СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Программа кружка |
3 |
2. |
План работы кружка |
11 |
3. |
Члены кружка |
13 |
4. |
Отчет работы кружка |
14 |
Программа кружка «Занимательная математика»
Пояснительная записка
Математическое образование на уровне основного общего и среднего образования способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
Основные цели математического образования в системе основного общего образования:
‒ освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности;
‒ формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
‒
приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
Математическое образование
строится с учетом принципов непрерывности, преемственности (учет положительного
опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании),
вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе
различных научнометодических подходов), дифференциации (возможность для обучающихся
получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их
индивидуальными особенностями).
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе.
Цель программы кружка:
‒ познакомить обучающихся с организационными и содержательными аспектами проведения ОГЭ, с требованиями, предъявляемыми к учащимися, с типологией тестовых заданий;
‒ создать условия для повторения и обобщения знаний по алгебре и геометрии, формирования умений, необходимых для выполнения тестовых заданий;
‒ создать условия для развития способностей наиболее одарённых обучающихся, способных выполнять задания усложненного типа и заданий олимпиадного уровня.
Задачи кружка:
‒ создавать условия для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности;
‒ развивать математические, интеллектуальные, творческие способности учащихся;
‒ повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
‒ выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Программа кружка «Занимательная математика» ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет обучающимся получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы, а также подготовить обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня, реализуется для обучающихся 1 курса ГСВУ МВД России.
Общая характеристика кружка
Особенность принятого подхода кружка «Занимательная математика» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 часа, относящиеся к различным разделам школьной математики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес обучающихся к предмету и лучше подготовиться к экзамену, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Программа кружка предлагает обучающимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. Работа кружка строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Экзаменационная работа по математике в форме ОГЭ состоит из двух частей и модулей: «Алгебра» и «Геометрия». Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Курс кружка направлен на подготовку обучающимся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Программа кружка рассчитана на 30 часов для работы с обучающимся 1 курса ГСВУ МВД России и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Для работы с обучающимся безусловно применимы такие формы работы, как лекция, практика и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию преподавателя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.
В программе курса заложена возможность дифференцированного обучения. Программа применима для различных групп обучающимся, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Занятия кружка проводятся на 1 курсе ГСВУ МВД России и проводятся из расчета 1 час в неделю, всего 30 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты работы кружка
Программа кружка обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
5. умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
7. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
8. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
9. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
10. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
предметные:
1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5. умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7. овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
8. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание программы кружка
Числа, числовые выражения, проценты (3 часа)
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
Буквенные выражения (1час)
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби (3часа)
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
Уравнения и неравенства (3 часа)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3 часа)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Функции и графики (3 часа)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
Текстовые задачи (3 часа)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения .
Элементы статистики и теории вероятностей (2часа)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Треугольники (3 часа)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Многоугольники (2 часа)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
Окружность (2 часа)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (2 часа)
Планируемые результаты работы кружка
Обучающийся научится:
‒ выполнять вычисления и преобразования;
‒ выполнять преобразования алгебраических выражений;
‒ решать уравнения, неравенства и их системы;
‒ строить и читать графики функций;
‒ выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами ;
‒ работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события;
‒ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
‒ строить и исследовать простейшие математические модели.
Обучающийся получит возможность:
‒ использовать математические формулы при решении математических и практических задач;
‒ решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);
‒ работать в группах;
‒ работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета;
‒ узнать как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
‒ выяснить значение математики как науки.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения кружка
Литература
1. Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др.Учебники: Алгебра, 7,8,9 классы. М.:Просвещение.
2. Естафьева Л.П. Алгебра, 7 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
3. Естафьева Л.П. Алгебра, 8 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
4. Естафьева Л.П. Алгебра, 9 кл.: дидактические материалы/Л.П. Естафьева, А.П. Карп. – М. Просвещение, 2013.
6. Глазков Ю. А. «ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций» .
7. Ященко И.В. «ОГЭ 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания».
8. Ященко И. В. « Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий. 3 модуля».
9. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов. Математика 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА. изд. Легион
Интернет-ресурсы
1. Математика. Открытый банк заданий ОГЭ. http://www.mathgia.ru
2. Естественно-научный образовательный портал. http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284
3. http://kvant.mccme.ru/ Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»
ПЛАН работы кружка
Календарно - тематическое планирование
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата занятия |
Числа, числовые выражения, проценты |
3 |
|
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Разложение натурального числа на простые множители. |
1 |
15.09.2017 г. |
Действия с обыкновенными и десятичными дробями |
1 |
22.09.2017 г. |
Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту. |
1 |
29.09.2017 г. |
Буквенные выражения |
1 |
|
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных |
1 |
06.10.2017 г. |
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби |
3 |
|
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. |
1 |
13.10.2017 г. |
Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. |
1 |
20.10.2017 г. |
Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства. |
1 |
27.10.2017 г. |
Уравнения и неравенства |
3 |
|
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. |
1 |
10.11.2017 г. |
Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. |
1 |
17.11.2017 г. |
Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод. |
1 |
24.11.2017 г. |
Прогрессии: арифметическая и геометрическая |
3 |
|
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. |
1 |
01.12.2017 г. |
Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. |
1 |
08.12.2017 г. |
Решение тестовых заданий. Часть 1 |
1 |
15.12.2017 г. |
Функции и графики |
3 |
|
Понятие функции. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. |
1 |
22.12.2017 г. |
Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. |
1 |
19.01.2018 г. |
Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций. |
1 |
26.01.2018 г. |
Текстовые задачи |
3 |
|
Текстовые задачи на движение и способы решения |
1 |
02.02.2018 г. |
Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений |
1 |
09.02.2018 г. |
Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения |
1 |
16.02.2018 г. |
Элементы статистики и теории вероятностей |
2 |
|
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. |
1 |
02.03.2018 г. |
Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей |
1 |
09.03.2018 г.
|
Треугольники |
3 |
|
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники.. |
1 |
16.03.2018 г. |
Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства и подобия треугольников. |
1 |
23.03.2018 г. |
Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника. |
1 |
06.04.2018 г. |
Многоугольники |
2 |
|
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. |
1 |
13.04.2018 г. |
Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. |
1 |
20.04.2018 г. |
Окружность |
2 |
|
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. |
1 |
27.04.2018 г. |
Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга. |
1 |
04.05.2018 г. |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ |
2 |
|
Решение заданий из открытого банка заданий ОГЭ раздела «Алгебра» |
|
11.05.2018 г. |
Решение заданий из открытого банка заданий ОГЭ раздела «Геометрия» |
|
18.05.2018 г. |
ЧЛЕНЫ КРУЖКА
«Занимательная математика»
1. Каимов Магомед Русланович – 101 взвод
2. Мурзаев Рамзан Муратович – 101 взвод
3. Гаджиев Гаджи Рашидович – 101 взвод
4. Очерхаджиев Арби Саид-Алиевич – 102 взвод
5. Микиев Амерхан Райбекович – 102 взвод
6. Муслимов Исмаил Хожбаудиевич – 102 взвод
7. Оздамиров Иса Алиевич – 102 взвод
8. Тутаков Магомед Асланович – 102 взвод
9. Белхороев Ваха Рустамович – 103 взвод
10. Ахметов Ражабхан Русланович – 103 взвод
11. Яндаров Дени Магомед-Эминович – 103 взвод
12. Бурсагов Роман Бесланович – 103 взвод
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.