ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по АОП
п. Алексеевка Хвалынского района»
«РассмотренО»
на заседании методического объединения учителей начальных классов
______________________
Н.Н.Казанцева
Протокол № 1 от 30. 08. 2023 г. |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебной работе
___________________ А. В. Калгатин |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по АОП п. Алексеевка Хвалынского района»
___________________ А. В. Кирсанов
|
Рабочая программа
кружка «Кукольный театр»
Учитель-дефектолог:
Калгатина А.Б.
п. Алексеевка - 2023 г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Кукольный театр» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Содержание курса направлено на эстетическое воспитание учащихся, пробуждение интереса к чтению, развитие творческих способностей.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих целей кукольный театр обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть непохожим на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и умению выражать свои чувства. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное.
Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.
Кроме того, в процессе изготовления куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
Кружок «Кукольный театр» рассчитан на учащихся начальных классов.
Цель программы – эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи программы:
1. Знакомство детей с историей кукольного театра.
2. Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра).
3. Формирование навыков театральной речи.
4. Изучение и освоение театральной работы с куклой.
5. Знакомство с особенностями творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.
6. Пробуждение интереса к чтению.
7. Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.
8. Развитие творческих способностей.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 8 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Итогом обучения учащихся в кружке «Кукольный театр» является участие в тематических школьных мероприятиях.
Программа направлена:
Основные компоненты |
Способы распознавания |
Мотивы и ценности |
Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания |
Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения |
Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности |
Приобретение необходимых личностных качеств. |
Основные методы и формы работы:
- беседа;
- практические занятия;
- творческие задания.
Материальное обеспечение: наглядные пособия, видеоматериалы, шаблоны, раздаточный материал.
Ожидаемый результат:
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
- об истории театральной куклы;
- о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
- об устройстве театра.
и умеет:
- водить куклу над ширмой;
- создавать декорации и афиши для спектаклей.
Учебно – тематический план
№ |
Основные блоки |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
Таинственные превращения |
4 |
4 |
|
3 |
Работа над выбранной для спектакля пьесой |
44 |
|
44 |
4 |
Изготовление кукол и бутафории |
8 |
|
8 |
5 |
Выбор для спектакля пьесы |
4 |
4 |
|
6 |
Показ пьесы детям |
4 |
|
4 |
7 |
Ремонт кукол |
2 |
|
2 |
8 |
Подведение итогов за год |
1 |
1 |
|
Всего |
68 |
9 |
59 |
Содержание программы
№ |
Тема |
Кол-во ч |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
1
|
|
2-5 |
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
4 |
|
6-8 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
2 |
|
9 |
Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
1
|
|
10-12 |
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
3 |
|
13-14 |
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
2
|
|
15-16 |
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
2 |
|
17 |
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
1 |
|
18-19 |
Изготовление кукол и бутафории. |
2 |
|
20 |
Генеральная репетиция пьесы. |
1 |
|
21 |
Показ пьесы детям. |
1 |
|
22 |
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
1 |
|
23-25 |
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
3 |
|
26-27 |
Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
2 |
|
28 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. |
1 |
|
29-31 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
3
|
|
32-34 |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
3 |
|
35 |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
1 |
|
36 |
Показ пьесы детям. |
1 |
|
37 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
1 |
|
38 |
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
1
|
|
39-41 |
Обработка чтения каждой роли. |
3 |
|
42-43 |
Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. |
2 |
|
44-47 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. |
4
|
|
48-49 |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
2 |
|
50 |
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. |
1 |
|
51 |
Показ пьесы детям |
1 |
|
52 |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
1 |
|
53 |
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
1
|
|
54-57 |
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме. |
4 |
|
58-59 |
Изготовление кукол и бутафории. |
2 |
|
60-63 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
4
|
|
64-65 |
Генеральная репетиция. Звуковое оформление. |
2 |
|
66 |
Показ пьесы учащимся. |
1 |
|
67 |
Ремонт кукол. |
2 |
|
68 |
Подведение итогов работы за год. Награждение участников по номинациям: «Лучшая роль», «Лучший художник – декоратор», «Чудо-кукла», «Мастер слова». |
1 |
|
Литература:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ,
1998.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и
образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
5. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, 2000.
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
7. Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.