Программа кружка "Мой родной край"4 класс

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мой родной край 4 класс.docx

                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                         Павловская средняя общеобразовательная школа №3

 

Рассмотрено                             Согласовано                                            «Утверждаю»

на заседании    МО                    на методическом совете школы             Директор   

Протокол №1 от 25.08.24г.        Протокол №1 от 28.08.24г.                     МБОУ Павловская СОШ№3

Руководитель МО                     Зам. директора по УВР                            ____________ /А.Н.Топчиев                    

                                   ________ /Н.М.Степкина            ________ /М.В.Ольховатская                  Приказ №99§4 от 29.08.24г

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой родной край»

духовно-нравственное направление

 1-4 класс

2024-2025 уч.год

Составитель РП:

учитель начальных классов

Германова Н. П.

 

2024 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской  программы  Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2015. – 46 с.)

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой родной край», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Мой родной край» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

 

 

                            Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям Воронежского края, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, воронежской области, городов Воронеж, Павловск;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

 

 

 

         

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ ПСОШ № 3. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы   предусмотрено в 1 классе 33ч.  (1 час в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели), что соответствует учебному плану школы.

 

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

          Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о  памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

            Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой  Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

     В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Содержание программы

1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший   школьник. На   данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. 

Города Воронеж и Павловск имеют богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

 

Тематическое распределение часов в 1 классе.

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

Моя семья

8

2

Моя школа

7

3

Мой родной город

11

4

Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

7

 

Всего

33

 

Программа включает в себя четыре раздела.

     Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела первоклассники  учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.

 

             Второй раздел «Моя школа» (7 ч) знакомит:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.

 

Третий раздел «Мой родной город» (11 ч) знакомит:

- с историей образования нашего города;

-с достопримечательностями родного города;

 - с населением и почетными  людьми города;

 - с историей развития и названия улиц.                                         

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

       Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая  родина» (7 ч) знакомит:

- с государственной символикой России;

- с обычаями и традициями русского народа;

- с самым знаменитым городом России – Москва; с областным центром Воронеж;

- с национальными костюмами народов России;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

Тематическое распределение часов во 2 классе.

 

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

История и культура

История и культура

9

2

История создания вещей

 

5

3

Музей-машина времени

 

5

4

О прошлом говорят

5

5

Памятники Воронежа и Павловска

5

6

Природа нашего края

3

7

Люби и знай родной край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

2

 

 

Всего

 

 

 

34

 

                      Программа включает в себя семь разделов.

 

Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

       В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

       Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины.

Четвертый раздел «О прошлом говорят» (5ч) знакомит:

- с историей возникновения и развития  городов Воронежа, Павловска;

- с памятниками архитектуры и истории.

        Этот раздел развивает у  школьников  интерес к истории возникновения русских православных храмов,  как памятников архитектуры.

Пятый раздел «Памятники Воронежа и Павловска» (5 ч ) знакомит:

- с церковными архитектурными памятниками,памятниками писателям, Петру I, героям Великой Отечественной войны.

        В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за  наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

Шестой раздел «Природа нашего края» (3 ч) знакомит:

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

         Этот раздел развивает у школьников умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

Тематическое распределение часов в 3 классе.

Тема

Кол-во часов 

 

 

 

 

 

 

1

Искусство и просвещение

 

6

2

В гостях у сказки

8

3

Литературные Воронеж и Павловск

 

10

4

Щедрая палитра талантов земли Воронежской.

 

6

5

В мире муз

3

6

Люби и знай свой край

1

 

Всего

 

 

 

34

 

3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

 

Программа включает в себя шесть разделов.

 

Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:

-  с историей распространения грамотности и с видами обучения детей купцов и рабочих;

- с экспонатами школьного и  историко – художественного музеев;

-с произведениями искусства И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури.

В программу данного раздела включены экскурсии в школьный музей,  художественный музей.

 

Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:

- с понятиями «фольклор», «жанр»;

- с жанрами и видами русского народного творчества;

- с истоками сказок;

- с понятиями «сказители»,  «хранители и собиратели» сказок.

В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой через просмотр видеофильма, участвуют  в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают  и анализируют сказки бабушки Куприянихи, А.Н. Корольковой.

 

Третий раздел «Литературные Воронеж и Павловск» (10 ч) знакомит:

 

- с фактами  биографии писателей и поэтов,  живших  в Воронежской области;

 - с жизнью и творчеством А.В. Кольцова, И.С. Никитина и их произведениями;

-с  жизнью и деятельностью  Г.Н. Троепольского, его произведением «Белый Бим Чёрное Ухо»;

-с  жизнью и деятельностью  С.Я. Маршака, его произведениями для детей.

 

Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Воронежской (6 ч) знакомит:

- с творчеством художественных коллективов Воронежской области;

- с народными традициями родного края.

Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх,  драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.

 

Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:

 

 - с историей театра, с творчеством  людей, стоявших у истока;

- с работой кружков в ДК «Современник».

 

Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.

 

Тематическое распределение часов в 4  классе.

Тема

Кол – во часов

 

 

 

 

 

1

Что и как изучает история

История и культура

6

2

Путешествие  в  глубь времен

 

8

3

Дворянские города

6

4

Суровые военные годы. Ими гордятся земляки

 

 

 

 

 

 

 

войны

 

 

9

5

Наш город сегодня

 нашего края

4

6

Люби и знай родной город

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рос

РРоссия.

1

 

 

Всего

 

 

 

34

 

4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

 

Программа включает в себя семь разделов.

 

Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

- с понятиями «история», «археология», «археологи».

- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

        В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

Второй раздел «Путешествие в  глубь времен» (8 ч) знакомит:

-с историей возникновения   городов Воронежа и Павловска;

- с информацией о колыбели русского флота.

        В ходе изучения этого раздела учащиеся  узнают о занятиях племен, населяющих наш край, об участниках суворовских походов и Отечественной войны 1812 года.

Третий раздел «Дворянские города» (6 ч) знакомит:

- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их

занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

- с особенностями русской ярмарки.

Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

 

Четвертый раздел «Суровые военные годы. Ими гордятся земляки »  (9 ч) знакомит:

- с датами и событиями военной истории родного города;

- подвигами земляков, защищавших родную землю;

- с героями Великой Отечественной войны;

- с почетными гражданами.

       В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о военных событиях разных эпох, о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения., а также делятся найденной информацией о героях военных событий, о почетных гражданах, их заслугах перед народом.

 

Пятый  раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:

- с образовательными учреждениями Павловска, Воронежа;

- с отраслями промышленности города;

- с отраслями сельского хозяйства.

       Изучая этот раздел,  школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства  Павловска, Воронежа.

 

Шестой раздел «Люби и знай родной город» (1 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов  для викторины  с целью  самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

 

 

Литература

1.                  Белякова М. Усадьба Дурова / М. Белякова // Воронежский курьер. - 2008. - 25 окт.

2.                  Бойков Г. Что за диво! / Г. Бойков // Воронежские вести. - 2001. - 6 июня.

3.                  Бойкова И. Дуровы / И. Бойкова // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 183-185.

4.                  Будакова В. Воронеж. - Воронеж: Центр духовного возро­ждения Черноземного края, 1995.

5.                  Будаков В. Конь в краю Черноземном / В. Будаков // Буме­ранг. - 1999. - № 8. - С. 12.

6.                  Воронеж: Визитная карточка / Сост. В. Елецких. - 3-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2006. - 64 с.

7.                  Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко­архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. - Воро­неж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. - 194 с.

8.                   Воронеж. История края в его музеях. - Воронеж: Издатель­ство «Полярис». - 2007. - 131 с.

9.                   Вся Воронежская земля / С.В. Смиронов. - Воронеж, 2009. - 160 с.

10.                 Всё обо всём. Популярная детская энциклопедия. - М., 1994.

П.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. - М., 2007.

12.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России. - М., 2006.

ТЗ.Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. Исто­рия Воронежской области. - Воронеж, 1976.

14.                  Заповедная природа Воронежского края / Сост. Л.Ф. Попо­ва, Л.И. Зимина. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черно­земного края, 2009. - С. 119-169.

15.                 Ильинский Н.В. Рамонь. - Воронеж: Центр.-Черноземное кн. Изд - во, 1984. - 111 с.

16.                  Как я был репкой. Серия «Воронежские писатели - детям». - Воронеж, 2006.

17.Образцова Л.А. Ольденбургские / Л.А. Образцова. - 2-е изд., доп. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воро­нежского государственного университета, 2008. - 399 с.

18.Овчинникова А. Жемчужина Дона - Дивногорье / А. Ов­чинникова, Н. Овчинникова // Лазурь. - 2010. - №8. - С. 11-14.

19.                  Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной дея­тельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. - Воро­неж, 2013. - 60 с.

20.                   Пульвер Е. Здравствуй, Воронеж! - Воронеж, 1970.

21.                  Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное из­дательство, 1983. - 207 с.

22.                  Русские провинциальные усадьбы / Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черно­земного края, 2003. - 496 с.

23.Что такое. Кто такой. Популярная детская энциклопедия для детей: в 3 т. - М., 1994.

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение:

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Мультимедийная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4 класс

 

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности      учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Что и как изучает история (6 часов)

1

1

Как люди узнают о прошлом.

Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи».

 

.

 

2

2

Как люди узнают о прошлом.

Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок».

 

 

 

3

3

Лента времени.

Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени».

 

 

 

4

4

Лента времени.

Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени».

 

 

 

5

5

История на карте.

 

Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты.

 

 

 

6

6

История на карте.

 

Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Павловска, Воронежа.

 

 

 

Путешествие в глубь времен (8 часов)

7

1

«Город чудный, город древний».

Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

 

 

 

8

2

«Город чудный, город древний».

Находить информацию о первых упоминаниях о городе Павловске, Воронеже. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Павловск».

 

 

 

 

9

3

Воронеж – колыбель русского флота.

Находить информацию о создании Азовского флота.

 

 

 

 

  10

4

Воронеж – колыбель русского флота.

Получать  и анализировать информацию о городе Павловске во времена создания флота..

 

 

 

11

5

«Петровский парус».

 

Получать  и анализировать информацию об отличительных особенностях воронежских военно-морских кораблей XVII века. Воплощать свои творческие замыслы посредством изобразительной деятельности.

 

 

 

12

6

«Петровский парус».

 

Получать  и анализировать информацию об отличительных особенностях воронежских военно-морских кораблей XVII века. Воплощать свои творческие замыслы посредством изобразительной деятельности.

 

 

 

13

7

Петровская эпоха.

Собирать информацию и рассказывать о значении Петра I  в преобразовании нашего края.

 

 

 

14

8

Петровская эпоха.

Собирать информацию и рассказывать о значении Петра I  в преобразовании нашего края.

 

 

 

 

Дворянские города ( 6 часов)

15

1

Прогулка по старинному городу.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях.

 

 

 

16

2

Прогулка по старинному городу.

Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в купеческом городе Павловск»

 

 

 

17

3

Традиции русского дворянства, купечества.

Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века.

 

 

 

18

4

Традиции русского дворянства, купечества.

Выступать с подготовленными сообщениями.

 

 

 

19

5

Русская ярмарка.

Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Павловске, Воронеже.

 

 

 

20

6

Русская ярмарка.

Выступать с подготовленными сообщениями.

 

 

 

Суровые военные годы. Ими гордятся земляки   (9 ч)

21

1

Свидетель суворовских походов.

Узнавать о жизни и военной биографии Я. М. Старкова – участника суворовских походов и битв. Анализировать письменные исторические источники, сопоставляя полученные из них сведения с уже имеющимися.

 

 

 

22

2

Свидетель суворовских походов.

Узнавать о жизни и военной биографии Я. М. Старкова – участника суворовских походов и битв. Анализировать письменные исторические источники, сопоставляя полученные из них сведения с уже имеющимися.

 

 

 

23

1

«России верные сыны». Подвиги воронежцев в Отечественную войну 1812 года.

Узнавать об исторических личностях своих земляков – участников Отечественной войны 1812 года.

 

 

 

24

2

«России верные сыны». Подвиги воронежцев в Отечественную войну 1812 года.

Узнавать об исторических личностях своих земляков – участников Отечественной войны 1812 года.

 

 

 

25

1

«Край родной, войною опаленный».

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

 

 

 

26

2

«Край родной, войною опаленный».

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.

 

 

 

27

1

«Их подвиг бессмертен»

 

Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города.

 

 

 

28

2

«Их подвиг бессмертен».

Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.

 

 

 

29

1

«Никто не забыт, ничто не забыто!».

Узнавать о мемориалах и памятниках своего края, воздвигнутых в память Великой Отечественной войне. Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш город сегодня (4 часа)

 

 

 

30

1

«Воронеж – столица Центрального Черноземья».

Узнавать об отличительных особенностях своего края и его областной столицы. Расширять свои краеведческие познания о достопримечательностях Воронежа и Павловска.

 

 

 

31

2

«Воронеж – столица Центрального Черноземья».

Узнавать об отличительных особенностях своего края и его областной столицы. Расширять свои краеведческие познания о достопримечательностях Воронежа и Павловска.

 

 

 

32

1

«Символика родного края».

 

Узнавать смысл понятий «малая родина», «государственные символы», «герб», «гимн», «флаг», «геральдика». Учиться правилам составления гербовой символики. Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.

 

 

 

33

2

«Символика родного края».

Узнавать смысл понятий «малая родина», «государственные символы», «герб», «гимн», «флаг», «геральдика». Учиться правилам составления гербовой символики. Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.

 

 

 

 

 

 

Люби  и знай родной город (1 час)

 

 

 

34

1

Викторина «История нашего города»

Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.