Программа кружка "Кукольный театр"

  • docx
  • 20.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала театр программа.docx

ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по АОП

 п. Алексеевка Хвалынского района»

 

 

«РассмотренО»

 

на заседании методического объединения учителей начальных классов

 

______________________

 

Н.Н.Казанцева

 

Протокол № 1 от  30. 08. 2023 г.

«СОГЛАСОВАНО»

 

Заместитель директора по учебной работе

 

 

___________________

А. В. Калгатин

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по АОП

п. Алексеевка Хвалынского района»

 

___________________

А. В.  Кирсанов

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 кружка «Кукольный театр»

 

 

 

 

 

                                                                                 Учитель-дефектолог:

                                                                                Калгатина А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Алексеевка - 2023 г.

 

 

Пояснительная  записка.

 

Программа кружка «Кукольный театр» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Содержание курса направлено на эстетическое воспитание учащихся, пробуждение интереса к чтению, развитие творческих способностей.

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих целей кукольный  театр  обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе  взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

     Дети очень впечатлительны и быстро поддаются  эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности.  Эмоционально пережитый  спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть непохожим на отрицательных. Увиденное в  театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и умению выражать свои чувства. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное.

       Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

            Кроме того, в процессе изготовления куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами  и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

            Кружок «Кукольный театр» рассчитан на учащихся начальных классов.

 

            Цель программы – эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы детского  творчества, сотрудничества.

 

             Задачи программы:

1.     Знакомство  детей с историей кукольного театра.

2.     Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра).

3.     Формирование навыков  театральной речи.        

4.     Изучение и освоение театральной работы с куклой.

5.     Знакомство с особенностями творческой деятельности  художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.

6.     Пробуждение интереса к чтению.

7.     Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.

8.     Развитие творческих способностей.  

 

Педагогические принципы

    Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 8 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Итогом обучения учащихся в кружке «Кукольный театр» является участие в тематических школьных мероприятиях.

 

 

Программа направлена:

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

 

Основные методы  и формы работы:

- беседа;

-  практические занятия;

-  творческие задания.

 

Материальное обеспечение: наглядные пособия, видеоматериалы, шаблоны, раздаточный материал.

 

Ожидаемый результат:

В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

- об истории театральной куклы;

- о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);

- об устройстве театра.

и умеет:

- водить куклу над ширмой;

- создавать декорации и афиши для спектаклей.

 

 

 

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Таинственные превращения

4

4

 

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

44

 

44

4

Изготовление кукол и бутафории

8

 

8

5

Выбор для спектакля пьесы

4

4

 

6

Показ пьесы детям

4

 

4

7

Ремонт кукол

2

 

2

8

Подведение итогов за год

1

1

Всего

68

9

59

 

Содержание программы

Тема

Кол-во ч

Дата

1

Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

1

 

 

 

 

2-5

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

4

 

6-8

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении

2

 

9

Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

 

1

 

 

10-12

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

3

 

13-14

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).

2

 

 

 

 

 

15-16

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

2

 

17

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

1

 

18-19

Изготовление кукол и бутафории.

2

 

20

Генеральная репетиция пьесы.

1

 

21

Показ пьесы детям.

1

 

22

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

1

 

23-25

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

3

 

26-27

Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

2

 

28

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть.

1

 

29-31

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

3

 

 

32-34

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

3

 

 

 

35

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

1

 

36

Показ пьесы детям.

1

 

37

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

1

 

 

 

38

Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

1

 

 

 

39-41

Обработка чтения каждой роли.

3

 

42-43

Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

2

 

44-47

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.

4

 

 

48-49

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

2

 

 

 

50

Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.

1

 

51

Показ пьесы детям

1

 

52

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

 

1

 

 

53

Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

1

 

 

 

54-57

Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.

4

 

58-59

Изготовление кукол и бутафории.

2

 

60-63

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

4

 

 

 

64-65

Генеральная репетиция. Звуковое оформление.

2

 

66

Показ пьесы учащимся.

1

 

67

Ремонт кукол.

2

 

68

Подведение итогов работы за год.

Награждение участников по номинациям: «Лучшая роль», «Лучший художник – декоратор», «Чудо-кукла», «Мастер слова».

1

 

 

 

Литература:


1. Алянский Ю.Л. Азбука 
театра. – М.: АРКТИ, 1998. 
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
5. Парулина  О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, 2000.
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
7. Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.

Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.

Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.


 

Скачано с www.znanio.ru