Программа "Азбука финансовой грамотности"
Оценка 4.7

Программа "Азбука финансовой грамотности"

Оценка 4.7
docx
14.03.2022
Программа "Азбука финансовой грамотности"
Программа.docx

Программа «Азбука финансовой грамотности», 10 класс

Пояснительная записка.

В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса положен системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации дополнительного образования по программам финансовой грамотности.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс связан с обществознанием. Перечень изучаемых тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, прогнозировать возможные последствия от принимаемых финансовых решений.

Цель курса: формирование основ финансовой грамотности посредством освоения базовых понятий, умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Задачи курса: изучить базовые понятия;  формировать знания, необходимые для ответственного поведения на финансовом рынке; научить понимать права и обязанности в сфере управления финансами; сформировать способность к финансовому образованию и самообразованию.

Структура курса:курс состоит из разделов, каждый из которых разбит на отдельные занятия по соответствующим темам. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Формы и методы учебной деятельности: лекция-беседа, лекция, диалог, практикум, игра, презентация учебных достижений.

Планируемые результаты обучения:

1)        Личностные: способностьк самостоятельным решениям в управлении личными финансами; сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке; понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами; сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия.

2)        Метапредметные: умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; умение ориентироваться в различных источниках критически оценивать и анализировать полученную информацию.

3)        Предметные: владение базовыми понятиями; владение знанием –об основных целях управления личными финансами; об устройстве банковской системы; о финансовых рисках; о страховом рынке; о структуре фондового рынка; об устройстве налоговой системы, пенсионной системы, об основах функционирования и организации бизнеса.

Формы и методы оценивания учебных достижений: текущий и итоговый.

Цель текущего контроля – оценка активности работы школьника на занятии. Текущий контроль может проводиться как в рамках практикумов ( тесты, решение практических задач, выполнение заданий, презентаций)

Цель итогового контроля – мониторинг выполнения требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль выполняется в форме тематического теста, решения практических задач, защиты проектов.

Содержание курса:

1.        Банки, чем они могут быть вам  полезны в жизни. Управление финансами и выбор банка. Как сберечь накопления с помощью депозитов. Проценты по вкладу. Банки и золото. Зачем нужен кредит. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.

2.        Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Чтотакое ценные бумаги. Граждане на рынке ценных бумаг.

3.        Налоги: почему их надо платить: Что такое налоги. Виды налогов. Налоговые вычеты.

4.        Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Страховой рынок России. Страхование имущества. Здоровье и жизнь – личное страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам. Советы по выбору страховщика.

Литература.

1.        Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: материалы для учащ.10-11 классов общеобр. орг. М: ВИТАПРЕСС, 2015

2.        Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: метод реком.для учителя 10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015

3.        Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015

4.        Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы.  10-11кл. общеобр. орг.М: ВИТАПРЕСС, 2015

5.        Интернет источники по темам курса.

 

 

 

 

 

            Учебно-тематическое планирование

№п/п

 

Тема урока

Планируемые результаты

 

 

личностные

метапредметные

предметные

Раздел 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни(13 часов)

1

Управление личными финансами и выбор банка

Понимание сути управления личными финансами, посреднических операций, возможностей и ограничений использования заемных средств

Использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций

Запомнить базовые понятия, знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка

2-3

Как сберечь накопления с помощью депозитов

Понимание различных видов сбережений, взаимосвязи доходности и надежности финансовых активов

Оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи

Знание видов депозитов по срокам и способам размещения средств

4-5

Проценты по вкладу: большие и маленькие

Понимание принципов хранения денег на банковском счете, знание того, к кому обратиться за помощью по вопросам сбережений

Производить расчеты с использованием простых и сложных процентов

Знание способов начисления процентов по вкладам

6

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Наличие представления о различных видах ивестирования личных сбережений в драгоценные металлы

Находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами

Знание способов размещения сбережений в драгоценные металлы

7-8

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования

Идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа

Знание сущности кредита

9-10

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Понимание основных условий кредитования, механизма расчета полной стоимости кредита, осознание ответственности за выплату кредита

Читать кредитные договоры, получать информацию о своей кредитной истории

Знание видов кредитов и условий их предоставления

11-12

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

Понимание различий между дебетовой и кредитной картой, осознание необходимости защиты доступа к средствам банковской карты

Проверять безопасность использования банковской карты, блокировать банковскую карту в случае утраты

Знание видов банковских карт, способов защиты их от мошенников

13

Практикум по теме

 

 

 

Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (8 часов)

14-15

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов ивестирования

Выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности

Знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков

16-17

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

Осознание механизма формирования доходности ценных бумаг

Рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке

Знание видов ценных бумаг

18-19

Граждане на рынке ценных бумаг

Понимание того, что деньги могут работать и приносить доход

Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку

Знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг

20-21

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

Понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка

Икать необходимую информацию на сайтах управляющих компаний

ПИФ- паевой инвестиционный фонд

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить (5 часов)

22

Что такое налоги

Права и обязанности налогоплательщика, наказания за налоговые правонарушения

Заполнять налоговую декларацию, взаимодействовать с налоговыми органами

Знание налоговой системы России

23-24

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

Понимание механизма расчета суммы налога к уплате

Определять элементы налогов, рассчитать их

Знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами

25-26

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Оформлять заявление на налоговый вычет и умение рассчитать его

Влияние налоговых вычетов на семейный бюджет

Знание видов налоговых вычетов

Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (8 часов)

27

Страховой рынок России

Понимание основной идеи страхования

Определять необходимость страхования

Знание структуры и особенностей страхового рынка

28-29

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

Целесообразность применения страхового полиса, сущность страхования имущества и его возможностей

Различать виды страхования имущества, анализировать основные условия договора страхования

Знание правил страхования имущества

30-31

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

Анализировать условия договора страхования

Различать виды страхования жизни, использовать правильную последовательность действий

Знание основ страхования, условий пользования медицинским страхованием

32

Если нанесен ущерб третьим лицам

Понимание сути страхования гражданской ответственности и его возможностей

Осуществлять последовательность действий для получения страховой выплаты

Знание основ страхования, условий пользования

33

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

Определять надежность страховой компании

Находить информацию для проведения оценки надежности страховой компании

Знание основ правильного выбора страховой компании

34

Итоговое занятие: контроль, проекты, презентации достижений учащихся

контроль, проекты, презентации достижений учащихся

контроль, проекты, презентации достижений учащихся

контроль, проекты, презентации достижений учащихся

 


 

Программа «Азбука финансовой грамотности», 10 класс

Программа «Азбука финансовой грамотности», 10 класс

Формы и методы оценивания учебных достижений: текущий и итоговый

Формы и методы оценивания учебных достижений: текущий и итоговый

Учебно-тематическое планирование №п/п

Учебно-тематическое планирование №п/п

Что такое налоги Права и обязанности налогоплательщика, наказания за налоговые правонарушения

Что такое налоги Права и обязанности налогоплательщика, наказания за налоговые правонарушения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2022