Программа дополнительного образования "Азбука финансов"
Оценка 4.6

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Оценка 4.6
docx
24.11.2019
Программа дополнительного образования "Азбука финансов"
Азбука финансов - кружок.docx

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верещагинская школа – интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по научно – техническому направлению   кружка

«Азбука финансов»

 
ПРИНЯТА

на ШМО воспитателей

Протокол № ______

«___»  __________2019г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Верещагинская школа -интернат»

 ____________ / Д.И. Петрова/

«___»  ______________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Составитель: Оксана Николаевна 

                                                                              Колупаева              

                                                        

                                                                                                

 

 

г. Верещагино, 2019г

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………….…..……2

 

Актуальность программы…………………………………………….……..……3

 

Цели и задачи программы………………………………………….…………….4

 

Особенности  программы………………………………………………………...5

 

Содержание программы …………………………………………………..……...6

 

Ожидаемые результаты…………………………………………………..……….7

 

Список рекомендуемой литературы и интернет-источников…………….…….8

 

Учебно-тематический план………………………………………………….……9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

             Дети ходят в школу за новыми знаниями по разным предметам, и, наверное, единственный предмет, который они не проходят в школе, но который, все же очень важен для их будущего: как с умом и ответственностью обращаться с деньгами. При этом мы, конечно же,  хотим, чтобы дети выросли финансово грамотными и финансово независимыми, чтобы ошибки, допущенные нами в финансовых вопросах, никогда не были повторены ими.

            В современных условиях финансовая грамотность становится   необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

           В 5 – 7 классах обучаются дети в возрасте 11- 14 лет. В этом возрасте подростки должны владеть базовыми знаниями в сфере современной экономики, умениями ставить финансовые цели и адекватно оценивать их достижимость.

Формирование элементов экономических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями,  является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы  обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.

        Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям.

     Значительное внимание в курсе уделяется формированию и развитию экономического мышления, освоению понятийного аппарата, столь необходимого для ориентации в современном рыночном мире, сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём.

Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы

 

 

Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Именно поэтому в этом возрасте (11 – 14 лет) возрастает актуальность обучения в этом направлении.

          Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

      Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

     Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

         Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

 

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы

 

Цель:

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся, активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,  воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Задачи:

 

· осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере; сформировать активную жизненную позицию, знания, умения, навыки, необходимые уче­нику в жизни и для продолжения изучения курса в следую­щем звене школы;

· определять актуальные и потенциальные источники доходов, развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием;

· анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

· выявлять возможные финансовые риски, оценивать их;

· оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью.

· формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

· воспитать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности программы

 

Программа кружка рассчитана на обучающихся 11 -14 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 33 часа в год.

Программа кружка составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

 - Муниципальный проект «Формирование финансовой грамотности у обучающихся как условие повышения уровня и качества жизни в Верещагинском муниципальном районе на 2017 – 2019гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные содержательные линии программы кружка:

 

Раздел 1. Что изучается в курсе «Азбука финансов»»

Что такое экономика. Что такое финансовая грамотность. Зачем быть финансово грамотным?  Понятие что такое деньги. Откуда они взялись Появление монет. Первые монеты разных государств. Устройство монет, изобретение бумажных денег.  Как назывались раньше. Чем расплачивались когда не было денег. Для чего нужны деньги? Кто их зарабатывает?  Как люди зарабатывают деньги? Современные деньги России. Доллар. Евро.

Раздел 2. Семейное хозяйство

Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Понятие потребности, виды потребностей, правильно подбирать товары и услуги.  Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Что нужно для существования семьи? Что такое ресурсы семьи и как их правильно использовать? Семья глазами экономиста. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи. Почему и как люди занимаются хозяйством? Что такое бюджет? Что туда входит.

Раздел 3. Семья и рынок.

Доходы и расходы семьи.  Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Что кладут в потребительскую корзину. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Заработная плата. Номинальные доходы. Реальные доходы. Из чего складываются доходы и расходы семей? Виды доходов. Профессии членов твоей семьи и родственников. Практическая деятельность. Игра «Профессии разные нужны, профессии разные важны»

Раздел 4. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

Что такое риск. Виды рисков. Ресурсосбережение основа финансового благополучия. Банкомат. Банковская карта. Кредиты. Виды кредитов. Что такое финансовое мошенничество. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Практическая деятельность. Личный финансовый план.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

 Сформированность основ финансовой грамотности у обучающихся, активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,  воспитанность ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретенный опыт  применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

 

Требования к предметным результатам освоения курса:

Владение понятиями:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Владение знаниями:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять на простых примерах;

- определение элементарных проблем в области семейных финан­сов и путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы и интернет-источников

 

1.      Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.

         Дополнительные пособия для учителя:

2.      Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.

Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c

4.     Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.

5.     Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.

6.     Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 c.

Интернет-источники:

1.     Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.

2.     Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

3.     Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru

4.     Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/

5.     Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/

6.     вашифинансы.рф;

7.     fmc.hse.ru;

8.     хочумогузнаю.рф

9.     Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» http://zanimatika.narod.ru/

10. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

11. http://www.dostatok.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

1 год обучения

 

 

Раздел, тема

Содержание

 

Что изучается в курсе «Азбука финансов»

 

1

Введение. Что такое деньги и откуда они взялись?

Почему так важно изучать финансовую грамотность? Чему вы можете научиться на занятиях финансовой грамотности?

2.

 

Деньги. История возникновения денег.

Понятие что такое деньги. Откуда они взялись. Как назывались раньше. Чем расплачивались когда не было денег.

3.

Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Доллар. Евро. Различие монет и купюр разного номинала.

4.

Как люди зарабатывают деньги?

Для чего нужны деньги, кто их и как зарабатывает?

 

«Семейное хозяйство»

 

 

5.

 

Потребности человека и семьи.

Понятие потребности, виды потребностей, правильно подбирать товары и услуги.

6.

 

Элементы семейного хозяйства.

Хозяйство семьи, виды имущества семьи.

 

 

7.

Хозяйственная деятельность семьи.

Виды хозяйственной деятельности семьи, особенности.

 

8,9

Что такое бюджет семьи?

Понятие слова «Бюджет», что оно означает, что сюда входит. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

10.

Разгадывание кроссворда «Бюджет семьи»

Что нужно для существования семьи.

11, 12, 13.

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства.

Виды финансовых документов семьи.

14.

Тест по теме «Откуда берутся и куда уходят деньги?»

Систематизация полученных знаний.

 

«Семья и рынок»

 

15, 16

Как правильно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас­ходов, чтобы избежать финансовых проблем. Понятия: расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

17, 18

Как делать сбережения?

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Понятия: копилки, коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.

19.

Экономические возможности семейного хозяйства.

Хозяйство семьи, виды имущества семьи. Понятие что такое экономические возможности.

20.

Профессии членов твоей семьи.

Нужды и профессии человека. Какими качествами должны обладать люди разных профессий. Понятие «оплата труда». Как оплачивается труд, от чего зависит размер зарплаты.

21.

Игра «Профессии разные нужны, профессии разные важны»

Систематизация полученных знаний.

 

«Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

 

22.

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

Понятие ресурсосбережение, финансовое благополучие. Какие бывают ресурсы. Из каких ресурсов какое производство получается.

23.

Банкомат. Банковская карта.

Знакомство со структурой банка, его назначением и функцией. Понятие: банкомат, банковская карта, вклады, оплата, сбережения.

24.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

Понятие потребительская корзина. Потребности человека, необходимые товары для жизни. Определение качества товара: качество изготовления, срок годности, условия хранения. Разница между потребностями и пожеланиями.

25.

Игра практикум «Я экономный хозяин!»

Систематизация полученных знаний.

26, 27.

Кредиты. Виды кредитов.

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»

28, 29.

Что такое финансовое мошенничество.

Понятие финансовое мошенничество.

Как обезопасить свои финансы? Какие бывают обманы и мошенники? Как хранить свои сбережения?  Как можно экономить?

30.

Что такое риск. Виды рисков.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

31.

Личный финансовый план.

На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками?

32.

Мини-проект «Я финансово-грамотный»

Защита мини –проектов.

33.

Итоговая работа по курсу «Азбука финансов»

Систематизация полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"

Программа дополнительного образования "Азбука финансов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019