СОГЛАСОВАНО:
Управляющим советом школы
Протокол №2 от 24. 04. 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ по основной деятельности
№ 74 от 27. 04. 2015 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ программа
ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
Автор программы:
учитель английского языка
МОУ «Изварская СОШ»
Чванова Надежда Васильевна
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Количество детей: 50 чел.
Сроки реализации: 1 июня 2015 – 26 июня 2015 г.
Извара 2015 г.
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим, это жизнь в коллективе. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Эти функции выполняет ДОЛ «Планета детства» на базе МОУ «Изварсая СОШ», кроме того наряду с организацией занятости и отдыха подростков в условиях школьного лагеря, еще и организацию их трудовой деятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, труда и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Актуальность данной программы в том, что она является ярким примером реализации конкретного заказа со стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав лагеря – это обучающиеся образовательного учреждения в возрасте 7–15 лет, в количестве 50 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подростков группы риска (с девиантным поведением).
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух разновозрастных отрядах разной направленности.
Отряд творческой направленности «Солнышко» предусматривает вовлечение детей в досуговую деятельность с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Отряд трудовой направленности «Муравьи» предусматривает наряду с организацией занятости и отдыха подростков в условиях школьного лагеря, еще и организацию их трудовой деятельности. Выполнение реальных трудовых заданий носит большой воспитательный эффект: процесс труда оказывает благотворное влияние на воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплины, аккуратности, уважения к людям труда. Формированию этих качеств способствует работа в трудовой бригаде.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Закон РФ «Об образовании»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ
Концепция программы
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка.
Основная деятельность детского оздоровительного лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
При организации трудового процесса педагоги исходят из того, что позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
Находясь в ДОЛ, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы: создание благоприятных условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья, развитие творческих и интеллектуальных способностей с учетом индивидуальных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы
1. Образовательные:
- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об
окружающем мире,
- расширить кругозор в области культуры,
- расширить кругозор в области физической культуры и спорта.
2. Развивающие:
- развить навыки здорового образа жизни,
- развить двигательную активность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей,
- развить творческие и профессиональные способности,
- развить интерес детей к самовыражению себя через различные виды деятельности,
- развить навыки конструктивного общения со сверстниками, воспитывая толерантное отношение к окружающим, уважение к иному мнению,
- развить творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
3. Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и навыки общения,
- воспитать дружеское уважительное отношение к окружающим,
- способствовать становлению гражданственности,
- воспитать патриотизм,
- сформировать качества ребенка, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру,
- сформирование интерес к различным видам деятельности, в том числе и трудовым.
Программа детского оздоровительного лагеря «Планета детства» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Планета детства» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основное содержание программы
В течение смены в творческом отряде «Солнышко» ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.
В отряде трудовой направленности «Муравьи» сочетается трудовая деятельность и воспитательно-оздоровительные мероприятия: в первой половине дня подростки занимаются общественно-значимой деятельностью, трудовыми делами, а затем отдыхают, участвуя в воспитательных и оздоровительных мероприятиях лагеря.
Содержание работы лагеря трудовой направленности определяется задачами воспитания, трудового и профессионального обучения, профессиональной ориентацией обучающихся, интересами школы.
Реализация программы ДОЛ «Планета Детства» осуществляется через гармоничную организацию различных видов деятельности:
- Гражданско-патриотическая деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Познавательно–образовательная деятельность;
- Экологическая и трудовая деятельность;
- Нравственно – эстетическая деятельность;
- Спортивно–оздоровительная деятельность;
- Культурно–досуговая деятельность.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Вся деятельность подростков соответствует требованиям охраны труда для организаций, в которых работают несовершеннолетние лица. Ежедневно перед началом работы воспитателями проводится инструктаж по ТБ и охране труда. Продолжительность рабочего дня подростков составляет 4 часа в день. Через каждые 45 минут работы необходим 10-15- минутный перерыв для отдыха. Для детей 10-14 лет рабочее время составляет 45 минут.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
В конце дня ребята отмечают свое настроение в солнечном (трудовом) уголке настроения.
Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
– подбор кадров;
– комплектование лагеря, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение детей;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает:
– реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют лагерный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
– анализ результатов работы – отчет о работе лагеря
– творческий отчет (фотоальбом, презентация, видеоматериалы)
План мероприятий в детском оздоровительном лагере
Дата |
Мероприятия |
|
Планета детства |
Планета детства -1 |
|
1-й день (01.06.) |
День защиты детей |
|
Ø Анкетирование Ø Знакомство с распорядком дня Ø Развлекательная программа «Международный день защиты детей» Ø Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую солнце…» Ø Подготовка праздника «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» |
Ø Анкетирование Ø Знакомство с распорядком дня Ø Развлекательная программа «Международный день защиты детей» Ø Подготовка праздника «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» Ø Трудовые дела
|
|
2-й день (02.06.) |
День пожарного |
|
Ø Медицинский осмотр Ø Викторина «Пожарным можешь ты не быть…» Ø Конкурс рисунков «Опасный огонь». Ø Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Ø Практикум «Твои действия при пожаре» с эвакуацией из здания школы. Ø Подготовка праздника «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» |
Ø Медицинский осмотр Ø Викторина «Пожарным можешь ты не быть…» Ø Конкурс рисунков «Опасный огонь». Ø Практикум «Твои действия при пожаре» с эвакуацией из здания школы. Ø Подготовка праздника «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» Ø Трудовые дела
|
|
3-й день (04.06.) |
День лагеря |
|
Ø Праздник «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» Ø Оформление отрядных уголков Ø Подвижные игры на свежем воздухе. |
Ø Праздник «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» Ø Оформление отрядных уголков Ø Подвижные игры на свежем воздухе. Ø Трудовые дела |
|
4-й день (05.06.) |
День защиты окружающей среды |
|
Ø Викторина «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?» Ø Трудовой десант (уборка школьной территории) Ø Конкурс плакатов «Земля - наш дом» |
Ø Игра «Зелёные станции» Ø Конкурс рисунков на асфальте «Мой родной край» Ø Трудовые дела
|
|
5-й день (06.06.) |
Пушкинский день |
|
Ø Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках» Ø Просмотр сказки А.С. Пушкина Ø Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки!» |
Ø Игровая программа «Путешествие на остров Буян» Ø Просмотр сказки А.С. Пушкина Ø Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки!» Ø Трудовые дела
|
|
6-й день (08.06.) |
День мастеров |
|
Ø Подготовка акции «Меняем сигарету на конфету» Ø Поделка из ладошек «Цветок дружбы» Ø Конкурс «Дело мастера боится» Ø Акция «Подарок для друга» |
Ø Подготовка акции «Меняем сигарету на конфету» Ø Конкурс «Дело мастера боится» Ø Акция «Подарок для друга» |
|
7-й день (09.06.) |
День здоровья |
|
Ø Спортивная эстафета «Зов джунглей» Ø Подготовка акции «Меняем сигарету на конфету» Ø Разучивание новых подвижных игр |
Ø Спортивная игра «Внимание! На старт!» Ø Подготовка акции «Меняем сигарету на конфету» Ø Трудовые дела
|
|
8-й день (10.06.)
|
День игр, забав |
|
Ø Конкурс меломанов «Угадай мелодию» Ø Спортивный час «Первенство по футболу» Ø Час игр «Игра - веселая пора» |
Ø Спортивная программа «Скакалочные состязания» Ø Час игр «Игра - веселая пора» Ø Трудовые дела
|
|
9-й день (11.06.) |
День России |
|
Ø «Что такое Россия?»- тематический час Ø Спортивный час Ø Конкурс рисунков на асфальте «Мы - дети России» |
Ø «Русская берёза – символ Родины моей» - тематический час Ø Спортивный час Ø Конкурс рисунков на асфальте «Мы - дети России» Ø Трудовые дела |
|
10-й день (13.06.) |
День зелёного огонька |
|
Ø Праздничная программа «Путешествие в страну дорожных знаков» Ø Конкурс рисунков «Волшебное колесо» Ø Эстафета «Безопасное дорожное движение» |
Ø Конкурс рисунков «Волшебное колесо» Ø Эстафета «Безопасное дорожное движение» Ø Трудовые дела
|
|
11-й день (15.06.) |
День творчества |
|
Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» Ø Конкурс на создание дружеского шаржа Ø Игровая программа «Ассорти талантов» Ø Методика «Выбор» |
Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» Ø Конкурс на создание дружеского шаржа Ø Методика «Выбор» Ø Трудовые дела
|
|
12-й день (16.06.) |
День природы |
|
Ø Конкурс плакатов о природе «Зелёный патруль» Ø Экологическая игра «Весёлый муравейник» Ø Викторина «Краса земли родной - цветы» Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» |
Ø Конкурс плакатов о природе «Зелёный патруль» Ø Экологическая игра «Весёлый муравейник» Ø Викторина «Краса земли родной - цветы» Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» Ø Трудовые дела |
|
13-й день (17.06.) |
День сказок |
|
Ø КВН «В гостях у сказки» Ø «Сказочный денёк» всё и обо всех сказках Ø Сказка «Гуси-лебеди» - на новый лад (театральное представление) |
Ø КВН «В гостях у сказки» Ø «Сказочный денёк» всё и обо всех сказках Ø Трудовые дела
|
|
14-й день (18.06.) |
День мультфильмов |
|
Ø Проект «Мой мультфильм» Ø Просмотр мультфильма Ø Конкурс рисунков «Мой любимый мультяшный герой» Ø Подвижные игры |
Ø Проект «Мой мультфильм» Ø Просмотр мультфильма Ø Трудовые дела
|
|
15-й день (19.06.) |
День Берендея |
|
Ø Эстафета « В гостях у матушки Природы» Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» |
Ø Эстафета « В гостях у матушки Природы» Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» Ø Трудовые дела |
|
16-й день (20.06.) |
День труда |
|
Ø Трудовой десант. Ø Конкурсная программа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Ø Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» |
Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» Ø Конкурсная программа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Ø Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» Ø Трудовые дела |
|
17-й день (22.06.) |
День памяти |
|
Ø Литературно - музыкальная композиция «Подвиг во имя Родины» Ø Митинг с возложением цветов Ø Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» |
Ø Литературно - музыкальная композиция «Подвиг во имя Родины» Ø Митинг с возложением цветов Ø Трудовые дела |
|
18-й день (23.06.) |
День Олимпийских игр |
|
Ø Малые олимпийские игры. Ø Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух». Ø Беседа + презентация «Из истории олимпийских игр» Ø Подготовка к закрытию лагерной смены |
Ø Малые олимпийские игры. Ø Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух». Ø Беседа + презентация «Из истории олимпийских игр» Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Трудовые дела |
|
19-й день (24.06.) |
День театра и музыки |
|
Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Викторина «Домисолька» Ø Подвижные игры |
Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Викторина «Домисолька» Ø Подвижные игры Ø Трудовые дела |
|
20-й день (25.06.) |
День дружбы |
|
Ø Закрытие лагерной смены Ø Конкурс рисунков «Вот что значит настоящий верный друг!» Ø Конкурс «Самый, самый» Ø Медицинский осмотр |
Ø Закрытие лагерной смены Ø Конкурс «Самый, самый» Ø Медицинский осмотр Ø Конкурс загадок «Отгадай-ка» Ø Трудовые дела
|
|
21-й день (26.06.) |
Прощальный огонёк |
|
Ø Викторина «Угадайка» Ø Конкурс рисунков «Мой лагерь» Ø Анкетирование «Как я прожил смену» |
Ø Викторина «Угадайка» Ø Конкурс рисунков «Мой лагерь» Ø Анкетирование «Как я прожил смену» |
Ежедневные мероприятия
· Зарядка
· Организационная линейка
· Занятия по интересам
· Минутка безопасности
· Минутка здоровья
· Час на свежем воздухе
· Послеобеденный отдых
· Подведение итогов дня
Беседы по правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
Дата |
Тема беседы |
01.06. |
«Дорога домой» Вводный инструктаж |
02.06. |
«Пожарная безопасность». Инструктаж по пожарной безопасности |
04.06. |
«Бытовые приборы» Инструктаж по электробезопасности |
05.06. |
«На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!» Инструктаж по правилам безопасности на реке и водоемах |
06.06. |
«Если ты дома один» «Закаливание» |
08.06. |
«Страна Витаминия» |
09.06. |
«Мой рост и мой вес» Инструктаж по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий |
10.06. |
«Как правильно загорать» «Смех – лучшее лекарство» |
11.06. |
Инструктаж по правилам безопасности при обнаружении старых снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов |
13.06. |
«Правила дорожного движения» Инструктаж по правилам дорожно-транспортной безопасности |
15.06. |
«Домашние опасности» «Гигиена в доме» |
16.06. |
«Ядовитые растения» Инструктаж по правилам безопасности при работе на пришкольном участке |
17.06. |
«Правила поведения в общественных местах» «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» |
18.06. |
«Поведение в помещении» |
19.06. |
«Правила поведения в природе» Инструктаж по правила поведения в экстремальных ситуациях |
20.06. |
«Правила дорожного движения» |
22.06. |
«Правила поведения на массовых мероприятиях» Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах |
23.06. |
«Правила поведения при проведении спортивных мероприятий» Инструктаж по проведению прогулок, походов |
24.06. |
«Правила поведения в театрах, музеях» |
25.06. |
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых |
26.06. |
«Если ты дома один» |
Режим дня ДОЛ «Планета детства»
отряда творческой направленности «Солнышко»
1. 8.30 – 8.45 – сбор детей
2. 8.45 – 9.00 – зарядка
3. 9.00 – 9.15 – утренняя линейка
4. 9.15 – 10.00 – завтрак
5. 10.00 – 12.00 – занимательные мероприятия по плану, трудовые дела, игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия
6. 12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
7. 13.00 – 14.00 – обед
8. 14.00 – 14.30 – свободное время, подготовка ко сну.
9. 14.30 – 15.30 – дневной сон
10. 16.00 – 16.30 – полдник
11. 16.30 – 18.00 – культурные мероприятия по плану, игры на свежем воздухе, подведение итогов дня
12. 18.00 – уход детей домой
Режим дня ДОЛ «Планета детства»
отряда трудовой направленности «Муравьи»
1. 8.30 – 8.45 – сбор детей
2. 8.45 – 9.00 – зарядка
3. 9.00 – 9.15 – утренняя линейка
4. 9.15 – 10.00 – завтрак
5. 10.00 – 10.45 – трудовые дела
6. 10.45 – 12.00 – занимательные мероприятия по плану, игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия
7. 12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
8. 13.00 – 14.00 – обед
9. 14.00 – 14.30 – свободное время, подведение итогов
10. 14.30 – уход детей домой
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения.
Партнерский компонент
|
|||||
Сведения об участниках
(социальный состав воспитанников)
Всего детей – 50
Из них:
– из многодетных семей - 8
– из социально незащищенных семей - 9
– из числа детей, лишенных опеки родителей - 2
– из семей одиноких родителей - 20
- из полных семей - 10
– детей с ограниченными физическими возможностями (хроническое заболевание) - 0
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 3
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из средств комитета социальной защиты населения (отряд «Солнышко») и из средств местного бюджета (отряд «Муравьи»).
Ожидаемые результаты
1. Увеличение занятости подростков, охваченных трудовой и оздоровительной деятельностью до 50 чел.
2. Общее оздоровление детей через соблюдение режима питания; витаминизацию организма; организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
3. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
4. Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
5. Развитие творческих и профессиональных способностей, инициативы и активности ребёнка.
6. Приобретение подростками новых социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.