программа

  • docx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РОВ 2025-2026.docx

 

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

 

 

Москва 2025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность и назначение программы

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государ- ственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых резуль- татов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучаю- щегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нрав- ственных ценностей.

Педагог помогает обучающемуся:

   в формировании его российской идентичности;

   в формировании интереса к познанию;

   в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува- жительного отношения к правам и свободам других;

   в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право- вых норм;

   в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;

   в развитии у школьников общекультурной компетентности;

   в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

   в осознании своего места в обществе;

   в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

   в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной дея- тельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.    Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3.                 Указ      Президента     Российской      Федерации      от     09.11.2022         809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

4.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

5.    Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 286 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта начального об- щего образования».


6.       Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта основного об- щего образования».

7.      Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении феде- рального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

8.       Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 372 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы начального общего образования».

9.       Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 370 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы основного общего образования».

10.       Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы среднего общего образования».

11.    Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 06-221 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).

Программа может быть реализована в работе с обучающимися в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.

Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.

Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.

Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следова- ния им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Личностных результатов можно достичь, увлекая обучающихся совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность молодому человеку анализировать, сравнивать и выбирать.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.

При подготовке к занятию педагог должен внимательно ознакомиться со сце- нарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внима- ние на три структурные части сценария: первая часть мотивационная, вторая часть основная, третья часть заключительная.

Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой заня- тия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.

Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обу- чающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), ком- муникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Зачем человеку учиться? Обучение важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения раз- ных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе обучения.

Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государствен- ный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Фе- дерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понят- ная речь признак образованного человека и залог успеха в будущем. Прави- ла использования стилей речи в современной коммуникации.

Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обе- спечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Воз- можности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как соз- даются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое до- стояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.

Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение это понимание безус- ловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспита- нии личности.

Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и про- блем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.


О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообра- зие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение россий- ских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.

Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.

Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в со- временной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной науч- ной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возмож- ности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудно- стей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления цен-ностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при обще-нии с животными?

Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и ре- шительности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе-дерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?


Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогод- ние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказ- ки для своих родных и близких.

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохра- нение исторического и культурного наследия как направление государствен- ной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Как создавать свой бизнес? Бизнес ответственный выбор человека, воз- можность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современ- ные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Ди- алог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести кон- структивный диалог.

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является при- мером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?


День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и про- фессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература настоящий культурный феномен. Русских классиков лю- бят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интел- лекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зер- кало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.

Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные при- вычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформиро- вать и придерживаться?

65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих косми- ческих держав. Развитие космической отрасли приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты личная ответственность каждого человека. Почему об экологии дол- жен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина ро- ста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом про- цессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в об- щее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.

Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Оте- чественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?


Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех за- нятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правиль- но и ответственно.Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обу- чающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образова- тельных результатов.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающих- ся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; цен- ность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и лич- ностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоз- зрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться си- стемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотическо- го воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действия- ми: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готов- ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, при- менению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть на- выками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ис- пользовать средства информационных и коммуникационных технологий в ре- шении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных институтов.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной де- ятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые сред- ства.


В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно- сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятель- ность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в раз- личных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определя- ющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ сво- его знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».

Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского лите- ратурного языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за соб- ственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения нали- чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефера- тов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской имировой классической литературы, их историко-культурного и нравствен- но-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможно- стях русского языка; формирование умений учитывать исторический, истори- ко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных тек- стах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрну- тых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике стра- ны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образо- вательных и самообразовательных целях.

Информатика: формирование представлений о роли информации и связан- ных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресур- сосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интер- нете.


История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про- грессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом зна- ний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений приме- нять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развива- ющейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, ие- рархические и другие связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о ме- тодах познания социальных явлений и процессов; владение умениями приме- нять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информа- ции, умений поиска информации в источниках различного типа для рекон- струкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; владение гео- графическим мышлением для определения географических аспектов природ- ных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; форми- рование системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяй- ства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их измене- ниями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умени- ями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социаль- но-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; вла- дение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безо- пасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирова- ние представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользова- ние биологической терминологией и символикой; владение основными мето- дами научного познания; формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Темы занятий

Количество часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Зачем человеку учиться?

 

 

 

 

1

Обучение — важный процесс развития че- ловека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Формирующиеся ценности: жизнь, созида- тельный труд, патриотизм

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Русский язык в эпоху цифровых технологий

 

 

 

 

 

 

1

Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современ- ное разнообразие русского языка, измене- ния в устной и письменной речи под влия- нием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.

Формирующиеся ценности: высокие нрав- ственные идеалы, патриотизм

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Цифровой суверенитет страны

 

 

 

 

 

1

Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возмож- ности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые техноло- гии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы человека

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

4

 

 

 

Мирный атом.

День работника атомной промышленности

 

 

 

 

1

Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человече- ства. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффектив- ных источников энергии на будущее челове- чества.

Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

5

 

 

 

О творчестве. Ко Дню музыки

 

 

 

 

1

Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация твор- ческого потенциала взрослых и детей. Му- зыка как вид искусства. Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.

Формирующиеся ценности: приоритет ду-

ховного над материальным, служение Оте- честву

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Что такое уважение? Ко Дню учителя

 

 

 

 

 

 

1

Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чу- жому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формиро- вание ответственности. О роли педагога в воспитании личности.

Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

7

 

 

 

Как понять друг друга разным поколениям?

 

 

 

1

Семья как ценность в жизни каждого чело- века, основа любого общества. Формиро- вание общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.

Формирующиеся ценности: крепкая семья

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

О городах России. Ко Дню народного единства

 

 

 

 

 

 

1

Города России: разнообразие культур, язы- ков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение россий- ских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии ма- лых городов. Возможности граждан в разви- тии своей малой родины.

Формирующиеся ценности: единство наро- дов России, гражданственность

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

Общество безграничных возможностей

 

 

 

 

 

1

Современное общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, ува- жении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных про- цессах. Готовность уважительно восприни- мать другого человека — основа гармонич- ных отношений в обществе.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоу- важение

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Селекция и генетика. К 170-летию

И. В. Мичурина

 

 

 

 

 

1

Генетика и селекция — перспективные об- ласти науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные научные достижения россий- ских ученых прошлого и настоящего.

Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Формирующиеся ценности: патриотизм, вы-

сокие нравственные идеалы

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

11

 

 

Как решать конфликты и справляться

с трудностями.

Ко Дню психолога

 

 

 

 

1

Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины кон- фликтов как ключ к их разрешению. Со- вместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Профессия — жизнь спасать

 

 

 

 

1

Спасатели специалисты, которые помога- ют людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессио- нальные качества и навыки спасателей. По- ведение в экстремальных ситуациях. Ответ-

ственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- жение Отечеству и ответственность за его судьбу

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

13

 

 

 

Домашние питомцы. Всемирный день питомца

 

 

 

 

1

Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к питомцам и ответ- ственность за их жизнь качества владель- ца домашних животных. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и забо- ты о животных. Правила безопасности при общении с животными.

Формирующиеся ценности: милосердие

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

14

 

 

 

Россия — страна победителей.

Ко Дню Героев Отечества

 

 

 

 

1

Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, муже- ства и решительности неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Формирующиеся ценности: патриотизм, слу-

жение Отечеству и ответственность за его судьбу

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции

 

 

 

 

 

 

1

Конституция Российской Федерации — ос- новной закон страны. Конституция закре- пляет права и свободы человека как выс- шую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценно- стей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязан- ности есть у детей?

Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь, достоинство, права и свободы чело- века

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

16

 

 

 

Совесть внутри нас

 

 

 

1

Совесть — внутренний ориентир, помогаю- щий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формиро- вание нравственных ориентиров личности. Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

17

 

 

 

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие

 

 

 

 

1

Зимние каникулы это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы прове- сти время с пользой: составление календа- ря. Новогодние традиции народов России.

Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

18

 

 

 

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация

 

 

 

 

1

История развития отечественной мульти- пликации. Отечественная школа мультипли- кации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликаци- онных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. Совре- менная мультипликация, профессии этой сферы.

Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, гуманизм

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

Музейное дело.

170 лет Третьяковской галерее

 

 

 

 

 

 

 

1

Российские музеи хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и куль- турного наследия как направление государ- ственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства.

Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, служение Оте- честву

 

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

Как создавать свой бизнес?

 

 

 

 

 

 

1

Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и при- нести пользу обществу. Современные пред- приниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только лич- ный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

21

 

 

 

Есть ли у знания границы?

Ко Дню науки

 

 

 

 

1

Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Техноло- гическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государ- ственная поддержка науки и молодых уче- ных. Как происходят современные откры- тия? Как стать ученым?

Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

Слушать, слышать и договариваться.

Кто такие дипломаты?

 

 

 

 

 

 

1

Дипломатия — важная сфера деятельно- сти государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граж- дан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктив- ный диалог.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, мно- гонациональное единство

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

23

 

 

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества

 

 

 

1

Герой — реальный человек, живущий ря- дом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, муже- ственные и трудолюбивые. Что такое геро- изм? Какие качества отличают героя?

Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов России

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

День наставника

 

 

 

 

 

1

День наставника — важный государствен- ный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.

Роль наставника в формировании и профес- сиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Формирующиеся ценности: служение Отече- ству, созидательный труд

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

Всемирный день поэзии

 

 

 

 

 

 

1

Поэзия — способ сохранения и передачи культурных ценностей, традиций и истории. Через стихи мы можем узнать, как мыслили и чувствовали люди в разные эпохи. Почему иностранцы любят и читают русских писате- лей? Роль поэзии в личном развитии челове- ка, интеллекта и душевных качеств. О совре- менных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться? Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, созидательный труд

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России

 

 

 

 

 

 

1

Русский театр — это не просто сцена и кули- сы, это зеркало общества, отражающее эпо- хи, нравы и судьбы страны. Театр —семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гриме- ры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.

Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, созидательный труд

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

27

 

 

 

Как справляться с волнением?

 

 

 

 

1

Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жиз- ни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологиче- ском здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придер- живаться?

Формирующиеся ценности: жизнь

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

65 лет триумфа.

Ко Дню космонавтики

 

 

 

 

 

 

1

Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как пред- мет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космо- навтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Формирующиеся ценности: служение Отече- ству, историческая память

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

Как мусор получает

«вторую жизнь»? Технологии переработки

 

 

 

 

 

 

1

Состояние планеты — личная ответствен- ность каждого человека. Почему об эколо- гии должен заботиться каждый человек?

Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей сре- ды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформиро- вать у себя?

Формирующиеся ценности: созидательный труд

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

30

 

 

 

Что значит работать

в команде? Сила команды. Ко Дню труда

 

 

 

 

1

Команда это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха.

Развитие умения слышать друг друга и тру- диться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе пережи- вать неудачу. Примеры коллективной рабо- ты в истории страны.

Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

разговорыоважном.рф


 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

Песни о войне. Ко Дню Победы

 

 

 

 

 

 

 

1

Песня! Как она много значит в жизни каж- дого из нас, в судьбе своей страны. Песня была участницей многих великих сверше- ний. В ней отразилась история, судьба вели- кой страны. Влияние песни на чувство со- причастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями.

Формирующиеся ценности: единство наро-

дов России, историческая память и преем- ственность поколений

 

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

Ценности, которые нас объединяют

 

 

 

 

 

 

 

1

Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответствен- но. Традиционные ценности помогают чув- ствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.

Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникаль- ность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует силь- ный и сплоченный народ.

Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности

 

 

 

Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий

 

 

 

 

 

 

 

разговорыоважном.рф

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          


 

 


 

Скачано с www.znanio.ru