ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа соответствует «Комплексной программе физического воспитания 1 – 11 классы» авторов д.п.н. В.И. Ляха и к.п.н. А.А. Зданевича и учебным пособием Лях В. И., Зданевич А. А. / Под.общ.ред. Лях В. И.”Физическая культура. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений , которая рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю) и составленная на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Выбор этой программы обусловлен следующим:
- программа составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования;
- основными методологическими принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно – воспитательного процесса;
- программа объединяет в себе три раздела основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания;
- программа предполагает обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям и позволяет приобрести необходимые знания в области физической культуры и спорта;
- программа формирует у обучающихся потребности и мотивы к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, в необходимости приобретения опыта общения;
- программа формирует адекватную оценку собственных физических возможностей, воспитывает инициативность и содействует развитию психических процессов
Она решает следующие задачи:
Календарно – тематическое планирование уроков разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.
Основной тип проведения занятий – комплексный урок. Комплексный урок – это урок, на котором совмещают изучение, закрепление или совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей школьников.
Лыжная подготовка, 3-я четверть температурный режим до – 14*, в безветренную погоду.
Возможна корректировка фактического планирования уроков в связи с погодными условиями.
Программа курса «Физическая культура» рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и предназначена для занятий со всеми группами здоровья: основная, подготовительная, специальная
Всего часов |
Количество часов на теоретический материал |
Количество часов на практическую часть |
Количество часов на зачет |
102 |
6 |
84 |
12 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п |
Вид программного материала |
Количество часов |
1 |
Базовая часть |
76 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
в процессе уроков |
1.2 |
Спортивные игры |
20 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
17 |
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
1.6 |
Навыки самостоятельных занятий |
в процессе уроков |
2 |
Вариативная часть |
26 |
2.1 |
Спортивные игры |
8 |
2.2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
6 |
2.3 |
Легкая атлетика |
11 |
Итого |
|
102 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
№ п\п |
вид программного материала |
кол - во часов |
Четверть |
|||
I |
II |
III |
IV |
|||
1. |
Основы знаний о физической культуре |
в процессе урока |
||||
2. |
Спортивные игры |
28 |
7 |
- |
9 |
12 |
3. |
Гимнастика |
23 |
- |
24 |
- |
- |
4. |
Лёгкая атлетика |
31 |
17 |
- |
- |
15 |
5. |
Лыжная подготовка |
18 |
- |
- |
18 |
- |
|
ИТОГО: |
102 |
24 |
24 |
27 |
27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний по физической культуре осваиваются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, а также развития двигательных качеств. Этот раздел включает в себя: технику безопасности на уроках физической культуры; естественные основы (влияние занятий физическими упражнениями на различные системы организма режим труда и отдыха, значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки); социально-психологические основы (основы обучения и самообучения двигательным действиям, страховка и помощь во время занятий гимнастикой); культурно-исторические основы (изучение учебной и специальной литературы, подготовка сообщений и докладов); изучение приемов закаливания и способов самоконтроля.
Спортивные игры включают обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), позволяют с помощью игровых упражнений и форм обучать детей согласовывать индивидуальные и простые командные действия в нападении и в защите.
Гимнастика с элементами акробатики содержит усложнения упражнений в построениях и перестроениях, в общеразвивающих упражнениях без предмета и с предметами; акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах, упражнения в равновесии. В этом разделе усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений.
Легкая атлетика предполагает обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и метаниям. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию морально-волевых качеств и укреплению здоровья. Естественность и доступность легкоатлетических упражнений позволяет формировать у учащихся умения самостоятельно использовать их в конкретных условиях проживания.
Лыжная подготовка позволяет освоить учащимся лыжные ходы, повороты, подъемы, спуски и торможения. Успешное освоение техники передвижений на лыжах способствует развитию выносливости и достижению наиболее высоких результатов.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Тема |
1 |
Легкая атлетика 32 часа Прыжки в длину с прямого разбега, согнув ноги; Прыжки в длину с места; Бег на 60м, 2000м, бег с высоким подниманием бедра; Метание малого мяча с места на дальность, в цель с 4-5м. Метание набивного мяча.
|
2 |
Подвижные игры и спортивные игры 28 часов На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «эстафеты с элементами акробатики». На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной», «круговая эстафета». На материале спортивных игр: Волейбол: эстафеты с элементами волейбола, специальные передвижения, взаимодействия в тройках на удержание мяча; Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; подвижные игры
|
3 |
Гимнастика с основами акробатики 24 часа Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (5 м) в два приема.
|
4 |
Лыжные гонки 18 часов Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, попеременный двушажный ход, чередование ходов, коньковый ход, торможение. Поворот переступанием. |
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Основы знаний по физической культуре:
- знать правила техники безопасности при проведении уроков физической культуры;
- знать историю развития зимних видов спорта;
- уметь составлять простейшие комплексы утренней гимнастики;
- знать элементарные правила закаливания и уметь их применять;
- пользоваться простейшими способами самоконтроля.
Спортивные игры(баскетбол, волейбол, футбол):
- знать и выполнять правила игры;
- владеть техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- уметь ловить и передавать мяч в шаге;
- владеть техникой ведения мяча правой и левой рукой в движении
и выполнять броски мяча;
- уметь вырывать и выбивать мяч;
- уметь выполнять технико-тактические действия в защите и нападении.
Гимнастика с элементами акробатики:
- знать и выполнять правила техники безопасности на уроках гимнастики;
- выполнять построения и перестроения;
- уметь сочетать различные положения рук, ног и туловища;
- уметь выполнять небольшие комплексы общеразвивающих упражнений с предметом и без;
- уметь выполнять ОРУ с предметом (обруч, скакалка, большие мячи и т.п.);
- уметь выполнять висы и упоры;
- выполнять опорный прыжок «ноги врозь»;
- выполнять кувырок вперед и назад, мост из положения стоя с помощью;
- выполнять шаги и повороты в равновесии;
- выполнять лазание по канату или шесту;
- уметь самостоятельно составлять связки из 3 – 4 элементов.
Легкая атлетика:
- знать и выполнять правила поведения на спортивных площадках;
- уметь выполнять стартовые команды;
- уметь пробегать 30м и 60м на результат;
- уметь правильно выполнять челночный бег;
- знать технику выполнения высокого старта;
- знать правила распределения сил на средних дистанциях (пробегать на результат Д – 300м, М – 500м);
- уметь выполнять прыжок в длину с места способом «согнув ноги»;
- уметь метать малый мяч на дальность и в цель с места;
- уметь равномерно пробегать 2000м на результат.
Лыжная подготовка:
- знать и выполнять правила поведения на лыжне и снежном склоне;
- уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом с палками;
- уметь передвигаться одновременным бесшажным и одновременным двухшажным ходами;
- выполнять повороты на месте переступанием;
- уметь подниматься «полуелочкой» и «ёлочкой»;
- выполнять торможение и поворот «упором»;
- уметь проходить дистанцию 2км в среднем темпе.
Критерии оценивания двигательных навыков:
Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки: оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих оценок, поставленных в классный журнал. Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть 24 часа с 02.09 по 25.10 |
|||
№ |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки |
Скорректиро-ванные сроки |
Раздел 1 |
Легкая атлетика 15 часов |
|
|
1 |
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.Стартовый разгон. |
02.09-06.09
|
|
2 |
Низкий старт. Финиширование. |
|
|
3 |
Низкий старт, бег на 100 м. |
|
|
4 |
Бег на длиные дистанции. |
09.09-13.09
|
|
5 |
Техника длительного бега. |
|
|
6 |
Учет по бегу 2 км |
|
|
7 |
Техника длительного бега. |
16.09-20.09
|
|
8 |
Техника метания гранаты (500 гр д) ,( 700 г. ю) с места |
|
|
9 |
Техника метания гранаты с места |
|
|
10 |
Техника эстафетного бега. Правила передачи палочки. |
23.09-26.09
|
|
11 |
Техника прыжка в длину с разбега способом «шагом». Разбег. |
|
|
12 |
Техника прыжка в длину - отталкивания |
|
|
13 |
Техника прыжка в длину с разбега. |
30.09-04.10 |
|
14 |
Техника метания гранаты разбега. |
|
|
15 |
Техника метания гранаты Бросок набивного мяча. |
|
|
16 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. |
07.10-11.10 |
|
17 |
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек в баскетболе |
|
|
Раздел 2 |
Спортивные игры(баскетбол) 7 часов |
|
|
18 |
Техника ведения баскетбольного мяча на месте и в движении |
|
|
19 |
Техника ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
14.10-18.10 |
|
20 |
Техника ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
21 |
Техника ведения баскетбольного мяча. Тактика нападения. |
|
|
22 |
Бросок двумя руками от головы в прыжке. |
21.10-25.10 |
|
23 |
Штрафной бросок |
|
|
24 |
Бросок двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
2 четверть 24 часа с 04.11 по 27.12 |
|||
Раздел 3 |
Гимнастика (24часа) с 08.11 по 28.12 |
|
|
25 |
Техника безопасности на уроках гимнастики. Страховка и помощь. |
04.11-08.11 |
|
26 |
Техника выполнения строевых приёмов и выполнение команд |
|
|
27 |
Техника выполнения строевых приёмов и выполнение команд |
|
|
28 |
Техника выполнения ОРУ на месте без предмета |
11.11-15.11 |
|
29 |
Техника выполнения ОРУ на месте с предметом |
|
|
30 |
Техника выполнения висов и упоров |
|
|
31 |
Подтягивания из виса |
18.11-22.11 |
|
32 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
33 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
34 |
Техника приземления в опорных прыжках |
25.11-29.11 |
|
35 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
36 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
|
|
37 |
Техника акробатических упражнений |
02.12-06.12 |
|
38 |
Техника акробатических упражнений |
|
|
39 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
|
|
40 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
09.12-13.12 |
|
41 |
Комбинации из акробатических упражнений |
|
|
42 |
Упражнения в равновесии |
|
|
43 |
Упражнения в равновесии |
16.12-20.12 |
|
44 |
Техника выполнения силовых упражнений (лазание по шесту, канату) |
|
|
45 |
Техника выполнения силовых упражнений (лазание по шесту, канату) |
|
|
46 |
Развитие силы и гибкости |
23.12-27.12 |
|
47 |
Развитие силы и гибкости |
|
|
48 |
Круговая тренировка |
|
|
3 четверть 27 часов с 13.01.20 по 13.03 |
|||
Раздел 4 |
Лыжная подготовка 18 часов |
|
|
49 |
Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. История возникновения лыжного спорта. |
13.01.20-17.01.20 |
|
49 |
Техника попеременного двухшажного хода |
|
|
50 |
Техника попеременного двухшажного хода |
|
|
51 |
Техника попеременного двухшажного хода |
20.01-24.01 |
|
52 |
Техника выполнения одновременных ходов. |
|
|
53 |
Техника одновременного бесшажного хода |
|
|
54 |
Техника одновременного одношажного хода |
27.01-31.01 |
|
55 |
Техника одновременного одношажного хода (стартовый вариант). |
|
|
56 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
|
|
57 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
03.02-07.02 |
|
58 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
|
|
59 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. Правильность работы рук. |
|
|
60 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. Согласованность работы рук и ног |
10.02-14.02 |
|
61 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. |
|
|
62 |
Техника выполнения конькового хода. Работа рук. |
|
|
63 |
Техника выполнения конькового хода. Работа ног. |
17.02-21.02 |
|
64 |
Техника выполнения конькового хода |
|
|
66 |
Техника выполнения конькового хода. Координация движений. |
|
|
Раздел 5 |
Спортивные игры(волейбол) 9 часов |
|
|
67 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Техника передвижений в волейболе. |
24.02-28.02 |
|
68 |
Техника передачи мяча сверху у сетки |
|
|
69 |
Техника передачи мяча сверху у сетки. |
|
|
70 |
Техника передачи мяча сверху через сетку в прыжке. |
02.03-06.03 |
|
71 |
Техника передачи мяча сверху через сетку в прыжке. |
|
|
72 |
Техника приема мяча, отраженного сеткой. |
|
|
73 |
Техника верхней прямой подачи. Нижняя прямая подача |
09.03-13.03 |
|
74 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Техника передвижений в волейболе. |
|
|
75 |
Техника передачи мяча сверху у сетки |
|
|
4 четверть 28 часов с 23.03 по 22.05 |
|||
Раздел 6 |
Спортивные игры (баскетбол)12 часов |
|
|
76 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Правила судейства. |
23.03-27.03 |
|
77 |
Техника передвижений, поворотов, остановок и стоек в баскетболе |
|
|
78 |
Техника ведения мяча с изменением высоты отскока. |
|
|
79 |
Техника ведения мяча в различных стойках на месте и в движении |
30.03-03.04 |
|
80 |
Техника передачи мяча от груди на месте, с шага с отскоком и без. |
|
|
81 |
Техника передачи мяча от груди в движении с отскоком и без. |
|
|
82 |
Техника выполнения длинных передач. Тактические действия в нападении. |
06.04-10.04 |
|
83 |
Техника выполнения длинных передач. Тактические действия в нападении. |
|
|
84 |
Техника броска мяча одной и двумя руками в прыжке. Зонная защита. |
|
|
85 |
Техника броска мяча одной и двумя руками в прыжке. Зонная защита. |
13.04-17.04 |
|
86 |
Бросок двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
87 |
Штрафной бросок |
|
|
Раздел 7 |
Легкая атлетка 16 часов |
|
|
88 |
Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой. Техника низкого старта. |
20.04-24.04 |
|
89 |
Низкий старт |
|
|
90 |
Техника низкого старта, бег на 30 м. |
|
|
91 |
Техника низкого старта, бег на 100 м. |
27.04-01.05 |
|
92 |
Техника бега на длинные дистанции. |
|
|
93 |
Техника бега на длинные дистанции |
|
|
94 |
Техника метания гранаты с места (500гр и 700 гр). |
04.05-08.05 |
|
95 |
Техника метания гранаты |
|
|
96 |
Техника прыжка в длину с разбега способом «шагом». |
|
|
97 |
Техника прыжка в длину на результат. |
11.05-15.05 |
|
98 |
Техника эстафетного бега. |
|
|
99 |
Техника эстафетного бега. |
|
|
100 |
Повторение |
18.05-22.05 |
|
101 |
Повторение |
|
|
102 |
Повторение |
|
|
Итого за год 102 часа |
Перечень учебно – методического обеспечения
№ |
класс |
предмет |
часы |
программа |
УМК |
1 |
11 |
Физическая культура |
102 |
ЛяхВ.И. , Зданевич А.А. “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.” |
Учебное пособие Лях В. И.,
Зданевич А. А. / Под.общ.ред. Лях В. И.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.