муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда»
Согласовано: Заместитель директора по УВР О.В. Ширшова «___»____________2020 г.
|
Утверждаю:
Директор МОУ СШ №6
__________А.Ю. Гаврилова
Рабочая программа кружка
«Кибердружина»
Учитель: Подзорова О.В.
Обучающиеся: 9-11 классов
Количество учебных часов в неделю – 1 час
г. Волгоград, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации,
- Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
- Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Направленность программы
Программа кружка «Кибердружина» направлена на обеспечение оптимальных условий формирования личности, устранение причин и условий, отрицательно влияющих на жизнь и воспитание детей и молодежи, защиту от правонарушений и преступлений в Школе.
Разработана в целях противодействия распространению в сети Интернет противоправной информации и информации, способной причинить вред здоровью и развитию личности обучающихся; распространения позитивного контента и конструктивного общения в социальных Интернет-сетях обучающихся МОУ СШ №6 (далее – Школа).
Основной целью деятельности Кибердружины является отслеживание участия обучающихся школы в социальных группах сети Интернет с целью профилактики экстремизма и противодействия терроризму.
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компенсаций, видов и способов деятельности.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление совершенствовать умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, отстаивать собственные позиции по определенному вопросу. Рабочая программа определяет цели, задачи, порядок деятельности кружка «Кибердружина».
Цели деятельности кружка «Кибердружина»:
· Противодействие распространению в сети Интернет противоправной информации, а также информации, способной причинить вред здоровью и развитию личности обучающихся.
· Общественный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет.
· Содействие правоохранительным органам в выявлении новых видов правонарушений в сети Интернет, а также участие в создании методик борьбы с ними.
· Отслеживание участия обучающихся школы в социальных группах сети Интернет с целью профилактики экстремизма и противодействия терроризму.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
а) анализ действий обучающихся школы в социальных группах сети Интернет по пропаганде экстремизма и терроризма;
б) контроль за размещением обучающимися школы в сети Интернет информации, нарушающей требования ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в том числе информации:
- побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
-способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом;
- отрицающей семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающей противоправное поведение;
- содержащей нецензурную брань;
- содержащей информацию порнографического характера.
в) координация деятельности образовательного учреждения с органами исполнительной власти и силовыми ведомствами, осуществляющими борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности действий по предупреждению проявлений терроризма и экстремизма и обеспечения безопасности;
г) планирование и осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму и экстремизму в образовательном учреждении;
д) Информирование обучающихся Школы о необходимых действиях при обнаружении противоправной информации в сети Интернет.
е) Осуществление специальной подготовки, обучение участников кружка «Кибердружина».
ж) Содействие государственным структурам в борьбе с размещенной в сети Интернет информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе реализации данной рабочей программы могут быть сформированы и развиты следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности и ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделять все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Рабочая программа кружка способствует развитию индивидуальности, социальной активности и духовно-нравственному развитию обучающегося.
Кибердружина имеет право:
- принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации и осуществления мероприятий противодействия терроризму и экстремизму в образовательном учреждении;
- запрашивать у государственных, общественных и иных организаций и должностных лиц документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения, возложенных на нее задач;
- привлекать должностных лиц и специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (по согласованию с их руководителями) и представителей родительской общественности для участия в работе Кибердружины;
- вносить в установленном порядке предложения по входящим в компетенцию Кибердружины вопросам, требующим решения руководителя образовательного учреждения;
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Рабочая программа направлена на освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД, обеспечивающих готовность и способность обучающихся к овладению компетентностью «уметь учиться»
В результате реализация программы кружка отражают:
Ÿ развитие универсальных учебных действий: формирование умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Ÿ овладение обучающимися всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ÿ формирование и развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Ÿ развитие у обучающихся умения планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета информатика и ИКТ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Кибердружина» конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· мотивация деятельности;
· самооценка деятельности на основе критериев успешности этой деятельности;
· навыки сотрудничества в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
· развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения социальной проблемы, и представлять ее в иной форме;
· формирование умений видеть социальную проблему в окружающей жизни;
· развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
· овладение навыками поиска информации, представления информации различными способами;
· умение анализировать ситуацию и делать выводы соответствующие нормам поведения и морально-эстетическим критериям.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников меду собой на уровне кружка.
Осуществляется приобретение школьниками:
· знаний о социальной активности как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости социальной активности в развитии цивилизации и современного общества;
· знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
· знаний о правилах конструктивной групповой работы;
· навыков культурной речи.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умений поэтапно решать социальные задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («Педагог – ученик»)
Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению видеороликов и презентаций, которые найдут применение на уроках безопасности в школе. На школьном сайте размещаются презентации, видеоролики и видеоклипы, творческих работ кружковцев. Обучающиеся приобретают первоначальные профессиональные навыки журналистики и пиар-менеджмента.
Общая характеристика деятельности, актуальность, приципы
Для целей настоящего реализации внеурочной деятельности кружка используются следующие основные понятия:
- Кибердружина – добровольное объединение группы единомышленников, осуществляющих в сети Интернет действия по выявлению контента, требующего дальнейшей оценки и принятия соответствующих Мер реагирования в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области.
- Кибердружина — межрегиональное молодежное общественное движение, созданное Лигой безопасного интернета в 2011 г., борющееся с преступлениями в виртуальной среде.
- Интернет - глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров.
- Безопасность в интернете представляет собой принятие необходимых мер, обеспечивающих защиту от компьютерных вирусов различной сложности, а также от взлома ПК злоумышленниками с целью завладения личной или корпоративной информацией.
- Лига безопасности интернета – организация, осуществляющая мониторинг сети.
АКТУАЛЬНОСТЬ
По данным экспертов, 80 процентов школьников выходят в Сеть без контроля родителей - со своих личных телефонов и компьютеров. Но интернет-пространство - опасная среда. Там не только Википедия, лайки и смайлики, но еще и "группы смерти", призывы к экстремизму.
Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне. В Европе только 8% детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
Поэтому навык информационной безопасности мы должны прививать с малых лет, и в стандартах начального образования, и чуть позже на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ, во внеурочной деятельности.
ПРИНЦИПЫ
Члены кружка «Кибердружина» осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:
- законности (деятельность членов кружка не должна противоречить законодательству Российской Федерации)
- добровольности (никто не может быть принужден действовать в качестве члена кружка)
- личной и социальной ответственности (взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ФОРМА ЗАНЯТИЙ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Членами кружка «Кибердружина» могут быть физические лица старше 14 лет, разделяющие необходимость противодействия распространению в сети Интернет явно негативной и противоправной информации и готовые добровольно этому содействовать.
- Срок реализации данной программы: 1 год.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении года. Всего - 37 часов.
- Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой информации в электронных энциклопедиях, справочниках, Интернете, СМИ и т.д.
Занятия кружка проводятся в форме аналитических бесед (круглые столы, диспуты), практических работ (поисковые исследования, презентации)
фОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех обучающегося. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
– сообщения, презентации, проекты и творческие работы;
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
– использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
– использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками и действий и качеств по заданным параметрам).
Программа кружка поможет обучающимся более успешно адаптироваться в современном социуме.
тРЕБОВАНИЯ К ПланируемыМ результатАМ
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
В результате реализации программы кружка обучающийся приобретет:
· знания о социальной активности как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости социальной активности в развитии цивилизации и современного общества;
· знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
· знания о правилах конструктивной групповой работы;
· навыки культурной речи.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умений поэтапно решать социальные задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («Педагог – ученик»)
Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению видеороликов и презентаций, которые найдут применение на уроках безопасности в школе. На школьном сайте размещаются презентации, видеоролики и видеоклипы, творческих работ кружковцев. Обучающиеся приобретают первоначальные профессиональные навыки журналистики и пиар-менеджмента.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Ÿ В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Ÿ В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ÿ В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Ÿ В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
формы |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Лекция |
2 |
Информационная безопасность |
1 |
0,5 |
0,5 |
Лекция, тестирование |
3 |
Проблемы Интернет-зависимости |
5 |
2 |
3 |
Лекция, круглый стол поисковое исследование |
4 |
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления |
14 |
7 |
7 |
Лекция, диспут, поисковое исследование, создание презентаций |
5 |
Сетевой этикет. Психология и сеть |
15 |
6 |
9 |
Лекция, диспут, поисковое исследование, создание презентаций |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Круглый стол |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
2. Информационная безопасность
Участие во всероссийской общеобразовательной акции «Урок безопасности. РФ» по теме «Информационная безопасность»
3. Проблемы Интернет-зависимости
ЗОЖ и компьютер. Виды зависимости. Как определить наличие зависимости. Деструктивная информация в Интернете – как ее избежать
4. Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления
Киберпреступления – что это такое
Виды интернет-мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.)
Виртуальные друзья – кто они
Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС
Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона
Виды мошенничества в Интернете. Фишинг (фарминг)
Азартные игры. Онлайн-казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею
5. Сетевой этикет. Психология и сеть
Что такое личные данные. Все, что выложено в Интернет, может стать известно всем
«Лишняя информация» о себе и других в Интернете. Какая информация принадлежит вам
Анонимность в сети.
Что такое этикет. Виды этикета (личный, деловой, письменный, дискуссионный и пр.). Различия этикета в разных странах
Как появился нетикет, что это такое. Общие правила сетевого этикета
Личное общение и общение в группе – чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений)
Этика дискуссий. Взаимное уважение при интернет-общении
Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение.
Что такое форум. Зачем существует модерация.
Общение в сети и его последствия. Агрессия в сети
Реальная и виртуальная личность, реальные встречи с виртуальными знакомыми и их опасность, угрозы и оскорбления – чем это может закончиться
Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибербуллинг, кибермоббинг, троллинг, буллицид.
Психологическое влияние через Интернет
Как защитить себя в Интернете. Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
дата |
1 |
Правила поведения в компьютерном классе. Цели и задачи курса |
|
2 |
Тестирование «Информационная безопасность» |
|
3-4 |
Психологическая обстановка в Интернете: кибербуллинг, троллинг |
|
5-6 |
Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибермоббинг, буллицид |
|
7-8 |
Агрессия в сети Интернет. Реальная и виртуальная личность |
|
9-10 |
Как защитить себя в Интернете, если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи |
|
11 |
Личное общение в сети Интернет и что такое этикет и его виды |
|
12 |
Этика дискуссий. Взаимное уважение при интернет-общении |
|
13 |
Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение |
|
14-15 |
Что такое форум. Зачем существует модерация |
|
16 |
Киберпреступления – что это такое |
|
17-18 |
Виды интернет-мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.) |
|
19-20 |
Виртуальные друзья – кто они |
|
21-22 |
Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. |
|
23-24 |
Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров |
|
25-26 |
Виды мошенничества в Интернете. Фишинг (фарминг) |
|
27-28 |
Азартные игры. Онлайн-казино. Букмекерские конторы. |
|
29-30 |
Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею |
|
31-32 |
ЗОЖ и компьютер. Виды зависимости. |
|
33-34 |
Как определить наличие зависимости |
|
35 |
Деструктивная информация в Интернете – как ее избежать |
|
36 |
Я в социальной сети |
|
37 |
Итоговое занятие: поделимся впечатлениями |
|
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Данная программа реализуется на базе компьютерного класса, ПК для учащихся – 5
ПК для учителя – 1, интерактивная доска и проектор. Класс имеет выход в Интернет, на компьютерах установлена операционная система Windows XP с пакетом стандартных программ.
Также на компьютерах установлены:
1. Пакет прикладных программ Microsoft Office Enterprise 2007 Russian;
2. Антивирусная программа.
3. архиватор 7zip
4. браузер Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google;
Перечень имеющихся средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки)
- Устройство для ввода визуальной информации: сканер.
Программные средства
- Операционная система (Windows).
- Файловый менеджер (Totalcommander).
- Антивирусная программа (антивирус Касперского).
- Программа-архиватор (7ZIP).
- Звуковой редактор (Audacity).
- Мультимедиа проигрыватель (Windows MediaPlayer).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google).
Список литературы:
Для педагога:
1. Конституцией Российской Федерации,
2. Положения о рабочей программе педагога по учебному предмету, реализующего ФГОС в МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова»
3. http://ligainternet.ru – лига безопасного интернета
4. https://safetylesson.rosuchebnik.ru/ - Всероссийский урок безопасности
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - преступления в сфере информационных технологий
6. Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
7. Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
8. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Для обучающихся и их родителей (законных представителей)
1. Конституцией Российской Федерации,
2. http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/– лига безопасного интернета, для родителей и учителей
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - преступления в сфере информационных технологий
4. Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
5. Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
6. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.