Программа "Концертмейстерский класс"
Оценка 4.7

Программа "Концертмейстерский класс"

Оценка 4.7
docx
20.11.2023
Программа "Концертмейстерский класс"
ДПП конц класс Н.А..docx

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного  образования

«Детская школа искусств» города Сарова

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

 

 

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.03.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саров

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I.         Пояснительная записка                                                                      

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.       Содержание учебного предмета        

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III.      Требования к уровню подготовки обучающихся                                  

 

IV.      Формы и методы контроля, система оценок                                            

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

 

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

 

VI.      Списки рекомендуемой нотной и методической литературы           

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано».

Учебный предмет «Концертмейстерский класс» играет важную роль в образовании юных пианистов – учащихся фортепианного отделения ДШИ. Интерес к нему постоянно возрастает, так как камерно – инструментальное, камерно-вокальное исполнительство занимает в современной концертной практике значительное место. В мировой инструментальной и вокальной музыкальной литературе накоплены художественные ценности, которые притягательны для исполнителей тем, что широко и многогранно раскрывают внутренний мир человека, в камерной музыке человеческие чувства получают наиболее индивидуальное и глубокое раскрытие. Игра с инструменталистом и певцом развивает у обучающихся такие важные качества  как единство мышления, единство темпа, верное соотношение партий, единство звука с солистом и доставляет ученику истинное удовольствие. Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями  предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы  направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

2.Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс».

Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» по 8-летнему учебному плану составляет 4 года – с 5 по 8 класс.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс»:

 

Виды учебной нагрузки

7 класс – 1 полугодие 8 класса

Количество часов (общее на 1,5 года)

Максимальная нагрузка

122,5 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

49 часов

(из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

73,5 часа

(из расчета 1,5 часа в неделю)

49 аудиторных занятий из расчета 0,5 аудиторных часа с 6 по 8 класс,

33 часа вариативной части из расчета 0,5 часа в 5, 8 классах.

Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу по предмету составляет 0,5 часа в неделю.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.

Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов).

Концертмейстерские часы планируются в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по учебному предмету.

Цели и задачи учебного предмета.

Основная цель: –  приобретение учащимися навыков игры с солирующим инструментом (вокалом) в ансамбле, а так же стремление преодолеть встречающиеся технические трудности и воспроизведение полного эмоционального содержания произведений, ознакомление учащихся с обширным, разнообразным по стилю и фактуре музыкальным материалом.

Основные задачи учебного предмета:

- воспитание у обучающегося интереса к музыкальному сотрудничеству, сотворчеству;

 - расширение музыкального кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки;

 - знание концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);

 - игра с разными инструментами, возможность слышать и различать тембры музыкальных инструментов или певческих голосов (скрипка, альт, саксофон, вокал);

 - наличие первичного практического опыта концертной деятельности в качестве концертмейстера.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету  "Концертмейстерский класс" имеют площадь на менее 12 кв.м. и звукоизоляцию, созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

2.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Репертуарные списки, предлагаемые в программе, не являются исчерпывающими.

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 5 класса

 Скрипка, альт:

1.      П. Чайковский «Итальянская песенка»

2.      П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

3.      П. Чайковский «Шарманщик поет»

4.      П. Чайковский  «Старинная французская песенка»

5.      В. Моцарт «Вальс»

6.      Ж. Рамо «Тамбурин»

7.      И. БахКаччини  «Ave Maria»

8.      Г. Мари «Ария в старинном стиле»

9.      Л. Бетховен  «Менуэт»

10.  Ирадье «Голубка»

11.  И. Штраус «Полька – пиццикато»

12.  Иорданский  «Песенка про чибиса»

Саксофон:

13.  И.С. Бах  «Утро»

14.  Ф. Шуберт «Вальс»

15.  Р. Шуман «Веселый крестьянин»

16.  П. Чайковский  «Полька»

Вокал:

17.  М. Глинка (слова А. Пушкина) «В крови горит огонь желанья»

18.   В. Моцарт (слова К. Р. Овербека) «Тоска но весне»

19.   Л. Бетховен (слова Гёте) «Сурок»

20.   Шишкин (обработка М. Сахарова) «Слушайте, если хотите... »

21.   Л. Спиро (слова М. Лермонтова) «Портрет»

22.   П. Булахов (слова Н. Н. ) «Не пробуждай воспоминаний»

23.   А. Даргомыжский (слова М. Лермонтова) «Мне грустно»

24.   А. Даргомыжский (слова А. Пушкина) «Юноша и дева»

25.   А. Гурилёв (слова Полежаева) «Сарафанчик»

26.   А. Гурилёв (слова М. Лермонтова) «И скучно, и грустно»

27.  А. Алябьев (слова А. Пушкина) «Я вас любил»

28.  Шереметьев (слова А. Пушкина) «Я вас любил»

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 6 класса

Скрипка, альт:

1.      М Глинка «Мелодический вальс»

2.      Д.Тартини «Сарабанда»

3.      П. Чайковский «Вальс»

4.      И. БахШ. Гуно «Ave Maria»

5.      Бакланова «Романс»

6.      И. Бах «Сицилиана»

7.      Л. Бетховен «Менуэт»

8.      Шебалин  «Прелюдия»

9.      П. Чайковский  «Сентиментальный вальс»

10.  М. Глинка  «Мазурка»

Саксофон:

11.  Р. Шуман «Дед мороз»

12.  И.С. Бах «Ария»

13.  Ф. Куперен «Дилижанс»

14.  Д. Позишен  «Звонкие бубенчики»

Вокал:

15.  М. Балакирев (слова С. Кольцова) «Обойми, поцелуй»

16.  А. Даргомыжский (слова А. Дельвига) «Шестнадцать лет»

17.  А. Даргомыжский (слова Ю. Жадовской) «Я все еще его люблю»

18.  А. Даргомыжский (слова А. Пушкина) «Мельник»

19.  А. Даргомыжский (слова М. Лермонтова) «Мне грустно»

20.  Сл. и муз. неизвестного автора (обработка Пригожего) «Что это сердце... »

21.  Л. Дюбюк (слова С. Писарева) «Поцелуй же меня, моя душечка»

22.  А. Варламов (слова Цыганова) «Красный сарафан»

23.  Ф. Шопен (слова С. Витвицкого) «Желание»

24.  Ф. Шуберт (слова Рельштаба) «Серенада»

25.  Н. Листов (слова Н. Листова) «Я помню вальса звук прелестный»

26.  Д. Ботари «Снова пою»

27.  А. Титов «Ничего мне на свете не надо»

28.  Музыка неизвестного автора (слова Ф. Тютчева) «Я встретил Вас»

29.  Т. Хренников «Как соловей о розе»

30.  Блантер «Шумел сурово Брянский лес»

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 7 класса

Скрипка, альт:

1.      Э. Григ «Норвежский танец»

2.      А. Вивальди «Адажио»

3.      Л. Боккерини «Менуэт»

4.      Н. Паганини «Кантабиле»

5.      Ф. Крейслер «Прекрасный розмарин»

6.      Массне  «Размышление»

7.      А. Дворжак  «Мелодия»

8.      Рафф  «Каватина»

Саксофон:

9.      А. Дворжак «Юмореска»

10.  Чугунов  «Регтайм»

11.  И. Дунаевский  «Колыбельная»

12.  К. Глюк  «Мелодия»

Вокал:

13.  А. Петров (слова Б. Ахмадулиной) «Романс о романсе»

14.  И. Шварц (слова А. Пушкина) «Я ехал к Вам»

15.  Н. Харито (слова Шумского) «Отцвели хризантемы»

16.  Шишкин (слова Н. Языкова) «Ночь светла»

17.  Т. Толстая (слова Т. Толстой) «Тихо все»

18.  Фельдман (слова Н. Риттера) «Ямщик, не гони лошадей»

19.  Русская народная песня «Над полями»

20.  П. Чайковский (слова Л. Мея) «Нет, только тот, кто знал»

21.  П. Чайковский (слова Апухтина) «День ли царит»

22.  П. Чайковский (слова А. К. Толстого) «То было раннею весной»

23.  Портнов «Забытые вальсы»

24.  Э. Григ (перевод Горчаковой) «Люблю тебя»

25.  М. Глинка (слова А. Пушкина) «Я здесь, Инезилья»

26.  Н. Богословский «Темная ночь»

27.  Сарасате (русский текст Гнесина) «Черный веер»

28.  С. Рахманинов (слова Плещеева) «Сон»

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 8 класса

Скрипка, альт:

1.      И. Брамс «Венгерский танец» №5

2.      Ф. Крейслер «Маленький венский марш»

3.      Ж. Массне «Размышление»

4.      И. Брамс «Венгерский танец» №2

5.      Монти «Чардаш»

6.      Вераччини «Ларго»

Саксофон:

7.      Цфасман  «Смешная девчонка»

8.      Г. Уоррен  «Чаттануга чу-чу»

9.      Ф. Вудс «Замок Джанго»

10. И. Паркер «Красный Крест»

Вокал:

11.  М. Глинка (слова А. Пушкина) «Я помню чудное мгновенье»

12.  П. Чайковский (слова К. Р.) «Серенада»

13.  П. Чайковский (слова А. К. Толстого) «Средь шумного бала»

14.  П. Чайковский (слова А. Апухтина) «Забыть так скоро»

15.  И Дунаевский (слова М. Матусовского) «Молчание»

16.  С. Рахманинов (слова А Плещеева) «Полюбила я на печаль свою»

17.  С. Рахманинов (слова М. Давидовой) «Я жду тебя»

18.  А. Бакалейников (слова А. Кусинова) «Бубенцы»

19.  А. Даргомыжский (слова А. Пушкина) «Ночной зефир»

20.  Керн «Дым»

21.  Яковлев «Элегия»

22.  Власов «Фонтану Бахчисарайского дворца»

23.  Э. Григ (слова Боденштедта) «Сон»

24.  А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду»

25.  А. Журбин (слова В. Шленского) «Танго для всех»

26.  А. Бородин (слова А. Пушкина) «Для берегов отчизны дальней»

27.  М. Таривердиев «Ноктюрн»

28.  Портнов «Рояль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

Структура программы учебного предмета

Структура программы учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу по предмету составляет 0,5 часа в неделю

Объем времени на самостоятельную (внеаудиторную) работу по предмету составляет 0,5 часа в неделю

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Вокал: 1. М. Балакирев (слова

Вокал: 1. М. Балакирев (слова

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 8 класса

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023