![]() |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Москва 2025
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государ- ственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых резуль- татов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучаю- щегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нрав- ственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува- жительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право- вых норм;
● в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной дея- тельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта начального об- щего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта основного об- щего образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении феде- рального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следова- ния им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Личностных результатов можно достичь, увлекая обучающихся совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность молодому человеку анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.
При подготовке к занятию педагог должен внимательно ознакомиться со сце- нарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внима- ние на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой заня- тия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обу- чающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), ком- муникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения раз- ных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе обучения.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государствен- ный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Фе- дерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понят- ная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Прави- ла использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обе- спечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Воз- можности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как соз- даются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое до- стояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безус- ловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспита- нии личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и про- блем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообра- зие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение россий- ских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в со- временной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной науч- ной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возмож- ности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудно- стей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления цен-ностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при обще-нии с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и ре- шительности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе-дерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогод- ние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказ- ки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохра- нение исторического и культурного наследия как направление государствен- ной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, воз- можность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современ- ные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Ди- алог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести кон- структивный диалог.
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является при- мером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и про- фессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков лю- бят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интел- лекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зер- кало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные при- вычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформиро- вать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих косми- ческих держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии дол- жен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина ро- ста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом про- цессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в об- щее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Оте- чественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит
по итогам всех за-
нятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правиль- но и ответственно.Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и
развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обу- чающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образова- тельных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающих- ся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; цен- ность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и лич- ностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоз- зрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться си- стемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотическо- го воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действия- ми: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готов- ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, при- менению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть на- выками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ис- пользовать средства информационных и коммуникационных технологий в ре- шении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной де- ятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые сред- ства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно- сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятель- ность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в раз- личных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определя- ющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ сво- его знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского лите- ратурного языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за соб- ственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения нали- чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефера- тов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской имировой классической литературы, их историко-культурного и нравствен- но-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможно- стях русского языка; формирование умений учитывать исторический, истори- ко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных тек- стах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрну- тых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике стра- ны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образо- вательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связан- ных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресур- сосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интер- нете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про- грессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом зна- ний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений приме- нять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развива- ющейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, ие- рархические и другие связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о ме- тодах познания социальных явлений и процессов; владение умениями приме- нять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информа- ции, умений поиска информации в источниках различного типа для рекон- струкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; владение гео- графическим мышлением для определения географических аспектов природ- ных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; форми- рование системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяй- ства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их измене- ниями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умени- ями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социаль- но-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; вла- дение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безо- пасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирова- ние представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользова- ние биологической терминологией и символикой; владение основными мето- дами научного познания; формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
|
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
Основное содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Электронные ресурсы |
|
1 |
Зачем человеку учиться? |
1 |
Обучение — важный процесс развития че- ловека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования. Формирующиеся ценности: жизнь, созида- тельный труд, патриотизм |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
2 |
Русский язык в эпоху цифровых технологий |
1 |
Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современ- ное разнообразие русского языка, измене- ния в устной и письменной речи под влия- нием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации. Формирующиеся ценности: высокие нрав- ственные идеалы, патриотизм |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
3 |
Цифровой суверенитет страны |
1 |
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возмож- ности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые техноло- гии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира. Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы человека |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
4 |
Мирный атом. День работника атомной промышленности |
1 |
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человече- ства. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффектив- ных источников энергии на будущее челове- чества. Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
5 |
О творчестве. Ко Дню музыки |
1 |
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация твор- ческого потенциала взрослых и детей. Му- зыка как вид искусства. Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления. Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, служение Оте- честву |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
6 |
Что такое уважение? Ко Дню учителя |
1 |
Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чу- жому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формиро- вание ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
7 |
Как понять друг друга разным поколениям? |
1 |
Семья как ценность в жизни каждого чело- века, основа любого общества. Формиро- вание общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом. Формирующиеся ценности: крепкая семья |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
8 |
О городах России. Ко Дню народного единства |
1 |
Города России: разнообразие культур, язы- ков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение россий- ских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии ма- лых городов. Возможности граждан в разви- тии своей малой родины. Формирующиеся ценности: единство наро- дов России, гражданственность |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
9 |
Общество безграничных возможностей |
1 |
Современное общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, ува- жении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных про- цессах. Готовность уважительно восприни- мать другого человека — основа гармонич- ных отношений в обществе. Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоу- важение |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
10 |
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина |
1 |
Генетика и селекция — перспективные об- ласти науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные научные достижения россий- ских ученых прошлого и настоящего. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии. Формирующиеся ценности: патриотизм, вы- сокие нравственные идеалы |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
11 |
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога |
1 |
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины кон- фликтов как ключ к их разрешению. Со- вместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций. Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
12 |
Профессия — жизнь спасать |
1 |
Спасатели — специалисты, которые помога- ют людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессио- нальные качества и навыки спасателей. По- ведение в экстремальных ситуациях. Ответ- ственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности. Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- жение Отечеству и ответственность за его судьбу |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
13 |
Домашние питомцы. Всемирный день питомца |
1 |
Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к питомцам и ответ- ственность за их жизнь — качества владель- ца домашних животных. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и забо- ты о животных. Правила безопасности при общении с животными. Формирующиеся ценности: милосердие |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
14 |
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества |
1 |
Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, муже- ства и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество. Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- жение Отечеству и ответственность за его судьбу |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
15 |
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции |
1 |
Конституция Российской Федерации — ос- новной закон страны. Конституция закре- пляет права и свободы человека как выс- шую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценно- стей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязан- ности есть у детей? Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь, достоинство, права и свободы чело- века |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
16 |
Совесть внутри нас |
1 |
Совесть — внутренний ориентир, помогаю- щий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формиро- вание нравственных ориентиров личности. Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
17 |
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие |
1 |
Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы прове- сти время с пользой: составление календа- ря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
18 |
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация |
1 |
История развития отечественной мульти- пликации. Отечественная школа мультипли- кации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликаци- онных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. Совре- менная мультипликация, профессии этой сферы. Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, гуманизм |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
19 |
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее |
1 |
Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и куль- турного наследия как направление государ- ственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей? Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, служение Оте- честву |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
20 |
Как создавать свой бизнес? |
1 |
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и при- нести пользу обществу. Современные пред- приниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только лич- ный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране. Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
21 |
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки |
1 |
Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Техноло- гическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государ- ственная поддержка науки и молодых уче- ных. Как происходят современные откры- тия? Как стать ученым? Формирующиеся ценности: патриотизм, со- зидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
22 |
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? |
1 |
Дипломатия — важная сфера деятельно- сти государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граж- дан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктив- ный диалог. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, мно- гонациональное единство |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
23 |
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества |
1 |
Герой — реальный человек, живущий ря- дом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, муже- ственные и трудолюбивые. Что такое геро- изм? Какие качества отличают героя? Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов России |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
24 |
День наставника |
1 |
День наставника — важный государствен- ный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профес- сиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника? Формирующиеся ценности: служение Отече- ству, созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
25 |
Всемирный день поэзии |
1 |
Поэзия — способ сохранения и передачи культурных ценностей, традиций и истории. Через стихи мы можем узнать, как мыслили и чувствовали люди в разные эпохи. Почему иностранцы любят и читают русских писате- лей? Роль поэзии в личном развитии челове- ка, интеллекта и душевных качеств. О совре- менных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться? Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
26 |
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России |
1 |
Русский театр — это не просто сцена и кули- сы, это зеркало общества, отражающее эпо- хи, нравы и судьбы страны. Театр —семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гриме- ры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России. Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над материальным, созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
27 |
Как справляться с волнением? |
1 |
Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жиз- ни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологиче- ском здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придер- живаться? Формирующиеся ценности: жизнь |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
28 |
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики |
1 |
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как пред- мет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космо- навтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты. Формирующиеся ценности: служение Отече- ству, историческая память |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
29 |
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки |
1 |
Состояние планеты — личная ответствен- ность каждого человека. Почему об эколо- гии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей сре- ды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформиро- вать у себя? Формирующиеся ценности: созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
30 |
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда |
1 |
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и тру- диться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе пережи- вать неудачу. Примеры коллективной рабо- ты в истории страны. Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
31 |
Песни о войне. Ко Дню Победы |
1 |
Песня! Как она много значит в жизни каж- дого из нас, в судьбе своей страны. Песня была участницей многих великих сверше- ний. В ней отразилась история, судьба вели- кой страны. Влияние песни на чувство со- причастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Формирующиеся ценности: единство наро- дов России, историческая память и преем- ственность поколений |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
32 |
Ценности, которые нас объединяют |
1 |
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответствен- но. Традиционные ценности помогают чув- ствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникаль- ность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует силь- ный и сплоченный народ. Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности |
Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий |
разговорыоважном.рф |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
32 |
||||

![]()
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.