ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Уровень усвоения программы: стартовый
Возраст учащихся 5-6 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Петрова А.И., педагог дополнительного образования
р.п. Варгаши 2023 г.
Паспорт программы
Фамилия, имя, отчество автора-составителя программы |
Петрова Алёна Ивановна |
Учреждение |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Варгашинский детскоюношеский центр» |
Наименование программы |
«Танцевальная радуга» |
Объединение |
«Фантазия» |
Тип программы |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Направленность программы |
Художественная |
Образовательная область |
Хореография |
Вид программы |
Модифицированная, программа создана на основе дополнительной образовательной программы «От ритмики к танцу», составитель – Шершнев В.Г. Москва |
Возраст учащихся |
5-6 лет |
Срок обучения |
1 год |
Объем часов по годам обучения |
1 год обучения – 68 часов |
Уровень усвоения программы |
Стартовый |
Цель программы: |
Формирование и развитие стойкого интереса дошкольников к хореографическому искусству, освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков с учетом индивидуальных особенностей |
С какого года реализуется программа |
С 2023 года |
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………… 2
1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка ………………………………………………. 4
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………. 6
1.3. Планируемые результаты………………………………………......... 7
1.4.Учебный план ………………………..………….………………..........9
1.5. Содержание программы …………………………………………...11
1.6. Тематическое планирование………………………………………..13
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы……………………………....... 17
2.2. Формы аттестации контроля…………………………………….. 17
2.3. Оценочные материалы…………………………………………... 17
2.4. Методические материалы……………………………………….. 18
2.5. Список литературы (для педагогов и учащихся)………………. 18
3. Приложения…………………………………………………………….. 19
4. Аннотация…………………………………………………………......... 24
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы.
Программа имеет художественную направленность и предназначена для детей, желающих научиться красиво двигаться, танцевать, познать более глубоко прекрасный мир хореографического искусства.
Актуальность программы.
Программа представляет собой синтез классической, современной хореографии и ритмики, то есть широкий спектр хореографического образования. Занятия хореографией позволяют:
• восполняют дефицит движений,
• развивают у детей танцевальную культуру,
• способствуют развитию грации, осанки, красоты тела,
• учат красоте и выразительности,
• вырабатывают музыкальность,
• формируют грациозность,
• дают ребенку комфортность общения, чувство сплоченности и сопереживания.
Содержание программы соответствует основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки , техники, искусства, культуры. Программа написана в соответствии в соответствии государственному, социальному заказу родителей или их представителей и детей.
Отличительные особенности программы.
В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.
В программе реализуются в равной степени элементы ритмики, современной и классической хореографии в комплексе. Благодаря этому у ребят расширяются возможности выражения творческой индивидуальности. Хотя программа разделена на отдельные части, но в связи со спецификой занятий могут изучаться элементы разных направлений.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к программам нового поколения, что делает возможным выстраивание индивидуального маршрута развития каждого обучающегося и будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Данная программа предусматривает обучение и по индивидуальным, образовательным маршрутам. Могут быть использованы в работе дистанционные формы обучения и закрепления пройдённого материала.
Дистанционные формы работы помогают разнообразить творческую деятельность, помогают не допустить отставания по программе детям, временно не посещающим очные занятия. Занятия разработаны согласно возрастным особенностям детей, а также данные занятия могут применяться для обучения детей с ограниченными возможностями.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся-дошкольников в возрасте 5-6 лет Возраст учащихся 5-6 лет.
Объем и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год
Годовая нагрузка – 68 часов
Недельная нагрузка – 2 часа. Продолжительность занятия – 30 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут с перерывом 10 минут.
Форма обучения и виды занятий.
Форма обучения – групповая, индивидуальная ( парная) Виды занятий:
• практические учебные занятия;
• фестивали, конкуры, концерты (посещение и участие);
• открытые занятия;
• класс – концерт;
• «творческие посиделки» (праздники, чаепития с воспитанниками других творческих объединений, прогулки на природе).
Программа «Танцевальная радуга» разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);
Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в
ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» от
29.12.2012 г.;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642);
Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (Приказ
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196);
Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н); методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-3242 от 18.11.2015 г.);
методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Курганской области (письмо Департамента образования и науки Курганской области от 26.10.2021 г. исх.№ 08-05794/21
«О структурной модели дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы»), Устав образовательного учреждения МБУ ДО "Варгашинский ДЮЦ".
Зачисление на обучение данной программой осуществляется по желанию детей и родителей (законных представителей).
К занятиям допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучающиеся предоставляют заключение от врача (справку) об отсутствии противопоказаний к занятиям по хореографии (на основании Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, пункт 8.10.).
1.2.Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие стойкого интереса дошкольников к хореографическому искусству, освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков с учетом индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
Обучающие:
• овладение детьми основами танцевального искусства
(хореографического мастерства);
• овладение ритмопластикой танца;
• обучение детей приёмам актерского мастерства Развивающие:
• развитие индивидуальных способностей детей;
• развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе;
• развитие мотивации к творческой деятельности. Воспитательные:
• создание дружественной среды вокруг самоопределяющей личности;
• создание условий для общения;
• воспитание общечеловеческих ценностей; формирование потребности здорового образа жизни; воспитание гражданственности и патриотизма.
• формирование у детей коммуникативной, личностнопознавательной и регулятивной компетентности;
• адаптация к современной жизни на основе знаний, умений, навыков.
1.3.Планируемые результаты.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия; Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;
Обучающийся получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
• программный «объем движений» ритмики и современного танца
• основные упражнения игровой партерной гимнастики (развить подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц, связок суставно-связочного аппарата)
• пространство репетиционного и сценического пространства (1-8 точки), линейное, круговое построение, основные фигуры – рисунки танца
• основной метроритмический рисунок музыки будут уметь:
• выделять характерные признаки предметов и живых объектов, сравнивать и группировать их по общим признакам, быть наблюдательным, внимательным, любознательным
• определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей (двухчастная простая музыкальная форма)
• использовать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов (совместно с педагогом) У них разовьются умения и навыки:
• общей культуры, интеллектуально-эстетического развития
• умение адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников
• самостоятельность, силу воли, уметь доводить начатое дело до конца, осознавать значение результатов своего творческого поиска
1.4. Учебный план
№ |
Перечень тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
||
Теор. |
Прак |
|
|
||||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. Радостные поклоны.Игры на знакомство |
1 |
1 |
- |
Беседа, Игра |
Опрос Беседа Наблюдение |
|
2. |
Беседа о хореографическом искусстве |
1 |
1 |
- |
Беседа |
Опрос Беседа Наблюдение |
|
3. |
Разучивание поклона. Работа над постановкой корпуса, рук, ног, головы у станка |
4 |
- |
4 |
Практикум Разминка
|
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
4. |
Классические позиции рук и ног на середине |
4 |
- |
4 |
Практикум Разминка |
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
5. |
Изучение терминологии |
2 |
1 |
- |
Беседа |
Опрос Беседа |
|
6. |
Основы образноигровой партерной гимнастики на середине зала |
2 |
- |
2 |
Практикум Игра Разминка |
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
7. |
Работа над навыком ориентации в классе |
2 |
- |
2 |
Практикум Разминка
|
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
8 |
Изучение экзерсиса у станка |
8 |
- |
8 |
Практикум Разминка
|
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
9. |
Элементы хореографических упражнений на середине класса |
6 |
- |
6 |
Практикум Разминка
|
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
10. |
Изучение прыжков (аллегро) |
2 |
- |
2 |
Практикум Разминка |
Выполнение отдельных элементов, |
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение |
|
11. |
Партерная гимнастика |
6 |
- |
6 |
Практикум Разминка |
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
12 |
Джазовые позиции рук и ног |
6 |
- |
6 |
Практикум Разминка |
Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
13 |
Ритмические упражнения |
4 |
1 |
3 |
Беседа Разминка |
Опрос Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
14 |
Музыкальные игры; |
4 |
2 |
2 |
Беседа Игра Разминка |
Опрос Наблюдение Выполнение элементов игры |
|
15 |
Музыкальные задания по прослушиванию и анализу танцевальной музыки. |
4 |
1 |
3 |
Беседа Разминка |
Опрос Выполнение отдельных элементов, Наблюдение |
|
16 |
Упражнения на развитие физических данных |
8 |
2 |
6 |
Беседа Разминка |
Опрос Выполнение отдельных элементов, Наблюдение
|
|
17 |
Отчетное представление для родителей
|
4 |
2 |
2 |
Практикум Беседа Разминка |
Наблюдение Мини- концерт |
|
Итого |
68 |
11 |
57 |
|
|
||
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Всего часов по программе |
68 часов |
|
Теория |
Практика |
|
11 |
57 |
|
Продолжительность учебного года |
36 недель |
|
Начало учебного года |
11 сентября 2023 г. |
|
Первое полугодие |
11.09.2023 -31.12.2023. |
|
Промежуточная аттестация |
Декабрь 2023 |
|
Второе полугодие |
11.01.2024 - 31.05.2024 |
|
Итоговая аттестация |
Май 2024 г. |
1.5. Содержание программы
1. Вводное занятие.(1 час)
Теория: Заинтересовать, заинтриговать ребенка, ввести его в мир танцевальной образности и игры с радостью и улыбкой.
1. «Техника безопасности в занимательной форме».
2. «Радостные поклоны» - психологическая установка на занятие – введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой.
3. Знакомство с музыкальными (шумовыми) инструментами.
4. Линейное и круговое построение «Рассыпуха».
2. Беседа о хореографическом искусстве. (1 час)
Теория: Познакомить с понятием «хореография», «хореографическое искусство».
Лекция, Показ движений.
3. Разучивание поклона. Работа над постановкой корпуса, рук, ног, головы у станка. (4 часа)
Практика: Освоить поклон в анфас к зеркалу. Aplomb – постановка корпуса. Постановка тела начинается сначала по 1-й полувыворотной позиции ног.
После закрепления постановки тела в 1-ой полувыворотной позиции ног переходят к 1-й выворотной позиции.
Постановка тела во 2-й и 3-й позициях у станка через вытягивание пальцев ног (носка стопы) в сторону.
Постановка тела во 2-й позиции ног начинается с разучивания перехода тела из 1-й позиции ног во 2-ю, стоя лицом к станку и придерживаясь за него двумя руками.
4. Классические позиции рук и ног на середине. (4 часа)
Практика: Изучение позиции ног в следующем порядке: первая, вторая, третья, пятая и четвёртая.
Познакомиться с правильной постановкой отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча. Три основных позиции рук, подготовительное положение и исходное положение.
Позиции рук исходят из четырёх направлений: подготовительное положение – руки опущены вниз; 1-я позиция – руки направлены вперёд; 2-я позиция – руки направлены в стороны; 3-я позиция – руки направлены вверх. Однако нужно выделить ещё исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бёдер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу).
5. Изучение терминологии. (1 час)
Теория: Знакомство с «Хореографической терминологией» - системой специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.
6. Основы образно-игровой партерной гимнастики на середине зала. (2 часа) Практика: Выработка шага, гибкости, эластичности мышц и связок, укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза.
7. Работа над навыком ориентации в классе. (2 часа)
Практика: Освоение репетиционного и сценического пространства. Круг, полукруг.
Круг в круге. Диагонали. Построения и перестроения.
Линии, колонна, звездочка. Построения и перестроения.
Шаги по диагонали с остановкой.
Практическое занятие.
Шаг с носка по диагонали, на носочках, перекат с пятки на носок, поднимание колена по диагонали.
Гранд батман по диагонали поочередно с коленом и с двумя прямыми ногами.
8. Изучение экзерсиса у станка. (8 часов)
Практика: Изучение танцевальных упражнений у станка:
• Плие по 1, 2 позициям
• Батман тандю по 1 позиции Батман тандю жете по 1 позиции.
• Понятие препарасьон.
• Релеве .
• Гранд батман жете. 1 п. Растяжка на станке.
9. Элементы хореографических упражнений на середине класса. (6 часов)
Практика: Обозначение Точки. По 4-тям, по половинам, полный поворот на месте. Плие по 1 позиции. Батман тандю по 1 позиции. Пордебра.
10. Изучение прыжков (аллегро). (2 часа)
Практика: Развитие прыгучести, легкости. Лицом к станку. Прыжки по 1, 2, 6 позициям (темп леве). На середине зала. Прыжки по 1, 2, 6 позициям.
11. Партерная гимнастика. (6 часа)
Практика: Развитие гибкости, танцевального шага, растянутости, эластичности мышц и связок. Упражнения сидя и лежа на полу.
12. Джазовые позиции рук и ног. (6 часа)
Практика: Изучение джазовых позиций ног в следующей последовательности: 1пареллельная, 2-параллельная, 3, 4. Изучение джазовых позиций рук: 1, 2, 3, 4 Познакомиться с правильной постановкой отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча.
13. Ритмические упражнения. (4 часа)
Теория (1 час): Ритмические упражнения и музыкальные игры. Объяснение нового материала.
Практика (3 часа): Упражнения на развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой.
14. Музыкальные игры. (4 часа).
Теория ( 2 часа): Ритмические упражнения с музыкальным заданием.
Практика( 2 часа) : 1.Игра на развитие чувства ритма "ОСЛИК", "Ласточки, воробьи и петухи", "На поляне".
15. Музыкальные задания по прослушиванию и анализу танцевальной музыки. (
4 часа).
Теория (1 час): Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей.
Практика (3 часа): Движение в различных темпах, со сменой движений.
16. Упражнения на развитие физических данных. ( 8 часов).
Теория (2 часа): Понятие «вытянутой» и «сокращенной» стопы.
Практика(4 часа) : Упражнения для спины «выворотных» и «невыворотных» ног. Упражнения на развитие шага, устойчивости и координации движений. Музыкальные, танцевальные и художественно-творческие способности. Импровизация, выполнение творческих заданий.
17. Отчетное представление для родителей ( 4 часа) .
Теория ( 2 часа) Повторение пройденного материала.
Практика ( 2 часа). Повторение изученных танцевальных номеров. Выступление.
№ |
Дат а про веде ния заня тия |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Форма занятия |
Техническое оснащение программы |
Формы аттестации контроля |
||
Всего |
Тео рия |
Прак тика |
||||||
1 |
|
Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. Радостные поклоны.Игры на знакомство |
1 |
1 |
- |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Опрос
|
2 |
|
Беседа о хореографичес ком искусстве |
1 |
1 |
- |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Опрос
|
3 |
|
Разучивание поклона. Работа над постановкой корпуса, рук, ног, головы у станка |
4 |
- |
4 |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков, последующая практическая работа |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов |
4 |
|
Классические |
4 |
- |
4 |
занятие - |
Компьютер |
Наблюдение |
|
|
позиции рук и ног на середине |
|
|
|
сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков |
|
Выполнение отдельных элементов
|
|
5 |
|
Изучение терминологии |
2 |
1 |
- |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков, последующая практическая работа |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Опрос
|
|
6 |
|
Основы образноигровой партерной гимнастики на середине зала |
2 |
- |
2 |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков, последующая практическая работа |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
|
7 |
|
Работа навыком ориентации классе |
над в |
2 |
- |
2 |
занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков последующая практическая работа |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
8 |
|
Изучение экзерсиса станка |
у |
8 |
- |
8 |
Занятие ознакомление и усвоение новых знаний, умений навыков, последующая практическая работа |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
9 |
|
Элементы хореографичес ких упражнений на середине класса |
6 |
- |
6 |
Занятие ознакомление и усвоение новых знаний, умений навыков, последующая практическая работа |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
|
10 |
|
Изучение прыжков |
2 |
- |
2 |
Занятие – сообщение с |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение |
|
|
(аллегро) |
|
|
|
последующей практической работой |
|
отдельных элементов
|
11 |
|
Партерная гимнастика |
6 |
- |
6 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
12 |
|
Джазовые позиции рук и ног |
6 |
- |
6 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой |
Компьютер
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов
|
13 |
|
Ритмические упражнения |
4 |
1 |
3 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Выполнение отдельных элементов Беседа
|
14 |
|
Музыкальные игры; |
4 |
2 |
2 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Выполнение отдельных элементов |
15 |
|
Музыкальные задания по прослушивани ю и анализу танцевальной музыки. |
4 |
1 |
3 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой, занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков,
|
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Опрос Выполнение отдельных элементов
|
16 |
|
Упражнения на развитие физических данных |
8 |
2 |
6 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой, занятие - сообщение и усвоение |
Компьютер Мультимедиа
|
Наблюдение Беседа Опрос Выполнение отдельных элементов
|
|
|
|
|
|
|
новых знаний, умений, навыков |
|
|
17 |
|
Отчетное представление для родителей
|
4 |
2 |
2 |
Занятие – сообщение с последующей практической работой, занятие - сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков |
Компьютер
|
Наблюдение Беседа Опрос Выполнение отдельных элементов
|
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы требуется материально-техническое обеспечение:
танцевальный класс
актовый зал
аудиоаппаратура
аудиотека
видеоаппаратура
видеотека
мультимедийный проектор
костюмы, реквизит для выступлений спортивный инвентарь – коврики
2.2. Формы аттестации:
• Беседа
• Наблюдение
• Анкетирование
• Выполнение отдельных элементов
• Тестирование
• Участие в концертах и конкурсах
Форма промежуточного контроля: итоговое занятие, выступление на отчетном концерте.
2.3.Оценочные материалы:
Отслеживание результатов реализации программы осуществляется путем:
• систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
• проведения социологических опросов детей (Приложение3);
• бесед с родителями;
• организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке;
• анализа творческих выступлений (открытые уроки и контрольные срезы, концерты для родителей, участие в концертах).
С помощью этих приемов можно оценить изменения уровня обученности и освоения изучения программы.
1.Мониторинговое исследование результатов(Приложение№1) 2.Тест для оценки подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц бедра и другие тесты (Приложение№1)
• Программа
• Разработки мероприятий (открытых занятий, концертов) Сборники игр, конкурсов и т.д.
• Медиатека (материалы по истории театра, классическому и современному танцу)
• Аудиотека
• Видеотека (классический, народный и современный танец)
• Положения о проведении конкурсов и фестивалей
• Методические комплексы «Азбука классического танца»,
«Ритмопластика», «Комплексы ритмогимнастических упражнений»
Список литературы (для педагога)
1. Г.А. Колодницкий – Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
2. В.Ю Никитин – МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика
3. С.С Полятков – Основы современного танца Poстoв н/[: ФeIIиI(с' 2005. _ 80
с. (CepиясБeапpoблeм>)
4. Н.А Александрова, В.А Голубева – Танец модерн. Пособие для начинающих.
Список литературы (для детей)
1.Бочарникова Э. Страна волшебная – балет. – М.: Детская литература, 1974.
2. Бочарова Э., Иноземцева Г. Тем кто любит балет. – М.: Русский язык, 1980.
3. Ванслов В. Статьи о балете.- Л.: Музыка, 1980.- 198 с.
4. Габович М. Душой исполненный полет. - М., 1966.
5. Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
Приложение 1
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
Adagio [адажио] - медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] - быстро; прыжки.
Allongee [алонже] - от гл.удлинить, продлить, вытянуть; движение из adagio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb [апломб] - устойчивость.
Battement [батман] - размах, биение.
Battementtendu [батман тандю] - отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Pascouru [па курю] - пробежка по шестой позиции.
Croisee [крауз] - от гл.скрещивать; поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Demi-plie [деми плие] - маленькое приседание.
Ecartee [экарт] -от гл. отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface [эфасе] - развернутое положение корпуса и ног.
Enface [ан фас] - прямо, прямое положение корпуса головы и ног Jete [жетэ] - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas [па] - шаг; движение или комбинация движений употребляется как равнозначноепонятию «танец».
Рliе [плие] - приседание.
Pointe [паунтэ] - пуант, носок, пальцы.
Portdebras [пор де бра] - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] - приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] - от гл. приподнимать, возвышать; подъем на пальцы или на полупальцы.
Saute [сотэ] - прыжок на месте по позициям.
Soutenu [сутеню] - от гл.выдерживать, поддерживать, втягивать.
Tempslevesaute [там лева сотэ] - прыжок по первой, второй или пятой позиции илииз пятой позиции на одну и ту же ногу.
Tempslie [там лие] - связанное во времени; связующее, плавное, слитное движение.
Entournant [ан турнан] - от гл. вращать; поворот во время движения.
Выворотность - раскрытие ног в тазобедренном голеностопном суставах. Координация - соответствие и согласование всего тела.
Приложение 2
Мониторинговое исследование результатов
Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При наборе детей для занятий в студию проводится проверка профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
В процессе обучения природные данные ребенка совершенствуются в той или иной степени. «Зеркалом» именно этого процесса является мониторинг. Мониторинг качества обучения – это совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения ученика от незнания к знанию. Для объективности оценки критерии берутся те же, что и при наборе.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени, стопы), в положении endehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. При определении выворотности ног следует обратить внимание:
- на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ног, т. е. На способность всей ноги (бедра, голени и стопы) занять выворотное положение;
- на возможность развития выворотности ног, исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;
- на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х- образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочномышечного аппарата и отрицательно сказывается на занятиях хореографией.
Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество как артистизм.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов. Во-первых, от строения тазобедренного сустава. Во-вторых, от строения ног будущего танцовщика. Тест для оценки подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц бедра.
ТЕСТ 1: Лежа на животе (подбородок касается пола) согнуть ногу и с помощи рук постараться коснуться пяткой ягодиц. Бедро согнутой ноги не должно отрываться от поверхности пола.
ТЕСТ 2: Сидя на полу, туловище вертикально, развести выпрямленные ноги как можно шире. Угол между ногами должен составлять не менее 90°. ТЕСТ 3: Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, соприкасаясь ступнями так, чтобы колени касались пола.
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Стопа является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. Подъем стопы – это ее изгиб вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий, средний и маленький.
Тесты для определения подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.
ТЕСТ 1: Присесть, не отрывая носки и пятки от пола, руки вдоль тела. При нормальной подвижности голеностопного сустава угол между поверхностью опоры и голенью составляет 45° – 55°.
ТЕСТ 2: Встать лицом к станку и опереться руками. Отставить выпрямленную ногу как можно дальше назад, не отрывая пятку от пола. Угол между поверхностью пола и прямой ногой должен составлять 50° – 60°.
ТЕСТ 3: Из положения стоя на коленях сесть на пятки. В норме тыльная поверхность стопы и голеностопного сустава касаются пола. Носки не должны быть обращены внутрь.
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед, назад. После проверки величины пассивного шага, произведенной с посторонней помощью, проверяется активный шаг – это способность поднять ногу самостоятельно. Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек – выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. Тесты для определения растяжки и оценки танцевального шага.
ТЕСТ 1:Стоя у палки поднять одну ногу в сторону в «шпагат». Опорная нога должна быть выворотной, обе ноги натянуты.
ТЕСТ 2: Стоя лицом к палке кидать выворотную и выпрямленную ногу назад.
ТЕСТ 3: Стоя лицом к палке положить одну ногу на нее выворотно, опорная нога выворотная и выпрямленная, спина прямая. Съезжать ногой по палке, при этом надо бедра держать на одной линии с телом.
Гибкость тела – это одно из главных профессиональных требований к ребенку. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа. Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого вперед и назад. Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
Тесты для оценки гибкости позвоночника.
ТЕСТ 1: Встать прямо, ноги вместе. Наклониться как можно ниже вперед, опустив руку вниз. Кончики пальцев должны коснуться пола.
ТЕСТ 2: Встать спиной к стене, ноги на расстоянии 30 см. друг от друга. Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Кончики пальцев должны опуститься чуть ниже коленной чашечки.
ТЕСТ 3: лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10 – 20 см.
Таблица для фиксирования результатов.
№ п/п |
Параметры |
Выворотность, пластичность, стрейчинг |
Музыкальность, чувство ритма |
Техничность исполнения |
|||
Фамилия Имя |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень - –
Средний уровень -
Высокий уровень- +
Приложение 3
АНКЕТА
1. Фамилия, имя.___________________________________________________
2. Сколько времени вы уже занимаетесь танцами?_______________________ 3. Из каких источников вы узнали о существовании нашей студии?____________________________________________________________ 4. Нравится ли вам заниматься хореографией?__________________________
5. Какие отношения у вас с педагогом?_________________________________
6. Какой урок нравится больше?______________________________________
7. Вы часто пропускаете уроки?_______________________________________
Почему?___________________________________________________________ 8. Нравится ли вам, когда с вами разговаривают на «профессиональном языке»?____________________________________________________________
9. Нравится ли вам выступать на сцене?________________________________
10. На твой взгляд, все ли ты делаешь правильно, исполняя танец?_________
11. Над чем вам нужно поработать?___________________________________ 12. Планируете ли вы дальше заниматься в нашем
коллективе?________________
Если вы не планируете, то почему?____________________________________ Аннотация
к программе «Танцевальная радуга»
Реализуя социальный заказ детей, родителей, программа «Танцевальная радуга» составлена в соответствии с основными нормативными документами, положенными в основу общеразвивающей программы.
Направленность программы.
Программа имеет художественную направленность и предназначена для детей, желающих научиться красиво двигаться, танцевать, познать более глубоко прекрасный мир хореографического искусства.
Актуальность программы.
Программа представляет собой синтез классической, народной хореографии и ритмики, то есть широкий спектр хореографического образования.
Занятия хореографией позволяют:
• восполняют дефицит движений,
• развивают у детей танцевальную культуру,
• способствуют развитию грации, осанки, красоты тела,
• учат красоте и выразительности,
• вырабатывают музыкальность,
• формируют грациозность,
• дают ребенку комфортность общения, чувство сплоченности и сопереживания.
Отличительные особенности программы.
В программе реализуются в равной степени элементы ритмики, современной и классической хореографии в комплексе. Благодаря этому у ребят расширяются возможности выражения творческой индивидуальности. Хотя программа разделена на отдельные части, но в связи со спецификой занятий могут изучаться элементы разных направлений.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к программам нового поколения, что делает возможным выстраивание индивидуального маршрута развития каждого обучающегося и будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся-дошкольников в возрасте 5-6 лет Возраст учащихся 5-6 лет.
Объем и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год
Годовая нагрузка – 68 часов
Недельная нагрузка – 2 часа. Продолжительность занятия – 30 минут, с перерывом 10 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю Форма обучения – групповая
Виды занятий –
• практические учебные занятия;
• экскурсии;
• фестивали, конкуры, концерты (посещение и участие);
• открытые занятия;
• класс – концерт;
• «творческие посиделки» (праздники, чаепития с воспитанниками других творческих объединений, прогулки на природе).
Цель программы: формирование и развитие стойкого интереса дошкольников к хореографическому искусству, освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков с учетом индивидуальных особенностей, расширение кругозора, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Задачи программы:
Обучающие:
• овладение детьми основами танцевального искусства
(хореографического мастерства);
• овладение ритмопластикой танца;
• обучение детей приёмам актерского мастерства Развивающие:
• развитие индивидуальных способностей детей;
• развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе;
• развитие мотивации к творческой деятельности.
Воспитывающие:
• создание дружественной среды вокруг самоопределяющей личности;
• создание условий для общения;
• воспитание общечеловеческих ценностей; формирование потребности здорового образа жизни; воспитание гражданственности и патриотизма.
• формирование у детей коммуникативной, личностнопознавательной и регулятивной компетентности;
• адаптация к современной жизни на основе знаний, умений, навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.