Программа «Азбука финансовой грамотности», 10 класс
Пояснительная записка.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса положен системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации дополнительного образования по программам финансовой грамотности.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс связан с обществознанием. Перечень изучаемых тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, прогнозировать возможные последствия от принимаемых финансовых решений.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности посредством освоения базовых понятий, умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Задачи курса: изучить базовые понятия; формировать знания, необходимые для ответственного поведения на финансовом рынке; научить понимать права и обязанности в сфере управления финансами; сформировать способность к финансовому образованию и самообразованию.
Структура курса:курс состоит из разделов, каждый из которых разбит на отдельные занятия по соответствующим темам. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы и методы учебной деятельности: лекция-беседа, лекция, диалог, практикум, игра, презентация учебных достижений.
Планируемые результаты обучения:
1) Личностные: способностьк самостоятельным решениям в управлении личными финансами; сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке; понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами; сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия.
2) Метапредметные: умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; умение ориентироваться в различных источниках критически оценивать и анализировать полученную информацию.
3) Предметные: владение базовыми понятиями; владение знанием –об основных целях управления личными финансами; об устройстве банковской системы; о финансовых рисках; о страховом рынке; о структуре фондового рынка; об устройстве налоговой системы, пенсионной системы, об основах функционирования и организации бизнеса.
Формы и методы оценивания учебных достижений: текущий и итоговый.
Цель текущего контроля – оценка активности работы школьника на занятии. Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов ( тесты, решение практических задач, выполнение заданий, презентаций)
Цель итогового контроля – мониторинг выполнения требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль выполняется в форме тематического теста, решения практических задач, защиты проектов.
Содержание курса:
1. Банки, чем они могут быть вам полезны в жизни. Управление финансами и выбор банка. Как сберечь накопления с помощью депозитов. Проценты по вкладу. Банки и золото. Зачем нужен кредит. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.
2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Чтотакое ценные бумаги. Граждане на рынке ценных бумаг.
3. Налоги: почему их надо платить: Что такое налоги. Виды налогов. Налоговые вычеты.
4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Страховой рынок России. Страхование имущества. Здоровье и жизнь – личное страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам. Советы по выбору страховщика.
Литература.
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: материалы для учащ.10-11 классов общеобр. орг. М: ВИТАПРЕСС, 2015
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: метод реком.для учителя 10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015
5. Интернет источники по темам курса.
№п/п
|
Тема урока |
Планируемые результаты |
||
|
|
личностные |
метапредметные |
предметные |
Раздел 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни(13 часов) |
||||
1 |
Управление личными финансами и выбор банка |
Понимание сути управления личными финансами, посреднических операций, возможностей и ограничений использования заемных средств |
Использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций |
Запомнить базовые понятия, знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка |
2-3 |
Как сберечь накопления с помощью депозитов |
Понимание различных видов сбережений, взаимосвязи доходности и надежности финансовых активов |
Оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи |
Знание видов депозитов по срокам и способам размещения средств |
4-5 |
Проценты по вкладу: большие и маленькие |
Понимание принципов хранения денег на банковском счете, знание того, к кому обратиться за помощью по вопросам сбережений |
Производить расчеты с использованием простых и сложных процентов |
Знание способов начисления процентов по вкладам |
6 |
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах |
Наличие представления о различных видах ивестирования личных сбережений в драгоценные металлы |
Находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами |
Знание способов размещения сбережений в драгоценные металлы |
7-8 |
Кредит: зачем он нужен и где его получить |
Осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования |
Идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа |
Знание сущности кредита |
9-10 |
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть |
Понимание основных условий кредитования, механизма расчета полной стоимости кредита, осознание ответственности за выплату кредита |
Читать кредитные договоры, получать информацию о своей кредитной истории |
Знание видов кредитов и условий их предоставления |
11-12 |
Как управлять деньгами с помощью банковской карты |
Понимание различий между дебетовой и кредитной картой, осознание необходимости защиты доступа к средствам банковской карты |
Проверять безопасность использования банковской карты, блокировать банковскую карту в случае утраты |
Знание видов банковских карт, способов защиты их от мошенников |
13 |
Практикум по теме |
|
|
|
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (8 часов) |
||||
14-15 |
Финансовые риски и стратегии инвестирования |
Понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов ивестирования |
Выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности |
Знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков |
16-17 |
Что такое ценные бумаги и какими они бывают |
Осознание механизма формирования доходности ценных бумаг |
Рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке |
Знание видов ценных бумаг |
18-19 |
Граждане на рынке ценных бумаг |
Понимание того, что деньги могут работать и приносить доход |
Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку |
Знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг |
20-21 |
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды |
Понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка |
Икать необходимую информацию на сайтах управляющих компаний |
ПИФ- паевой инвестиционный фонд |
Раздел 3. Налоги: почему их надо платить (5 часов) |
||||
22 |
Что такое налоги |
Права и обязанности налогоплательщика, наказания за налоговые правонарушения |
Заполнять налоговую декларацию, взаимодействовать с налоговыми органами |
Знание налоговой системы России |
23-24 |
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России |
Понимание механизма расчета суммы налога к уплате |
Определять элементы налогов, рассчитать их |
Знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами |
25-26 |
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет |
Оформлять заявление на налоговый вычет и умение рассчитать его |
Влияние налоговых вычетов на семейный бюджет |
Знание видов налоговых вычетов |
Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (8 часов) |
||||
27 |
Страховой рынок России |
Понимание основной идеи страхования |
Определять необходимость страхования |
Знание структуры и особенностей страхового рынка |
28-29 |
Страхование имущества: как защитить нажитое состояние |
Целесообразность применения страхового полиса, сущность страхования имущества и его возможностей |
Различать виды страхования имущества, анализировать основные условия договора страхования |
Знание правил страхования имущества |
30-31 |
Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании |
Анализировать условия договора страхования |
Различать виды страхования жизни, использовать правильную последовательность действий |
Знание основ страхования, условий пользования медицинским страхованием |
32 |
Если нанесен ущерб третьим лицам |
Понимание сути страхования гражданской ответственности и его возможностей |
Осуществлять последовательность действий для получения страховой выплаты |
Знание основ страхования, условий пользования |
33 |
Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика |
Определять надежность страховой компании |
Находить информацию для проведения оценки надежности страховой компании |
Знание основ правильного выбора страховой компании |
34 |
Итоговое занятие: контроль, проекты, презентации достижений учащихся |
контроль, проекты, презентации достижений учащихся |
контроль, проекты, презентации достижений учащихся |
контроль, проекты, презентации достижений учащихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.