ПРОГРАММА КРУЖКА
«Живой листок »
Автор-составитель:
Ломова Ирина Николаевна
Возраст учащихся 7-12 лет.
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
Программа "Живой листок" вводит воспитанников в удивительный мир творчества. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность воспитаннику проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, воспитанники приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Работа с бумагой таит в себе большие воспитательные возможности. У детей воспитывается аккуратность и умение бережно и экономно использовать материал, трудолюбие, эстетический вкус, творческая активность, целенаправленность, прилежание. Дети овладевают культурой и навыками труда. Занятия с ножницами и бумагой развивают чувство цвета, пропорции, глазомер, тренируют руку.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация, торцевание, оригами, квиллинг). Создавая свой мир из бумаги, учащийся готовится стать созидателем доброго мира. Ведущая идея программы «Живой листок » - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого учащегося и его самореализация.
Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь ребенка», т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Особое внимание уделяется созданию в группе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с воспитанником на основе личностно-ориентированной модели.
Данная программа составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль) и адаптирована для работы в государственном учреждении Тульской области «Социально-реабилитационный центр№2»
Цель программы - вовлечь ребёнка в творческую деятельность посредством овладения основами работы с бумагой
Задачи программы:
Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (7-14 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю .
Формы и методы реализации программы.
Ведущими методами, используемыми на занятиях, являются: беседа, рассказ, пример, презентация, демонстрация, иллюстрация.
Содержание программы
Организационное занятие. Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Содержание рабочего места. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Моделирование. Знакомство с видами моделирования. Плоскостное моделирование.
Практическая работа. Освоение навыков работы с разными инструментами. Изготовление изделий по образцу (шаблону). Выбор эскиза, выполнение работы по собственному замыслу.
Аппликация. Знакомство с видами аппликации. Плоская, симметричная, многогранная (обрывная, аппликация из ладошек) аппликация.
Практическая работа. Выполнение творческих работ.
Фигурное вырезание. Знакомство с техникой вырезания. Просмотр презентации.
Практическая работа. Освоение приёмов техники художественного вырезания. Умение работать с разными инструментами. Бумажные узоры (выбор шаблона, творческая работа). Художественное вырезание (выбор эскиза, шаблона, работа над композицией).
Оригами. Знакомство с техникой оригами. Просмотр презентации.
Практическая работа. Основные приёмы. Базовые формы «треугольник», «блинчик», «воздушный змей». Изготовление фигурок в технике оригами.
Плетение. Знакомство с техникой плетения.
Практическая работа. Выполнение поделок с использованием техники плетения.
Торцевание. История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации.
Практическая работа. Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту. Плоскостное торцевание (выбор эскиза, изготовление деталей, работа над композицией).
Квиллинг. История бумажной филиграни. Просмотр презентации. Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Свойство бумаги. Разнообразие бумаги, её виды. Материала и инструменты.
Практическая работа. Основные приёмы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм. Изготовление цветов в технике квиллинг. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Работа с картоном. Свойства картона. Сравнение свойств картона и бумаги.
Практическая работа. Выполнение поделок из картона для украшения интерьера.
Бумажные фантазии. Самостоятельная работа учащихся в применении освоенных техник художественно-прикладного творчества.
Экскурсии.
Итоговое занятие. Выставка творческих достижений.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года воспитанники должны знать:
художественного творчества;
вырезание, гофрирование, склеивание;
торцевание, фигурное вырезание, оригами, плетение);
К концу учебного года воспитанники должны уметь:
Кроме того, воспитанники смогут развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.
Календарно-тематическое планирование
работы кружка «Бумажный калейдоскоп»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Организационное занятие Обучение правилам безопасности Инструменты и материалы. |
1 |
||
Из истории бумаги. Практическая работа «Свойства бумаги». |
1 |
||
Аппликация. Знакомство с видами аппликации. |
1 |
||
|
1 |
||
Аппликация «Цветы для мамы». Работа с салфетками. |
|||
Аппликация из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб). Аппликация из геометрических фигур (круг, полукруг, овал). |
2 |
||
Оригами. Знакомство с техникой оригами. |
1 |
||
Оригами. Базовая форма «треугольник». Домашние животные. |
1 |
||
Оригами. Базовая форма «воздушный змей». Снежинка. |
2 |
||
Оригами. Базовая форма «блинчик». Коллективная работа «Аквариум». |
2 |
||
Фигурное вырезание. Украшения из бумаги. |
2 |
||
Фигурное вырезание. Симметричное вырезание. Коллективная работа «Декоративные подвески». |
2 |
||
Плоскостное моделирование. «Рождественские носочки». |
2 |
||
Аппликация из ладошек «Зимние деревья» |
2 |
||
Бумажные фантазии. «Новогодняя ёлка». |
2 |
||
Экскурсия на выставку. |
2 |
||
Обучение правилам безопасного поведения. Инструменты и материалы. |
1 |
||
Практическая работа «Свойства картона. Сравнение свойств картона и бумаги». |
1 |
||
Работа с картоном. «Зимний сад. Именные колокольчики». |
2 |
||
Торцевание. Знакомство с новой техникой обработки бумаги. |
2 |
||
Торцевание. Контурное торцевание по собственному замыслу. |
2 |
||
Торцевание. «Валентинка» |
2 |
||
Аппликация из ладошек. «Птички» |
2 |
||
Бумажные фантазии. «Подарок маме» |
2 |
||
Квиллинг. История бумажной филиграни. Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. |
1 |
||
Квиллинг. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» |
1 |
||
Квиллинг. Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов. |
2 |
||
Квиллинг. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью». |
2 |
||
Плетение. Знакомство с техникой плетения. «Разноцветный коврик» |
2 |
||
Плетение. «Рыбка» |
2 |
||
Экскурсия на выставку. |
2 |
||
Бумажные фантазии. Открытка «Праздничный салют» |
2 |
||
Аппликация. Обрывная аппликация «Чудо-дерево». Коллективная работа. |
2 |
||
Бумажные фантазии. Коллективная работа «Лето» |
2 |
||
Выставка творческих достижений «Бумажный калейдоскоп» |
2 |
Рекомендуемая литература
1. Агапова, И., Давыдова, М. Поделки из бумаги / И. Агапова, М. Давыдов, - М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
2. Агапова, И., Давыдова, М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины / И. Агапова, М. Давыдова. – М .:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008
3. Агапова, И. Лучшие поделки из бумаги и картона / И. Агапова.- М.: Дом. 21 век., 2008.
4. Быстрицкая, А.И. Бумажная филигрань / А.И Быстрицкая. – М.: Айрис-пресс, 2010
5. Каминская, Е. А. Поделки из бумаги для начинающих / Е. А. Каминская. –Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
6. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Донателла Чиотти – М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
7. Шилкова, Е. Квиллинг. Поделки из бумажных лент / Е. Шилкова. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.