изучение шахматной доски. Изучение шахматных фигур и
их ролей. Игры на оттачивание реакции. Тренировочные
игры для геймеров.
Знакомство с офлайн-играми в
жанре «Стратегия»
Теория: История развития оффлайн-игр. Самые популярные
оффлайн-игры. Жанр «Стратегии» в оффлайн-играх. Основы тактики и стратегии в
оффлайн-играх.
Знакомство с игрой «Plants vs. Zombies». История создания и развития
игры. Основы тактики и стратегии в игре «Plants vs. Zombies».
Знакомство с игрой «Heroes of Might and Magic 3». История создания и
развития игры. Изучение персонажей и их способностей. Изучение игровых карт и
режимов игры. Основы тактики и стратегии в игре «Heroes of Might and Magic 3».
Знакомство с игрой «Heroes of Might and Magic 5». История создания и
развития игры. Изучение персонажей и их способностей. Изучение игровых карт и
режимов игры. Основы тактики и стратегии в игре «Heroes of Might and Magic 5».
Знакомство с игрой «Stronghold Crusader». История создания и развития
игры. Основы тактики и стратегии в игре «Stronghold Crusader».
Практическая работа: Краткая игровая сессия в каждой из
выбранных дисциплин.
Знакомство с онлайн-играми в жанре «Стратегия»
Теория: История развития онлайн-игр. Самые популярные
онлайн-игры. Мобильные онлайн-игры. Жанр «Стратегии» в онлайн-играх. Основы
тактики и стратегии в онлайн-играх. История компании Blizzard, Valve, Riot
Games и Supercell.
Знакомство с игрой «Warcraft 3». История создания и развития игры.
Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы
тактики и стратегии в игре «Warcraft 3».
Знакомство с игрой «Hearthstone». История создания и развития игры.
Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы
тактики и стратегии в игре «Hearthstone».
Знакомство с игрой «League of Legends». История создания и развития
игры. Знакомство с персонажами, способностями, картами и режимами игры. Основы
тактики и стратегии в игре «League of Legends».
Знакомство с играми «Brawl Stars», «Clash
of Clans», «Clash Royale». История создания и
развития игр. Знакомство с персонажами, картами и режимами игры. Основы
тактики и стратегии в играх от компании Supercell.
Практическая работа: Командные тренировки внутри группы или
между группами с целью отработки базовых навыков: командные перемещения,
совместные тактические заготовки, умение слышать и слушать напарника по
команде.
Основы тактики и стратегии в серии игр игре «Heroes of Might and
Magic»
Теория: Углубленное знакомство с серией игр «Heroes of Might
and Magic». История создания серии игр. История компании New World Computing.
Основы тактики и стратегии в игре «Heroes
of Might and Magic
3» и «Heroes of Might and Magic 5». Углубленное изучение
персонажей, способностей, карт, ресурсов и замков. Оттачивание навыков
построения стратегий для победы в одиночной игре. Прохождение кампаний.
Практическая работа: Отработка основных индивидуальных навыков
в дисциплине.
Знакомство и оттачивание стратегических навыков в игре «DOTA2»
Теория: Знакомство с игрой «DOTA 2». История создания и
развития. Знакомство с компанией Valve. История успеха. Изучение турниров «The
International». Просмотр турниров и игр профессиональных игроков.
Изучение персонажей, карты и режимов игры. Ознакомление с настройками
игры. Изучение комбинаций персонажей. Изучение способностей персонажей.
Ознакомление с игровыми предметами. Изучение ролей в игре. Ознакомление с
кастомными играми внутри DOTA 2.
Практическая работа: Командные тренировки внутри группы или
между группами с целью отработки базовых навыков: командные перемещения,
совместные тактические заготовки, умение слышать и слушать напарника по команде.
Тренировка в одиночной игре. Полноценные игровые матчи. Изучение рейтинговых
игр. Углубленное изучение командной игры.
Подготовка и участие в соревнованиях, выставках, конкурсах,
конференциях
Теория: Изучение техник профессиональных киберспортивных команд.
Практическая работа: Спортивно-технические тренировки.
Практика судейства соревнований
Теория: Изучение правил проведения соревнований.
Практическая работа: Судейство групповых соревнований.
Учебные экскурсии
Практическая работа: Учебные экскурсии на киберспортивные
объекты, в организации, знакомство с профессиональными спортсменами и тренерами.
Текущая аттестация
Практическая работа: Текущая аттестация учащихся проводится
при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения
образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.
Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов работы в соответствии со сроками
реализации программы. Итоговые соревнования и турниры.
Практическая работа: Итоговая аттестация учащихся на
заключительном занятии проводится при освоении содержания образовательной
программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного
предмета или учебной дисциплины.
В результате освоения программы учащиеся должны: владеть специальными теоретическими знаниями по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин спортивно-технического профиля; уметь предъявлять собственные результаты в соревнованиях и техническом творчестве.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть: «летопись» объединения по интересам (видео- и фотоматериалы); портфолио творческих достижений объединения по интересам (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); отзывы учащихся о выставках, экскурсиях и других мероприятиях, в которых они принимали участие или которые посетили; отчетные выставки работ учащихся; открытые занятия; заключительные занятия; мастер-классы; защита проектов и др.
Для подведения итогов реализации программы может использоваться также оценка результатов, полученных во время участия учащихся в соревнованиях по техническим видам спорта и иных мероприятиях, связанных с техническим творчеством (выставки, конкурсы, спартакиады, турниры, слеты и др.).
Реализация программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения: групповые и индивидуальные.
При реализации программы наиболее распространенными являются индивидуально-групповая и дифференцированно-групповая формы обучения.
На практических занятиях с применением спортивно-технических моделей и техники, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, применяются индивидуальные формы обучения.
Индивидуальные формы обучения используются при реализации программы с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.
Методы обучения (общие):
объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.; репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного
осуществляется на основе образца или правила; проблемный метод обучения – это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, имеющих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебновоспитательного процесса; эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач; для стимулирования активного поиска решения поставленных задач используются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяются методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др.
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия при реализации программы проводятся в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи с учетом основных составляющих воспитания детей и учащейся молодежи: идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; поликультурное воспитание; экономическое воспитание; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности; эстетическое воспитание; воспитание психологической культуры; воспитание культуры здорового образа жизни; экологическое воспитание; семейное и гендерное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; воспитание культуры быта и досуга.
Для преподавателя
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 400 с., Типовая программа дополнительного образования
2. Пархоменко, В.П. Основы технического творчества / В.П. Пархоменко. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2000. – 268 с.
3. Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр / Авинаш Диксит, сьюзан Скит и Дэвид Рейли-младший : пер. с англ. Н. Яцюк ; [науч. Ред. А. Минько]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017 — 880 с.
Для учащихся
1. Букирев, В. К. Компьютер или ноутбук на все случаи жизни: новейший самоучитель / В. К. Букирев. - М.: Лучшие книги, 2013. - 192 c.
2. Иванов, С. А. Укрепляем здоровье, развиваем интеллект с помощью компьютера или ноутбука: 24 лучшие программы / С. А. Иванов. - М.: Триумф, 2012. - 192 c.
3. Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр / Авинаш
Диксит, Сьюзан Скит и Дэвид Рейли-младший ; пер. с англ. Н. Яцюк ; [науч. ред. А. Минько]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 880 с.
4. Теория игр 101 / Уильям Спаниель. – М.: Independent Publishing Platform CreateSpace, 2011. – 276 с.
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела образования,
спорта и туризма администрации
Советского района г. Гомеля
______________ И. В. Тимошенко
Практическая работа заменить практические занятия
Литература отдельный лист. Поправить пробелы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.