Программа для обучающихся с ОВЗ.Природоведение .6 класс.
Оценка 4.7

Программа для обучающихся с ОВЗ.Природоведение .6 класс.

Оценка 4.7
docx
22.08.2022
Программа для обучающихся с ОВЗ.Природоведение .6 класс.
Программа.природоведение.6класс..docx

 

Рабочая программа

по природоведению

для 6 класса (ФГОС)

                                         1. Пояснительная записка.

Программа разработана с учётом предложений по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся  в данной программе определены в соответствие с требованиями  Стандарта к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.

Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы

1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка;

2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;

3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школеVIII вида, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);

4. Основополагающие педагогические законы специальной (коррекционной) школы: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учет индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.

Программа учебного предмета «Природоведение» составлена в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета и внеурочной деятельности, коррекционных курсов государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на основании следующих нормативных документов – правовых документов:

1.                  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

2.                  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант .1 Москва. Просвещение- 2019год.

Программа ориентирована на использование учебника: Т.М. Лифанова. Е.Н. Соломина. Природоведение. Учебник для 6 класса, для образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019 г. Рабочая тетрадь «Природоведение».

Уровень программы – адаптированный.

Настоящая программа составлена на 68 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

 

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- освоение знаний о многообразии природных объектов,

- развитие интереса к изучению природы,

-воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных,  коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о живой   и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни   (уход за домашними животными, выращивание  комнатных   растений);

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с  основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.

- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигенические требования и правила здорового образа жизни.

  Срок реализации программы 1 год (6 класс).

Курс «Природоведение» в 6 классе включает раздел: «Живая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой природе. Поскольку преподавание данного предмета направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с живой природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с живой природой, влияние на нее.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе  знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности  обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего,  речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся   и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и элементов   логического  мышления, умения  анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

 В 6 классе обучающиеся  знакомятся  с отличительными  признаками живой  природы. Особое внимание здесь уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и демонстрации пути их решения человеком.

 

                            Учебный предмет «Природоведение»

                             Описание места учебного предмета в учебном плане

                           На изучение предмета в 6 классе отводится – 2 часа в неделю.

Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Учебный предмет

Часов в неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Часов в год

Природоведение

         2

18

14

20

16

68

 

 

 

 Содержание учебного предмета  «Природоведение» 6 класс

Введение  (1час)

Растительный мир Земли. (17 ч.) Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений. Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения.  Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина .Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Растительный мир  разных районов Земли. Растения нашей страны.  Береги растения (Почему нужно беречь растения.  Красная книга).

Практические работы:  Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.     Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.  Уход за комнатными растениями.   Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.   Экскурсии в парк, сквер.

Животный мир Земли. (34 ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.  Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).  Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.  Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.  Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.  Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.  Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.  Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы:  Зарисовка животных : насекомых, рыб, птиц, зверей.  Упражнения в классификации животных. Сезонные наблюдения за животными. Изготовление кормушек. Составление рассказов о домашних животных.

Человек(13 ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).  Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.  Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

 

Практическая работа:  Показ части тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.  Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов. С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов. Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены. Составление распорядка дня. Упражнения с оказании доврачебной помощи. Подсчёт частоты пульса, измерение температуры.

Повторение(3 ч.)

                               Учебно - тематический план к рабочей программе.

 

Раздел.

Тема.

Виды учебной деятельности

( базовые учебные действия)

Количество часов.

Познавательные учебные действия.

1.

Введение.

 

Выделяет некоторые существенные общие и отличительные  свойства хорошо знакомых предметов живой и неживой  природы. дифференцированно воспринимать окружающий

мир, его временно-пространственную организацию.

1

2.

 

 

 

 

Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Части растения.  Среда обитания растений .Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения.  Деревья.  Деревья хвойные (сезонные изменения).  Кустарники .Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Береги  растения  (Почему нужно беречь растения. Красная   книга).

 

Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует  на наглядном материале.

Умеет наблюдать,  работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание). Пользоваться

знаками, символами.

 

 

 

17

 

 

3.

 

 

 

Животный мир Земли.

 

 

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые Значение. Охрана. Рыбы. Значение. Охрана. Птицы. Значение. Охрана .Звери (млекопитающие).Значение. Охрана. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

 

Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует  на наглядном материале. пользоваться знаками, символами. Сравнивает, обобщает различные объекты, явления, факты на наглядном материале с помощью учителя. Выделяет  некоторые существенные общие и отличительные свойства  хорошо знакомых предметов. Применять начальные сведения  о сущности особенностях объектов, процессов и явлений  действительности (природных, социальных, культурных,  технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и учебных  задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между процессами и объектами.

34

7.

Человек.

Как работает наш организм. Взаимодействие органов.  Здоровье человека. Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.   Здоровое (рациональное) питание. Органы дыхания. Вред курения.  Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,  обобщение, классификацию, установление аналогичных, закономерностей, причинно – следственных связей) на  наглядном, доступном вербальном материале, основе   практической деятельности в соответствии с   индивидуальными возможностями.

13

9

Повторение.

Неживая природа. Живая природа.

 

3

 

 

 

 

68ч.

 

 

 

3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение»   в  6 классе

Личностные результаты:

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-формирование интереса к предмерам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её природным богатствам.

-формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о ЗОЖ.

-проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке природоведения, при выполнении домашнего задания и во внеурочной деятельности;

-развитие навыков  сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения  затруднений  при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника.

-формирование готовности обращаться  к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.

 -формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний ЗОЖ,

-формирование  стремлений соблюдать и вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними животными.

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой – экологическое воспитание.

-знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки, формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны.

-овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющемся и развивающемся  мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем

Коммуникативные учебные действия:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

 Базовые учебные действия

 

Регулятивные учебные действия:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

 

 

 

 

Предметные результаты

 Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации;

-название сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил ЗОЖ;

-участие в беседе, обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения;

-выполнение задания без текущего контроля учителя( при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

-называть животных и растения, занесённых в Красную книгу

 Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, на фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определённым группам;

-название сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и ЗОЖ, понимание их значения в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил  безопасного поведения в природе и в обществе;

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

 

 

Развитие жизненной компетенции:

-Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

-Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-Овладение навыками коммуникации;

-Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

-Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 Основные направления коррекционной работы:

-Развитие зрительного восприятия и узнавания;

-Развитие пространственных представлений и ориентации;

-Развитие основных мыслительных операций;

-Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;

-Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

-Обогащение словаря, развитие речи;

-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

«Природоведение» предполагает использование:

1.Т.М. Лифанова. Е.Н. Соломина. Природоведение. Учебник для 6 класса, для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019 г.

2.Природоведение. Рабочая тетрадь. Т.М. Лифанова. О.А. Дубровина

 

- мебель: школьная  доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для

учащихся;

- - программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя;

- технические средства обучения;

- печатное оборудование: карточки, картины, плакаты, карты;

- полезные ископаемые;

- микроскопы;

- гербарий;

- оборудование для проведения  предметно-практических упражнений (ножницы,

бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин т.п.);

- муляжи (фрукты, овощи, дикие и домашние животные).

 

 

 


 

Рабочая программа по природоведению для 6 класса (ФГОС) 1

Рабочая программа по природоведению для 6 класса (ФГОС) 1

Рабочая программа направлена на решение следующих задач : - сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой…

Рабочая программа направлена на решение следующих задач : - сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе; - демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой…

Содержание учебного предмета «Природоведение» 6 класс

Содержание учебного предмета «Природоведение» 6 класс

Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены

Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены

Животный мир Земли. Разнообразие животного мира

Животный мир Земли. Разнообразие животного мира

Формирование знаний ЗОЖ, -формирование стремлений соблюдать и вести здоровый образ жизни

Формирование знаний ЗОЖ, -формирование стремлений соблюдать и вести здоровый образ жизни

Предметные результаты Достаточный уровень: -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения информации об изучаемых объектах по заданию педагога;…

Предметные результаты Достаточный уровень: -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения информации об изучаемых объектах по заданию педагога;…

Развитие жизненной компетенции: -Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и…

Развитие жизненной компетенции: -Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022