Утверждаю |
Согласовано |
Рассмотрено |
Директор МБОУ СОШ №2 |
Зам. директора по УВР |
на заседании ШМО |
г. Амурска |
____________________ |
протокол №_____ от_____ |
____________М.В.Бояркина |
|
Руководитель ШМО |
|
|
_________Бурим НВ |
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности «Туристы - краеведы»
(1 Б класс)
Составитель : учитель начальных классов
Волкова Наталья Сергеевна
2013-2014 учебный год
г. Амурск
Пояснительная записка
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Цели работы кружка:
В программе кружка предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность. Разработаны 32 занятия кружка, посещать которые могут 10-12 учеников.
2. Тематическое планирование
№
|
Названия разделов |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. |
1 |
1 |
|
3 |
«Моя Родина – Амурск» |
4 |
2 |
2 |
2.1 2.2 |
Амурск– город Амурского района. Амурск город -Хабаровского края |
4 |
2 |
2 |
3 |
Улицы нашего города. |
5 |
1 |
4 |
3.1 |
Путешествие по городу |
3 |
1 |
2 |
3.2 |
Квартал, в котором мы живём. |
2 |
|
2 |
4 |
Достопримечательности нашего города. |
13 |
2 |
11 |
4.1 |
Экскурсия в городской сквер. |
1 |
|
1 |
4.2 |
Экскурсии в центральную библиотеку |
3 |
1 |
2 |
4.3 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
2 |
|
2 |
4.4 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
1 |
4.5 |
Экскурсии к памятникам города. |
5 |
1 |
4 |
4.6 |
Экскурсия в Болоньский заповедник. |
1 |
|
1 |
5 |
Школа, в которой я учусь |
8 |
6 |
2 |
5.1 |
Гордость школы |
4 |
4 |
|
5.2 |
Мои родители учились в этой школе… |
2 |
2 |
|
5.3 |
Экскурсия в школьный музейы |
1 |
|
1 |
6. |
Защита проекта «Город, в котором я живу» |
3 |
3 |
|
7. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
Всего |
34 |
16 |
18 |
3. Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час). Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Раздел 2. «Моя Родина – Амурск» (4 часа).
2.1. Амурск– город Амурского района, Хабаровского края. (4 часа). Наш город на карте России. Дата основания Амурска Главная улица города .Амурск – город металлургов.
Раздел 3. Кварталы нашего города (5 часов).
3.1. Путешествие по карте города: как устроен город, на какие кварталы он поделен.
3.2. Квартал, в котором мы живём. Культурные места нашего района.
Раздел 4. Достопримечательности нашего города (13 часов).
4.1. Экскурсия в городской сквер. Культура поведения в местах отдыха.
4.2. Экскурсия в библиотеку города. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
4.3.Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.
4.4. – 4.6. Экскурсии к памятникам города, в Болоньский заповедник. Значение этих мест для города Амурска. Правила поведения в общественных местах.
Раздел 5. Школа, в которой я учусь. (8 часов).
5.1. Гордость школы (4 часа). Школа №2 в городе Амурске. Образование школы. Как выглядела школа раньше.Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками.
5.2. Мои родители учились в этой школе…(2 часа). Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
5.3. Экскурсия в школьный музей. (1 час). Что такое школьный музей, его цели. Что можно узнать, посетив школьный музей. Самые интересные стенды музея.
Раздел 6 Подготовка и защита проекта «Город, в котором я живу». (3 час).
Подготовка и защита проекта «Город, в котором я живу». (3 час). Опыт обработки и представления информации об истории своего города для одноклассников и родителей.
Раздел 7. Итоговое занятие. (1 час). Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Туристы -краеведы» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
5. Методические рекомендации
«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка
«Вырос я в городе этом» для учащихся 1 класса»
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.
К разделу 2. «Моя Родина – Амурск»
При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.
К разделу 3. Кварталы нашего города.
При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.
К разделу 5. Школа, в которой я учусь.
На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, вида флага школы, важно учить детей приводить веские доводы и аргументы. Учить выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.